Научная статья на тему 'Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких товаров'

Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких товаров»

Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких товаров

Д.Е. Васильев (Всероссийская академия внешней торговли)

В последние годы в совместном предпринимательстве на мировом рынке наукоемких товаров широкое распространение получил аутсорсинг. Это объясняется тем, что международное разделение труда дает наибольший эффект в сфере разработки и производства товаров с высокой долей добавленной стоимости, поскольку именно здесь разница в оплате труда в разных государствах особенно высока.

Основные участники рынка

К услугам фирм, выполняющих функции аутсорсинга на рынке наукоемких товаров, обращаются:

- компании, которые осуществляют полный цикл (или его большую часть) разработки и производства наукоемких товаров (к ним относятся почти все крупные транснациональные корпорации);

- компании, которые занимаются преимущественно разработками новых товаров (такие компании имеют лишь опытное производство и заказывают изготовление всех деталей по системе аутсорсинга), многие из них — лидеры рынков, такие как Cisco, Dell, Compaq и другие фирмы, работающие в области «прорывных» технологий;

- компании, которые используют чужие разработки и, располагая передовым оборудованием и новейшими технологиями, занимаются производством наукоемких товаров под товарным знаком фирм-заказчиков. Среди них транснациональные компании Flextronics, Jabil, Selestica, Solectron, Elcoteq.

В соответствии с условиями контрактов по международному аутсорсингу заказчик передает права и технологию изготовления науко-

емких изделий своему партнеру - аутсорсеру, который обеспечивает производство, а иногда и сбыт под товарным знаком фирмы-заказчика. В результате широкого распространения этой практики в настоящее время множество современных электронных изделий поступает в продажу под весьма авторитетными товарными знаками фирм США, владельцы которых совершенно не заинтересованы в том, чтобы покупатель знал имена их подлинных разработчиков и изготовителей.

Перечень компаний, доказавших свое право относиться к числу лидеров всемирной информационно-компьютерной индустрии, но продолжающих оставаться «теневыми двигателями» технического развития, сегодня не столь уж короток и включает такие фирмы, как Flextronics, Quanta computer, Premier imaging, Wipro technologies, Compel elecronics и целый ряд других, базирующихся на Тайване, в Индии и прочих, главным образом азиатских, странах. Своим положением «неизвестных героев» текущего этапа промышленной революции они обязаны условиям соглашений, которые связывают их с самыми видными фирмами-продав-цами (вендорами) — соглашений об аутсорсинге.

Развитие аутсорсинга на рынке наукоемких товаров

Развитие кооперационных отношений на мировом рынке наукоемких товаров датируется серединой 60-х гг., когда фирмы США заключили несколько контрактов с компаниями Японии, а затем и с фирмами «новых индустриальных стран» - Тайваня, Южной Кореи, Гонконга и Сингапура (где заработная плата оказалась существенно ниже) на изготовление и

поставку на внутренний рынок США под их товарными знаками первоначально электронных приборов потребительского назначения, а затем и электронных компонентов (в основном интегральных схем и запоминающих устройств вычислительных машин). Подобные международные аутсорсинговые соглашения получили название контрактов на условиях «ОЕМ» («ОЕМ» - original equipment manufacturers), суть которых сводилась к изготовлению изделий по технологии и документации фирм, разработавших это оборудование и имевших на него все права.

Начиная с конца 1960-ых, компании стран Юго-Восточной Азии, а также Мексики, стали важным подрядчиками по изготовлению многих видов наукоемкого оборудования, в частности электронного, на условиях аутсорсинга. За последующие годы фирмы-аутсорсеры из развивающихся стран разработали эффективную систему производства на условиях «ОЕМ», чтобы обеспечить предоставление аутсорсинговых услуг. Завоевав авторитет на мировом рынке гибкостью контрактных условий и скоростью поставки изделий, требуемых по аутсорсинговым контрактам эта система позволила зарубежным подрядчикам принимать заказы как небольшими, так и крупными партиями и поставлять изделия в пределах короткого промежутка времени. В рамках контрактных обязательств фирмы-изготовители продукции, создавали сеть небольших поставщиков-суб-подрядчиков, работающих в тесной кооперации, каждый с очень специализированные функции. С прогрессом в информационных технологиях, гибкость рассматриваемой системы достигла высокой степень совершенства в 90-х гг. С целью снижения издержек производства американские фирмы-заказчики обратились к зарубежным компаниям-подрядчикам с просьбой организовывать узко специализированное производство на основе конкретного заказа, а не развивать традиционно изготовление широкой гаммы продукции на основе прогноза потребностей рынка. Для решения этой проблемы фирмы-подрядчики реорганизовали свои цепи поставки, чтобы наладить метод производства поставки товаров на условиях «точно в строк». В организацию производства настольных компьютеров - ноутбуков впервые был внедрен принцип “982”, который сводился к тому, что фирмы-подрядчики получали 98% необходи-

мых для производства компонентов и частей в течение двух дней после получения заказов от фирм-заказчиков, имевших товарные знаки.

В значительной степени уровень использования услуг аутсорсеров определяется накалом конкуренции на рынке. Так, несмотря на растущую популярность цифровой фотографии во всем мире, не всем производителям удается успешно конкурировать на этом сегменте рынка продукции фотоиндустрии. Компания Kodak объявила о прекращении производства цифровых фотоаппаратов. Однако, производство камер под этим товарным знаком будет осуществлять компания Flextronics. Кроме того, сингапурский производитель займется разработкой и продажами новых моделей под знаменитым брендом. Сам же Kodak продолжит заниматься исследованиями в области цифровой фотографии, а также дизайнерскими изысканиями и маркетингом продукции. Переход к цифровым технологиям в производстве фототехники уже негативно отразился не на одной компании. Так, в июле 2006 г. один из крупнейших вендоров в этом сегменте Fuji film объявил о значительных потерях прибыли и глобальной реструктуризации, следствием которой, по завершению, стало сокращение 5 тыс. сотрудников.1

Повышение степени остроты конкуренции в процессе глобализации экономической деятельности привело к тому, что многие небольшие подрядчики покинули рынок международных аутсорсинговых услуг, и усилилась концентрация деятельности фирм-производителей на соответствующих рынках. Те фирмы, которые оказались способны координировать международные цепи поставки товаров и услуги в области логистики, стали действовать как интегрированные провайдеры услуг, что способствовало усилению их положения в глобальной кон-куренции.2

Новые тенденции в развитии аутсорсинга на рынке

В 90-е годы ХХ в. и в первое десятилетие ХХ1 в. на рынке аутсорсинговых услуг стали выявляться новые тенденции:

1. Использование новых видов услуг, оказываемых покупателям наукоемкой товарной продукции. Речь идет о том, что с целью повышения конкурентоспособности в рыночном

соперничестве новых индустриальных стран компании - аутсорсеры стран Юго-Восточной Азии, а также Мексики, начали предоставление широкого набора услуг в производстве и сбыте наукоемкого оборудования. Первоначально эта практика получила развитие на рынке электронного оборудования и получила название предоставление EMS - Electronic Manufacturing Service - «услуг по производству электронного оборудования», включавших более широкие обязательства, чем прежние контракты на условиях «ОЕМ», за счет расширения набора новых услуг, предоставляемых заказчику.

Расположенные в США компании, предоставляющие подобные услуги, - Solectron, Cellon, и зарегистрированная в Сингапуре компания Flextronics имеют производственные предприятия во многих странах, особенно в странах, в которых фирмы-аутсорсеры из новых индустриальных стран не стали располагать предприятия - в государствах Восточной Европе и Южной Америке, и которые стали предлагать производственные услуги в глобальном масштабе (глобальные производственные услуги) по изготовлению, сбыту и техническому обслуживанию широкого ассортимента таких наукоемких изделий, как электронная продукция производственного и потребительского назначения, а также ее компоненты, части и узлы. По сравнению с фирмами-аутсорсерами эти провайдеры подобных услуг значительно крупнее, имеют транснациональный характер и более диверсифицированы с точки зрения номенклатуры производства. Они приобрели многие предприятия, первоначально принадлежащие фирмам - владельцам товарных знаков и приняли на себя все обязанности по производству изделий. Их выход на рынок способствовал углублению отделению производства от центров научных разработок новых товаров и центров маркетинга.

2. Расширение контроля фирм над цепочкой «разработка - производство -сбыт». Новые условия конкуренции потребовали новых шагов от участников рыночного соперничества. Чтобы противостоять конкуренции фирм - провайдеров услуг по производству электронных компонентов и частей, прежние фирмы-подрядчики стали удлинять подконтрольную им цепочку создания ценности. Они начали создавать собственные центры разработки новых изделий в дополнение к пре-

доставляемым услугам по производству компонентов и частей. Полагаясь на свои обширные знания и опыт в производстве, эти фирмы, преимущественно из новых индустриальных стран, стали предлагать услуги по разработке изделий, которые легче в производстве или менее подвержены риску оказаться дефектными в процессе производства. Они использовали знания по применению новых сплавов и материалов лучше, чем их клиенты, и поэтому смогли разрабатывать изделия, которые требуют меньших издержек производства. Однако эти фирмы довольно часто не знают особенностей спроса конечных покупателей или плохо знают тенденции динамики моды в странах, где расположены фирмы-заказчики, поэтому у них меньше конкурентных преимуществ в конструировании внешнего вида изделий или в проектировании функций и характеристик изделий.

3. Развитие инновационного аутсорсинга. Новым этапом развития международного аутсорсинга на рынках наукоемких товаров стала передача зарубежным партнерам не только сборочных операций, но и разработки новых изделий. Крупные американские фирмы для снижения себестоимости и сокращения сроков выпуска новой продукции, передают по международному аутсорсингу самое важное для своей деятельности — перспективные исследования и инновационные разработки. Этот направление бизнеса получило название инновационного аутсорсинга. Он стал активно осваиваться после того, как фирмы- подрядчики накопили опыт разработки новых изделий по заказу.

В основе перехода к новым схемам парт -нерских отношений в международном совместном предпринимательстве находятся изменения, связанные с техническим прогрессом. В прошлом многим американским компаниям электронной промышленности было выгодно заниматься самостоятельными разработками и содержать производство главным образом потому, что их фирменные аппаратные разработки, операционные системы и прикладное программное обеспечение приносили им высокую добавленную стоимость. С одной стороны, разработанное ими собственное оборудование обработки данных и программное обеспечение помогали дифференцировать их продукты, а с другой, компании сами контролировали прейскурантные цены.

С тех пор ситуация изменилась. Промышленность вступила в эпоху типового дизайна и стандартов де-факто и де-юре. Требование сегодняшнего дня - встроенные процессоры Репйиш и промышленные стандарты на все -от размеров модулей, расположения разъёмов и способов монтажа до применяемых логических и электрических интерфейсов. В результате для выпуска на рынок новых товаров, особенно потребительского назначения, фирмам-заказчикам, владеющих товарными знаками, становятся невыгодны собственные разработки, которые довольно дороги, продолжительны, а в конечном итоге могут оказаться ненамного лучше готовых, выпускаемых серийно в развивающихся и новых индустриальных странах потребительских товаров. Кроме того, в условиях быстрого морального устаревания микросхемных наборов при наличии сменных стандартизированных модулей упрощается модернизация системы. Как следствие - снижается необходимость модифицировать существующие и разрабатывать новые испытательные стенды.

Кроме того, если контроль качества элементов, поддержка поставок устаревших модулей, обновление программного обеспечения и расширенное тестирование выполняется фирмой поставщиком модулей, гораздо проще осуществляется переход в производстве на новое поколение применяемых компонентов. К этому можно добавить и то, что благодаря относительной стандартности компонентов, у фирмы-изготовителя электронных товаров всегда есть возможность обратиться к альтернативному поставщику.

Но, вероятно, самым весомым аргументом в пользу инновационного аутсорсинга как для крупных, так и для мелких фирм-аутсорсеров стала возможность ускоренного вывода готового продукта на рынок. Согласно отчету о рыночных исследованиях, проведенных в начале 80-х годов консалтинговой компанией МсКт8еу, своевременное появление продукта на рынке имеет для его успеха гораздо большее значение, чем снижение издержек на разработку и производство. В отчете отмечено, что при задержке выхода готового продукта на рынок даже на месяц или два, затраты на разработку и производство компенсируются в несколько раз дольше. В нынешних же условиях потери от опоздания выхода на рынок еще более ощутимые.3

Риск ошибки в выборе партнера для выполнения задач стратегического значения в совместном предпринимательстве на рынках наукоемких товаров стал одной из первоочередных причин возникновения завесы секретности вокруг любых переговоров и договоренностей ведущих промышленных корпораций с возможными и существующими аутсорсерами относительно инновационных проектов. Следует отметить, что благодаря тесным контактам с поставщиками компонентов, они занимают на рынке лучшие позиции в понимании новых технологий. В настоящее время в мировой практике многие крупные фирмы-производители наукоемкого оборудования самостоятельно формально не производят свои изделия полностью, а лишь на 20-30%. Многие производители предпочитают не иметь своих собственных серийных заводов, а вкладывать средства в разработки по заказу и размещение производственных заказов на стороне.

4. Новой тенденцией можно считать и развитие внешней экспансии фирм экономически развитых государств с целью борьбы не за рынки сбыта, как ранее, в эпоху бурного развития империализма, а за захват быстрораз-вивающихся компаний-аутсорсеров, способных экспортировать продукцию в другие страны. Поэтому в числе фирм, оказывающих аутсорсинговые услуги, можно найти многих фирм США и Японии. (См. таблицу 1). Так, американская корпорация Огас1е объявила в конце

2005 г. о приобретении контрольного пакета акций самого крупного производителя корпоративного программного обеспечения в Индии, компании 1-Р1ех-8о1ийоп8. Эта компания поставляет программное обеспечение для банковского обслуживания юридических и физических лиц, инвестиционной деятельности, электронных банковских услуг, управления активами и обслуживания инвесторов. Программным обеспечением и услугами 1-Б1ех-8о1и1;юп8 пользуются 575 банков в 115 странах мира. Данная индийская компания - самый успешный поставщик программ для банковского сектора. Для компании Огас1е этот сектор имеет стратегическое значение: 9 из 10 крупнейших банков США уже пользуются БЯР-приложе-ниями, продаваемыми компанией. Корпорация Огас1е стремится выйти за рамки исключительно БРЯ-8у81еш8 и предложить более широкую функциональность для различных отрас-

лей. Приобретение индийской фирмы I-Flex-Solutions поможет американской корпорации решить эту задачу в банковском секторе.4 При этом стоит отметить и то, что фирмы экономически развитых стран расширяют аутсорсинговые операции на рынке наукоемкой продукции в странах, расположенных вблизи крупнейших в мировой экономике рынков сбыта. В отношении электронной аппаратуры одной из таких стран сейчас является Вьетнам, расположенный близи Китая.5

Подобную стратегию реализуют многие корпорации экономически развитых государств. Так, шведская мебельная компания IKEA имеет 157 крупнейших магазинов, расположенных по всему миру, и 28 производственных предприятий в восьми странах. Однако сама компания выпускает всего около 10% своего ассортимента, остальное покупает у поставщиков. Причем, компания IKEA не просто закупает у конкретной мебельной фабрики, например стол, а занимается вместе с производителем разработкой дизайна этого стола, изыскивает резервы снижения его себестоимости и повышения качества. В настоящее время 50 российских мебельных и текстильных предприятий практически полностью зависят от работы IKEA6.

Когда в 80-90-х годах американские компании взяли курс на реструктуризацию своего бизнеса, избавление от рутинного массового производства и распродажу мощностей по выпуску серийной продукции, никто из них и не планировал, чтобы передоверить кому-то решение вопросов научно-технической стратегии. Деятельность исследовательских лабораторий и конструкторских бюро элитных корпораций высоких технологий традиционно считалась их

сугубо внутренним делом, предметом особого внимания и гордости руководства, а ее результаты до поры до времени держались в большей тайне, чем государственные секреты. Однако все в этой жизни меняется, и теперь ведущие фирмы электроники США практикуют приобретение у компаний новых индустриальных государств, в частности азиатских, готовых разработок с последующей их подгонкой под свои спецификации и продвижением на рынок под собственными товарными знаками.

И распространяется такой подход не только на сотовые телефоны или мультимедийные приборы — по контрактам с крупными транснациональными заказчиками азиатские аутсорсеры занимаются сейчас созданием карманных и портативных компьютеров следующего поколения, телевизионных приемников с высоким разрешением, сложных аудиовидеокомплексов и другой высокотехнологичной аппаратуры бытового и промышленного назначения.

По оценкам консультационной компании Frost & Sullivan, объем продаж наукоемкой электронной товарной продукции, изготовленной по аутсорсинговым контрактам на мировом рынке повысится с 190 млрд долл. в 2006 г., до примерно 387 млрд долл. в 2013 г. А объем заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области увеличатся за указанные годы с 101 млрд долл. до 219 млрд долл.7

Как отмечает Дж. Вью, аналитик консультационной компании iSuppli, переход к широкому использованию аутсорсинга на рынке наукоемких товаров направлено на перелом тенденции к падению нормы прибыли.8

Таблица 1

Объем продаж 10 ведущих фирм-аутсорсеров в мировой экономике

Компания, страна Оборот в млн долл.

Hon Hai Precision (Тайвань) 40 527,2

Flextronics (Сингапур) i7 707,8

Asustek (Тайвань) i7 i95,7

Quanta Computer (Тайвань) i6 503,4

Solectron (г. Мипитас, Калифорния, США) ii 200,0

Компания, страна Оборот в млн долл.

Sanmina-SCI (Сан Хосе, Калифорния, США) i0 955,4

Jabil (Санкт-Петербург, Флорида, США) i0 300,0

Celestica (Канада) 8 800,0

Inventec (Тайвань) 7 890,3

TPV Technology (Гонконг) 7 i76,3

Источник: http://www.edn.com/article/CA6482999.html7text = OEM++EMS++ODM

Новые виды контрактных отношений

Процесс передачи по международному аутсорсингу разработки новых товаров зарубежным фирмам-подрядчикам получил название «реализация осуществления оригинальных, то есть подлинных разработок» - «ODM» (original design manufacturers). Его широкое использование дает возможность сократить время, необходимое для разработки изделия и, следовательно, выпуска его на рынок.

Фирмы-заказчики в рамках совместного производства могут сосредоточиться на разработке характеристик нового изделия, или выполнить пилотный проект и затем заказать фирме - провайдеру услуг «ОDМ» разрабатывать опытные образцы нового товара. Иногда аутсорсер может разработать несколько опытных образцов, и фирма-заказчик выбирает и принимает решение, какой образец пойдет в массовое производство.

Нельзя не отметить, что в подходах компаний к реализации парадигмы инновационного аутсорсинга наблюдаются заметные различия. Корпорация Dell, одной из первых приступив к подобной практике, передала во внешнее исполнение пока лишь незначительную долю своих разработок в области персональных компьютеров и оборудования для цифрового телевидения. Фирма Hewlette-Packard также не спешит расставаться с решением ключевых технологических вопросов, хотя и заявляет о своих планах разветвленной кооперации в сфере создания новых моделей чуть ли не всей своей номенклатуры — от серверов до принтеров.

Перестройка производственного процесса в связи с новыми требованиями

Основные последствия структурной перестройки совместного предпринимательства связаны с предоставлением услуг инновационного аутсорсинга. Высокая рентабельность проведения аутсорсинговых операций привлекла многие компании США, имеющие достаточно известные товарные знаки, из сферы информационных технологий создавать центры разработки новых изделий в новых индустриальных странах, например на Тайване.9

В результате расширенного применения международного аутсорсинга по разработкам новых изделий, американские фирмы, располагающие известными товарными знаками, имеют возможность выпускать на рынок изделия быстрее, чем прежде, что в свою очередь не сокращает цикла жизни товара. Они могут также сокращать свои затраты на НИОКР и перефокусировать их на ключевые направления в сфере используемых технологий. В соответствии с этой стратегией изменений компании, владеющие известными товарными знаками, сокращают расходы на НИОКР в центрах базирования и увеличивают их за рубежом. Они создали и планируют создание центров НИОКР в Китае, Индии, Израиле, Тайване и других странах, чтобы использовать местные талантливые кадры в странах с относительно дешевой рабочей силой.

В связи с ростом спроса на разработку новых изделий для американских фирм, владеющих товарными знаками, отмечается сильный рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу особенно в странах, которые до

этого достигли больших успехов в экспорте из-за использования низкоквалифицированной рабочей силы. В настоящее время ряд из этих стран испытывает нехватку квалифицированной рабочей силы. Только Тайвань испытывает нехватку приблизительно 10 тыс. квалифицированных инженеров ежегодно, несмотря на факт, что эта страна имеет одно из наибольших количеств выпускников колледжей в области точных наук и технологий. Отмеченная нехватка квалифицированной рабочей силы вынудила тайваньские фирмы набирать специалистов для ведения НИОКР из континентального Китая. Согласно одному из исследований, 40% тайваньских филиалов в Китае проводят научно-исследовательские работы в Китае для выполнения контрактов, поступающих из экономически развитых государств.10 Например, в разработке и производстве оборудования для обработки и передачи данных между фирмами Тайваня и Китая налажено следующее разделение рабочих процессов совместного предпринимательства: фирмы Китая сосредотачивают усилия на разработке программного обеспечения, а тайванские компании работают над проектами по разработке аппаратной части ЭВМ.

Поскольку все большее количество тайваньских фирм сдвигает цепочку формирования ценности в направлении собственного участия в разработке новых изделий, или в сторону предложения услуг логистики, увеличивается доля использования более простых услуг, передаваемых для исполнения в Китай. Это выявляется в росте доли экспортных заказов, которые выполняются за границей. Согласно правительственной статистике, 33% экспортных заказов, полученных тайваньскими фирмами, были фактически выполнены на предприятиях за пределами Тайваня.11

Тайваньские фирмы начали тратить больше средств на НИОКР. В 2003 г. расходы на НИОКР в Тайване составили 2,3% ВВП Тайваня. Некоторые главные фирмы, занятые в реализации проектов инновационного аутсорсинга, используют большой штат сотрудников НИОКР, что служит их конкурентным преимуществом в привлечении заказчиков на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Например, самая крупная фирма в сегменте производства ноутбуков на рынке услуг инновационного аутсорсинга - фир-

ма Quanta - имеет штат научных сотрудников в 7 тыс. человек. Высокий спрос на квалифицированных рабочих, который поддерживается высоким уровнем заработной платы и высокими премиями, стимулирует многих молодых выпускников колледжа поступать на работу в промышленные фирмы непосредственно после окончания учебных заведений. В отличие от прошлых лет, когда специалисты более старших поколений выезжали на работу в Западные страны, так называемая «утечка мозгов» больше не является проблемой. Фактически, большинство уехавших в то время квалифицированных специалистов возвратилось в Тайвань в 1990-ые годы. Хотя большинство усилий тайваньских фирм в сфере НИОКР все еще концентрируется на технологических процессах, эта тенденция, как ожидается, изменится в будущем, фирмы перейдут к преимущественной разработке новых изделий.

Развитие инновационного аутсорсинга в сфере совместного предпринимательства на рынках наукоемких товаров обнажает появившееся определенное несоответствие между структурой спроса и структурой предложения рабочей силы несет наиболее существенные проблемы. Ныне низкоквалифицированные рабочие с трудом могут найти работу на Тайване. Даже если они переезжают в Китай, где трудоемкие отрасли промышленности особенно быстро развиваются, они должны конкурировать с невероятно большой армией безработных для выполнения незначительного объема работы. С другой стороны, отмечается нехватка высококвалифицированных рабочих. Даже если корпорации обращаются в Китай, чтобы найти кадры для своих производств, они вступают в конкуренцию со многими общеизвестными транснациональными корпорациями, которые тоже борются за набор китайских талантов, которых также не хватает.

Передача производства по международным аутсорсинговым контрактам в новые индустриальные страны снимает с повестки дня старую проблему «утечки мозгов» в развивающихся странах. С развитием операций по международному инновационному аутсорсингу происходит расширение использования зарубежных квалифицированных кадров. В результате в развивающихся странах выпускники учебных заведений остаются работать на месте, используя полученные знания на месте.

Требования достижения успеха в рыночном соперничестве обусловливают необходимость серьезной перестройки бизнеса, а следовательно, и радикального пересмотра устоявшихся взглядов на принципы его организации. В результате в совместном предпринимательстве постепенно вырабатывается новая бизнес-модель, инновационный механизм которой представляется в виде многокомпонентной схемы международного партнерства, основанной на принципах аутсорсинга. Согласно этой схеме, под единым управлением из штаб-квартиры крупной транснациональной (американской, западноевропейской или японской) компании отныне должна находиться работа десятков и сотен независимых друг от друга научно-исследовательских центров, проектных институтов, предприятий подготовки производства, серийных заводов и торговых фирм, разбросанных по разным регионам и континентам земного шара. Применительно, скажем, к компьютерной индустрии, формула создания идеального по соотношению качества и цены устройства уже сейчас предусматривает последовательную работу американских технологов, тайваньских схемотехников, индийских программистов, корейских производителей микросхем и китайских сборщиков. Фирмы экономически развитых стран пытаются активно внедрять более дешевые для них разработки, выполненные аутсорсерами, в свое производство. Например, в 2008 г. компания 8опу-Бпс880п сообщила о намерении выпустить несколько моделей сотовых телефонов, разработанных с использованием результатов НИОКР, полученных фирмами-аутсорсерами.

Развитие инновационного аутсорсинга в России

Серьезное внимание уделяют компании экономически развитых государств использованию возможностей международного аутсорсинга в России. Здесь можно выявить два направления деятельности зарубежных, прежде всего, американских компаний: рынок услуг в сфере информационных технологий и рынок услуг в области нефтедобычи.

На рынке услуг в области информационных технологий в России действуют более десятка фирма США, а также фирмы европейских государств. Наиболее крупные позиции здесь занимает корпорация 1ВМ. Эта корпорация об-

служивает российские отделения многих западных компаний, например фирмы Nokia, с которым заключен глобальный контракт на предоставление серверов и компьютеров. Компания Nestle также является ее клиентом — для нее здесь ведутся работы по поддержке складской системы. Фирма Procter and Gamble передала корпорации IBM на исполнение бизнес-процессы кадрового администрирования. Своими конкурентами среди других западных компаний на российском рынке ИТ-аутсорсин-га IBM считает фирму Siemens.i2

Отсутствие успешного опыта тормозит переход к новой модели ведения бизнеса. Развитие ИТ-аутсорсинга в стране тормозится влиянием таких факторов, как определенная информационная закрытость компаний, “двойная” бухгалтерия, отсутствие провайдеров нужной квалификации и финансовых моделей расчета эффективности, несовершенство законодательной базы, менталитет и пр.

Сдерживает развитие аутсорсинга тот факт, что большинство предприятий не в состоянии оценить затраты на содержание компонентов ИТ (аппаратно-программной ИТ-инфраструктуры, ИТ-персонала, приложений) — показатель, который служит отправной точкой для составления контракта и определения стоимости услуг ИТ-аутсорсинга. В таких случаях IBM предлагает за дополнительную плату провести соответствующее исследование и определить текущий (годовой) расход на ИТ-структуру, согласовав его с заказчиком, после чего можно заключать долгосрочный контракт, где устанавливаемая IBM цена на ИТ-аутсорсинг, как правило, бывает на 25- 30% ниже той, что была определена в ходе предварительного исследования. Подобная методика хорошо работает на западных предприятиях с устоявшейся ИТ-инфраструктурой. В большинстве же российских компаний ИТ-инфра-структуры нет, и создание ее в качестве первого этапа проекта требует немалых средств.

Стратегический международный аутсорсинг предполагает долгосрочное сотрудничество. Заказчику при заключении такого контракта важно иметь грамотных юристов и менеджеров по постановке задач. Ведь от того, как описан каталог услуг и гарантии их предоставления, зависит стоимость контракта, и упущения со стороны потребителя могут стоить ему дополнительных затрат. Для помощи в составлении такого документа IBM предоставляет образцы типовых контрактов.

В то же время расширяются операции на российском рынке аутсорсинговых услуг других американских компаний, как правило, специализированных. Например, в июле 2006 г. американская компания Ontrack Data Recovery, производитель средств восстановления данных, объявила об открытии в Москве исследовательской лаборатории, целью которой является разработка программных средств для использования в интересах компании.13

Наиболее готовыми к тому, чтобы передать ряд вспомогательных функций (например, расчет заработной платы сотрудников) внешнему исполнителю, в России можно считать банки. Именно в этой сфере заключены первые контракты.

Второе направление деятельности фирм США в сфере аутсорсинга - оказание услуг в сфере нефте- и газодобычи. Объем российского рынка сервиса для нефтегазового комплекса уже достиг отметки в 10 млрд долл. и продолжает расти. Около половины отечественного рынка нефтегазового сервиса занимают дочерние сервисные подразделения нефтегазовых компаний. Вторая половина приходится на независимых подрядчиков, доля которых также неуклонно растет. В частности, 85% российского рынка гидроразрыва пласта уже занято независимыми компаниями. Около 15% российского нефтесервисного рынка контролируют высокотехнологичные западные компании, в основном американские: Hulli-burton, Schlumberger, Baker Huges и другие.14

Широкое применение схем аутсоринга в совместном предпринимательстве способствует осуществлению экономической стратегии в условия неустойчивой экономической конъюнктуры. Аутсорсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать конфигурацию бизнес-системы, исходя из компромисса между издержками, качеством продукции или услуг компании и желанием собственников обладать производственными активами.

Активно расширяется аутсорсинг во внешнеэкономической практике российских компаний. При этом, требования рынка и развитие конкуренции обуславливают использование практики аутсорсинга как при поставках на внешний рынок, так и на внутренний. Применение аутсорсинга способствует повышению качества российского производства, более ак-

тивному вовлечению отечественных компаний в международное разделение труда, повышению эффективности производства в промышленности и сфере услуг нашей страны.

Примечания:

1Kodak отказался от цифровых фотоаппаратов// http://www.rosinvest.com/news/215842/ 02 августа

2006 г. http://www. cnews.ru

2Tain-Jy Chen Fuelling the future: Security, Stability, Development// Globalisation, Outsourcing and Structural Adjustment // http://www.oecd.org/ document/51/0,2340,en_21571361_34225293 _34822579_1_1_1_1,00.html

3Аутсорсинг // http://www.mka.ru/?p=40076

4Oracle приобретает контрольный пакет акций индийской компании i-flex solutions //http:// www.cnews.ru // Oracle//11-08-2005

5Deffree S. Electronic manufacturing capacity to see global rebalancing// Electronic News — EDN, July

2, 2008// http://www.edn.com/index.asp?layout= article&articleid=CA6526823 &ref=nbsa

6http://subcontract.by/content/view/9/

7Deffree S. Outsourcing by OEMs pushes EMS, ODM growth// September 13, 2007//http://www.edn. com/article/CA6475026.html?nid=2551; EMS and ODM Convergence: Where lies the future? // http:// www.frost.com/prod/servlet/press-release.pag?docid= 102604876&ctxst=FcmCtx1&ctxht =FcmCtx2&ctxhl =FcmCtx3&ctxixpLink=FcmCtx3&ctxixpLabel= FcmCtx4//Date Published: 24 Jul 2007

8EMS/ODM Industry Rules Being Rewritten, iSuppli Says// Electronic News, 8/9/2005// http:// www.edn.com/article/CA6 3 3 442.html?text = OEM++EMS++ODM

9Outsourcing Innovation. Business Week, March 21, 2005

10Meng-Chun Liu Survey Report on Taiwanese Firms Operating in China, CIER project report. 2004

11Ibidem.

12Яскевич С. PC Week, круглый стол по ИТ аутсорсингу // http://www.ibm.com/ru/services/ publications/print/20051003_4.html

13 Ontrack открыл лабораторию в Москве// http:/ /www. cnews.ru, 18.07.2006.

14 Рынок нефтесервиса заполняют независимые компании http://www.rambler.ru/db/news /msg.html ?mid=8066733&s=6// 16.06.2006 16:38 | ИА RusEnergy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.