Научная статья на тему 'АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Г.В., Садикова А.Н.

Статья посвящена проблемам применения аутсорсинга в системе управления персоналом. Рассматриваются сущность аутсорсинга, особенности применения его технологии в управлении персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Лебедева Г. В., к. э. н. доцент, зав. кафедрой менеджмента и экономики

Садикова А.Н., студент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет» филиал в г. Великом Новгороде РФ, г. Великий Новгород

АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация: Статья посвящена проблемам применения аутсорсинга в системе управления персоналом. Рассматриваются сущность аутсорсинга, особенности применения его технологии в управлении персоналом.

Ключевые слова: аутсорсинг, система управления персоналом, аутсорсинговые услуги.

Термин аутсорсинг - outsourcing - буквально трактуется как «использование внешних ресурсов» или «внешних источников». Это искусственное слово, которого до начала 90-х гг. XX в. не было ни в одном языке. Вместе с другими искусственными терминами, такими как offshoring, global sourcing, insourcing, термин outsourcing характеризует способы обеспечения компании ресурсами. Ресурсы необходимы любой организации для достижения основной цели - создания ценности, удовлетворения потребности общества в производимых ею продукции и услугах. Аутсорсинг представляет собой один из возможных ответов на вопрос «Make or buy?» («Делать или покупать?») - известной дилеммы, лежащей в основе всех управленческих решений по выбору источника снабжения [2, с. 85].

Аутсорсинг предполагает привлечение для создания ценности ресурсов, принадлежащих внешним организациям-поставщикам (аутсорсерам). Основная причина практики использования внешних ресурсов традиционно заключается в том, что ни одна компания не обладает полным набором знаний, навыков и внутренних возможностей для поддержания конкурентоспособности во всех видах своей основной и вспомогательной деятельности [7].

Аутсорсинг - это заключение договора между двумя организациями, согласно которому одна из них передает другой на обслуживание некоторые функции, бизнес-процессы и мероприятия. При этом организация, принимающая такие функции и процессы на аутсорсинг, специализируется именно в этой области. Причем такие взаимоотношения аутсорсинга носят длительный характер и отличаются от разовых услуг или услуг сервиса, сильно ограниченных по времени [6, С. 35; 7].

Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» [6, с. 40].

Заказчик только формулирует задачи перед поставщиком услуг. При этом право контроля, способ выполнения задачи, ответственность за достигнутый результат ложится на поставщика услуг [6, С. 38].

Различают следующие разновидности аутсорсинга: бухгалтерский, юридический, кадровый, 1Т аутсорсинг, уборка помещений, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг персонала.

Аутсорсинг в области управления персоналом (HR-аутсорсинг или кадровый аутсорсинг) - это привлечение внешних ресурсов (компаний), которые специализируются в области управления персоналом и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами, для выполнения всех или части функций по управлению процессами HR-службы.

Если фирме необходимо в сжатые сроки увеличить количество работников (особенно, если это не административный персонал высокого уровня, но рабочие на производство, персонал на склад, кадры производственных линий), имеет смысл прибегать к услугам аутсорсинга персонала. Набор персонала в свой штат - длительный процесс, для которого необходимо содержать кадровый отдел, вести документацию, изменять штатное расписание и производить другие операции. Другой вариант -передать весь этот процесс сторонней организации, которая самостоятельно найдет рабочих по предоставленным требованиям, оформит их в свой штат, самостоятельно организовав весь документооборот. При этом весь наемный персонал перейдет в распоряжение фирмы по договору аутсорсинга и будет выполнять поставленные руководителем задачи. То есть формально, списочная численность сотрудников организации не изменится [5, с. 71].

Нередко к компаниям, предоставляющим услуги аутсорсинга персонала, обращаются в случае, когда необходимо подобрать команду для краткосрочного или одноразового проекта, для выполнения сезонных работ или когда нет возможности или желания значительно увеличивать штат.

Аутсорсинг временного персонала - оптимальный выход и в том случае, если требуется подменить сотрудника, который ушел в длительный отпуск или находится на больничном. Однако, в первую очередь, аутсорсинг персонала рассматривается как возможность передачи аутсорсеру функций по подбору и найму персонала на долгосрочной основе. Среди компаний, заинтересованных в подобной услуге, заводы, супермаркеты, торгово-развлекательные центры, предприятия общепита, отели, склады и др.

Сегодня отдать на аутсорсинг можно практически любые функции. При этом чаще всего в компании, предоставляющие услуги аутсорсинга персонала, обращаются в случаях, когда требуются [5, с. 75]: юристы и бухгалтеры; специалисты в сфере 1Т; водители, курьеры, грузчики, кладовщики; специалисты в сфере клининга; секретари и офис-менеджеры; кадровые работники; переводчики; рабочие (например, слесари или сантехники).

Аутсорсинг персонала необходим, если: это крупная компания с вертикально интегрированной структурой; компания стремится без помех сосредоточиться на развитии генеральной линии бизнеса; в компании ограниченный штат сотрудников, и с юридической точки зрения расширять его нежелательно; нужно срочно закрыть горящие вакансии или произвести массовый набор линейного персонала; руководитель не готов обеспечить определенному сотруднику 100%-ю рабочую загрузку; руководитель хочет избежать сложностей с увольнением сотрудников - например, в связи с сокращением штата; компании нужны сотрудники с неполной рабочей загрузкой; деятельность компании носит сезонный характер; нужно подменить ценного штатного сотрудника на время его отпуска или длительного больничного.

Возможности и преимущества аутсорсинга также необходимо учитывать при формировании рациональных организационных структур управления [4, 8].

Фактически аутсорсинг активно используется сегодня как крупными, так и небольшими организациями без каких-либо ограничений, более того, многие компании заранее объявляют о своем намерении перейти к аутсорсингу отдельных направлений своей деятельности. Они рассчитывают, что такая информация окажет позитивное влияние на рост курсов ценных бумаг и доверие клиентов, и довольно часто такой расчет оправдан.

Самым ярким примером применения аутсорсинга персонала может служить работа туристических агентств. Когда наступают самые выгодные периоды, а это чаще всего летний сезон, Рождественские праздники и новогодние каникулы, штат сотрудников туристической компании расширяется за счет людей пенсионного возраста или студентов. Расширение происходит за месяц до наступления этих дат, чтобы обеспечить компанию новыми сотрудниками. Временный персонал нужен для того, чтобы занимать очередь при покупке билетов, стоять в очередях в посольствах или для сопровождения туристических групп.

В основе аутсорсинга как методологии управления лежит идея использования ресурсов внешней организации вместо развития собственных ресурсов и компетенций в тех видах деятельности, которые не являются бизнес-образующими. Такой подход к организации деятельности фактически открывает компании доступ к любым ресурсам, предлагаемым на современном рынке [7]: технологическим, интеллектуальным, информационным.

Аутсорсинг подразумевает использование зарекомендовавших себя опыта и «лучших практик» бизнеса вместо развития собственных компетенций в тех видах деятельности, которые не являются для компании ключевыми и стратегически важными.

Само по себе использование аутсорсинга не является ни целью, ни средством управления. Правильное использование этого инструмента способно сыграть определяющую роль в фундаментальном преобразовании организации, охватывающем людей, процессы, культуру и всю структуру затрат [1, с. 68].

Принимая решение о привлечении услуг аутсорсера для выполнения отдельных бизнес-функций, руководство компании не должно забывать о собственных стратегических интересах и ключевых компетентностях, составляющих ее сильные стороны и основное отличие от конкурентов [1, с.

71].

Понимание сущности процесса и методологии аутсорсинга, осознание возможностей и проблем, связанных с его использованием, во многом определяет будущее современного российского бизнеса. Мировая бизнес -практика уже имеет достаточно примеров реализации широкомасштабных аутсорсинговых проектов. Разработаны модели, позволяющие прогнозировать развитие бизнес-систем на принципах «снабжения извне». Стратегическая цель применения аутсорсинга - использование передовых технологий и know-how для завоевания и удержания конкурентных преимуществ.

Использованные источники:

1. Алексеев А. Стратегия на аутсорсинг // Логинфо, № 1-2, 2008. - С. 68-72.

2. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 320 с.

3. Лебедева Г.В., Яицкая Н.В., Кулясов А.И. Формирование систем управления персоналом как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий Новгородской области / Отчет о НИР. Рег. № 01201374582.- 2013. - 273с.

4. Лебедева Г.В., Яицкая Н.В. Формирование организационных структур управления организациями как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий Новгородской области / Отчет о НИР. Рег. № 01201281152. - 2012. - 222с.

5. Михайлов Д.М Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: Учебное пособие. - М.:Кнорус, 2009. - 256 с.

6. Ноев С. В. Особенности использования малыми предприятиями новых форм договорных отношений // Нотариальный вестник. 2009, № 9. — с. 3540.

7. Предпринимательство: учебное пособие /Г.В. Лебедева и др./Под ред. проф. С.Г. Светунькова и проф. Л.С. Тарасевича - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006. - 579с.

8. Lebedeva G.V. Factors of organizational structures of management formation // «Приднепровский научный вестник». - Украина. Днепропетровск. - 2012. -№ 13 (135). - с. 53 - 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.