Научная статья на тему 'АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационные происшествия / гражданская авиация / отечественная авиация / причины авиапроисшествий / aviation accidents / civil aviation / domestic aviation / causes of accidents

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ю.В. Жиленко, А.В. Лонин

Данная работа посвящена изучению авиационных происшествий в отечественной гражданской авиации. В статье рассматриваются причины происшествий и статистика количества катастроф и жертв в советский и российский период. Проводится анализ и выявляются причинно-следственные связи высокого уровня катастрофичности в отдельные периоды существования гражданской авиации. Приводятся примеры крупных авиационных происшествий на территории СССР и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRCRAFT ACCIDENTS IN THE USSR AND MODERN RUSSIA

This work is devoted to the study of accidents in the domestic civil aviation. The article examines the causes of accidents and statistics on the number of accidents and victims in the Soviet and Russian periods. The analysis is carried out and the cause-and-effect relationships of a high level of catastrophe in certain periods of the existence of civil aviation are revealed. Examples of major aviation accidents on the territory of the USSR and Russia are given.

Текст научной работы на тему «АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК: 608.20

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ю. В. Жиленко Научный руководитель: А. В. Лонин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: gilenko1998@mail.ru

Данная работа посвящена изучению авиационных происшествий в отечественной гражданской авиации. В статье рассматриваются причины происшествий и статистика количества катастроф и жертв в советский и российский период. Проводится анализ и выявляются причинно-следственные связи высокого уровня катастрофичности в отдельные периоды существования гражданской авиации. Приводятся примеры крупных авиационных происшествий на территории СССР и России.

Ключевые слова: авиационные происшествия, гражданская авиация, отечественная авиация, причины авиапроисшествий.

AIRCRAFT ACCIDENTS IN THE USSR AND MODERN RUSSIA

Yu. V. Zhilenko Scientific supervisor - A. V. Lonin

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: gilenko1998@mail.ru

This work is devoted to the study of accidents in the domestic civil aviation. The article examines the causes of accidents and statistics on the number of accidents and victims in the Soviet and Russian periods. The analysis is carried out and the cause-and-effect relationships of a high level of catastrophe in certain periods of the existence of civil aviation are revealed. Examples of major aviation accidents on the territory of the USSR and Russia are given.

Key words: aviation accidents, civil aviation, domestic aviation, causes of accidents.

Каждый раз, когда происходит авиационное происшествие, мир строит догадки о причинах катастрофы, как и эксперты, чья работа - выяснить, что же произошло. Катастрофы не случаются просто так, каждой предшествует цепь решающих событий. Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить основные причины авиационных происшествий и путем сравнительного анализа отечественной гражданской авиации в разные периоды времени выяснить, стала ли гражданская авиация в нашей стране безопасней.

Гражданская авиация в России ведет свое начало с 1923 года. Практически за 100 лет существование пассажироперевозок в нашей стране случалось не мало авиационных происшествий, которые, безусловно, не могли не внести коррективы в безопасность полетов. Главной задачей гражданской авиации остается одна - это безопасность. Ежедневно в мире совершается более 120 тысяч перелетов и перевозится примерно 12 млн пассажиров. [1] В процессе развития гражданской авиацииавиатранспорт становится более совершенным, контроль безопасности в аэропорту ужесточается, а подготовка кадров ведется качественнее. Несмотря на все эти факторы, есть риск авиационного происшествия.

На рисунке 1 видно, какие на данный момент существуют основные причины авиационных происшествий. Диаграмма показывает, что практически в половине процентов случаев, причиной является ошибка экипажа. [2]

1) Ошибка Экипажа.

Из них 28% приходится на неспровоцированное нарушение, то есть, сознательное выполнение нестандартного действия, обусловленного негативными характеристиками специалиста или влиянием низкой культуры безопасности. Что касается ошибки из-за погодных условий и отказа техники, здесь речь идёт о качестве подготовки пилота к работе, в чрезвычайных ситуациях. Неверно выполненные действия, паника, стресс или банальный недосып могут привести к ошибки пилота, которая унесет с собой ни один десяток жизней.

2) Отказ техники - 22% случаев. Недоработки и несовершенство авиатранспорта.

3) Погодные условия - 12%.

4) Террористические акты - 9 %. Относятся к недоработкам касаемо безопасности служб аэропорта.

5) Наземный персонал - 7 %.Ошибки техников, инженеров и наземных служб.

Причины авиационных происшествий в современной России

V,

Ошибка экипажа ¡49°/:)

■ ошибки экипажа неспровоцированные -26"/:,

■ ошибки экипажа, вызванныесложными нетеоусловияни - 14 %.

■ ошибки экипажа, вызванные отказами техники - 5 %.

Отказ техники [22%) Пагадныв условия [12%]

Те р р ори с т и чйский г к т ы (9%} Ошибка наземного персонала{Т%)

Причины

7%

♦ Другие причины (1%)

Рис. 1. Причины происшествий

Далее представлен график зависимости авиакатастроф и жертв от года (рис. 2). Очевидно, что в 2010 году было больше авиационных происшествий, чем в 1929, так как было больше полетов. Но есть важный момент. При огромной разнице в количестве ежедневных совершаемых полетов между тридцатыми годами и двухтысячными, количество авиапроисшествий и жертв отличается не так существенно.

Происшествия и смерти в авиакатастрофах на территории России

rMiBT{fl »Гфд — 'Н(н(«чин 4KJIO I здндд ЛН Ср*ДИ« И 5 Аад^ИИ М?ЧТ Анрчй л г«д

Рис. 2. Происшествия и смерти

Если в 1930 году вероятность авиационного происшествия была 1 к 100 000, то сейчас вероятность во много раз уменьшилась 1 к 8 000 000.[3] Это является одним из признаков того, что полеты стали безопаснее. Уже 8 лет среднегодовое число жертв авиакатастроф не превышает сотни человек. В отличии от среднесоветского в 150 человек. И при этом число погибших и число аварий упало втрое.

На графике видно два периода, когда резко возрастало количество авиапроисшествий и жертв. Согласно статистическим данным сайта AviationSafetyNetwork (АБК),наиболее катастрофичными стали годы 1970-й, 1973-й, 1981-й и 1990-й. Что же касается объёмов пассажирских перевозок, то по сравнению с 70-ми годами сегодня они немного уступают советским. В 1970 год «Аэрофлот» перевёз около 80 млн пассажиров, в 2010 году этот показатель для российских авиакомпаний составил 58 млн человек. [4]

Подобные всплески случались всегда, и прямых зависимостей между состоянием отрасли и количеством катастроф нет. Единственная закономерность: после таких всплесков власти начинают предпринимать меры по ужесточению требований к безопасности полётов. Ситуация с безопасностью перевозок в советской авиации была далека от идеала. Самым тяжёлым был 1970 год.

Единственным оправданием высокой аварийности в советской авиации может быть то, что тогда на перевозках использовались менее совершенные самолёты. В том же 1973 году самые страшные катастрофы произошли с самолётами Ту-104 - машиной с неоднозначной репутацией в авиационной среде. Её ругают за сложное управление, проблемы с аэродинамикой и ненадёжные двигатели. По сравнению с современными «Эйрбасами» и «Боингами», которые эксплуатируют сегодня ведущие российские перевозчики. Но, с другой стороны, судя по статистике, например, с 1965 по 1968 год с Ту-104 не произошло ни одного авиационного происшествия.

Главной же причиной катастроф в советской авиации, где была жёсткая система контроля, стал всё тот же человеческий фактор. Причём многие ошибки совершались не в каких-то экстремальных ситуациях, а в совершенно рядовой обстановке. Поэтому всецело доверять заявлениям о том, что в советской авиации был жесточайший порядок, не стоит.

Причины авиационных происшествий в период с 1923

по 2021 годы

Статистические данные авиационного сайта Aviation Safety Network по процентному соотношению авиационных происшествий отечественной гражданской авиации.

42% 32% 14% 2% 9% 1%

45% 31% 12% 2% 9% 1%

25% 10% 3% 5% 1%

50% 22% 13% Ь% 7% 1%

45% 23% 12% 12% 7% 1%

49% 22% 12% 9% 7% 1%

Рис. 3. Статистика АП по годам

А

Так же необходимо отметить, что в период с 1991 по 2006 годы увеличилось количество террористических актов. Что можно связать с нестабильной ситуацией в стране, особенно в 90е годы. Тогда уделялось меньше внимания безопасности полетов, не было средств на усиление контроля в аэропорту. И в связи с увеличением террористической угрозы в стране. Что касается погодных условий и ошибок наземного персонала, здесь ситуация оставалась стабильной.

В целом же, по статистике Россия, как правопреемница СССР, занимает второе место в мире по числу авиакатастроф и погибших в них пассажиров. На первом же месте США. Так, с 1945 года с самолётами гражданской авиации, без учёта терактов, в Америке произошло 655 катастроф, жертвами которых стали 9983 пассажира и члена экипажей. Ещё 121 человек погиб на земле. В России и СССР за этот же период произошло 265 катастроф, в которых погибли 6473 человека (19 погибших на земле).

Примеры по основным причинам авиационных происшествий.

1) Катастрофа Ту-154 под Донецком — крупная авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 22 августа 2006 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Пулково» выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Анапа—Санкт-Петербург, но через 28 минут после взлёта попал в сильный грозовой фронт. Экипаж запросил у авиадиспетчера разрешение на более высокий эшелон полёта, но затем самолёт начал быстро терять высоту и через 3 минуты рухнул на землю близ посёлка Сухая Балка. Из-за вертикальных инерционных перегрузок пилоты начали запутываться в определении фактического положения самолёта в пространстве, что привело к выходу на закритические углы атаки. Погибли все находившиеся на его борту 170 человек.

На 2020 год эта авиакатастрофа является третьей по масштабам в истории Украины и самолёта Ту-154, а такжезанимает 53-е место среди 100 крупнейших катастроф в истории мировой авиации.[5]

2) Катастрофа Ту-154 под Красноярском — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 23 декабря 1984 года в окрестностях Красноярска. Авиалайнер Ту-154Б-2 выполнял пассажирский рейс по маршруту Красноярск—Иркутск, но при наборе высоты произошёл отказ двигателя №3. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета, но при заходе на посадку возник пожар, который разрушил системы управления и в

итоге самолёт рухнул на землю в 3200 метрах от порога ВПП аэропорта Емельяново и разрушился. Из находившихся на его борту 111 человек выжил лишь один. [6]

3) Взрывы на самолётах (2004) — крупные авиационные катастрофы в результате терактов, произошедшие во вторник 24 августа 2004 года в России. Практически одновременно (с интервалом в одну минуту) в воздухе взорвались два авиалайнера: Ту-134А авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (рейс Москва—Волгоград) и Ту-154Бавиакомпании «Сибирь» (рейс Москва—Сочи). Оба лайнера вылетели из московского аэропорта Домодедово и через час с небольшим после взлёта были взорваны террористками-смертницами. Первый рейс 1303 рухнул на землю около населённого пункта Бучалки (Тульская область), а второй рейс 1047 потерпел катастрофу в районе посёлка Глубокий (Ростовская область). Всего погибли 90 человек — 44 на борту рейса 1303 и 46 на рейсе 1047. [7]

Подводя итоги изучения динамики авиационных происшествий в СССР и России остановимся на некоторых выводах. За практически 100 лет существование гражданская авиация в России стала безопасней. Ужесточился предполетный контроль в аэропортах, улучшилась подготовка наземного персонала, современные технические средства дают возможность получения более точных прогнозов метеоусловий. При этом, летная подготовка экипажа существенно не улучшилась, так как большая часть современных самолетов оснащены автоматизированными системами управления, сводящие к минимуму работу пилотов. Поэтому, при возникновении нештатной ситуации в полете пилоты часто оказываются не готовы к принятию своевременных адекватных ситуации решений.

Таким образом, для повышения уровня безопасности необходимо уделять больше внимания подготовки экипажа, а особенно его действиям в нештатных ситуациях. Усилить контроль за состоянием техники, вовремя выявлять отказ систем и агрегатов.

Реализация данных задач всегда была и будет актуальной, поскольку главной задачей ГА является безопасность полетов, а высшей ценностью для государства - жизнь и здоровье людей.

Библиографические ссылки

1) Новости ООН[Электронный ресурс]: Самолеты гражданской авиации каждый год перевозят 4 миллиарда пассажиров URL:https://news.un.org/ru/story/2019/12/1368681(дата обращения: 15.02.2020).

2) Causes of Fatal Accidents by Decade (percentage). PlaneCrashInfo.com (25. 03. 2021)

3) Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв СССР и России[Электронный ресурс]. URL:http://www.airdisaster.ru/ (дата обращения 23.11.2020)

4) Accident investigation. URL: https://aviation-safety.net/investigation/ (датаобращения 08.02.2021)

5) Катастрофа Ту-154 под Донецком [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ту-154_под_Донецком (дата обращения 13.02.2021)

6) Катастрофа Ту-154 под Красноярском[Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ту-104_под_Красноярском (дата обращения 13.02.2021)

7) Взрывы на самолётах (2004)[Электронный ресурс]. URL:ru.wikipedia.org/wiki/Взрывы_на_самолётах_(2004) (дата обращения 13.02.2021)

© Жиленко Ю. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.