УДК 69.9
АНОХИН А.М. Аутсорсинг в бизнесе и политике:
эффективность управления
Необходимая составляющая деятельности любого предприятия, политической структуры - это затраты не только на основные виды деятельности, но и на управление непрофильными активами, которые часто не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой компании. Аутсорсинг - это передача управления непрофильными активами внешним подрядчикам или аутсорсинговым компаниям.
Ключевые слова: аутсорсинг, управление непрофильными активами.
Необходимая составляющая деятельности любого предприятия, политической структуры - это затраты не только на основной бизнес, основные виды деятельности но и на управление непрофильными активами, которые часто не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой компании. И чем они крупнее, тем значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.
Поэтому, когда мы говорим об аутсорсинге, мы говорим о передаче управления непрофильными активами предприятия и некоторыми сферами его деятельности внешним подрядчикам или аутсор-синговым компаниям.
Внедрение аутсорсинговой модели ведения бизнеса может дать положительные результаты, так как внешний подрядчик благодаря своему опыту и технологиям способен обеспечить развитие и оптимизацию переданных непрофильных активов на более высоком и качественном уровне.
Период активного внедрения модели аутсорсинга в мире начался более десяти лет назад, когда широкое признание получила идея деления функций на основные и второстепенные и передачи последних специалистам в данной области1.
Причин появления этого инструмента несколько. Главная - нехватка собственных кадров. Руководители и администраторы проектов - это редкие для рынка и дорогостоящие специалисты. Именно поэтому организации-заказчику гораздо про-
ще обратиться к компании, специализирующейся на соответствующих услугах и обладающей квалифицированным персоналом. Все это позволяет заказчику не искать кадры самостоятельно, не создавать под них новую инфраструктуру и потом, в худшем случае, не наблюдать, как их переманивает организация с более высоким уровнем проектной зрелости и заработной платы, лучшими условиями труда.
В последние годы об аутсорсинге, управлении проектами в России говорят очень много. Бизнес и политические структуры начали выстраивать свое развитие через проектную деятельность; на государственном уровне появились национальные проекты.
Преимущества аутсорсинга управления проектами вытекают из причин обращения к услуге. Аутсорсинг не только позволяет решить проблему дефицита квалифицированных ресурсов, но и обеспечивает возможность реализовать значительно большее количество проектов, повысить качество результатов, внедрить передовые технологии управления, повысить профессионализм собственных сотрудников, а также улучшить прозрачность и управляемость компании2.
Имеются различные определения категории, воспользуемся одним из них.
Аутсорсинг (от англ. out - вне, source -источник) - это осуществление за счет внешних источников одной из необходимых функций компании. К примеру, в сфере информационных технологий аутсорсинг означает осуществление функций по поддержке информационной системы органи-
зации внешней компанией. Цель внедрения аутсорсинга в данном случае - снижение уровня затрат фирмы (структуры) на поддержку оборудования, программного обеспечения, оргтехники и получение сервиса гарантированного качества3.
Распространенными (основными) видами аутсорсинга считаются: бухгалтерский, юридический, кадровый , 1Т - аутсорсинг, уборка помещений, аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, логистический или транспортный аутсорсинг, управление персоналом.
Принцип аутсорсинга: "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других"4.
В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, транспортные услуги, информационное обеспечение и т. п.
Хорошим примером аутсорсинга является издательская деятельность. Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта компании. Аутсорсинг офисной печати — использование техники специализированной компании для офисной печати. Другие виды: обработка телефонных вызовов, бухгалтерская деятельность, работа с кадрами и персоналом и др.
Положительные стороны аутсорсинга:
■ снижение стоимости реализации бизнес-процесса:
- сокращение и контроль издержек;
- освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен си-нергетический эффект);
■ повышение качества получаемых продуктов или услуг:
- фокусирование компании на основной деятельности;
- использование специализированного оборудования, знаний, технологий;
■ снижение рисков реализации проектов:
- использование конкуренции на рынке исполнителя;
- сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих);
- разделение и частичная передача другой компании рисков;
■ дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) - повышение инвестиционной привлекательности фирмы;
■ более эффективное использование средств;
■ экономия рабочих мест, оргтехники и т.д.;
■ постоянная безотказная работа (собственным работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный. Фирма, обеспечивающая аутсорсинг работает постоянно);
■ реальная экономия времени;
■ гарантированное качество5.
Недостатки и критика аутсорсинга.
■ Аутсорсинг часто критикуют за потерю рабочих мест. Компании из развитых стран (например, США, страны Евросоюза) отдают на аутсорсинг обычно трудоемкие функции (1Т, Са11-центр и т.д.) в другие страны6.
■ Левые политические течения и близкие к ним часто утверждают, что аутсорсинг заставляет страны "соревноваться" в ухудшении условий труда для своих граждан, так как страна с дешевой и незащищенной рабочей силой привлекает больше аутсорсинг-контрактов7.
В последнее время тема аутсорсинга услуг чрезвычайно широко обсуждается в средствах массовой информации и политических кругах, в основном в связи с тем, что сообщения в прессе, по-видимому, ставят знак равенства между аутсорсингом и потерей рабочих мест8.
В современной промышленно развитой стране объем международного аутсорсинга материальных ресурсов все еще намного превышает аутсорсинг услуг.
В некоторых промышленно развитых странах - например, в Соединенных Штатах и Австралии - выдвигаются требования принять законодательство, устанавливающее ограничения на аутсорсинг для
фирм, имеющих контракты с государственными органами. Исходя из опыта Соединенных Штатов и Соединенного Королевства, можно отметить, что в целом аутсорсинг, по-видимому, не ведет к потере рабочих мест в чистом выражении, то есть потери рабочих мест в одной отрасли часто компенсируются созданием рабочих мест в других растущих отраслях.
Информация в прессе наводит на мысль о том, что аутсорсинг услуг весьма быстро растет. МВФ в своей статистике платежного баланса отражает импорт услуг, включающий категории, наиболее тесно связанные с аутсорсингом, - "прочие деловые услуги" и "компьютерные и информационные услуги". Прочие деловые услуги включают бухгалтерский учет, управленческое консультирование, телефонные центры и другие операции бэк-офиса. К компьютерным и информационным услугам относятся консультирование по аппаратным средствам, внедрение программного обеспечения и обработка данных. Согласно этой статистике импорт деловых услуг в США как доля ВВП приблизительно удваивался за каждое из нескольких прошедших десятилетий.
В Соединенном Королевстве эта доля составляет порядка одного процента ВВП. Индия, на которую, по имеющимся сведениям, приходится значительный объем аутсорсинга, сама передает на сторону большое количество услуг, ее сектор увеличился с 0,5 процента ВВП в 1983 году до почти 2,5 процента ВВП в 2003 году9.
К числу 10 крупнейших заказчиков деловых услуг по аутсорсингу относятся малые развивающиеся страны, такие как Ангола, Республика Конго, Мозамбик и др.
Как и торговля товарами, торговля услугами представляет собой двусторонний процесс. Соединенные Штаты являются не только крупным импортером, но и крупным экспортером услуг. США имеют положительное чистое сальдо по всем услугам.
Например, фирма может сократить часть штатов благодаря импорту информационно-технологических услуг, но при этом по мере роста эффективности ее работы она может принять решение расширить свой департамент НИОКР, создавая
тем самым новые рабочие места. Когда рабочие места в одном секторе передаются на сторону, это может затронуть и другие направления. В результате повышения эффективности фирмы, осуществляющие аутсорсинг, производят продукцию с меньшими затратами и, следовательно, могут поставлять производственные ресурсы другим секторам по более низким ценам. Это, в свою очередь, уменьшает издержки других фирм и приводит к снижению их цен и росту спроса на их продукцию. Этот дополнительный спрос можетудовлетворяться за счет повышения производительности существующего персонала, или, если рост спроса достаточно значителен, это может привести к созданию новых рабочих мест. В конечном итоге аутсорсинг не ведет к существенной потере рабочих мест.
Данные по США и Соединенному Королевству свидетельствуют о том, что аутсорсинг услуг не только не вызывает снижения общего уровня занятости, но и способен в достаточной степени повысить эффективность фирм и секторов, что приводит к созданию достаточного количества рабочих мест в тех же секторах в широком определении, чтобы компенсировать рабочие места, потерянные вследствие аутсорсинга.
Объем аутсорсинга услуг быстро растет, однако он все еще составляет лишь небольшую долю ВВП промышленно развитых стран. При этом в нем не преобладает несимметричный, односторонний аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся10.
Сегодня аутсорсинг имеет не только экономическую, но и политическую составляющие и интерпретации и используется для управления различными проектами. Выделяют два вида: аутсорсинг управления проектами (управление проектами заказчика, администрирование проектов заказчика); аутсорсинг Проектного офиса.
Управление проектами и программами сегодня становится одним из ключевых инструментов достижения оперативных и стратегических целей большинства компаний не только за рубежом, но и в России11 .
Аутсорсинг стал значимым фактором современного бизнеса в результате резких изменений используемых технологий.
Менеджеры по-прежнему стремятся обеспечить максимальную конкурентоспособность своей организации. Однако аутсорсинг - это лишь одно из возможных решений проблемы сохранения конкурентоспособности, и любая справедливая оценка этого явления должна быть основана на его сравнении с другими приемами, которые применяются в данный момент или могли бы быть применены для улучшения конкурентного положения организации. Подавляющее большинство мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности, можно отнести к одной из двух категорий: внутренние решения, подразумевающие наличие некоего способа повышения эффективности деятельности как структурных подразделений, так и всей организации в целом, и различные внешние средства, предусматривающие заключение договоров с субподрядчиками12.
К примеру, основная форма аутсорсинга в металлургии — вывод собственного ИТ-департамента в отдельное юридическое лицо. "Северсталь", "ЕвразХол-динг", РУСАЛ, "НорНикель" и др. пошли по этому пути. Несколько лет назад на базе служб автоматизации Красноярского, Братского, Новокузнецкого, Саяногорско-го алюминиевых заводов и Ачинского глиноземного комбината было создано сервисное предприятие компании РУСАЛ — ООО "ИТ-Сервис". Сейчас эта структура обслуживает более 40 предприятий РУСА-Ла. "Северсталь-групп" также выделило свое ИТ-подразделение в отдельную организацию — "Северсталь-инфоком", на которую возложена задача обслуживать ИТ-инфраструктуру своей материнской компании. Среди нынешних потребителей услуг "Северстали-инфоком" большинство предприятий холдинга, в том числе "Северсталь", Череповецкий сталепрокатный завод и другие структуры13.
Причины, заставляющие топ-менеджмент задуматься об ИТ-аутсорсинге, распадаются на две группы:организационно-политические и экономические. Организационные - это требования капитализации компании и выхода на более высокий уровеньуправления, на котором предпри-
ятие, по утверждению некоторых экспертов, неминуемо должно прийти к использованию аутсорсинга. А экономические причины - это прямая экономия затрат на ИТ и повышение эффективности предоставляемых ИТ-услуг.
Специалисты высказывают мнение, что определяющим фактором для практической постановки вопроса об аутсорсинге является уровень организационной зрелости14.
Применительно к деятельности государственных и политических структур опыт аутсорсинга разнообразен.
Рядом с независимыми консалтинговыми центрами сосуществуют партийные аналитические структуры. И те и другие влияют на политику в стране. И те и другие занимаются подготовкой политических решений и программ. Но различие существует. Партийные центры отображают лишь узкопартийные интересы. Они принадлежат или финансируются политическими партиями или фондами, которые при них создаются. Классический пример - Германия, где существуют фонды Аденауэра, Эберта, Зайделя и др., которые финансируют свои исследовательские институты, дают видение, исходя из политических интересов. Независимые центры представляют интересы гражданского общества15.
Многие виды работ, необходимые политическим партиям, можно отдать структурам, занимающимся аутсорсингом, это может быть: сбор подписей при регистрации кандидатов; подготовка и рассылка писем; поддержка сайтов; организация предвыборных собраний; изготовление рекламной продукции и многое другое. Суть - оставить себе наиболее важное и значимое, а для иных функций привлечь профессионалов, сделать работу более быстро и качественно.
Порой аутсорсинг в политике принимает весьма специфические формы. "Выход на улицу": демонстрации, флэш-мобы или пикеты многими политическими партиями России осуществляется с помощью найма на сложившемся специфическом рынке свободной (нетрудоустроенной) молодежи для "маскарадных" шествий и поли-
тических манифестаций. Часто усилия создать молодежные крылья партий разбиваются об определенный прагматичный настрой современной российской молодежи, впитавшей дух корпораций: каждые два года - повышение по службе и прибавка к зарплате. Можно предположить, что и в ближайшем будущем уличная активность политизированной молодежи будет носить характер костюмированных акций аутсор-синговых компаний, которые будут поставлять услуги для "недовольных" согласно заказам. Лидеры молодежи будут узнаваемы, а массовка будет нанятая, но в условиях кризиса эта форма активности безработной молодежи может быть достаточно опасной.16
В завершение можно отметить, что образно новое направление: outsourcing -английская идиома - равнозначно русскому выражению "с плеч долой". С одной стороны, это новый подход. По своему же смысловому наполнению, это все те же субподрядные работы, которыми нужно тщательно управлять17.
Отмечается, что главное "преимущество аутсорсинга заключается в более качественном и менее затратном выполнении переданной функции. Более высокое качество объясняется наличием высокооплачиваемых профессионалов, которые имеют большой опыт по данной проблематике, а значит, могут работать более эффективно.
1 См.: http://www.corpusgroup.ru/ outsourcing/
2 См.: Аутсорсинг управления проектами: миф или реальность? // http://www.klerk.ru/ authors/?656
3 См.: http://www.tech-net.ru/services.php
4 См.: http://www.outsourcing-perm.ru/home
5 См.: http://www.outsourcing-perm.ru/home
6 Преимущественно в Индию, так как там распространен английский язык.
7 http://ru.wikipedia.org/wiki/...
8 Можно отметить, что аутсорсинг является обычной составной частью международной торговли уже в течение десятилетий. Расширение аутсорсинга услуг в промышленно развитых странах является просто отражением выгод от большего разделения труда и торговли, которыми характеризовалось производство продукции обрабатывающей промышленности со времен Адама Смита и Давида Рикардо. Определение того, что может быть предметом внешней торговли, зависит от развития технологии, и технический прогресс (особенно в обработке информации, связи и транспорте) создает все более широкие возможности для торговли услугами, которая ранее была связана с чрезмерно высокими затратами.
9http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%90%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BE%D1 %80%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3
10 См.: Мэри Амити и Шан-жин Вей Раскрытие "тайны" аутсорсинга // Финансы & развитие. Декабрь 2004.
11 См.: Аутсорсинг управления проектами (внешнее управление проектами) // http:// www.pmexpert.ru/services/outsourcing/
12 См.: Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М. 2004
13 В конце 2005 года НР и РУСАЛ объявили о заключении стратегического соглашения, согласно которому НР будет управлять основными приложениями компании РУСАЛ и обслуживать их на базе собственного центра обработки данных. Эксперты отмечают, что подобные действия компаний — стандартная практика для отечественных металлургов, которым досталось слишком обширное советское наследство.
14 См.: ИТ-службы и аутсорсинг. Круглый стол. // http://www.romver.ru/services/ print.php?razdel=624
15 См.: Снежко Е. Мозговой штурм (роль аналитических центров в Украине и за рубежом) // http://www.investgazeta.net/ 29.05.07
16 См.: Уличные революции делают структуры аутсорсинга 17 Декабря 2004 // http:// www.stringer.ru/list.mhtml?Part=37
17 См.: Герасимова Г.Е. Аутсорсинг. Что это значит? // http://www.outsourcing-perm.ru/ pub11