Научная статья на тему 'Аватары человека в условиях цифровой трансформации'

Аватары человека в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / информационные технологии / цифровые технологии / цифровые аватары человека / искусственный интеллект / цифровая трансформация / information / information technology / digital technology / digital human avatars / artificial intelligence / digital transformation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисович В. В.

Подход к решению проблемы сбора данных о человеке и использовании их против него должен быть комплексным. Полностью нивелировать влияние данной угрозы возможно только путем полного отказа от освещения личной жизни в интернете и минимизации своего «цифрового следа». Достичь этого не всегда представляется возможным, потому что многие популярные сервисы так или иначе собирают данные о человеке, его интересах, местоположении и т. п. Созданием цифровых двойников сегодня в Российской Федерации озабочены многие участники делового оборота. Метавселенные дают широкие возможности тем, кто использует цифровых двойников для совершения противоправных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human avatars in the context of digitalisation transformation

The approach to solving the problem of collecting data about an individual and using it against him or her must be comprehensive. It is only possible to fully mitigate the impact of this threat by completely refraining from covering one’s life on the Internet and minimising one’s digital footprint. It is not always possible to achieve this, as many popular services somehow collect data about a person, his / her interests, location and so on. The creation of digital twins today in the Russian Federation is of concern to many participants of business turnover. Meta-universes provide ample opportunities for those who use digital twins to commit illegal acts.

Текст научной работы на тему «Аватары человека в условиях цифровой трансформации»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 62–65.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 62-65.

Научная статья

УДК 341.400

EDN: YSFXBS

АВАТАРЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Вероника Владимировна Денисович1, 2

1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский

университет), Челябинск, Россия, [email protected],

https://orcid.org/0000-0003-3125-6570

2 Научно-исследовательский институт цифровых технологий и права

Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Россия

Аннотация. Подход к решению проблемы сбора данных о человеке и использовании их против него

должен быть комплексным. Полностью нивелировать влияние данной угрозы возможно только путем пол-ного отказа от освещения личной жизни в интернете и минимизации своего «цифрового следа». Достичь

этого не всегда представляется возможным, потому что многие популярные сервисы так или иначе собира-ют данные о человеке, его интересах, местоположении и т. п. Созданием цифровых двойников сегодня в

Российской Федерации озабочены многие участники делового оборота. Метавселенные дают широкие возможности тем, кто использует цифровых двойников для совершения противоправных деяний.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, цифровые технологии, цифровые

аватары человека, искусственный интеллект, цифровая трансформация

Для цитирования: Денисович В. В. Аватары человека в условиях цифровой трансформации //

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). C. 62–65. EDN: YSFXBS.

Original article

HUMAN AVATARS IN THE CONTEXT OF DIGITALISATION TRANSFORMATION

Veronika V. Denisovich1, 2

1 South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3125-6570

2 Research Institute of Digital Technologies and Law of Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Kazan, Russia

Abstract. The approach to solving the problem of collecting data about an individual and using it against him or her must be comprehensive. It is only possible to fully mitigate the impact of this threat by completely refraining from covering one’s life on the Internet and minimising one’s digital footprint. It is not always possible to achieve this, as many popular services somehow collect data about a person, his / her in-terests, location and so on. The creation of digital twins today in the Russian Federation is of concern to many participants of business turnover. Meta-universes provide ample opportunities for those who use digital twins to commit illegal acts.

© Денисович В. В., 2024

В. В. ДЕНИСОВИЧ

63

Keywords: information, information technology, digital technology, digital human avatars, artificial intelligence, digital transformation

For citation: Denisovich V. V. Human avatars in the context of digitalisation transformation. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 62-65. (In Russ.). EDN: YSFXBS.

Термины «цифровизация» (digitalization) и «цифровая трансформация» (digital transformation) часто употребляют как взаимозаменяемые, но они относятся к разным поня-тиям. Цифровизация – улучшение процессов за счет использования оцифрованных данных, создание и внедрение программ для обработки этих данных, то есть выгодное применение

цифровых технологий для преобразования данных в информацию. Цифровая трансформация

(ЦТ) – глубокое и стратегическое преобразование организационных процессов, создание но-вых компетенций и моделей с помощью цифровых технологий. При этом человеческий эле-мент является ключевым на всех уровнях [1].

Теоретическое содержание цифровой трансформации раскрывается как процесс, где

цифровые технологии создают сбои, вызывающие стратегические реакции со стороны орга-низаций, которые стремятся изменить пути создания стоимости, управляя структурными из-менениями и устраняя организационные барьеры.

Подчеркивается, что цифровая трансформация предполагает стандартизацию и автома-тизацию, наличие цифровых платформ, цифровых инструментов и данных, оптимизирован-ную передачу данных, разработку цифровых бизнес-моделей. Российские инициативы в об-ласти ЦТ систематизированы в докладах Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики». Сущность цифровой трансформации представлена как качественные изменения в бизнес-процессах и бизнес-моделях в результате внедрения цифровых

технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам [2]. Такое по-нимание солидаризируется с зарубежными дефинициями. Большинство отечественных работ

пока недостаточно акцентируют аспект глубоких изменений в процессах деятельности при

цифровой трансформации, отождествляя его с цифровизацией. С точки зрения гражданина, ЦТ – это трансформация услуг, обеспечиваемых цифровыми технологиями.

Атрибутом цифровой трансформации общества являются аватары. Аватары – это один

из основных инструментов существования метавселенной. Если рассматривать открытую

метавселенную, то необходимо отметить, что она постоянно меняется, состоит из различных

уровней, цифровых технологий, экосистемных аспектов. С помощью цифрового аватара человек может реализовать внутри метавселенной свою идентичность и свои права [3].

Использование аватара в виртуальной среде позволяет человеку менять ментальное

представление о себе, что может находить примение в криминологической сфере. В теории

личности преступника при криминологической характеристике необходимо учесть не только

биологические факторы, повлиявшие на совершение преступления, но и социально-психологические. В условиях метавселенной, когда воля человека реализована через аватара, которо-го он создал, количественные и качественные характеристики меняются, искажается в целом

портрет преступника, трансформируется индивидуальный механизм совершения преступления. В продолжение высказанного тезиса следует сделать вывод о том, что в теории криминологии необходимо изучить не только личность преступника конкретного вида преступления, но и личность цифрового преступника, которая реализована через его цифровой аватар.

С появлением в теории криминологии и уголовного права метавселенных как объекта

изучения возникает логичный вывод о том, что теории происхождения преступности и личности преступника также следует рассмотреть в новом контексте, поскольку биологическая

теория становится сложной в своей аргументации. Аватар может существовать в VR-среде с

любой внешностью, которую ему обозначил разработчик и пользователь [4]. Все пожелания

могут быть учтены и внедрены в дизайн-проект цифрового аватара, следовательно, распо-

64

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

знать в нем проявления личности преступника, невербальные признаки противоправного поведения практически невозможно. Цифровой аватар позволяет реализовывать и социальные

пожелания человека: чем лучше он прорисован, тем большим функционалом будет обладать.

Генеративный искусственный интеллект воссоздает голос человека, его внешний облик и

даже манеры письма и поведения. Это становится возможным благодаря обучению нейронных

сетей на основе оригинальных данных, которые точно описывают поведение человека.

Поскольку люди оставляют множество информации о себе в интернете, сбор необходи-мых данных становится доступным практически любому человеку. Например, для создания ре-алистичной копии голоса достаточно собрать около часа аудиозаписей. А обработка нескольких

фотографий человека с разных ракурсов позволяет собрать цифровую модель, максимально по-хожую на оригинал. Объединив эти результаты, можно создать практически неотличимую от

реальности комплексную модель и запрограммировать ее по желанию злоумышленника.

В мире цифровых технологий существует несколько типов виртуальных образов человека: 1. Настраиваемые аватары.

2. Ненастраиваемые аватары.

3. Самопредставляющиеся аватары.

4. Нечеловеческие аватары.

5. Абстрактные аватары.

Однако на данный момент технологии виртуальной реальности и компьютерного зрения не позволяют в полной мере передать эмоции, манеры и взаимодействие пользователей в

реальном времени. Это затрудняет отражение поведения человека.

При детальном рассмотрении метавселенной становится очевидным, что внешний вид

аватара, его поведение и возможности в виртуальной среде оказывают влияние на восприятие метавселенной как экосистемы другими пользователями.

Разработчики и пользователи метавселенной могут настроить свои аватары так, чтобы

они отражали их личности.

В виртуальной среде часто наблюдается высокий уровень анонимности, поскольку

пользователи могут присваивать своим аватарам уникальные имена или даже переключаться

между ними.

В современном цифровом мире аватар воспринимается не как техническое приложение, а как социальная сущность и экосистема.

Несколько теорий могут помочь определить психологические факторы, влияющие на

выбор аватара в виртуальной среде. Они группируются в три основные категории: 1. Самовыражение и идентичность.

2. Теории социального сравнения и теории групповой динамики.

3. Теории самооценки и теории саморегуляции.

С позиции профилактики и предупреждения преступлений следует упомянуть, что поведение человека в виртуальном пространстве прямо влияет на его поведение в реальной жизни. Чем

больше времени субъект права проводит в метавселенной, тем сильнее он привыкает к ее «реальности» и возможностям, в дальнейшем он начинает и в обыденной жизни вести себя так же [5].

Подобное поведение называют эффектом Протея. Согласно теории самовосприятия, люди могут

определять свою личность и отношение к ней на основе анализа своего прошлого поведения и об-стоятельств, что может привести к самоатрибуции. Классическая теория деиндивидуации предполагает, что в групповых ситуациях возрастает импульсивное поведение, отклоняющееся от нормы, потому что анонимность в группе уменьшает страх индивида перед негативным осуждением.

Применение аватаров способно оказывать влияние на восприятие и взаимоотношения

людей. Степень и форма воплощения аватара – воздействовать на поведение человека [3].

Хотя аватары могут использоваться для выражения альтруизма и толерантности, они

способны также усиливать предвзятость и враждебность.

В. В. ДЕНИСОВИЧ

65

Безусловно, дальнейшее исследование цифровых копий человека позволит предсказать

развитие отношений в условиях метавселенных и предусмотреть возможные негативные последствия, включая совершение преступлений.

Список источников

1. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стра-тегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Эко-номика. 2020. Т. 36, вып. 3. С. 390–420. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303.

2. Урасова А. А., Пьянкова С. Г. Цифровая трансформация как фактор развития взаимодейст-вия государства и бизнеса // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 238, вып. 6. С. 330–345.

3. Сильченко В. Ю. Формы реализации аватара в виртуальном пространстве // Вестник Мос-ковского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6 (104). С. 82–88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-82-88.

4. Николина Д. В. Аватар: трансформация человека в виртуальной реальности // Вестник Омского

государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 4 (41). С. 39–42.

5. Филипова И. А. Создание метавселенной: последствия для экономики, социума и права //

Journal of Digital Technologies and Law. 2023. Т. 1, вып. 1. С. 7–32. https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.1.

References

1. Tsenzharik M. K., Krylova Y. V., Steshenko V. I. Tsifrovaya transformatsiya kompaniy: strate-gicheskiy analiz, faktory vliyaniya i modeli [Digital transformation of companies: Strategic analysis, drivers and models]. St. Petersburg University Journal of Economic Studies, 2020, vol. 36, iss. 3, pp. 390-420.

(In Russ.). https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303.

2. Urasova A. A., Pyankova S. G. Tsifrovaya transformatsiya kak faktor razvitiya vzaimodeystviya gosu-darstva i biznesa [Digital transformation as a factor in the development of interaction between the state and business]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2022, vol. 238, iss. 6, pp. 330-345. (In Russ.).

3. Silchenko V. Yu. Formy realizatsii avatara v virtual’nom prostranstve [Forms of avatar implementa-tion in virtual space]. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI), 2021, no. 6 (104), pp. 82-88. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2021-6104-82-88.

4. Nikolina D. V. Avatar: transformatsiya cheloveka v virtual’noy real’nosti [Avatar: Human transformation in virtual reality]. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 4 (41), pp. 39-42. (In Russ.).

5. Filipova I. A. Sozdanie metavselennoy: posledstviya dlya ekonomiki, sotsiuma i prava [Creating the metaverse: Consequences for economy, society, and law]. Journal of Digital Technologies and Law, 2023, vol. 1, iss. 1, pp. 7-32. (In Russ.). https://doi.org/10.21202/ jdtl.2023.1.

Информация об авторе

В. В. Денисович – кандидат юридических наук, доцент, доцент Южно-Уральского

государственного университета (национального исследовательского университета); старший научный сотрудник Научно-исследовательского института цифровых технологий

и права Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП).

Information about the author

V. V. Denisovich – Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor, South Ural State University (national research university); Senior Research Officer, Research Institute of Digital Technologies and Law of Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML).

Статья поступила в редакцию 11.11.2024; одобрена после рецензирования 03.12.2024; принята к публикации 04.12.2024.

The article was submitted 11.11.2024; approved after reviewing 03.12.2024; accepted for publication 04.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.