АВСТРАЛИЯ И КИТАЙСКИЙ РЫНОК ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация: Экономическое процветание в отношениях между двумя странами имеет важное значение с точки зрения национальных интересов как Австралии, так и КНР. Австралия уже много лет входит в число самых привлекательных для инвестирования стран. Это развитая страна со стабильно растущей экономикой, которая с самого начала китайской стратегии «выхода за рубеж» стала привлекать китайских инвесторов. Большой объем капиталов из КНР давно вызывает опасения у жителей Австралии, поэтому австралийское правительство в Канберре, отвечая на общественный запрос, ужесточило требования к иностранным инвесторам, особенно китайским, что негативно сказалось на притоке ПИИ из Китая.
Ключевые слова: инвестиции, Китай, Австралия, торговля, сотрудничество, экспорт.
Annotation: Economic prosperity in relations between the two countries is important from the point of view of the national interests of both Australia and China. Australia has been among the most attractive countries for investment for many years. This is a developed country with a steadily growing economy, which from the very beginning of the Chinese strategy of "going abroad" began to attract Chinese investors. A large amount of capital from China has long been a concern among Australians, so the Australian government in Canberra, responding to public demand, tightened requirements for foreign investors, especially Chinese, which negatively affected the inflow of FDI from China.
Key words: investments, China, Australia, trade, cooperation, export.
Между Австралией и Китаем существуют глубокие двухсторонние экономические отношения, которые сложно недооценивать. Одной из важной вехой, регулирующее отношения между государствами является Соглашение о
свободной торговле между Китаем и Австралией вступившее в силу 20 декабря 2015 года [1]. Благодаря этому соглашению торговые отношения между странами в последние годы развивались довольно высокими темпами, хотя в недавнее время активно развивающееся экономическое сотрудничество между странами было подвергнуто серьезным испытаниям.
Из-за вовлеченности Австралии в сферу влияния США и зависимости экономики и развития Австралии от финансовых потоков США, Австралия стала невольным участником развернувшейся торговой войны между КНР и США. Для Австралии данное противостояние стало нелегким испытанием, которое по итогам привело к охлаждению в отношениях с КНР.
«Власти Китая распорядились с 6 ноября прекратить закупку у Австралии по меньшей мере семи товарных категорий, включая уголь, медь, пиломатериалы, ячмень, сахар, вино и лобстеров. При этом железная руда — крупнейшая статья импорта Китая из Австралии — под ограничения не подпала.» Об этом со ссылкой на осведомленные источники сообщило агентство Bloomberg [2].
Распоряжение о приостановке закупок, по данным источников агентства, было сделано в устной форме крупным трейдерам в ходе обсуждений в последние недели. И оно стало очередным шагом в противостоянии Китая и Австралии, начавшегося в 2018 году после того, как Австралия не допустила компанию Huawei до установки сетей 5G из соображений национальной безопасности. Отношения между двумя странами значительно обострились после того, как австралийское правительство призвало провести международное расследование возникновения COVID-19 и найти ответственного в его распространении по всему миру.
Китай является крупнейшим рынком экспорта для Австралии. В 2019 году Китай закупил у нее сырья и товаров в общей сложности на $104 млрд. Австралия поставляет более 60% необходимой ему железной руды, около 60% коксующегося угля и почти 25% энергетического угля, более 50% СПГ, чуть менее 5% медной руды (1,05 млн тонн). Почти 60% производимого Австралией
ячменя идет в Китай, в прошлом году он закупил 2,5 млн тонн этого зерна. Австралия, кроме того, является крупнейшим поставщиком вина в Китай, где его закупают на $728 млн в год. Кроме того, Китай ежегодно закупает у Австралии около 170 тыс. тонн сахара.
Ранее власти Китая уже приостанавливали часть поставок говядины и ячменя из Австралии, сославшись на их несоответствие санитарным нормам КНР, поднимали пошлины на ячмень до 80%, приостанавливали поставки хлопка, задерживали поставки лобстеров, запрещали импорт древесины из штата Квинсленд и развернули антидемпинговое расследование в отношении австралийского вина.
Как отметил в интервью Bloomberg сотрудник сиднейского аналитического центра Lowy Institute Ричард Макгрегор, «Китай, похоже, решительно настроен наказать Австралию и сделать этот случай примером для других стран». «Они хотят показать, что политические разногласия имеют свою цену», — добавил аналитик [3].
Если говорить об инвестициях Австралии в экономику Китая, то КНР плотно держится в Топ-10 стран, куда инвестирует Австралия, однако, объем инвестиций в Китай более чем в 13 раз уступает инвестициям в США за 2020 год. Даже принимая во внимание тот факт, что снижение инвестирования в КНР между 2019 и 2020 составило 25%, то разница между КНР и США в более «успешном» 2019 году составляла почти 10 раз [4].
Таблица1. «Инвестиции Австралии за 2018-2020 года» (A$ billion) [5]
Rank in 2020 Economy 2018 2019 2020 % of total % change 2019 to 2020 5-year trend % growth
1 United States 730.2 836.8 863.6 28.4 3.2 6.0
2 United Kingdom 406.6 510.3 615.2 20.2 20.5 12.6
3 New Zealand 96.4 130.9 124.7 4.1 -4.8 6.2
4 Japan 113.4 139.5 112.4 3.7 -19.4 4.4
5 Canada 80.6 82.4 94.1 3.1 14.1 19.9
6 Cayman Islands 79.5 82.3 89.6 2.9 8.9 13.2
7 Germany 74.0 98.5 88.9 2.9 -9.7 7.5
8 Hong Kong (SAR of China) 52.6 66.8 71.1 2.3 6.4 8.3
9 China 79.2 85.3 64.0 2.1 -25.0 0.6
10 Singapore 73.5 83.7 63.2 2.1 -24.5 4.2
Последние события привели к замораживанию сотрудничества КНР с Австралией в рамках экономического диалога. Представители КНР точно не говорят, какие именно действия привели к охлаждению сотрудничества, но в коротком заявлении Комиссии национального развития и реформ Китая (NDRC) данное решение было прокомментировано следующим образом: «Недавно некоторые официальные лица Австралийского правительства Содружества предприняли ряд мер по нарушению нормальных обменов и сотрудничества между Китаем и Австралией из-за мышления времен холодной войны и идеологической дискриминации» [3].
На фоне приостановки диалога, начались другие проблемы для двухстороннего экономического сотрудничества. Так, последовала информация о том, что власти Китая рекомендовали небольшим фирмам-импортерам сжиженного газа, который осуществляют закупку до 10% всего СПГ, воздержаться от закупок новых партий СПГ у Австралии в 2022 году из -за ухудшения отношений. Тем не менее, более крупные фирмы такой информации не получали, а значит и влияние подобных рекомендаций может оказаться достаточно скромным, хотя само по себе явление не является положительным.
Согласно данным BloombergNEF, на долю менее крупных покупателей СПГ в Китае приходится около 11% от общего объема импорта страны. Оставшуюся часть обеспечивают крупные государственные фирмы - China National Offshore Oil Corp., China Petroleum & Chemical Corp. и PetroChina Co. На
импорт целого ряда сырьевых товаров из Австралии Китай ввел таможенные пошлины или ограничения в последние годы в условиях роста напряженности в торговых отношениях между двумя странами, особенно на фоне требований австралийских властей о расследовании из-за распространения коронавируса [6].
Китай закупает более 40% всего необходимого стране сжиженного газа у Австралии, являющейся одним из крупнейших его поставщиков. Как показывают данные о перемещении морских судов, собранные Bloomberg, пока нет никаких признаков того, что поставки перенаправляются. В прошлом году Австралия поставила в Китай СПГ на сумму 13 млрд австралийских долларов (10 млрд US$) - объем, который будет непросто заменить в случае полного запрета на поставки сырья.
С другой стороны, австралийская BHP Group и китайская HBIS Group подписали Меморандум о взаимопонимании накануне публикации заявления КНР о заморозке диалога в рамках двухстороннего экономического сотрудничества. BHP планировала инвестировать $15 млн. в следующие три года для изучения и изучения технологий и методов сокращения выбросов парниковых газов с HBIS Group.
В рамках этого сотрудничества BHP и HBIS сосредоточат свое внимание на трех ключевых областях, включая технологию прямого восстановления на основе водорода, технологию рециркуляции стального шлака и повышение степени утилизации кусковой железной руды.
Сотрудничество направлено на то, чтобы помочь обеим сторонам ускорить достижение собственных целей в области изменения климата. Это также было основной целью большинства крупных производителей стали в Китае [7].
В это же время, компания Rio Tinto обязалась в течение следующих двух лет инвестировать $10 млн. в крупнейшего в мире производителя стали China Baowu Steel Group - в проекты и исследования по производству низкоуглеродистой стали. Эти инвестиции являются следующим шагом в продвижении партнерства, сформированного между Rio Tinto, China Baowu и Университетом Цинхуа в 2019 году для разработки и внедрения новых методов
сокращения выбросов углерода и улучшения экологических показателей в цепочке создания стоимости стали.
Инвестиции Rio Tinto пойдут на финансирование совместного создания Центра НИОКР по подготовке низкоуглеродистого сырья, который первоначально будет уделять первоочередное внимание развитию процессов подготовки руды с низким содержанием углерода.
Проект включает в себя создание двух пилотных заводов по обогащению руды, один для использования биомассы, а другой для разведки с использованием микроволновой технологии. Инвестиции также будут поддерживать работы по двуокиси углерода и конверсии в Центре низкоуглеродных металлургических инноваций China Baowu, который представляет собой открытую платформу под руководством Baowu для развития металлургических технологий для поддержки низкоуглеродной трансформации в сталелитейной промышленности.
Эти инвестиции будут способствовать развитию технологий, которые будут иметь решающее значение для сокращения выбросов в результате преобладающего в Китае производства чугуна и стали, и будут поддерживать как краткосрочные, так и долгосрочные цели по декарбонизации сталелитейной промышленности [5].
Таким образом, несмотря на серьезные разногласия и ухудшение двустороннего взаимодействия в политической сфере, экономическое сотрудничество между странами продолжает развиваться, хоть и не прежними темпами. Австралия заинтересована в дальнейшем выходе на китайский рынок инвестиций в сфере зеленой экономики: австралийские компании продолжают сотрудничать с китайскими в рамках сокращения отходов, их переработки и борьбы с климатическими изменениями.
Библиографический список:
1. The China-Australia Free Trade Agreement (ChAFTA) [Соглашение о свободной торговле между Китаем и Австралией] // Full text of agreement.
[Электронный документ]. URL: https://www.dfat.gov.au/sites/default/files/chafta-agreement-text.pdf. (Дата обращения 06.11.2020).
2. China to Halt Key Australian Imports in Sweeping Retaliation // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-11-03/china-to-halt-key-australian-commodity-imports-as-tensions-mount?ftclid=[wAR0Sh-VKhzqcDsVk cwgUgnSFnDT_l3_fTdYomYKKk51goZieVczrzYMpQpI (Дата обращения: 12.03.2021).
3. Миклашевская А. Китай прекращает закупку у Австралии ключевых сырьевых товаров // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4558605. (Дата обращения: 13.04.2021).
4. Statistics on where Australia invests. // Australian Government. URL: https://www.dfat.gov.au/trade/resources/investment-statistics/statistics-on-where-australia-invests. (Дата обращения: 14.04.2021).
5. Австралия обвинила Китай в сокрытии информации о коронавирусе // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/704943. (Дата обращения: 06.05.2021).
6. BHP и HBIS подписали меморандум по сокращению выбросов в сталелитейной промышленности // Металлургический бюллетень. URL: https://www.metalbulletin.ru/news/black/10156839/ (Дата обращения: 11.03.2021).
7. Rio Tinto инвестирует $10 млн в малоуглеродное производство стали на Baowu Steel // Металлургический бюллетень. URL: https://www.metalbulletin.ru/news/black/10155285/ (Дата обращения: 11.03.2021). УДК 347 Юридические науки
Байрамов Орхан Махир оглы, студент 4 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак
Анисимов Дмитрий Владимирович, студент 4 курса юридического факультета, Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак Сакаева Эльвира Зинуровна, научный руководитель, доцент, к.э.н. Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак