о, дайте, дайте, им работу
аутсорсинг: завтра или сегодня?
_Развитие мировой экономики на рубеже ХХ-ХХ1 веков подтвердило
_теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации
_как доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной.
_Считается, что наиболее развитые страны уже 20 лет назад
вступили в последнюю из этих стадий - постиндустриальную. По этому же алгоритму развиваются и другие участники мирового рынка.
Жабина С.Б.
канд. техн. наук,
доцент,
заместитель
директора
по научной работе,
заведующая кафедрой
коммерции
Волгоградского
филиала РГТЭУ
ства и;
ля концепции постиндустриального общества одиой из наиболее характерных черт является переориентация производства на широкое предоставление услуг и генерирование новой информации. Наиболее популярной и востребованной услугой в этот период становится аутсорсинг (англ. - outsorting). Сущность его заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии со следующим принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня». Практика показывает, что аутсорсинг помогает компаниям решать проблемы функционирования и развития за счет: а) сокращения издержек; б) увеличения приспособляемости к условиям внешней среды; в) улучшения качества продукции и услуг; г) уменьшения риска. Аутсорсинг - это многоплановое явление. Его использование получило стремительный размах во всем мире. Даже в тех странах, которые пока еще нельзя полностью отнести к постиндустриальным, он активно используется во многих бизнес-процессах. Среди таких стран можно назвать и Россию. Это связано с тем, что отечественные компании ежедневно сталкиваются с проблемой поиска своих конкурентных преимуществ. Популярный журнал Wired в «Энциклопедии новой экономики» определил аутсорсинг как новую стратегию управления: «заниматься не
ое предпринимательство
тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего». Опыт ведения западного бизнеса показывает, что большинство участников рынка не компетентны в конкретном ведении бизнеса и принимают управленческие решения по инвестированию средств в производство, руководствуясь лишь несколькими формальными критериями. Среди них можно назвать и «удельный доход на одного работника». Однако это далеко не идеальный показатель эффективности работы предприятия. Как показывают результаты исследований, в небольших предприятиях этот показатель может быть очень высок, но эффективность работы меньше фирм, где данный показатель был низким.
Выделяют два основных вида аутсорсинга: IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsoursing - ВРО). Однако в последнее время в отдельный вид выделился еще и производственный аутсорсинг. Обычно, вначале предприятия начинают пользоваться услугами IT-аутсорсинга, а затем переходят к другим его видам.
Сущность IT-аутсорсинга заключается в передаче предприятием функций, связанных с:
- информационными технологиями, которые включают в себя обслуживание сетевой инфраструктуры;
- проектированием и планированием автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным их развитием и сопровождением;
- системной интеграцией;
- размещением корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;
- созданием и поддержкой публичных web-сер-веров;
- управлением информационными системами и др.
Активное развитие IT-аутсорсинга можно прогнозировать и на рынке России. Это связано с тем, что стремительное развитие информационных технологий создает проблемы расширения штата технических специалистов в бизнес-системах, что приводит к росту затрат на осуществление производственно-технологи-
отечественные компании ежедневно сталкиваются с проблемой поиска своих конкурентных преимуществ
да
то да удчиеттеп
учете
____Еще с
аутсорсинг бизнес_процессов
включает в себя передачу сторонней организации
_отдельных
функций, которые
_не являются для
компании основными
ческих процессов. Поэтому российским компаниям будет выгоднее обращаться к опытным специалистам, предлагающим услуги IT-аут-сорсинга, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Аутсорсинг бизнес-процессов включает в себя передачу сторонней организации отдельных функций, которые не являются для компании основными. Это может быть ведение бухгалтерского учета, оказание маркетинговых и логистических услуг, проведение рекламных акций, управление персоналом и др. В развитых странах аутсорсинг бизнес-процессов интенсивно развивается и становится все более популярным. Если говорить о России, нный вид аутсорсинга в основном нахо-рименение пока только в бухгалтерском и вопросах финансового управления. один вид аутсорсинга - производственный. Он подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации. Можно привести примеры, когда фирма продает сторонней организации часть своих подразделений, и дальнейшие связи с ними будут осуществляться в рамках аутсорсинга. Примером этому служит разделение компании AT&T на четыре независимые фирмы, вычленение из крупнейших германских химических корпораций «Байер», «БАСФ» и «Хехст» подразделений по производству текстильных красителей и создание на их основе отдельной крупной компании. Преимущества производственного аутсорсинга заключаются в том, что его использование позволяет пересмотреть приоритеты стратегических целей. На первый план выдвигается разработка новых продуктов и услуг, что обеспечит фирме конкурентные преимущества. В этом случае само производство становится более гибким. На небольших предприятиях в этих условиях легче изменить производственный процесс, перенести бизнес на рынки с более дешевой рабочей силой.
Современные тенденции развития средств транспорта, систем связи, телекоммуникаций и
российское предпринимательство
информационных систем подтверждает про- пользоваться гноз формирования потребности на россий- аутсорсингом ском рынке на аутсорсинговые услуги. Участни- выгодно ки рынка находятся практически в одинаковых условиях. Конкурентные преимущества, связанные с НТП, постепенно утрачивают свою перво-степенность, более актуальными становятся преимущества, обеспечивающие способность предприятий быть более гибкими, оказывать более качественные сервисные услуги, обеспечивать строгое выполнение сроков и условий
поставки («точно в срок»), предлагать более вы- _
годные предложения и широкий выбор. Поиск потребностей и более полное их удовлетворение - необходимые предпосылки для фор- _
мирования конкурентных преимуществ. А способность совместить их с производством, стратегией развития и системой планирования станет решающим фактором в конкурентной борьбе на быстроразвивающемся рынке. В связи с этим современные предприятия должны осваивать новые системы управления, среди которых можно назвать CFM - Customer Focosed
Manufacturing (производство, ориентированное _
на потребителя), SCM - Supply Chain Management _
(управление логистическими цепочками), основанные на этих концепциях современные техно- _
логии: ERP - Enterprise Resource Peanning (планирование ресурсов предприятия), CRM - Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами) и другие. Овладеть эти- _
ми концепциями управления и технологиями целесообразней все-таки совместно со специалистами-консультантами, которых представит
IT-аутсорсинговая фирма. _
Особенно актуальна проблема внедрения современных информационных технологий стоит перед отечественными торговыми сетями. Рост числа участников на рынке потребительских товаров ужесточает конкурентную борьбу. _
Российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость консолидации участников. Процесс организации товародвижения, включающий таких уча- _
стников как производство, опт, розница и
транспорт, будет эффективным только при ус- _
четкая
_организация
_процесса
товародвижения в инфраструктуре потребительского
_рынка - вот
..функция, которую более
профессионально поможет реализовать аутсорсинг
Bell D. The Coming of PostIndustrial Society: A venture of Social Forecasting.-New York: Basic Books, 1973-
ловии совместной координации и планирования своих действий.
Аутсорсинг эффективен в тех случаях, когда компании принимают стратегические решения по диверсификации своей деятельности. Быстро найти грамотного бухгалтера, организовать производство, оказать консультационную поддержку в управлении маркетингом на предприятии - вот функции, которые можно доверить аутсорсинговой компании. Проблема лишь в том, что, к сожалению, на этом рынке услуг мало профессионалов. Но прогноз позитивен.
Уже сейчас достаточно стабильно развиваются консалтинговые фирмы, которые в состоянии оказывать и аутсорсинговые услуги. Пользоваться аутсорсингом выгодно. В первую очередь это осознали организации малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Их конкурентоспособность уже напрямую зависит от способности гибко и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса и приоритеты покупательских предпочтений. Функции учета, исследования рынка, подбора фицированного персонала более качест-о выполнит аутсорсинговая фирма. крупных компаний, особенно межрегиональных торговых сетей, построение эффективных логистических систем, которые связаны с организацией производства пищевых продуктов, выбором средств транспорта, созданием центров распределения и информационного обеспечения, напрямую зависит от консультаций и расчетов аутсорсинговой компании. Четкая организация процесса товародвижения в инфраструктуре потребительского рынка - вот функция, которую более профессионально поможет реализовать аутсорсинг. В современном жестком мире бизнеса выживут и добьются успеха только те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом. Одной из форм такой организации и на российском рынке станет аутсорсинг.
российское предпринимательство