Научная статья на тему 'АУТСОРСИНГ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АУТСОРСИНГ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ГЧП / АУТСОРСИНГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ИТ-АУТСОРСИНГ / ОПТИМИЗАЦИЯ / КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родин О.А.

В данной научно-исследовательской работе рассмотрено соглашение аутсорсинга (передачи функций), проанализированы обоснования заключения данного соглашения и его особенности для государственных и муниципальных органов власти. На основе открытых данных приведена статистика применения наиболее распространенного типа аутсорсинга в государственном секторе в сравнении с другими отраслями. Изучены различные мнения об использовании аутсорсинга и современные тенденции развития в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING: TRENDS AND FEATURES OF APPLICATION IN STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this research paper, the outsourcing agreement (transfer of functions) is considered, the justifications for concluding this agreement and its features for state and municipal authorities are analyzed. Based on open data, statistics on the use of the most common type of outsourcing in the public sector in comparison with other industries are presented. Various opinions on the use of outsourcing and current development trends in the Russian Federation have been studied.

Текст научной работы на тему «АУТСОРСИНГ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АУТСОРСИНГ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.А. Родин, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-4-2-95-98

Аннотация. В данной научно-исследовательской работе рассмотрено соглашение аутсорсинга (передачи функций), проанализированы обоснования заключения данного соглашения и его особенности для государственных и муниципальных органов власти. На основе открытых данных приведена статистика применения наиболее распространенного типа аутсорсинга в государственном секторе в сравнении с другими отраслями. Изучены различные мнения об использовании аутсорсинга и современные тенденции развития в РФ.

Ключевые слова: аутсорсинг, ГЧП, аутсорсинговое соглашение, ИТ-аутсорсинг, оптимизация, контракт.

Вызовы и угрозы современного развития Российского государства привели к глобальной трансформации экономических и управленческих процессов в деятельности не только частного бизнеса, но и государственного и муниципального управления. Это изменение прямо отразилось на применении ГЧП, в том числе механизмах и инструментах управления. Аутсорсинговые контракты все чаще стали применяться в последнее время, поскольку опыт успешного их применения сказался на снижении издержек и оптимизации второстепенных функций организаций. Аутсорсинг не является новым явлением, практика применения такого соглашения существовала еще в 19 веке, однако определение данного понятия вошло в бизнес-лексику только в 70-80х годах 20 века [1]. Генри Форд в 1930-х годах высказывался: «Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом». Существующая же конъюнктура и условия неопределенности приводят к изменению методов управления государственными и частными институтами в целях достижения экономической самодостаточности, то есть, возникает потребность увеличения уровня импортозамеще-

ния и независимости от ненадежных поставщиков для стабильной реализации основных функций организаций, что обеспечивает снижение организационной и административной нагрузки. Причина распространения аутсорсинга заключается в отличительной особенности аутсорсинга -возможности заключения данного соглашения на длительный период (от полугода до нескольких лет), что отражает интересы обеих сторон.

Государственные и муниципальные органы заключают данные соглашения, как правило, по острой нужде, поскольку существует несколько серьезных рисков и «страхов», которые обусловлены:

- Государственной тайной, которая может быть использована непорядочными аутсорсерами. Соглашения о неразглашении данных не являются гарантом того, что информация будет надежна защищена;

- Отсутствием широкой практики применения таких соглашений. Ранее, в отсутствии ограничений и риска ухода поставщиков, организации пользовались традиционной структурой организации, поскольку заключение аутсорсинговых соглашений требует затрат на поиск надежного аутсорсера;

- Отсутствием примеров крупных организаций, применяющих аутсорсинговые соглашения;

- Несовершенством законодательного регулирования соглашений аутсорсинга. Органы государственной власти и местного самоуправления опасаются заключать долгосрочные соглашения, поскольку изменения в сфере аутсорсинга происходят достаточно регулярно.

- Вероятностью одностороннего расторжения соглашения аутсорсинга. Односторонне расторжение соглашения по различным причинам может привести к остановке или задержке выполнения второстепенных функций организации, и к необходимости затрат ресурсов на поиски нового аутсорсера.

Таким образом, обе стороны при заключении аутсорсингового контракта должны координировано осуществлять деятельность, чтобы оперативно реагировать на любые внутренние и внешние изменения, что в силу бюрократической нагрузки для органов власти и высокой ответственности аутсорсера, является серьезным препятствием для широкого распространения данного соглашения. Сферы применения аутсорсинга различны в зависимости от органа власти и выполняемых им функций, достаточно развито применение аутсорсинга в федеральных органах власти, что обусловлено сложностью и

Применение аутсорсинговых соглашений чаще упоминается в ИТ-сфере, что обусловлено настоящими особенностями конъектуры рынка РФ, которому характерен «цифровой голод», поскольку импортное ПО становится ненадежным, а обслуживание требует обучения и найма высококвалифицированных специалистов, вви-

большим количеством управленческих процессов. В настоящее время выделяют следующие сферы применения аутсорсинга в государственных и муниципальных органах: техническое обслуживание и эксплуатация зданий и техники, бухгалтерский учет, клининг, услуги питания, транспортное обслуживание, лабораторные исследования, охрана, ГГ-поддержка, организация массовых мероприятий и праздников и т.д.

На практике успешные примеры применения аутсорсинга есть во многих муниципальных органах власти, это обусловлено тем, что среда в муниципальных образованиях больше располагает к осуществлению планомерного изучения возможностей использования механизмов аутсорсинга. Эффективное применение аутсорсинга есть в Тюменской области, где муниципалитет для обслуживания государственных и муниципальных учреждений создал сервисную компанию - МАУ ГЦИТ. В результате соглашения, центр обеспечивает качественное обслуживание муниципальных персональных компьютеров. Благодаря чему муниципалитет снизил издержки повысил качество выполняемых процессов [2].

ду усложнения процессов цифровизации. Так, по мнению эксперта - управляющего директора «Норбит» Владимира Ветрогра-дова, потребность в привлечении сотрудников на аутсорсинге для разработки будет расти в ближайшие три года, а спрос в настоящее время вырос в два раза [3]. По оценке Павленко А, среднегодовой темп

Рис. 1. Отраслевое распределение ИТ-аутсорсинга в РФ с 2005 года [4]

прироста аутсорсинга в ИТ-сфере будет составлять 10-15% в год. В итоге по данной сфере с 2021 года по 2022 год было создано более 200 ИТ-проектов аутсорсинга. Большая же часть проектов приходится на государственный сектор, сферы финансовых услуг и торговли [4].

По российским исследованиям, основные причины заключения аутсорсинговых соглашений для 45% компаний обусловлены привлечением специалистов, а для 36% компаний заключаются с целью экономии [5]. Что в целом схоже с ситуацией в государственных и муниципальных органах власти._Главным преимуществом для государственных и муниципальных органов заключения такого вида соглашения является возможность отказа от услуги, приостановления действия договора, в том числе, отказа от персонала, что в случае официального найма без аутсорсинга экономически затратно и для частных организаций, а для органов власти может сказаться в репутационных потерях. Прежде чем использовать инструменты аутсорсинга в органах власти российской государственно-правовой действительности необходимо преодолеть наиболее проблемный аспект - обеспечение конкуренции в выборе аутсорсера. Именно конкуренция в аутсорсинге может стать катализатором совершенствовании государственного и муниципального управления из расчета того, что механизмы различных бизнес-моделей управления могут быть переняты и скорректированы под особенности органов власти. Немногие частные организации могут взять на себя ответственность прямо перед государственной властью в

значит необходимо уменьшать границы партнерских механизмов с модели «Бизнес для государства» на модель «Государство для бизнеса», что позволит наладить алгоритмы конкурентного отбора и увеличит выгоду для обеих сторон соглашения, поскольку функции будут переданы лучшему представителю бизнеса.

Крайне важно учитывать влияние аутсорсинга на деятельность органов власти. Данное соглашение должно четко регулироваться и контролироваться на протяжении всей деятельности по реализации второстепенных функций. Орган власти должен передавать такие функции под оперативное управление с условием регулярной подотчетности, объективность этих данных и целесообразность решения о соглашении должна оцениваться независимой экспертной оценкой исходя из среды органа власти, рисков и угроз.

Резюмируя все перечисленное выше важно осознавать, что использование модели аутсорсинга для государственных и муниципальных органов должно быть обоснованным управленческим решением с учетом анализа всевозможных путей оптимизации процессов, поскольку использование данного соглашения целесообразно в том случае, если возможно осуществлять тщательный контроль за качеством предоставляемых услуг и обязанностей с обеих сторон. В органах власти не существует в настоящее время единых механизмов и выработанных процедур по заключение аутсорсинговых соглашений, а значит требуется существенно регулировать порядок заключения и контроля данных соглашений.

силу разницы подходов к управлению, а

Библиографический список

1. Состояние рынка аутсорсинга в России и в мире // WISEADVICE Аутсорсинг учёта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/sostoyanie-rynka-autsorsinga-v-rossii-i-v-mire/ (дата обращения: 05.04.2023).

2. Тарасова, Т. С. Опыт передачи муниципальных услуг на аутсорсинг в России и за рубежом // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 04-05 апреля 2015 года / Ответственный редактор Н. В. Кешикова. - Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2015. - С. 256-262. - ББК УСЬ2ИХ.

3. Эксперты: спрос на аутсорсинг-разработки ПО в РФ вырос в два раза // Информационное агентство ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://tass.ru/ekonomika/16169011?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_camp aign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 03.04.2023).

4. ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг // Tadviser. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/mdex.php/HT-ayTCopOTHr (дата обращения: 03.04.2023).

5. Бухгалтерская компания Global Finance (Глобал Финанс). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://globalfinance.info (дата обращения 03.04.2023).

OUTSOURCING: TRENDS AND FEATURES OF APPLICATION IN STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.A. Rodin, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In this research paper, the outsourcing agreement (transfer of functions) is considered, the justifications for concluding this agreement and its features for state and municipal authorities are analyzed. Based on open data, statistics on the use of the most common type of outsourcing in the public sector in comparison with other industries are presented. Various opinions on the use of outsourcing and current development trends in the Russian Federation have been studied.

Keywords: outsourcing, PPP, outsourcing agreement, OT-outsourcing, optimization, contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.