ВАШ АГА КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
АВГУСТ 2022:
идеологическая дуэль Сергея Уварова и Петра Чаадаева
«Мне доктором запрещена унылость...»
Александр Пушкин
За окном август - любимое время астрологов, футурологов и пикейных жилетов.
И каждый год непременно в этом месяце начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же этакое ожидает Россию в нынешнем августе?».
Не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку -каждый выбирает для себя...»
Юрий Левитанский
четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «На-на нашей образовательной околице. А на ней бу- родное воспитание должно совершаться в со-шуют все те же противоречия, драмы и пляски, единенном духе Православия, Самодержавия что с разной степенью интенсивности приклю- и Народности». Читая эти строки, так и хочет-
чались аж двести лет тому назад...
Именно двести лет назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:
- Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора.
- Линия политики, ориентированной на «самостояние человеком» (А. С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.
Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем министра народного просвещения, графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович направил Императору всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (1833). Именно в этой записке Уваров с предельной
Александр АСМОЛОВ, главный редактор журнала «Образовательная политика»
ся вытянуться во фрунт, взять под козырек и проникновенно произнести: «На том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское».
Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров начертал в записке Императору и ныне поражающую воображение резолюцию: «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание: не «объявить врагом государства», не «послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь», а
8 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / №2 (90) 2022
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ВАШ АГА
именно - «замолчать». И Чаадаева попытались «замолчать» - посадить по распоряжению Императора под домашний арест. Но «замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965), не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи слова Александра Герцена: «Насколько власть "безумного"...Чаадаева была признана, настолько, - писал Герцен, - "безумная власть Николая Павловича" была уменьшена» (А. Лебедев, 1965 г., с. 6).
Что же все-таки так смутило и Императора, и министра просвещения Сергея Уварова в «Философических письмах» Петра Чаадаева? Прежде всего - ода свободе, ценностная установка на развитие разнообразия достоинств личности каждого человека, патриотизм вселенского масштаба. Схлестнулись две идеологемы: идео-логема «незаменимых нет» и идеологема «достоинства и уникальности каждой личности»; идеологема «страны подданных» и идеологема «страны граждан». Петр Яковлевич Чаадаев, патриот, любящий свою родину, писал:
«Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. <...> Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».
Чуть позже идеологическую дуэль между графом Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым продолжил небезызвестный сатирик Козьма Прутков, направивший на государево имя
проект «О введении единомыслия в России». Приведу лишь один из фрагментов этого произведения, опубликованного в журнале «Современник», 1863, № 4 (гл. ред. Н. А. Некрасов), под заглавием «Проект»:
«На основании всего вышеизложенного. <...> необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать «вопросы» по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых "вопросов"!».
Как видите, ничто не ново под луной. Идеологическая дуэль, начатая Уваровым и Чаадаевым, не прекратилась и в наши дни. В том числе она продолжается и в публикациях настоящего номера журнала «Образовательная политика». Разнообразие мнений под обложкой нашего журнала - это следование линии Петра Чаадаева. А потому не будем, как советовал современник министра просвещения Сергея Уварова и друг Петра Чаадаева Александр Сергеевич Пушкин, ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ. Доктор нам этого не прописывал.
Будем только помнить: в любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека.
№2 (90) 2022 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / 9
ВЕСЬ АРХИВ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ!
2006-2022
|Т| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Щ политика
№1Г 1-2
(77-7») 201«
■РАНИкиК вузы
юм«чиа«м<|ив обид И-
Образавагел ьная
■ ПОЛИТИКА I
=■
Кшсшин ш Щ т\
снотч!
ниЛа+аинак
--- г —-—
()Г)|).1«>ш1тельн.1я
ПОЛИТИКА
■ Наийбп&ПонМ
СИС1ПЫ
иваг.ифмв-^цйЛ
России-
^ОНРМЛЧДЦУ
гастсвы ЕшШМ
Н" 1(75) 2017
МОмйи*-«!« юоМ
СЖИМЫ
ъбриаымл.
РАНХиГС
Российская акадамма народное аозакты ■ госуцарстмнхмк службы при Пр»МД«1Ч|» РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ КОДОвММ*
Иксгитут Развит Меиоемн
Висшаа ХГТКПЦМИПМ мипсси при Мтпкгерстаа науик и |*кпют
вщичи! НЛЮШ1
UBRARy.RU
Рос снискан ни дне научного цмиреаалт
Уважаемые читатели, приглашаем вас на новый сайт журнала:
www.edpolicy.ru
Ш Здесь вы найдёте
• выпуски 2021 года
• полный архив номеров
• подробную информацию о журнале
• требования к оформлению публикаций
Будем рады получить ваши отзывы о наполнении сайта!