УДК 316.4 АУТСОРСИНГ В ТОРГОВЛЕ
Аборвалова О.Н.
Цель работы заключается в представлении аутсорсинга как новой, перспективной формы организации торгового бизнеса, недостаточно изученной в отечественной науке и редко используемой в практической деятельности предприятиями торговли.
Новизну исследования определяет обоснование экономической целесообразности применения данного способа организации торговли, направленной на снижение имеющихся затрат.
Выводы содержат анализ преимуществ данного механизма развития торговой отрасли, основными среди которых, являются удешевление расходов, привлечение квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, способствует более эффективному решению поставленных задач и, как следствие, позволяет повысить конкурентоспособность и снижать риски, возникающие с постоянным кадровым составом. Показаны недостатки аутсорсинга. Отсутствие законодательства в данной области провоцирует рассогласованность действий, конфликты между работодателями и наемными работниками, возникающие из-за двойной подчиненности работников. Помимо этого, привлечение сторонних специалистов несет в себе опасность утечки информации.
Ключевые слова: торговля; аутсорсинг; ИТ-аутсорсинг; бухгалтерский аутсорсинг; юридический аутсорсинг; аутстаффинг; экономическая эффективность; риски аутсорсинга.
OUTSOURCING TO TRADE
Aborvalova O.N.
The aim of outsourcing is to provide a new and promising forms of organization of commercial business, not studied in domestic science, and rarely used in the practice of trading enterprises.
The novelty of the study determines the feasibility study of application of this method of trade, aimed at reducing existing costs.
Conclusions contain an analysis of the advantages of the mechanism of the trade sector, major among which are the cheaper cost, the involvement of qualified specialists, which in turn contributes to more effectively address the objectives and, consequently, improves competitiveness and reduce the risks associated with constant staffing composition. Showing disadvantages of outsourcing. The absence of legislation in this area mismatch provokes a conflict between employers and employees, arising because of the double subordination of workers. In addition, the involvement of outside experts is a danger of information leakage.
Keywords: trade; outsourcing; IT outsourcing; accounting outsourcing; legal outsourcing; outstaffing; cost-effectiveness; risks of outsourcing.
Торговля относится к отраслям с высоким уровнем затрат живого труда и, соответственно, высокими расходами по заработной плате в общих издержках торгового предприятия. В связи с чем, особую актуальность приобретает изучение относительно новых форм и механизмов организации торговли, направленных на удешевление возникающих затрат, к которым можно отнести аутсорсинг.
Использование новых форм организации торговли приобретает сегодня особую теоретическую ценность, поскольку научных изысканий,
эмпирического материала, аналитических обобщений, сравнительных характеристик по данной тематике явно недостаточно.
Изучение специфики функционирования предприятий торговли, которые применяют в своей деятельности эту современную технологию менеджмента, имеет практическую значимость, так как может показать преимущества использования аутсорсинга и те издержки, возможные риски, которые возникают в данной модели бизнес отношений.
Высокая степень конкуренции на рынке торговых услуг вынуждает сегодня российскую торговлю находить и использовать современные схемы в области технологии организации и управления торговыми процессами.
Сам термин аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using)
буквально в переводе с английского обозначает - использование внешнего источник - ресурса. В международной бизнес практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций, или видов деятельности внешней организации [1, с.5].
Таким образом, аутсорсинг это передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от сервисных услуг, имеющих разовый, случайный характер на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта.
Отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг и абонентского обслуживания в торговой сфере является наличие бизнес-процесса.
Основной принцип аутсорсинга заключается в том, чтобы заниматься тем, что ты можешь делать лучше других, и поручать другим делать то, что они делают лучше и дешевле. А значит, в тех случаях, когда торговое предприятие
не имеет необходимых специалистов для решения возникающих задач, или согласно расчетам, выполнение этих задач будет неэффективным, материально затратным, следует применять аутсорсинг.
Экономическая выгода от подобного сотрудничества очевидна. Штатный сотрудник, занимающийся обслуживанием какого-либо проекта, не всегда тратит на это все свое рабочее время. Кроме того, встает вопрос замены работника на период очередного отпуска или болезни, возможного увольнения сотрудника или перехода его на другую работу. Руководитель, согласно существующему законодательству, обязан осуществлять выплаты по социальному пакету, налогам и др. Отдавая на аутсорсинг часть обслуживания предприятия, руководитель избавляет себя от решения подобных проблем.
В настоящее время аутсорсинг давно вышел за свои первоначальные рамки. «Американская» технология сегодня стала не просто актуальной методикой управления, а отдельным сектором бизнеса - самостоятельным и, судя по масштабам развития, достаточно прибыльным.
Это происходит потому, что существование замкнутых предприятий (инсорсинговых), в большинстве случаев, экономически не обоснованно и влечет за собой снижение конкурентоспособности.
Кроме этого, в аутсорсинге привлекает то, что провайдер услуг способен обеспечить экономию и/или более высокий их уровень за счет специализации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба. Аутсорсинг позволяет экономить ресурсы организации и, как следствие, снижать ее издержки.
По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы
некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций [2].
До начала XXI века термин аутсорсинг был мало известен в России. Между тем, как услуга, он существовал в Советском Союзе с середины 70 гг. прошло века, до появления персональных компьютеров, когда приобретение больших ЭВМ и содержание вычислительного центра (ВЦ) могли позволить себе только крупные предприятия. Поэтому в практику повсеместно вошла покупка по безналичному расчету машинного времени у сторонних ВЦ вместе с услугами их специалистов.
В начале 90 гг. Государственная межведомственная экспертная комиссия (ГМЭК) разработала порядок сертификации и сервисного обслуживания кассовых аппаратов, который положил начало аутсорсингу информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) в сфере торговли. Таким образом, впервые в истории страны ИТ-аутсорсинг был оформлен законодательно. В результате сервис контрольно-кассовых машин стал для торговых предприятий «добровольно-принудительной» услугой, после чего, в самое короткое время в стране появились несколько крупных ИТ-аутсорсеров. Их клиентами были первые российские торговые сети и самые крупные магазины Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Новый импульс для развития ИТ-аутсорсинга в торговле дал приход в Россию международных торговых сетей — «Икеа», «Метро» и «Ашан».
ИТ-аутсорсинг является лидером нынешнего рынка этого вида услуг. Многие компании начинают применять внешнее управление именно с того, что снимают с себя обслуживание информационных систем. В этот вид аутсорсинга может включаться поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, веб-сервира и сайта, защита информации, администрирование компьютерных сетей, разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и др.
Сегодня в российской предпринимательской практике на аутсорсинг, кроме информационных технологий, чаще всего передаются такие функции как ведение бухгалтерского учета, снабжение функционирования офиса, переводческие, транспортные, рекламные услуги, обеспечение безопасности, уборка территории и др.
Передача в удаленное управление бухгалтерских услуг включает ведение учета, подготовку и передачу отчетов в налоговые и финансовые органы, способствует оптимизации бухгалтерского учета, дает необходимый объем информации в юридических и правовых вопросах, в налоговом планировании, тем самым повышая эффективность работы компании.
Юридический аутсорсинг получил широкое распространение из-за несовершенства российского законодательства, несогласованности многих правовых норм, что вызывает необходимость привлечения профессиональных специалистов. В большей степени это касается небольших торговых предприятий, которым не требуется постоянное юридическое сопровождение, а абонентское обслуживание у аутсорсеров позволяет избежать проблем с законом и получить квалифицированное оформление профильных сделок.
Одним из наиболее распространенных видов деятельности, передаваемым на внешнее управление в торговле, является охрана. Можно сказать, что этот элемент аутсорсинга зародился еще в советскую эпоху и вневедомственная охрана стала прародительницей современной формы организации служб охраны предприятий.
В сфере удаленного администрирования существует несколько схем работы с клиентом. Из них наиболее известны такие, когда аутсорсинговая компания берет на себя полностью администрирование в какой-либо области бизнеса своего заказчика. Однако есть и другая схема, получившая название -аутстаффинг, обозначающая наем на определенный проект не компанию, а сотрудника. В данном случае процесс управления остается целиком в руках клиента, а дополнительные расходы, связанные с различными моментами
работы привлеченного специалиста, до реализации проекта, подсчитать невозможно. Наиболее интересным вариантом работы является некий симбиоз этих схем, при котором помимо специалистов аутстафферов управление проектом передается профессиональному аутсорсеру.
Анализ деятельности аутсорсинговых компаний дает возможность говорить о преимуществах аутсорсинга.
Аутсорсинг позволяет сосредоточить внимание на развитии основного вида деятельности. Это особенно важно для торговых сетей, которые постоянно развиваются в разных регионах страны, так как они получают возможность выполнять работы, не привлекая дополнительные штаты сотрудников, и, следовательно, избегать дополнительных затрат.
Аутсорсинг дает возможность использовать в торговле современные системы, технологии и высококвалифицированные профессиональные ресурсы. Например, привлечение специалистов в области информационных технологий, позволяет торговой фирме, при разработке программного обеспечения, быстро реализовывать изменения в информационной системе управления в каждом из супермаркетов сети, находящихся в разных городах России.
Аутсорсинг позволяет сокращать финансовые издержки. Такая экономия имеет место при передаче на аутсорсинг работ по уборке помещений (в этом случае сокращаются затраты на покупку дорогостоящих пылесосов, раскладных лестниц и другого инвентаря), транспортного обеспечения и др.
При возникновении конфликтных ситуаций аутсорсинг позволяет снизить напряжение при расторжении трудовых договоров с персоналом.
Вышеперечисленные и другие преимущества аутсорсинга дают возможность торговому предприятию повысить конкурентоспособность, снижать риски с постоянным кадровым составом.
Говоря о достоинствах аутсорсинга нельзя не отметить недостатки, с которыми может столкнуться торговое предприятие. Это возможность возникновения трудностей в управлении торговой сетью, что обусловлено
технологической несогласованностью, двойной подчиненностью работников. Аутсорсинг приводит к тому, что у работника появляются два работодателя. Вследствие чего обостряются вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью, организацией рабочего места, с техникой безопасности.
Кроме этого возникают трудности во взаимодействии с контролирующими органами при нарушении правил обслуживания торгового предприятия или техникой безопасности.
Поставщики ИТ - услуг получают доступ к конфиденциальным данным, в связи с чем возникают риски возможной ее утечки.
Для успешного функционирования аутсорсинга в России, установления прав и обязанностей при взаимодействии всех заинтересованных сторон, необходимо принятие закона об аутсорсинге.
Наличие положительных и отрицательных сторон аутсорсинга показывает необходимость, для дальнейшего прогрессивного развития, согласованных действий торговой компании и аутсорсера, в основе которых должны быть имеющиеся нормативно-правовые акты.
Аутсорсеры сегодня могут предложить торговой рознице достаточно широкий спектр услуг. Воспользуется ли торговое предприятие этим услугами или оно эффективно функционирует без данного механизма можно ответить только при сопоставлении результатов работы штатных сотрудников и экспертов от поставщика услуг. Очевидным является лишь то, что использование внешних ресурсов, для торговых сетей, позволяет снизить издержки и оптимизировать систему управления, что, несомненно, является фактором перспективного развития.
Список литературы
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М., ИНФРА-М, 2006. С. 5
2. Аутсорсинг. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутсорсинг (дата
обращения 14.03.2012).
References
1. Anikin B.A., Rudaya I.L. Autsorsing i autstaffing: vysokie tekhnologii menedzhmenta [Outsourcing and outstaffing: high-tech management]. Moscow, 2007. p. 5.
2. Autsorsing. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Outsourcing (accessed March 14, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Аборвалова Ольга Николаевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук
Саратовский институт (филиал) Российского государственного торговоэкономического университета
ул. Международная, д. 24, г. Саратов, Саратовская область, 410052, Россия e-mail: aborvalova@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Aborvalova Olga Nikolaevna, assistant professor of humanities and social sciences, PhD in Sociology
Saratov Institute (branch) of Russian State Trade-Economic University 24, International street, Saratov, Saratov Region, 410052, Russia
Рецензент:
Смирнова Т. В. доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Саратовского института (филиала) РГТЭУ.