Научная статья на тему 'АВГУСТ 2022: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ'

АВГУСТ 2022: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВГУСТ 2022: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ»

ВАШ АГА КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

АВГУСТ 2022:

идеологическая дуэль Сергея Уварова и Петра Чаадаева

«Мне доктором запрещена унылость...»

Александр Пушкин

За окном август - любимое время астрологов, футурологов и пикейных жилетов.

И каждый год непременно в этом месяце начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же этакое ожидает Россию в нынешнем августе?».

Не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется

«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку -каждый выбирает для себя...»

Юрий Левитанский

четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «На-на нашей образовательной околице. А на ней бу- родное воспитание должно совершаться в со-шуют все те же противоречия, драмы и пляски, единенном духе Православия, Самодержавия что с разной степенью интенсивности приклю- и Народности». Читая эти строки, так и хочет-

чались аж двести лет тому назад...

Именно двести лет назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:

- Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора.

- Линия политики, ориентированной на «самостояние человеком» (А. С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.

Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем министра народного просвещения, графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович направил Императору всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (1833). Именно в этой записке Уваров с предельной

Александр АСМОЛОВ, главный редактор журнала «Образовательная политика»

ся вытянуться во фрунт, взять под козырек и проникновенно произнести: «На том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское».

Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров начертал в записке Императору и ныне поражающую воображение резолюцию: «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание: не «объявить врагом государства», не «послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь», а

8 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / №2 (90) 2022

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ВАШ АГА

именно - «замолчать». И Чаадаева попытались «замолчать» - посадить по распоряжению Императора под домашний арест. Но «замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965), не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи слова Александра Герцена: «Насколько власть "безумного"...Чаадаева была признана, настолько, - писал Герцен, - "безумная власть Николая Павловича" была уменьшена» (А. Лебедев, 1965 г., с. 6).

Что же все-таки так смутило и Императора, и министра просвещения Сергея Уварова в «Философических письмах» Петра Чаадаева? Прежде всего - ода свободе, ценностная установка на развитие разнообразия достоинств личности каждого человека, патриотизм вселенского масштаба. Схлестнулись две идеологемы: идео-логема «незаменимых нет» и идеологема «достоинства и уникальности каждой личности»; идеологема «страны подданных» и идеологема «страны граждан». Петр Яковлевич Чаадаев, патриот, любящий свою родину, писал:

«Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. <...> Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

Чуть позже идеологическую дуэль между графом Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым продолжил небезызвестный сатирик Козьма Прутков, направивший на государево имя

проект «О введении единомыслия в России». Приведу лишь один из фрагментов этого произведения, опубликованного в журнале «Современник», 1863, № 4 (гл. ред. Н. А. Некрасов), под заглавием «Проект»:

«На основании всего вышеизложенного. <...> необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать «вопросы» по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых "вопросов"!».

Как видите, ничто не ново под луной. Идеологическая дуэль, начатая Уваровым и Чаадаевым, не прекратилась и в наши дни. В том числе она продолжается и в публикациях настоящего номера журнала «Образовательная политика». Разнообразие мнений под обложкой нашего журнала - это следование линии Петра Чаадаева. А потому не будем, как советовал современник министра просвещения Сергея Уварова и друг Петра Чаадаева Александр Сергеевич Пушкин, ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ. Доктор нам этого не прописывал.

Будем только помнить: в любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека.

№2 (90) 2022 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / 9

ВЕСЬ АРХИВ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ!

2006-2022

|Т| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Щ политика

№1Г 1-2

(77-7») 201«

■РАНИкиК вузы

юм«чиа«м<|ив обид И-

Образавагел ьная

■ ПОЛИТИКА I

=■

Кшсшин ш Щ т\

снотч!

ниЛа+аинак

--- г —-—

()Г)|).1«>ш1тельн.1я

ПОЛИТИКА

■ Наийбп&ПонМ

СИС1ПЫ

иваг.ифмв-^цйЛ

России-

^ОНРМЛЧДЦУ

гастсвы ЕшШМ

Н" 1(75) 2017

МОмйи*-«!« юоМ

СЖИМЫ

ъбриаымл.

РАНХиГС

Российская акадамма народное аозакты ■ госуцарстмнхмк службы при Пр»МД«1Ч|» РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ КОДОвММ*

Иксгитут Развит Меиоемн

Висшаа ХГТКПЦМИПМ мипсси при Мтпкгерстаа науик и |*кпют

вщичи! НЛЮШ1

UBRARy.RU

Рос снискан ни дне научного цмиреаалт

Уважаемые читатели, приглашаем вас на новый сайт журнала:

www.edpolicy.ru

Ш Здесь вы найдёте

• выпуски 2021 года

• полный архив номеров

• подробную информацию о журнале

• требования к оформлению публикаций

Будем рады получить ваши отзывы о наполнении сайта!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.