Научная статья на тему 'Аутсорсинг: завтра или сегодня?'

Аутсорсинг: завтра или сегодня? Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
62
20
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Жабина С.Б.

Развитие мировой экономики на рубеже XX-XXI веков подтвердило теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации как доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Считается, что наиболее развитые страны уже 20 лет назад вступили в последнюю из этих стадий постиндустриальную. По этому же алгоритму развиваются и другие участники мирового рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг: завтра или сегодня?»

о, дайте, дайте, им работу

аутсорсинг: завтра или сегодня?

_Развитие мировой экономики на рубеже ХХ-ХХ1 веков подтвердило

_теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации

_как доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной.

_Считается, что наиболее развитые страны уже 20 лет назад

вступили в последнюю из этих стадий - постиндустриальную. По этому же алгоритму развиваются и другие участники мирового рынка.

Жабина С.Б.

канд. техн. наук,

доцент,

заместитель

директора

по научной работе,

заведующая кафедрой

коммерции

Волгоградского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

филиала РГТЭУ

ства и;

ля концепции постиндустриального общества одиой из наиболее характерных черт является переориентация производства на широкое предоставление услуг и генерирование новой информации. Наиболее популярной и востребованной услугой в этот период становится аутсорсинг (англ. - outsorting). Сущность его заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии со следующим принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня». Практика показывает, что аутсорсинг помогает компаниям решать проблемы функционирования и развития за счет: а) сокращения издержек; б) увеличения приспособляемости к условиям внешней среды; в) улучшения качества продукции и услуг; г) уменьшения риска. Аутсорсинг - это многоплановое явление. Его использование получило стремительный размах во всем мире. Даже в тех странах, которые пока еще нельзя полностью отнести к постиндустриальным, он активно используется во многих бизнес-процессах. Среди таких стран можно назвать и Россию. Это связано с тем, что отечественные компании ежедневно сталкиваются с проблемой поиска своих конкурентных преимуществ. Популярный журнал Wired в «Энциклопедии новой экономики» определил аутсорсинг как новую стратегию управления: «заниматься не

ое предпринимательство

тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего». Опыт ведения западного бизнеса показывает, что большинство участников рынка не компетентны в конкретном ведении бизнеса и принимают управленческие решения по инвестированию средств в производство, руководствуясь лишь несколькими формальными критериями. Среди них можно назвать и «удельный доход на одного работника». Однако это далеко не идеальный показатель эффективности работы предприятия. Как показывают результаты исследований, в небольших предприятиях этот показатель может быть очень высок, но эффективность работы меньше фирм, где данный показатель был низким.

Выделяют два основных вида аутсорсинга: IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsoursing - ВРО). Однако в последнее время в отдельный вид выделился еще и производственный аутсорсинг. Обычно, вначале предприятия начинают пользоваться услугами IT-аутсорсинга, а затем переходят к другим его видам.

Сущность IT-аутсорсинга заключается в передаче предприятием функций, связанных с:

- информационными технологиями, которые включают в себя обслуживание сетевой инфраструктуры;

- проектированием и планированием автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным их развитием и сопровождением;

- системной интеграцией;

- размещением корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;

- созданием и поддержкой публичных web-сер-веров;

- управлением информационными системами и др.

Активное развитие IT-аутсорсинга можно прогнозировать и на рынке России. Это связано с тем, что стремительное развитие информационных технологий создает проблемы расширения штата технических специалистов в бизнес-системах, что приводит к росту затрат на осуществление производственно-технологи-

отечественные компании ежедневно сталкиваются с проблемой поиска своих конкурентных преимуществ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да

то да удчиеттеп

учете

____Еще с

аутсорсинг бизнес_процессов

включает в себя передачу сторонней организации

_отдельных

функций, которые

_не являются для

компании основными

ческих процессов. Поэтому российским компаниям будет выгоднее обращаться к опытным специалистам, предлагающим услуги IT-аут-сорсинга, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Аутсорсинг бизнес-процессов включает в себя передачу сторонней организации отдельных функций, которые не являются для компании основными. Это может быть ведение бухгалтерского учета, оказание маркетинговых и логистических услуг, проведение рекламных акций, управление персоналом и др. В развитых странах аутсорсинг бизнес-процессов интенсивно развивается и становится все более популярным. Если говорить о России, нный вид аутсорсинга в основном нахо-рименение пока только в бухгалтерском и вопросах финансового управления. один вид аутсорсинга - производственный. Он подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации. Можно привести примеры, когда фирма продает сторонней организации часть своих подразделений, и дальнейшие связи с ними будут осуществляться в рамках аутсорсинга. Примером этому служит разделение компании AT&T на четыре независимые фирмы, вычленение из крупнейших германских химических корпораций «Байер», «БАСФ» и «Хехст» подразделений по производству текстильных красителей и создание на их основе отдельной крупной компании. Преимущества производственного аутсорсинга заключаются в том, что его использование позволяет пересмотреть приоритеты стратегических целей. На первый план выдвигается разработка новых продуктов и услуг, что обеспечит фирме конкурентные преимущества. В этом случае само производство становится более гибким. На небольших предприятиях в этих условиях легче изменить производственный процесс, перенести бизнес на рынки с более дешевой рабочей силой.

Современные тенденции развития средств транспорта, систем связи, телекоммуникаций и

российское предпринимательство

информационных систем подтверждает про- пользоваться гноз формирования потребности на россий- аутсорсингом ском рынке на аутсорсинговые услуги. Участни- выгодно ки рынка находятся практически в одинаковых условиях. Конкурентные преимущества, связанные с НТП, постепенно утрачивают свою перво-степенность, более актуальными становятся преимущества, обеспечивающие способность предприятий быть более гибкими, оказывать более качественные сервисные услуги, обеспечивать строгое выполнение сроков и условий

поставки («точно в срок»), предлагать более вы- _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

годные предложения и широкий выбор. Поиск потребностей и более полное их удовлетворение - необходимые предпосылки для фор- _

мирования конкурентных преимуществ. А способность совместить их с производством, стратегией развития и системой планирования станет решающим фактором в конкурентной борьбе на быстроразвивающемся рынке. В связи с этим современные предприятия должны осваивать новые системы управления, среди которых можно назвать CFM - Customer Focosed

Manufacturing (производство, ориентированное _

на потребителя), SCM - Supply Chain Management _

(управление логистическими цепочками), основанные на этих концепциях современные техно- _

логии: ERP - Enterprise Resource Peanning (планирование ресурсов предприятия), CRM - Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами) и другие. Овладеть эти- _

ми концепциями управления и технологиями целесообразней все-таки совместно со специалистами-консультантами, которых представит

IT-аутсорсинговая фирма. _

Особенно актуальна проблема внедрения современных информационных технологий стоит перед отечественными торговыми сетями. Рост числа участников на рынке потребительских товаров ужесточает конкурентную борьбу. _

Российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость консолидации участников. Процесс организации товародвижения, включающий таких уча- _

стников как производство, опт, розница и

транспорт, будет эффективным только при ус- _

четкая

_организация

_процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товародвижения в инфраструктуре потребительского

_рынка - вот

..функция, которую более

профессионально поможет реализовать аутсорсинг

Bell D. The Coming of PostIndustrial Society: A venture of Social Forecasting.-New York: Basic Books, 1973-

ловии совместной координации и планирования своих действий.

Аутсорсинг эффективен в тех случаях, когда компании принимают стратегические решения по диверсификации своей деятельности. Быстро найти грамотного бухгалтера, организовать производство, оказать консультационную поддержку в управлении маркетингом на предприятии - вот функции, которые можно доверить аутсорсинговой компании. Проблема лишь в том, что, к сожалению, на этом рынке услуг мало профессионалов. Но прогноз позитивен.

Уже сейчас достаточно стабильно развиваются консалтинговые фирмы, которые в состоянии оказывать и аутсорсинговые услуги. Пользоваться аутсорсингом выгодно. В первую очередь это осознали организации малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Их конкурентоспособность уже напрямую зависит от способности гибко и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса и приоритеты покупательских предпочтений. Функции учета, исследования рынка, подбора фицированного персонала более качест-о выполнит аутсорсинговая фирма. крупных компаний, особенно межрегиональных торговых сетей, построение эффективных логистических систем, которые связаны с организацией производства пищевых продуктов, выбором средств транспорта, созданием центров распределения и информационного обеспечения, напрямую зависит от консультаций и расчетов аутсорсинговой компании. Четкая организация процесса товародвижения в инфраструктуре потребительского рынка - вот функция, которую более профессионально поможет реализовать аутсорсинг. В современном жестком мире бизнеса выживут и добьются успеха только те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом. Одной из форм такой организации и на российском рынке станет аутсорсинг.

российское предпринимательство