Научная статья на тему 'Авиационная промышленность России: современные проблемы и перспективы развития'

Авиационная промышленность России: современные проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2668
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / AVIATION INDUSTRY / MODERNIZATION / COMPETITIVENESS / MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Людмила Викторовна

Одним из важнейших показателей, демонстрирующих эффективность национальной экономики, является уровень развития высокотехнологического сектора, в частности, авиационной промышленности. Сейчас никак нельзя представить развитие авиационной промышленности без передовых инновационных проектов. В связи с тем, что сегодня авиационная промышленность является одним из передовых направлений в контексте развития транспортных отношений и оборонного комплекса, она, как наукоемкая и стратегически важная отрасль национальной экономики, должна рассматриваться с позиции долгосрочного тренда реализации выбранной модели экономического развития. В статье выявлены наиболее актуальные тенденции эволюции авиационной промышленности, определены ее основные особенности и стратегические аспекты дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмина Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AIRCRAFT INDUSTRY: MODERN CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

One of the most important indicators that demonstrates the effectiveness of the national economy is the state of its high-tech sector. One of such sectors is the aviation industry and transport. Today it is impossible to imagine the development of the aviation industry without large-scale science-intensive, innovative projects that are formed both at the expense of the state and at the expense ofprivate business. Due to the fact that today the aviation industry is of great interest to the economy in the context of the development of transport relations, geology and the defense industry, as a science-intensive and strategically important sector of the national economy, it should be considered as a full-fledged, long-term indicator of the effectiveness of the implementation of the chosen model of economic development. This article will reveal the most current trends in the evolution of the aviation industry, identifying its main features and strategic aspects of further development.

Текст научной работы на тему «Авиационная промышленность России: современные проблемы и перспективы развития»

Кузьмина Л.В.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Одним из важнейших показателей, демонстрирующих эффективность национальной экономики, является уровень развития высокотехнологического сектора, в частности, авиационной промышленности. Сейчас никак нельзя представить развитие авиационной промышленности без передовых инновационных проектов. В связи с тем, что сегодня авиационная промышленность является одним из передовых направлений в контексте развития транспортных отношений и оборонного комплекса, она, как наукоемкая и стратегически важная отрасль национальной экономики, должна рассматриваться с позиции долгосрочного тренда реализации выбранной модели экономического развития. В статье выявлены наиболее актуальные тенденции эволюции авиационной промышленности, определены ее основные особенности и стратегические аспекты дальнейшего развития.

Ключевые слова. Авиационная промышленность, модернизация, конкурентоспособность, производство.

Kuzmina L.V.

RUSSIAN AIRCRAFT INDUSTRY: MODERN CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. One of the most important indicators that demonstrates the effectiveness of the national economy is the state of its high-tech sector. One of such sectors is the aviation industry and transport. Today it is impossible to imagine the development of the aviation industry without large-scale science-intensive, innovative projects that are formed both at the expense of the state and at the expense ofprivate business. Due to the fact that today the aviation industry is of great interest to the economy in the context of the development of transport relations, geology and the defense industry, as a science-intensive and strategically important sector of the national economy, it should be considered as a full-fledged, long-term indicator of the effectiveness of the implementation of the chosen model of economic development. This article will reveal the most current trends in the evolution of the aviation industry, identifying its main features and strategic aspects of further development.

Keyword. Aviation industry, modernization, competitiveness, manufacturing.

Авиационная промышленность была одной из наиболее инновационных отраслей в экономике СССР, что отражено развитием ракетной и космической отраслей, которые являются приоритетными в России и в настоящий момент времени. Сегодня авиационная промышленность выступает в качестве одной из базовых отраслей промышленности России. Авиационная промышленность является сложнейшей организационной системой, включающей ряд структурных групп предприятий и организаций. Для нее характерна высокая наукоемкость и высокие финансовые инвестиции. Основная задача данного сектора заключается в создании, модернизации и поддержке эксплуатации авиационной техники.

ГРНТИ 73.37.75 © Кузьмина Л.В., 2019

Людмила Викторовна Кузьмина - научный стажер кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 812-310-40-83. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.08.2019.

Структура промышленных предприятий авиационной отрасли отражает взаимосвязь ее внутренних звеньев, а основными факторами, которые оказывают влияние на нее, являются профиль деятельности, особенности (тип) летательного аппарата и процесс его создания. В настоящее время отечественная авиационная промышленность потеряла свои ведущие позиции в мире. Если производить параллель между современной ситуацией и советским временем, то можно заметить значительное сокращение грузовых и пассажирских потоков, что в связанно с изменением объективных и субъективных показателей:

1. Объективные показатели: уменьшение площади страны после распада СССР, увеличение цен на энергоресурсы, снижение покупательской способности, отсутствие у авиакомпаний необходимых средств для обновления парка воздушных судов, неразвитость кредитного механизма финансирования производства и продажи готовой продукции, отсутствие стимулов для инвесторов к вложениям в российскую авиационную промышленность.

2. Субъективные показатели (исключительно связаны с производственным процессом и эксплуатацией воздушных судов): сокращение числа пригодных к эксплуатации аэропортов, отсутствие необходимой инфраструктуры для поддержки и наращивания объема производства, проблема организации специальной подготовки летного состава по отработке навыков воздушного пилотирования.

Поскольку все эти проблемы ориентированы на различные аспекты развития авиационной промышленности, необходимо применение системного подхода в вопросе развития отрасли, а не корректировка отдельных направлений ее функционирования. Эффект масштаба является основным показателем, отражающим конкурентоспособность предприятий авиационной промышленности. Высокая себестоимость продукта при небольших объемах производства является следствием не большой доли постоянных издержек, а результатом присутствующего уровня организации производства. Беря во внимание важность производства летательных аппаратов сегодня, необходимо повысить конкурентоспособность отечественных производителей, увеличить их капитализацию, а также активно участвовать в решении вопросов в области перехода российской экономики к инновационному укладу.

В качестве основных мер сохранения потенциала и дальнейшего развития авиационной промышленности России в контексте нового экономического уклада выступают, по мнению автора, следующие:

• меры институционального характера, которые отражают государственную стратегию развития авиационной промышленности (федеральные целевые программы и механизмы государственной поддержки);

• меры научно-технического и инженерно-технологического характера (развитие высокотехнологических производств в авиационной промышленности, причем одним из главных направлений развития отечественной авиационной промышленности является активизация инновационной деятельности по разработке новых конструктивно-технологических решений, эффективная реализация которых позволит увеличить объем производства в данном секторе экономики; реализация инновационных проектов, в частности использование в качестве основного газомоторного топлива и топлива, полученного из возобновляемых источников энергии; создание единого технологического кластера или кооперации отечественных производителей, в качестве примера можно выделить объединение производителей вертолетов во ФГУП «Оборонпром» и производителей самолетов в ОАО «ОАК»);

• меры инвестиционного характера (государственное субсидирование и частное инвестирование; выделение средств на субсидирование части процентов по кредиту, на технологическое перевооружение; выделение средств на субсидирование лизинговых компаний для компенсации затрат на уплату процентов по кредитам; формирование резервов гарантии остаточной стоимости);

• инновационные меры. Основные области инноваций в авиационной промышленности можно разделить на три группы (см. рис.). При этом заметим, что главными препятствиями активизации инвестиционной деятельности в России для иностранных инвесторов являются: усложнение механизмов принятия решений на государственном уровне; высокая коррумпированность; сложность прогнозирования долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов; наличие ряда противоречий в нормативно-законодательной базе;

• меры в области международного сотрудничества (гармонизация технологий в области авиационной промышленности России с другими странами мира, при этом отечественные производители должны принимать стратегические решения в области совместных НИОКР и получать новые знания и технологии «на стороне», пользуясь моделью открытых инноваций; оптимизация экспортно-импортных отношений по вопросам авиационной техники и комплектующих; модернизация эксплуатируемых и сертификация новых летательных аппаратов - данное направление, бесспорно, является сложной ресурсоемкой стратегической задачей).

Рис. Основные области инновационного развития авиационной промышленности

С одной стороны, процесс модернизации требует весьма тщательного планирования, в целях обеспечения синхронного перехода всех элементов системы в новое состояние. С другой стороны, длительная реализация проектов по модернизации делает процесс планирования крайне сложным. В связи с этим, для успешного выполнения процесса модернизации необходимо наличие системы взаимодействия между всеми субъектами, участвующими в процессе модернизации.

Несмотря на сложившуюся сложную ситуацию в отечественной авиационной промышленности в ней присутствует ряд сегментов, которые необходимо рассматривать в качестве зоны развития отрасли. В данном случае речь идет о развитии малой авиации. С точки зрения развития данного направления, необходимо отметить ряд определенных конкурентных преимуществ малой авиации: малый размер воздушного судна, низкое потребление топлива, относительная простота эксплуатации воздушного судна, более эффективное и дешевое сервисное обслуживание и ремонт.

Также надо отметить, что отечественные производители занимают лидирующие позиции по ряду направлений военной техники на международном рынке, однако очень слабо представлены в сегменте гражданской авиации. В этой связи приоритетные цели развития российской авиационной промышленности должны касаться увеличения производства продукции гражданской авиации, а также ее продвижение за приделами России.

Сохранение и дальнейшее развития авиационной промышленности России уже не является узким вопросом авиационной отрасли, это уже вопрос вектора развития всего высокотехнологичного производства на территории нашей страны. Авиационная промышленность здесь выступает одним из элементов сложной отраслевой структуры России, где мы имеем как слабые стороны (гражданская авиация и беспилотные аппараты), так и сильные стороны (военная техника), которые без должного подхода могут превратиться в слабые стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетова А.Г., Бабалян Н.С. Стратегия как основа функционирования производственных систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 46-50.

2. Базикова И.В. Основные проблемы конкурентоспособности авиационной промышленности России // Вестник университета. 2018. № 7. С. 49-55.

3. Богданова М.В, Приходченко М.К. Анализ состояния и развития авиационной промышленности Российской Федерации // Вестник университета. 2017. № 2. С. 9-13.

4. Горбачев М.В., Горбачев В.М. Инновации в авиационной промышленности и на транспорте // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 197. С. 124-128.

5. Данилочкина Н.Г., Зинченко А.С., Боброва М.Б. Анализ состояния и перспектив развития авиационной промышленности России при адаптации к условиям внешней среды // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 3. С. 69-75.

6. Демин С. С., Зинченко А. С. Анализ состояния отечественного рынка авиационных перевозок на современном этапе // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 3. С. 31-35.

7. Джамай Е.В., Демин С.С. Анализ текущих тенденций и прогнозов развития отечественного рынка гражданской авиационной техники // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 137-141.

8. Корень А.В. Стратегические аспекты развития авиационной промышленности // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 3 (70). С. 3-6.

9. Топорков А.М. Сравнительный анализ развития международных и отечественных корпораций авиационной промышленности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. 11 с.

10. Хрони К.О. Особенности модернизации авиационной промышленности // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 11 (27). С. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.