ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ И РЕНОВАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ
УДК 72
АВИАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Т. О. Цитман, Е. В. Бардынина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
В статье анализируется актуальность создания на территории Астраханской области авиационного кластера, обобщаются правила его проектирования, обосновывается выбор места его расположения, выявляются особенности размещения основных сооружений на территории кластера, приводится функциональная схема генерального плана и перечень проектируемых объектов.
Ключевые слова: малая авиация, кластер, региональные авиаперевозки, развитие авиации в России, аэродромная инфраструктура, аэропорт, инновационные комплексы, функциональное зонирование, организация пространства.
AVIATION CLUSTER OF THE ASTRAKHAN REGION T. O. Tsitman, E. V. Bardynina
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
In article relevance of creation in the territory of the Astrakhan region of an aviation cluster is analyzed, rules of his design are generalized, the choice of the place of his arrangement is proved, features of layout of the main constructions in the territory of a cluster come to light, the function chart of the master plan and the list of objects for design is provided.
Keywords: small aviation, cluster, regional air traffics, development of aviation in Russia, commuter infrastructure, airport, innovative complexes, functional zoning, organization of space.
В предыдущей статье [1] была выявлена актуальность создания авиационного кластера на территории Астраханской области (рис. 1):
• поддержка Федеральной программы развития малой авиации на региональном уровне [2];
• развитие экономики региона;
• обслуживание пассажирских и грузовых рейсов;
• обеспечение экстренных служб и сельского хозяйства авиационной техникой;
• досуг (авиаклуб), спорт (центр летной подготовки), туризм;
• координационный центр авиационных работ в области;
• инновационность (технопарк).
Сопутствующая аэродромам инфраструктура - предприятия по производству техники, агрегатов и комплектующих, сервисные предприятия для технического обслуживания и ремонта, конструкторские бюро, центр подготовки авиационного персонала, аэродром [3, 4] -объясняют целесообразность кластерного подхода к подобным проектам.
Кластер - это группа предприятий, организаций, расположенных на одной территории и объединенных одной хозяйственной тематикой (в рассматриваемом случае - авиационной). В России проектирование авиационных кластеров стало одним из путей возрождения авиации, поэтому нами был проведен анализ соответствующих структур (табл. 1).
В качестве обоснования кластерного подхода также был осуществлен анализ туристических маршрутов в Астраханской области (рис. 2).
В процессе проектирования было выбрано наиболее подходящее, с нашей точки зрения, место для расположения авиационного кластера - незадействованная территория к юго-востоку от Зацаревского планировочного района. С запада территорию окружают зоны сельскохозяйственного назначения, а с севера и юга - индивидуальная жилая застройка. Расположенный таким образом кластер будет удобно связан с существующим международным аэропортом г. Астрахани, а также получит выход к водной глади, что дает возможность создания гидроаэропорта с набором соответствующей летной техники.
Для эффективного функционирования структуры малой авиации требуется не только разработать основной аэрокомплекс, но и организовать небольшие станции, оборудованными вертолетными площадками, находящимися на территориях муниципальных образований Астраханской области, а также мест, куда доступ наземным транспортом ограничен или невозможен (например, пос. Тишково, Большой Могой). Кроме того, должна быть предусмотрена возможность не только региональных полетов, но и воздушных рейсов на территорию других областей Южного федерального округа (рис. 3).
За последние три года средние темпы роста региональных авиаперевозок через аэропорты СФО составили 14 % в год
Рис. 1. Актуальность создания авиационного кластера в регионе
Аналоги кластерных предприятий России
Таблица 1
Объект
Аэрокосмический кластер, Самара
Направления деятельности, особенности
Обширный инновационный аэрокосмический кластер, соединяющий главные предприятия в области ракетостроения, двигате-лестроения и производства авиатехники. Фундамент составляют предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации. На территории одного региона происходит полный цикл производства всех видов авиакосмической техники. Предприятия кластера разрабатывают и производят космические летательные аппараты, авиационные и ракетные двигатели, детали и комплектующие для авиационной техники, производится техобслуживание и ремонт воздушных судов
Фото
Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»
Гражданское крупное и малое авиастроение, производство авионики и композиционных материалов для авиастроения, международные и междугородные перевозки, подготовка кадров для авиации стран из ближнего зарубежья.
Также здесь расположены организации, ведущие научно-исследовательскую деятельность в области авиационных материалов и технологий производства, сервисный блок для строительного комплекса, оказываются аэропортовые услуги
Саровский инновационный кластер
Здесь ведутся исследования, разработки и производство в области 1Т-технологий (суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных физических процессов), новых материалов и энергетики, научного и промышленного приборостроения, автоматических систем управления технологическими процессами
Научно-технический журнал
Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения, Хабаровск
В Хабаровске производится основная продукция машиностроительной отрасли. Предпосылки к развитию кластера - наличие усиленных промышленных предприятий и фундаментальной образовательной базы в области машиностроения, широкие транспортные возможности области, приближенность к восточным рынкам, большой опыт в сфере взаимодействия межотраслевых групп машиностроения, развитая инфраструктура и существование свободных территорий под реализацию инновационных проектов в крупных городах области, стабильные связи с институтами развития, наличие потенциала для развития экспортных сторон экономики
Улан-Удэнский авиационный производственный кластер, Республика Бурятия
Кластер высокотехнологичного приборостроения и машиностроения на базе Улан-Удэнского авиационного завода, производит модернизацию вертолетов семейства Ми-8/ Ми-17 для сохранения их конкурентоспособности на рынке
Развитие информационных технологий, ра-диоэлектро-ники, приборостроения, средств связи и инфотелеком-муникаций, Санкт-Петербург
Проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по различным сферам информационных технологий, программно-аппаратные средства для морской и речной навигации судов, виртуальная 3D-реальность, программные комплексы для управления складами, портовыми комплексами; разработка и производство систем общей безопасности и энергоэффективности на объектах транспортной, энергетической, промышленной инфраструктуры; разработка и производство автоматизированных систем управления движением и транспортной логистикой на базе НИС «ГЛОНАСС»
Инновационный территориальный кластер ракетного дви-гателестроения «Технополис «Новый звездный», Пермь
Специализируется на высокотехнологичных отраслях машиностроения - на ракетной авиационной промышленности, двигателе-строении, энергетическом машиностроении; также здесь ведут свою работу центры компетенции по обработке металлических изделий и прочим технологиям
Рис. 2. Туристические достопримечательности Астраханской области
Летный парк малой авиации условно можно разделить на сельскохозяйственную группу, группу туризма, группу транспортных авиалиний, связывающих областные центры, и группу малой авиации для помощи в чрезвычайных ситуациях. В общем виде кластер представляет собой комплекс сооружений, связанных между собой эксплуатационно-техническим процессом. Первостепенное значение при зонировании территории приобретает движение пассажиров,
грузов, почты, багажа, а также обслуживание самолетов в пределах аэропорта[3-5].
Сперва, учитывая ветровой режим, прилегающую к аэропорту застройку и радиус охраняемого воздушного пространства, выбирается место, занимаемое летной зоной. Затем необходимо расположить технические сооружения для обслуживания самолетов, грузов и объекты, предназначенные для пассажиров, посетителей и работников (рис. 4).
Научно-технический журнал
Рис. 3. Схема вертолетных баз и направления перелетов
Рис. 4. Функциональное зонирование генерального плана
Объект по генеральному плану будет включать в себя:
1) аэровокзал;
привокзальную площадь; перрон;
вертолетные площадки; гидроаэропорт; летную полосу; рулевые дорожки;
8) аэродромную службу аэропорта;
9) площадки специального назначения;
10) ангары; склады грузового комплекса; метеовышку; пожарное депо;
базу технического обслуживания; парковки;
летно-испытательную площадку;
2)
3)
4)
5)
6) 7)
11) 12)
13)
14)
15)
16)
17) зону рекреации с общественными объектами (кафе, развлекательный центр, гостиница).
Центром авиакластера станет аэрокомплекс, одновременно выполняющий роль аэровокзала и клуба. Это требует обособленности функциональных процессов, что влечет за собой необходимость тщательной проработки планировочной структуры. Аэрокомплекс можно разделить по функциям на три крупных блока: аэроклуб, занимающийся туристической, спортивно-развлекательной деятельностью, блок вокзального комплекса и блок образования (рис. 5)
Таким образом, нами были рассмотрены принципы формирования кластера с позиции планировочной структуры и взаимосвязи объектов на его территории, составлены схемы зонирования, определена территория расположения и состав генерального плана.
Дегпский клуб Рис. 5. Функциональное деление аэрокомплекса Список литературы
1. Цитман Т. О., Бардынина Е. В. Актуальность и принципы проектирования регионального авиационного кластера в Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2016. № 2 (17). С. 20-24.
2. Александр Жилкин: Российской авиации общего назначения нужна поддержка федерального правительства и законодательства. URL: http://jilkin.ru/news/aleksandr-zhilkin-rossiyskoy-aviacii-obshchego-naznacheniya-nuzhna-podderzhka-federal-nogo
3. Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий. М., 1985.
4. Специальные сооружения аэропортов. М. : Стройиздат, 1941.
5. Архитектура и проектирование аэропортов гражданской авиации / Гос. арх. изд-во Академии архитектуры СССР. М., 1941.
© Т. О. Цитман, Е. В. Бардынина
Ссылка для цитирования:
Цитман Т. О., Бардынина Е. В. Авиационный кластер Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 26-32.