Научная статья на тему 'Авиационное сконденсированное топливо и его преимущества'

Авиационное сконденсированное топливо и его преимущества Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
451
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАГАЗ / АСКТ / ГАЗОЛЕТ / НЕФТЯНОЙ ГАЗ / ПНГ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО / МИ-8ТГ / AVIATION CONDENSED (GAS) FUEL ACKT / AVIAGAS / GAZOLET / OIL GAS / PETROLEUM GAS / LPG / ALTERNATIVE FUEL / MI-8TG

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Зайцев Вячеслав Петрович, Яновский Леонид Самойлович

В статье приведены основные отличия АСКТ и авиакеросина марки ТС-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aviation condensed (gas) fuel and its benefits

The paper represents the main differences of АСКТ and aviation kerosene TG1.

Текст научной работы на тему «Авиационное сконденсированное топливо и его преимущества»

Авиационное сконденсированное топливо и его преимущества

В.П. Зайцев,

генеральный директор ОАО «Интеравиагаз»,

Л.С. Яновский,

профессор, начальник отдела ФГУП «ЦИАМ», д.т.н.

В статье приведены основные отличия АСКТ и авиакеросина марки ТС-1.

Ключевые слова: авиагаз, АСКТ, газолет, нефтяной газ, ПНГ, альтернативное топливо, Ми-8ТГ

Aviation condensed (gas) fuel and its benefits

V.P. Zaytsev, L.S. Yanovskiy

The paper represents the main differences of АСКТ and aviation kerosene TG1.

Keywords: aviagas, aviation condensed (gas) fuel A^T, gazolet, oil gas, petroleum gas, LPG, alternative fuel, Mi-8TG.

В последние десятилетия в связи с ростом цен на топлива, производимые из нефти, исследования по поиску приемлемой им альтернативы начали проводиться и в авиации. В частности, анализ зарубежного опыта свидетельствует об активных исследованиях в этом направлении, проводимых в различных странах мира (США, Франция, Германия, Япония, Китай, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Египет и др.). В России был разработан опытно-промышленный экземпляр двухтопливного вертолета Ми-8ТГ, двигатели которого могут работать как на смеси высококипящих углеводородных газов, состоящей в основном из пропана и бутана, так и на авиакеросине ТС-1, а также на их смеси в любой пропорции.

Авиационное сконденсированное топливо (АСКТ)- это авиационное

топливо, которое вполне может конкурировать с традиционными авиа-топливами. Рассмотрим, в чем же состоит отличие АСКТ, например, от авиакеросина ТС-1.

Авиакеросин ТС-1 является массовым реактивным топливом для до- и сверхзвуковой (с ограниченной продолжительностью сверхзвукового полета) авиации. Оно бывает прямогонным и смесевым. В последнем случае в прямогонную фракцию нефти добавляется гид-роочищенный компонент. По физико-химическим свойствам топливо

Групповой углеводородный

ТС-1 должно удовлетворять требованиям ГОСТ 10227-62.

АСКТ представляет собой смесь парафиновых углеводородов от пропана (С3) до гексана (с доминированием бутана) с небольшой примесью более тяжелых парафиновых углеводородов (вплоть до С10). В технических условиях на АСКТ (ТУ 39-1547-91) предусмотрено ограничение на содержание пропана - мольная доля не более 7,2 %, так как он в основном и определяет давление насыщенных паров в топливном баке при плюсовых температурах. Содержание других компонентов не регламентируется. Основным сырьем (табл. 1) для получения АСКТ является попутный нефтяной газ (ПНГ).

Известно, что по склонности к дымообразованию углеводороды располагаются следующим образом: парафиновые < олефиновые < нафтеновые < ароматические.

Парафиновые углеводороды, из которых состоит АСКТ, характеризуются не только самым малым фактором дымности, но и наименьшей склонностью к образованию нагара. Этим и определяется существенно меньшая дымность АСКТ (она примерно на уровне легкого бензина Б-70) по сравнению с авиакеросинами (табл. 2).

Давление насыщенных паров. С ростом температур окружающей среды давление в топливных баках с АСКТ повышается. Это обусловлено, в основном, испаряемостью пропана. Поэтому баки с АСКТ будут

Таблица 1

состав топлив ТС-1 и АСКТ

Углеводороды Массовая доля, %

ТС-1 АСКТ

Парафиновые 42...32 100

Олефиновые 1,1...2,0 0

Нафтеновые 30.49 0

Ароматические 11.21 0

) Л

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (29) октябрь 2012 г.

несколько тяжелее баков с ТС-1, так как баки для АСКТ, рассчитанные на повышенное давление, должны иметь большую прочность, а значит и большую толщину стенок.

Энергетическая эффективность. Чем больше теплота сгорания топлива, эффективнее преобразование химической энергии в тепловую, меньше расход энергии на перевод жидкого топлива в парообразное и т.п., тем выше его энергетические возможности.

По удельной теплоте сгорания АСКТ превосходит реактивное топливо ТС-1 на ~5,0 %, что позволяет иметь на эту величину меньший запас топлива (по массе) при неизменной дальности полета.

Процесс преобразования химической энергии в тепловую у ТС-1, в отличие от АСКТ, в значительной степени зависит от режимных параметров камеры сгорания. Кроме того, полнота сгорания у авиакеросина ТС-1 тесно связана с температурой окружающей среды и значительно снижается в области низких отрицательных температур вследствие увеличения вязкости и ухудшения его испарения. АСКТ, температура кипения которого составляет -10 °С, при отрицательных температурах имеет в несколько раз меньшую вязкость и испаряется значительно легче. Меньшая вязкость АСКТ при отрицательных температурах позволит понизить разрешительный порог эксплуатации авиационной техники с -40 до -50 °С и ниже, а возможность двигателя работать на смеси АСКТ и керосина позволит варьировать величиной этого порога.

Гетероатомные соединения. В топливе ТС-1 имеются гетероатом-ные (меркаптаны, сульфиды, дисульфиды и др.), кислородсодержащие (нафтеновые кислоты, фенолы,

гидропероксиды, смолистые продукты), азотистые соединения (гомологи хинолина, пиридина и др.) и смолы (сложная смесь высокомолекулярных продуктов окислительного уплотнения сернистых, азотистых и кислородсодержащих соединений), а также продукты их взаимодействия.

Наличие в топливах гетероатом-ных соединений крайне нежелательно. Они, как правило, ухудшают эксплуатационные свойства топлива

- понижают термостабильность, вызывают коррозию конструкционных материалов, повышают склонность топлива к дымлению и отложению нагара в камерах сгорания, ухудшают экологические показатели.

Массовая доля гетероатомных соединений в топливе ТС-1 может достигать 2 %. В АСКТ гетероатом-ные соединения практически отсутствуют.

Механические примеси. Топливо, заправляемое в летательный

Таблица 2

Физико-химические свойства топлив ТС-1 и АСКТ

Показатель ТС-1 АСКТ

Молекулярная масса 140 62,4.62,6

Плотность при t = 20 °С, кг/м3 780 585.629

Давление насыщенных паров при t = 45 °С, МПа - < 0,5

Температура начала кипения при давлении 0,1 МПа, °С ~140 -10

Критические параметры температура, °С давление, МПа плотность, кг/м3 362 2,44 248 170 3,9.4,0

Кинематическая вязкость при t = -20 °С, мм2/с 2,95 0,40.0,49

Относительная диэлектрическая проницаемость при температуре 20 °С 40 °С 2,088 2,182 1,80 1,362

Удельная теплота сгорания (низшая) при t = 20 °С, кДж/кг 43287 45217.45845

Теплота испарения при t = - 20 °С, кДж/кг 375 399

Стехиометрический коэффициент, кг возд./кг топл. 14,7 15,40.15,45

Жаропроизводительность, °С 2160 2080

Температура, °С вспышки самовоспламенения > 28 210...220 -76... -83 400

Максимальная нормальная скорость распространения пламени при t = 20 °С, см/с ~39 38.39

Концентрационные пределы распространения пламени при t = 20 °С, % (об.) нижний верхний 1,2 7,1 1,5.1,6 9,5.8,0

Минимальная энергия электрического разряда, необходимая для воспламенения топливо-воздушной смеси оптимального состава при t = 20°С, 10-3 Дж ~0,30 0,25

Класс опасности 4 4

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны, мг/м3 300 300

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (29) октябрь 2012 г.

.....ттигятп,.,

аппарат, должно соответствовать восьмому классу чистоты (ГОСТ 17216-71) при массовой доле механических примесей не более 0,0002 %. Механические примеси в реактивных топливах состоят из частиц пыли, песка, продуктов износа и коррозии металлов и их сплавов, твердофазных продуктов окисления топлива и технологических примесей. В АСКТ механические примеси отсутствуют. Это гарантируется специфической, изолированной от атмосферы, технологией его получения, хранения и транспортировки. Газовая топливная система летательного аппарата и двигателя также герметична по всем своим элементам.

Содержание свободной и растворенной воды в топливе. При изменении температуры, давления и влажности воздуха содержание воды в топливе ТС-1 постоянно меняется. При нагревании влага из надтоплив-ного пространства, сообщающегося с атмосферой, переходит в топливо, растворяясь в нем. Если топливо охлаждается быстро, то растворенная вода за время охлаждения, не успевая перейти из топлива в воздух, конденсируется в виде второй жидкой фазы, образуя микроэмульсии или водный отстой. При отрицательной температуре топлива в процессе его охлаждения, в том числе при длительном полете, растворенная вода переходит в свободное состояние и замерзает, образуя мельчайшие кристаллы льда, способные забить топливные фильтры.

При эксплуатации авиационной техники общая массовая доля воды в реактивных топливах может достигать 0,008...0,010 %, в том числе растворенной - в пределах 0,002.0,007 %. Норма на массовое содержание свободной воды в заправляемом топливе составляет < 0,003 %.

В АСКТ имеется только незначительное количество растворенной воды. Свободной воды в АСКТ быть не может, так как технологии его производства, хранения и транспортировки гарантируют от контактов с парами воды, а топливная система вертолета не сообщается с атмосферой (нет дренажной системы).

Термоокислительная стабильность топлива. Для топлива ТС-1 максимальная эксплуатационная температура по термоокислительной стабильности допускается в пределах 100.120 °С. АСКТ состоит из легких парафиновых углеводородов, что однозначно определяет его более высокую термоокислительную стабильность.

Противоизносные свойства. По этому показателю АСКТ уступает топливу ТС-1. Это обусловлено прежде всего тем, что вязкость АСКТ примерно на порядок меньше вязкости топлива ТС-1. Проти-воизносные свойства АСКТ можно улучшить с помощью специальных присадок, подобных вводимым в гидроочищенные авиационные топлива (например, в топливо РТ). С другой стороны, низкая вязкость АСКТ улучшает по сравнению с ТС-1 работу двигателей при низких температурах, что создает определенные эксплуатационные преимущества для авиатехники, работающей на севере.

Склонность к дымлению, излучению и отложению нагара. АСКТ благодаря углеводородному составу потенциально обладает существенно меньшей склонностью к дымлению, излучению и отложению нагара, чем авиакеросин. Это положение получило полное подтверждение в процессе стендовых испытаний двигателя ТВ2-117ТГ и летных испытаний экспериментального вертолета

Ми-8ТГ на бутановом топливе. Меньшая склонность к отложению нагара на стенках камеры сгорания и лопатках турбины обусловливает возможность значительного увеличения ресурса двигателей при использовании АСКТ.

Пожароопасные свойства. Топливо ТС-1 и АСКТ относятся к легковоспламеняющимся продуктам. Они характеризуются высокой жа-ропроизводительностью (>2000 °С) и легко образуют с воздухом горючие смеси. При их горении выделяется большое количество продуктов сгорания. Однако, в отличие от АСКТ, продукты сгорания топлива ТС-1 обладают повышенной излучательной способностью пламени из-за наличия в них конденсированных частиц (сажа, капли, мехпримеси). Поэтому разлитое реактивное топливо будет гореть дольше и с более интенсивным излучением пламени, чем АСКТ.

Воспламенение паров ТС-1 и АСКТ может произойти от открытого пламени, искры, а также от любого нагретого тела, если его температура выше температуры самовоспламенения паровоздушной смеси. При выполнении различных технологических операций с этими топлива-ми необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, которые оговорены в технических условиях на топливо.

Топливо ТС-1 при хранении на борту летательного аппарата и на складе ГСМ, а также при некоторых вариантах перекачки и заправки находится в постоянном контакте с воздухом. Это повышает вероятность возникновения пожара. При проливе реактивных топлив происходит пропитка поверхностного слоя земли и смачивание конструкционных элементов, а при повторяющихся проливах - накопление его

ЙИИИИР ШШД ЛЪаъ ¡ЯД уо «Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (29) октябрь 2012 г.

в грунте, что создает определенные проблемы в экологическом и пожарном отношении.

Визуально обнаружить утечку АСКТ затруднительно. Поэтому на объектах его хранения и применения необходимо иметь специальную аппаратуру. Датчики утечек должны фиксировать паровоздушную смесь с объемным содержанием паров топлива на уровне не более 10...20 % нижнего предела воспламеняемого содержания и выдавать на пульт управления сигнал предупреждения.

При хранении, транспортировке и применении АСКТ необходимо та к-же соблюдать требования безопасности в газовом хозяйстве, а также требования, содержащиеся в разделе II «Правил эксплуатации кустовых баз и газонаполнительных станций сжиженных углеводородных газов».

К положительным эксплуатационным особенностям АСКТ, отличающим его от ТС-1, относится отсутствие его контакта с воздухом на всем пути от производства до двигателя. Это практически сводит пожароо-пасность АСКТ к нулю. Она может возникнуть лишь в аварийных случаях, если будет нарушена герметичность емкостей и топливопроводов, то есть в нештатных ситуациях.

При аварийной разгерметизации емкостей и трубопроводов с АСКТ при плюсовых температурах окружающей среды газ будет испаряться и разноситься по ветру, при отрицательных температурах - разливаться, как и ТС-1, но при повышении температуры он испарится. Таким образом, смачивания грунта не произойдет. Следует заметить, что АСКТ, будучи тяжелее воздуха, может накапливаться в низменных местах. Это требуется учитывать и при безветрии применять повышенные меры предосторожности.

Таким образом, пожароопасность АСКТ не выше, чем ТС-1, а в ряде ситуаций даже ниже.

Экологические показатели. В продуктах сгорания реактивных то п-лив практически всегда присутствует группа полиароматических углеводородов (ПАУ) и продукты их химического взаимодействия с оксидами азота (нитроПАУ). Следует отметить, что этим веществам в определенных условиях присущи канцерогенные и мутагенные свойства по отношению к человеку и животным.

Продукты сгорания АСКТ экологически более чистые по сравнению с продуктами сгорания ТС-1. Это обусловлено тем, что в АСКТ отсутствуют ароматические и непредельные углеводороды, смолистые вещества, а также существенно меньше сернистых соединений. В продуктах сгорания АСКТ меньше конденсированных частиц и продуктов термического разложения исходных углеводородов.

По токсичности АСКТ относится к четвертому классу малоопасных веществ. Углеводороды, входящие в АСКТ, обладают легкими наркотическими свойствами. Вдыхание воздуха, содержащего пары АСКТ в концентрациях выше ПДК (более 300 мг/м3), вызывает наркотическое действие - ощущение головной боли, головокружение, раздражение глаз и верхних дыхательных путей. Однако вследствие ничтожной растворимости в крови легких парафиновых углеводородов, которые входят в состав АСКТ, возможность реального отравления парами АСКТ даже при существенном превышении ПДК маловероятна. Таким образом, АСКТ и продукты его сгорания по экологическим показателям значительно лучше ТС-1.

Производство. Производство реактивноготоплива ТС-1 основано на использовании дорогостоящего химико-технологического процесса. Это связано с необходимостью обеспечить на выходе высокое качество сложного по своему химическому составу результирующего продукта, параметры которого должны удовлетворять почти 20 показателям, предусмотренным в ГОСТ. Причем, для контроля этих параметров обычно требуются многочисленные и зачастую весьма трудоемкие оборудование и методики.

АСКТ находится в попутном нефтяном газе (ПНГ) в естественном виде в смеси с другими газами. Поэтому его выделение не представляет особых трудностей, производится посредством обычных физических процессов (сжатие и охлаждение газа) и не требует использования сложного технологического оборудования. При этом по ТУ 39-1547-91 регламентируется содержание только одного компонента - пропана (не более 7,2 %). Поэтому это топливо можно получать даже на малогабаритной установке, основные агрегаты которой можно изготавливать на заводе и доставлять на место дислокации на вертолетах.

Себестоимость производства авиационного сконденсированного топлива значительно ниже, чем реактивного топлива - авиакеросина - и близка к себестоимости автопропана - ПБА или СПБТ.

Таким образом, АСКТ имеет ряд существенных преимуществ (особенно, для авиации) по сравнению с топливом ТС-1, которые в значительной мере компенсируют его несколько меньшую плотность и более высокое давление насыщенных паров.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (29) октябрь 2012 г.

11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.