Научная статья на тему 'Аутсорсинг в предпринимательской деятельности дорожно-эксплуатационных организаций'

Аутсорсинг в предпринимательской деятельности дорожно-эксплуатационных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ / АУТСОРСИНГ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Татьяна Викторовна, Харинова Марина Юрьевна

В статье рассмотрены структуры и модели реализации производственных программ дорожных организаций с применением производственного аутсорсинга при содержании сети автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в предпринимательской деятельности дорожно-эксплуатационных организаций»

3. Голиченко О.Г. Современная технологическая революция и новые возможности инновационного развития «догоняющих» стран // Инновации. - 2010. - № 3 (137).

4. Котляров И.Д. Формы ведения предпринимательской деятельности в виртуальном пространстве: попытки классификации // ЭНСР. - 2011. - № 2 (53).

FACTORS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE STRUCTURES BASED ON USE OF REMOTE CONTROL IN MODERN CONDITIONS.

R.G. Bykova

In article the basic tendencies of development of the modern enterprise structures based on use of remote control which result from influence of variety of factorial variables of the market environment are considered.

Быкова Раиса Григорьевна - аспирант кафедры «Экономика и управление предприятиями» Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований - социально - экономические проблемы российского предпринимательства. Имеет 14 опубликованных работ. E-mail: bykovarg@yandex.ru

УДК 338.242

АУТСОРСИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНОЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Т.В. Боброва, М.Ю. Харинова

Аннотация. В статье рассмотрены структуры и модели реализации производственных программ дорожных организаций с применением производственного аутсорсинга при содержании сети автомобильных дорог.

Ключевые слова: предпринимательство в дорожной отрасли, аутсорсинг, производственные программы.

Введение

Одной из приоритетных задач экономической политики РФ в современных условиях является становление и развитие в России малого и среднего предпринимательства, в том числе и в дорожно-транспортном комплексе[1].

Привлекательность дорожной сферы для бизнеса вызывает у ряда экспертов сомнения. Вместе с тем уже сейчас объем поставок, работ и услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых предприятиями средних и малых форм бизнеса, составляет до 40 - 50 % общего объема финансирования^].

Основная часть

Сегодня региональное дорожное хозяйство

- это комплекс предприятий различных форм собственности, деятельность которых связана с основными работами по строительству, ремонту и содержанию сети дорог, а также вспомогательными работами, без которых невозможно функционирование всего комплекса.

Особой ветвью государственного управления региональной дорожной инфраструктурой является служба содержания автомобильных дорог. Эту службу имеет смысл рассматривать

как отдельную подсистему вследствие специфичности методов управляющего воздействия и информационных потоков, которые непосредственно связаны с объектом управления -автомобильной дорогой.

Деятельность дорожных предприятий является проектно-ориентированной [3]. Содержание автомобильных дорог включает полный комплекс работ на всей сети в соответствии с действующими нормативными документами. Производственная программа дорожноэксплуатационного предприятия представляет собой портфель проектов (Рисунок 1).

Для выполнения нормативных требований по уровню содержания сети дорог дорожноэксплуатационное предприятие формирует различные варианты реализации производственной программы своими структурными подразделениями. Методическим приемом, позволяющим увязать элементы программы, виды работ и ресурсы, оценить затраты на различные варианты программы, является структурно-ориентирванный граф. Расчет ресурсов по ветвям графа можно осуществлять,

разбив программу на отдельные подпрограммы^].

Уровни

I

III

Рис.1. Производственная программа дорожно-эксплуатационного предприятия

Сначала указывается полный перечень подпрограмм данной производственной программы: проекты по ремонту дорог, летнему и зимнему содержанию сети дорог, озеленению и т.д. На следующем уровне отражается перечень групп затрат по укрупненным конструктивным элементам дорог: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, обстановка и обустройство дороги. Группы элементов этого раздела являются составляющими соответствующих разделов отдельных проектов. Далее рассчитывается стоимость выполнения отдельных видов работ.

Для производственной программы дорожноэксплуатационного предприятия характерна большая номенклатура выполняемых работ. В Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАДИ) на протяжении ряда лет ведутся научные работы по техникоэкономическому обоснованию потребности ресурсов для содержания сети дорог регионов РФ. Нормирование потребности ресурсов реализовано на основе программного комплекса АУРС-СибАДИ.

Анализ производственной программы позволяет обозначить следующие особенности:

- объекты содержания рассредоточены на территории отдельной области;

- большой объем приходится на транспортные работы;

- работы по содержанию являются достаточно материало- и энергоемкими;

- технология и объемы работ зависит от климатических факторов.

В настоящее время государственные контракты на эксплуатацию дорог заключаются сроком на три года. Сеть автомобильных дорог, закрепленная за отдельным предприятием, включает в себя дороги различных технических категорий, разных типов покрытия, а также инженерные сооружения на них. При формировании производственной программы по содержанию сети дорог предприятиям приходится решать задачу грамотного распределения материально-технических и трудовых ресурсов в пространстве и во времени при комплексном обеспечении производства всеми ресурсами.

Предприниматели дорожной отрасли сталкиваются со проблемами, которые знакомы и предпринимателям других отраслей - это высокая конкуренция со стороны более крупных фирм, недостаточная государственная поддержка, несовершенство нормативной базы и т.д. Осуществляя свою деятельность порой в условиях дефицита финансовых средств, дорожным предприятиям не всегда удается выполнить необходимый объем работ в установленные контрактом сроки, что в свою очередь ведет к снижению транспортно-

эксплуатационных показателей состояния сети автомобильных дорог. Как следствие бизнес несет убытки, становится неэффективным. Достаточно остро встает вопрос о реорганизации бизнеса, поиске новых структур в организации

деятельности предприятия. Возможно, решением данной проблемы может явиться создание различных форм взаимодействия дорожноэксплуатационных предприятий.

Одной из новых и активно развивающихся форм совместного ведения бизнеса является процесс аутсорсинга. Аутсорсинг - оптимизация деятельности и сокращение издержек предприятия или организации на базе концентрации на основных сферах деятельности и передачи вторичных или непрофильных функций сторонним исполнителям.

С первого взгляда это может напоминать такую форму взаимодействия предприятий как субподряд. Однако аутсорсинг является стратегией управления, которая предполагает определенную реструктуризацию внутрипроизводственных процессов и внешних взаимодействий предприятия. В отличие от простого субподряда аутсорсинг подразумевает длительные парт-

нерские отношения для выполнения многих циклов работ фирмами-аутсорсерами. Аутсорсинг производственных процессов предполагает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов (функций), которые не являются для компании основными.

Рассмотрим пример: на территории 30-ти районов Новосибирской области действует 13 дорожных организаций, которые занимаются содержанием сети автомобильных дорог. Самым крупным предприятием является ОАО «Новосибирскавтодор». Это предприятие действует на территории 25-ти районов и обслуживает 65% существующей сети автомобильных дорог (Рисунок 2). В состав ОАО «Новосиби-срскавтодор» входят ДРСУ, которые находятся в различных районах по всей территориобла-сти[4].

□ ОАО "Новосибирскавтодор" □ Подрядчик 1 □ Подрядчик 2

□ Подрядчик 3 □ Подрядчик 4 □ Подрядчик 5

□ Подрядчик 6 □ Подрядчик 7 □ Подрядчик 8

□ Подрядчик 9 □ Прочие

Рис. 2. Распределение участков сети автомобильных дорог (км) между предприятиями

Новосибирской области

Работы по содержанию сети автомобильных дорог являются достаточно материалоемкими: удельный вес затрат на материалы в составе стоимости работ достигает 60-70%. Затраты связанные с доставкой материалов (транспортировка, складирование, хранение) являются существенными и составляют ~ 1030% от стоимости материалов. Проблемы поиска подходящего поставщика, более оптимальной схемы поставки, поиск транспорта для доставки материалов и полуфабрикатов, складирование являются общими производителей работ (ДРСУ) и могут быть выделены в

отдельную область (вспомогательное производство).

Учитывая это предприятиям, расположенным в одном регионе, имеет смысл создать некую коллективную форму аутсорсинга. При такой структуре организации предприятию становится легче осуществлять планирование своей деятельности, оно может более мобильно реагировать на какие-либо изменения, экономя при этом часть издержек и времени. В свою очередь, для ДРСУ, находящихся в составе интегрированной системы, проще осуществлять материально-техническое

снабжение, так как каждому не нужно заниматься вопросами доставки материалов, поиска оптимальной схемы поставки и т.д. Эти функции может выполнять одна фирма-аутсорсер для всех предприятий, которая выполнит данный процесс гораздо быстрее и более качественно за счет своей специализации и опыта.

Аналогичные структуры в форме аутсорсинга могут быть созданы для обеспечения технического обслуживания и ремонта техники.

Расположенные на территории одной области дорожно-эксплуатационные предприятия выполняют основные работы по содержанию сети автомобильных дорог. Объединяясь в интегрированную систему, эти предприятия могли бы передать часть производственных функций, связанных со вспомогательными работами, сторонней фирме-аутсорсеру (Рисунок 3).

Рис. 3. Схема взаимодействия предприятий при аутсорсинге вспомогательных процессов производства

Уровень интеграции для каждого предприятия должен быть обоснован экономическими и технологическими расчетами. Например, объединение базы по производству полуфабрикатов возможно для тех предприятий, которые находятся на расстоянии, не превышающем расстояние технологической пригодности полуфабриката. Поэтому существует необходимость научного обоснования выбора видов и объемов работ, которые возможно передать

на аутсорсинг, а также определять уровень интеграции для предприятий отрасли.

Заключение

Зарубежный опыт показывает, что передача второстепенных функций бизнеса на аутсорсинг является не просто выгодным, но и необходимым для развития предпринимательских структур. Аутсорсинг как форма реструктуризации производства может являться отдельным проектом, который для своей успешной реализации требует усилий не-

скольких предприятий. Дорожная отрасль при этом не является исключением. Находясь в интегрированной системе с другими, дорожные предприятия могли бы более четко осуществлять планирование своей деятельности, сокращая при этом часть издержек. Сэкономленные средства могли бы пойти на развитие технической базы предприятия, внедрение передовых мировых и отечественных технологий, финансирование научных разработок. Это в свою очередь может оказать положительный эффект на транспортный комплекс не только региона, но и всей страны в целом.

Библиографический список

1. "Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта" - Ведомственная целевая программа - Режим доступа: http://www.mrtrans.ru/news/2122/

2. Дороги России/Экономика/Малый и средний

бизнес. - Режим доступа:

http://rosavtodor.ru/information/dorogi_rossii/ekonomik a/malyiy_i_sredniy_biznes. Мт!

3. Боброва Т.В. Проектно-ориентированное управление производством на региональной сети автомобильных дорог: Монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. - 334с.

4. Новосибирск Автодор. - Режим доступа: http://www.nskavtodor.ru/index.php?id=3

5. Догадова Е.А. Интеграционные процессы взаимодействия ОАО РЖД и малых предприятий / Е.А. Догадова // Журнал «Экономика железных до-

рог» №7, 2010. - Режим доступа:

http://www.mcfr.ru/journals/203/1156/23483/23487/

OUTSOURCING IN THE ENTREPRENEURIAL OF ROAD MAINTENANCE ORGANIZATIONS

T.V. Bobrova, M.Y. Kharinova

In the article the structure and implementation model production programs of road organizations with productive outsourcing for the content of the road network.

Боброва Татьяна Викторовна - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление дорожным хозяйством» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научной деятельности - проектное управление производством дорожных работ. Имеет 145 опубликованных работ. E-mail: bobrova.tv@gmail.com

Харинова Марина Юрьевна - соискатель, инженер кафедры «Экономика и управление дорожным хозяйством» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научной деятельности - разработка и совершенствование моделей оптимального управления дорожной инфраструктурой. Имеет 3 опубликованные работы. E-mail: makn@rambler.ru

УДК 338.47

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.Н. Коротаев

Аннотация. В работе представлена методика функционального моделирования (ФМ) в нотации IDEF0 на примере управления бизнес-процессами. Анализ функциональной модели позволяет выявить эффективные каналы управления бизнес-процессами, что способствует приближению к оптимальной форме организации предпринимательских структур.

Ключевые слова: бизнес-процесс, функциональное моделирование, управление, предпринимательская деятельность.

Введение

Современный период развития экономики активизирует применение инновационных подходов к осуществлению предпринимательской деятельности и, в первую очередь, к управлению бизнес-процессами. Бизнес-процессом

называется совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы» [1].

В последнее время в отечественной практике для анализа и управления бизнес-процессами используется функциональное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.