Научная статья на тему 'Аутсорсинг логистических функций предприятия'

Аутсорсинг логистических функций предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1631
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ENTERPRISE STRATEGY / OUTSOURCING / LOGISTICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слюсарева Е. В.

Рассмотрены различные аспекты передачи на аутсорсинг функций логистики, выделены основные типы логистических провайдеров, определены тенденции развития логистического аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS LOGISTICS OUTSOURCING

The article deals with logistics operations provided by outsourcing according to different aspects. The article also determines the key logistics providers and principal trends in logistics outsourcing.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг логистических функций предприятия»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 117-118.

© Е.В. Слюсарева, 2009 УДК 65.012.3

АУТСОРСИНГ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

BUSINESS LOGISTICS OUTSOURCING

Е.В. Слюсарева E.V. Slyusareva

Омский государственный технический университет

Рассмотрены различные аспекты передачи на аутсорсинг функций логистики, выделены основные типы логистических провайдеров, определены тенденции развития логистического аутсорсинга.

The article deals with logistics operations provided by outsourcing according to different aspects. The article also determines the key logistics providers and principal trends in logistics outsourcing.

Ключевые слова: стратегия предприятия, аутсорсинг, логистические услуги.

Keywords: enterprise strategy, outsourcing, logistical services.

Одним из основных направлений стратегии предприятия становится концентрация на приоритетных видах бизнеса и операциях. Это способствует рациональному распределению ресурсов предприятия на те виды бизнеса, которые являются конкурентоспособными и в которых у фирмы есть определенные преимущества (технология, ноу-хау, специальное оборудование, подготовленные кадры). В связи с этим все большее распространение в мировой практике приобретает аутсорсинг. Компании могут выделить в аутсорсинг практически любую функцию от управления людскими ресурсами до логистики, информационного обслуживания и даже производства. Аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на профильной деятельности, использовать наилучшие методы и опыт, сократить затраты и применять передовые технологии.

Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.

Некоторые компании относятся с недоверием к возможности перехода на производственный аутсорсинг. Однако при передаче на аутсорсинг функций логистической цепочки предприятия опасения необоснованны, так как обычно логистика не является для предприятий профильной деятельностью, и ее с большей эффективностью может выполнить специализированная сервисная организация.

Аутсорсингом логистических услуг является передача части или всех логистических функций, в основном непроизводственного характера, сторонним организациям-провайдерам логистических услуг (ПЛУ) или ЗРЬ-провай-дерам.

Логистические провайдеры - коммерческие организации, осуществляющие оказание услуг в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции, а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

У компании есть возможность отдать под контроль внешнего партнера сразу все логистические операции, а также консультации, выполнение необходимых экспертиз, внедрение информационных систем. Такие компании имеют богатый опыт в логистическом управлении, квалифицированный персонал и развитую инфраструктуру (терминал, парк автомобилей, а также сеть международных транспортных агентов).

Можно выделить 5 основных типов логистических провайдеров: ЛП на основе компаний перевозчиков; ЛП на основе складских операторов; ЛП на основе брокерских/экспедиторских компаний; ЛП на основе компаний, занимающихся оптимизацией транспортных услуг, формированием отправок и ЛП на основе компаний, разрабатывающих программное обеспечение.

Эти компании, в свою очередь, делятся на две основные категории: компании с реальными физическими активами и компании, использующие в своей деятельности аутсорсинг. Фирмы, владеющие реальными активами, имеют в собственности или приобретают по лизингу транспортные средства, складские помещения. Фирмы, пользующиеся услугами аутсорсинга, заключают соглашения с другими фирмами, предоставляющими все или часть услуг в сфере физического распределения. Фирмы, оказывающие информационные услуги, представляют собой разновидность «компаний без фи-

зических активов», которые действуют как посредники при оптимизации логистических систем предприятий и взаимодействуют с другими «владеющими активами» фирмами на контрактной основе.

Целесообразность применения логистического аутсорсинга обусловлена:

• улучшением сервиса;

• повышением гибкости и достижением эффекта синергии;

• недостатком знаний и опыта у компании в области логистики;

• стратегическими соображениями.

Но прежде чем передать ту или иную функцию на аутсорсинг, следует тщательно продумать, на какие аспекты работы предприятия это повлияет.

Помимо затрат на персонал и недвижимость, существуют затраты, которые трудно выделить в структуре баланса, но которые не менее важны. Это затраты на управление транспортировкой, обеспечение безопасности, эксплуатация транспортных средств, информационное обслуживание, налоги, урегулирование вопросов с администрацией, персонал, юридическую поддержку.

Существует мнение, что передача управления логистикой предприятия сторонней организации приведет к потере контроля над логистической цепочкой. Однако многие ЗРЬ-про-вайдеры имеют в своем распоряжении технологии, с помощью которых они могут связать процессы складирования и транспортировки в единый информационный поток.

Сегодня рыночные условия изменяются очень стремительно, желающие быть конкурентоспособными требуют быстрого реагирования как от своих внутренних подразделений, так и от компаний, с которыми они заключили контракт на аутсорсинг. Можно ожидать, что внутренние службы организации ощущают это острее, чем сторонняя организация. Однако для сервисных организаций оказание услуг является средством выживания и поэтому их успех напрямую ведет к успеху компании-клиента. При выборе внешнего логистического партнера желательно найти такого провайдера, который помимо собственных потребностей готов обсуждать потребности клиентов организации-партнера.

Введение нового продукта обычно вносит свои изменения в логистическую цепь предприятия. Внешняя организация может существенно улучшить эффективность дистрибьюции, сокращая недвижимость (склада), основное оборудование (грузовики) и трудовые ресурсы (персонал).

Деятельность логистических провайдеров аутсорсинга значительно изменилась за последние годы. Сегодня фактические провайдеры стали продолжением тех предприятий, которые они обслуживают. Логистические провайдеры могут управлять возрастающим числом каналов распределения, быстрым ростом ассортимента и предоставлять услуги на новых географических рынках.

Конечные потребители требуют присутствия компании на глобальных рынках, увеличивающегося ассортимента товаров, частого появления новых продуктов и высокой доли индивидуализации. Клиенты рассматривают логистических провайдеров как продолжение своей организации и ожидают от них предоставления услуг в соответствии с их специфическими требованиями.

Для более эффективного контроля запасов, клиенты хотят, чтобы ПЛУ предоставляли такие виды услуг, как управление запасами клиента, управление запасами поставщика, прямая транспортировка и пр.

Сегодня обмен информацией в реальном времени становится нормой, и потому клиенты ожидают от своих логистических партнеров предоставление оперативной и достоверной информации для себя и своих клиентов.

Логистические провайдеры должны обладать достаточными знаниями и техническими возможностями для успешной работы с различными партнерами и возможностями предложения новых услуг и сокращения затрат.

Эти тенденции во многом изменили первоначальное назначение ПЛУ как логистических посредников, выполняющих одну или небольшое число логистических функций компании-клиента. Процессы глобализации и кооперации, а также возрастающие запросы потребителей побуждают компании, которые хотят быть конкурентоспособными на рынке, использовать в своей деятельности такой инструмент, как логистический аутсорсинг - мощный потенциал развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.