средства повышения энергетической эффективности. Однако в настоящее время процесс повышения энергоэффективности в современных зданиях замедляют различные рыночные барьеры, в результате чего достигаемый уровень энергосбережения намного ниже потенциального. Финансовые барьеры, включая барьер первоначальной стоимости, подверженность риску, коэффициент дисконтирования и неприменимость общепринятых механизмов финансирования к энергоэффективным проектам, здесь имеют решающее значение.
В современном мире производство и потребление энергии в стране принципиально характеризует степень ее технологического развития, возможный уровень бытового раскрепощения человека, комфорта его жизни, а также защищенность среды его обитания. Массовая реализация организационных и технологических мер энергосбережения должна стать средством повышения энергетической эффективности. Реализация этих возможностей создает новое качество взаимодействия экономики и энергетики, когда рост потребления энергии все больше отстает от темпов экономического развития.
Литература
1. Попов А. И. Инновационная экономика России: плановые и рыночные методы формирования // Известия Санкт-
Петербургского ун-та экономики и финансов. 2009. № 1 со
(57). £
2. Ковалев С. Г. Ориентация общественного развития на фор- ^ мирование реальной рыночной экономики // Известия ^ Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов. 2009. ^ № 1 (57). <
3. Данные Российской Федеральной службы государствен- ^ ной статистики // http://gks.ru. ^
4. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2010 году // ^ http://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/dis- о closure/2011/ues_rep_2010.pdf. 5
5. Аналитический отчет Агентства по прогнозированию ба- ^ лансов в электроэнергетике // http://www.e-apbe.ru/ana- о
6. О некоторых мерах по повышению энергетической и з экологической эффективности российской экономики: ^ Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. < № 889. 1
7. Онуфриева О. А. Энергетическая стратегия России как основа развития ТЭК // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 6 (66).
8. Официальный сайт Минэнерго России // http://minenergo. gov.ru.
9. Трудо Н. Показатели энергоэффективности в жилищном секторе / Междунар. энергетич. агентство. М., 2010.
10. Развитие городов: итоги «ЭКСПО-2010» — взгляд из России в рамках проекта «Российский дом будущего»: Доклад // http://expert.ru.
11. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261.
Аутсорсинг как способ повышения эффективности инновационной деятельности в гостиничном бизнесе
Out-sourcing as a method to increase innovations activity efficiency in hotel business
УДК 338.46
Доброжанская Елена Борисовна
аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А
Dobrozhanskaya Elena Borisovna
190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А
В статье раскрыты основные направления целесообразности принятия решения об аутсорсинге в гостиничном бизнесе. Потенциально возможными для передачи в аутсорсинг бизнес-функций, выполняемых различными подразделениями гостиничного предприятия, являются: сервисное обслуживание техники и информационных систем, ремонт номерного фонда и обслуживание здания, часть функций кадрового менеджмента, связанных с поиском и обучением персонала, юридическое сопровождение, уборка номеров и мест общего пользования, работа
прачечной и химчистки. В статье также даны рекомендации по использованию технологии аутсорсинга как способа повышения эффективности инновационной деятельности в гостиничном бизнесе.
The article discloses basic expediency directions of decision-making about out-sourcing in hotel business. Business-functions of different sub-departments in hotel business which can be potentially out-sourced are: equipment and information systems service maintenance, renovation of hotel rooms and building maintenance, part of the functions of human resources management related to staff search and training, legal assistance, cleaning of hotel rooms and facilities, laundry and dry cleaning. The article also gives recommendations on outsourcing technologies implementation as a method to increase innovations activity efficiency in hotel business.
Ключевые слова: аутсорсинг, инновационная деятельность, гостиничный бизнес, консалтинг, клининг, ре-крутинг, отельер, бизнес-функции
Keywords: outsourcing, innovation activity, hotel business, consulting, cleaning, recruiting, hotelier, business-functions
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 3 (65) 2G11
99
^ В последние годы в современной мировой практике
^ широкое распространение получил аутсорсинг (01Л-
< воигстд (англ.)) — передача традиционных неклю-Ц чевых функций организации (таких, например, как о бухгалтерский учет или рекламная деятельность для к машиностроительной компании) внешним исполни-^ телям — аутсорсерам, субподрядчикам. Считается 5 целесообразной передача в аутсорсинг функций и
видов деятельности, которые не предполагают бу-
^ дущих инноваций, ориентированных на стратегиче-
^ ское рыночное преимущество, а также не угрожа-
х ют устойчивости ключевой деятельности предпри-
ш
з ятия.
^ Оценку целесообразности принятия решения об
< аутсорсинге следует проводить, как минимум, по трем направлениям.
Прежде всего, необходимо оценить финансовое влияние такого решения. Разница стоимости услуг по договору аутсорсинга, установленная на основе сравнения цены предложения и собственных затрат по реализации передаваемой функции, должна обеспечивать сокращение общих издержек предприятия.
Второй аспект касается выявления наличия стратегического и конкурентного преимущества, которое должно быть обеспечено принятием решения об аутсорсинге. Его отсутствие ставит под сомнение целесообразность решения, поскольку дискредитирует основную цель стратегического менеджмента.
Третий аспект связан с оценкой рисков при использовании аутсорсинга: стратегических, операционных, коммерческих, инвестиционных и пр. Предварительная объективная оценка делового партнера, его финансовой состоятельности может снизить уровень этих рисков [1, с. 70-74].
В зависимости от того, какие виды деятельности компания передает профессиональному провайдеру, различают:
а) аутсорсинг непрофильных видов деятельности (минимальный аутсорсинг), которыми занимаются обеспечивающие, вспомогательные, обслуживающие службы;
б)аутсорсинг интеллектуальных видов деятельности (эффективный аутсорсинг) — юридических, консалтинговых, рекрутинговых, информационных, маркетинговых, бухгалтерских и др.;
в)аутсорсинг производственных процессов (радикальный аутсорсинг), предполагающий создание в результате реструктуризации оболочечной фирмы (фирмы без производства) [2, с. 65].
В процессе принятия решения о возможности передачи бизнес-процессов или отдельных функций организации-аутсорсеру можно выделить несколько этапов:
• определение ключевых стратегических компетенций организации, которые должны быть закреплены исключительно за предприятием;
• разделение всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные, что позволяет фокусировать усилия там, где это необходимо в целях развития организации и решения первоочередных задач повышения конкурентоспособности, мобильности и гибкости;
• выбор партнера-аутсосера;
• разработка аутсорсинг-проекта и заключение договора, предусматривающего конкретные условия сотрудничества.
Игнорирование хотя бы одного из перечисленных этапов чревато негативными последствиями как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
| 100
В настоящее время на российском рынке можно выделить несколько видов деятельности, где аутсорсинг получил особенно широкое применение.
1. Консалтинг — вид деятельности по оказанию услуг консультирования в различных предметных областях, чаще всего в финансовой и правовой.
2. Аккаутинг — ведение бухгалтерского учета и отчетности.
3. Клининг — профессиональная уборка. Как вид деятельности впервые возник в Англии. В последние годы активно используется российскими компаниями.
4. Рекрутинг — подбор персонала: вербовка, набор, комплектование личного состава организации-клиента при помощи различных технологий.
5. Аутплейсмент — услуга по трудоустройству высвобождаемого персонала,оказанию психологической, информационной и консультативной помощи работникам, подлежащим увольнению.
6. Ассесмент — комплексная профессиональная и личностная оценка персонала.
7. Бизнес-обучение. Часто осуществляется кадровыми агентствами, специализирующимися на рекрутинге. Проводится в виде тренингов, семинаров, встреч профессиональных клубов, «круглых столов» специалистов и т. п.
Использование аутсорсинга в организации гостиничного бизнеса столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга обусловлено не только присутствием на рынке крупных гостиничных цепей и объединений, но и достаточно широким предложением услуг аутсорсинга.
Рассмотрим возможность применения аутсорсинга как одного из способов повышения эффективности управления предприятием на рынке услуг средств размещения.
По нашему мнению, совокупный бизнес-процесс гостиничного предприятия можно представить в виде трех групп бизнес-функций. Первая группа — это основная деятельность по оказанию гостиничной услуги, предполагающая поселение гостей, обеспечение их питанием, обслуживание в номерах, предоставление дополнительных услуг и пр.
Ко второй группе относятся бизнес-функции, выполняемые административными структурными подразделениями гостиницы: кадровой службой, бухгалтерией, юридической службой, отделом маркетинга.
Третья группа — функции технического обеспечения работы гостиницы: ремонт номерного фонда, обеспечение работоспособности вычислительной техники и информационных систем, техническое обслуживание торгового оборудования, уборка территории и мест общего пользования, охрана, работа службы безопасности, работа прачечной, обслуживание здания и пр.
Работники вспомогательных и обеспечивающих подразделений, несомненно, должны обладать достаточными профессиональными навыками, однако их деятельность не подразумевает непосредственного контакта с клиентами гостиницы. Данные бизнес-функции потенциально пригодны для передачи в аутсорсинг.
Передача в аутсорсинг ряда бизнес-функций и видов деятельности, осуществляемых службами гостиницы, имеет как преимущества, так и недостатки.
Бухгалтерский учет
Преимущества: высокая квалификация специалистов компании-провайдера, возложение на аутсорсера
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 3 (65) 2011
взысканий за нарушение налоговой дисциплины, сокращение налоговых платежей за счет уменьшения налогооблагаемой базы (фонда оплаты труда), отсутствие необходимости приобретения программных продуктов для обеспечения деятельности бухгалтерской службы.
Недостатки: необходимость сохранения бухгалтерии для ведения первичной документации, риск утечки информации, снижение оперативности в получении данных.
Подбор и развитие персонала
Преимущества: экономия на подборе и обучении персонала, высокая квалификация аутсорсера, высокая информированность о конъюнктуре рынка труда.
Недостатки: снижение уровня управляемости персоналом, не всегда достаточное знание специфики гостиничного бизнеса, сложность формирования корпоративного климата в коллективе.
Юридическое сопровождение
Преимущества: высокая рыночная стоимость квалифицированных специалистов, периодичность потребности.
Недостатки: высокая стоимость услуг обслуживающих фирм, не всегда достаточное знание специфики юридических вопросов гостиничного бизнеса.
Функции маркетинга
Преимущества: высокая квалификация аутсорсера, сокращение издержек на рекламу.
Недостатки: не всегда достаточное знание специфики гостиничного бизнеса, высокая стоимость услуг.
Ремонт номерного фонда
Преимущества: надлежащее качество выполнения ремонтных работ, согласование сроков проведения ремонтных работ в зависимости от загрузки номерного фонда (обеспечение ритмичности основного производства), высокая квалификация специалистов компании-провайдера.
Недостатки: необходимость выполнения мелких ремонтов, необходимость контроля качества, риск создания неудобств клиентам.
Обслуживание вычислительной техники и информационных систем
Преимущества: высокая квалификация специалистов компании-провайдера, позволяющая поддерживать современный уровень 1Т-сопровождения, высокая рыночная стоимость квалифицированных специалистов, периодичность потребности, поддержка современного уровня обеспеченности вычислительной техникой.
Недостатки: снижение оперативности, специфика компьютерных программ для гостиниц.
Уборка номеров и мест общего пользования Преимущества: экономия на персонале, привязка к текущим потребностям (неритмичность), полный комплекс и высокое качество работ по уборке, использование дорогостоящего оборудования.
Недостатки: необходимость контроля качества, не всегда достаточное знание специфики гостиничного бизнеса.
Охрана и служба безопасности
Преимущества: высокая квалификация специалистов компании-провайдера.
Недостатки: не всегда достаточное знание специфики гостиничного бизнеса [3, с. 101-103].
Целесообразность передачи профессиональным провайдерам функций обслуживания торгового оборудования и компьютерной техники очевидна. Отдельную проблему представляет обеспечение гостиниц специализированными компьютерными программами по реализации управленческих функций и их последующее сопровождение [4, с. 70].
Дистрибьюторы фирм, поставляющих информационные продукты, как правило, выполняют установку «под ключ» программного и аппаратного обеспечения, проводят обучение персонала, осуществляют поддержку пользователей. Однако стоимость их услуг для малых и средних гостиниц относительно высока. Кроме того, территориальная удаленность и отсутствие представителей поставщиков в регионах местонахождения гостиниц значительно снижают качество сервисного обслуживания пользователей. В то же время подавляющее большинство персонала гостиниц не имеет специальной компьютерной подготовки, что вызывает определенные, и весьма существенные, трудности при работе с программными продуктами, а переучивание сотрудников или наем профессионалов неизменно приводят к увеличению издержек, поэтому не многие гостиничные предприятия содержат в штате 1Т-спе-циалистов. Столь же актуальной является проблема внесения коррективов в программное обеспечение в связи с частыми изменениями в российском законодательстве и необходимостью совмещать данные компьютерные программы с другими используемыми в гостиницах. С подобными задачами могут успешно справляться специализированные организации, для которых предприятия гостиничного бизнеса являются целевым сегментом.
Юридическое обеспечение управления деятельностью гостиницы также целесообразно передать специализированной организации, хорошо представляющей проблемы отрасли и предлагающей относительно невысокие тарифы на услуги.
Одна из особенностей гостиничного бизнеса — сезонный характер распределения клиентского потока в течение года. Фактор сезонности не только отрицательно влияет на равномерность получения дохода, но и актуализирует проблему загрузки персонала и кадрового обеспечения в «высокий» и «низкий» сезоны.
Анализируя динамку загрузки за ряд лет, менеджеры гостиницы могут прогнозировать подъемы и спады заполнения номерного фонда в перспективе. Однако, учитывая большую долю постоянных расходов в гостиничном бизнесе, независимых от объемов производства услуг, повлиять на финансовые показатели регулированием затрат на оплату труда весьма сложно. Один из традиционных способов — планирование отпусков сотрудников в «низкий» сезон. Такая мера эффективна, однако не способствует формированию и сохранению благоприятного корпоративного климата. Введение правительством РФ продолжительных новогодних каникул только обостряет проблемы функционирования гостиниц, специализирующихся на обслуживании гостей, прибывающих с деловыми целями. Спад клиентского потока в течение двух недель, а также необходимость дополнительных выплат персоналу за работу в праздничные дни при фактическом отсутствии загрузки номерного фонда, как правило, приводят к убыткам в январе. Аналогичный спад наблюдается, как правило, в первой декаде мая и в июле по причине снижения деловой активности впериод массовых отпусков.
о
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 3 (65) 2011
^ Заключение договора аутсорсинга на уборку го-^ стиничных номеров и мест общего пользования с кли-
< нинговой компанией позволит гостиничному менедж-Ц менту:
0 • сократить постоянный штат горничных и уборщиков к помещений, обеспечив экономию фонда оплаты
1 труда, снижение расходов по социальным выплатам 5 и налоговых отчислений;
• обеспечить соответствие трудового потенциала ^ персонала загрузке номерного фонда;
^ • устранить издержки на поиск и обучение персонала х для проведения профессиональной уборки; з • сократить издержки, связанные с приобретением ^ и хранением специального оборудования и ин-
< вентаря;
• профессиональная и своевременная уборка помещений позволит значительно отсрочить их ремонт и снизить общие издержки гостиницы. Стоимость клининговых услуг может стать вполне
приемлемой в случае высокого спроса на них, который могут обеспечить, например, различные формы объединения гостиничных предприятий, такие как ассоциации отельеров. При этом клининговая компания сама может быть ассоциированным членом такой организации.
Функции по обслуживанию здания гостиницы также могут быть переданы специализированной организации, выполняющей обслуживание систем канализации, вентиляции, отопления, оказывающей услуги по дезинфекции, дератизации, дезинсекции, осуществляющей чистку фасадов здания, освобождение крыш от снега, уборку территории и пр. Передача в аутсорсинг ремонтных работ позволит решить упомянутые проблемы и обеспечит получение экономической прибыли. Выполнение некоторых видов ремонтных работ требует не только знаний и специальных навыков, но и наличия определенных разрешительных документов, которые специализированным организациям получить значительно проще, чем гостинице. Оценка качества гостиничной услуги потребителем в большой мере зависит от состояния постельного белья, штор, ковровых покрытий и прочего «мягкого инвентаря», их соответствия основным направлениям моды и дизайна. В связи с этим работа прачечной и химчистки требует особого внимания и контроля со стороны менеджмента гостиницы.
Договор аутсорсинга позволил бы исключить отрицательное влияние сезонного фактора и снизить издержки гостиничного предприятия на приобретение оборудования, содержание прачечной и химчистки, что особенно актуально для небольших гостиниц (менее 100 номеров). Однако, прежде чем принять такое решение, следует оценить его эффективность, приняв во внимание качество стирки и сохранность белья, а также тарифы на услуги специализированных прачечных предприятий.
Передача совокупности функций по управлению персоналом профессиональному провайдеру пред-
ставляется нецелесообразной. Тем не менее часть из них (например, анализ рынка труда и подбор персонала) может выполняться специализированными организациями — кадровыми агентствами и рекрутинговыми компаниями. Агентства, сотрудничающие с ассоциацией отельеров или организованные на ее базе, могут взять на себя функцию обучения и переподготовки кадров для гостиничной отрасли. Для отдельного гостиничного предприятия такие мероприятия достаточно дорогостоящи, ибо связаны с затратами по приглашению профессиональных тренеров и коучеров, которых во многих российских регионах(особенно в отдаленных)прак-тически нет.
Таким образом, из рассмотренных бизнес-функций, выполняемых различными подразделениями гостиничного предприятия, потенциально возможными для передачи в аутсорсинг можно считать:
• сервисное обслуживание вычислительной техники и информационных систем;
• техническое обслуживание торгового оборудования;
• ремонт номерного фонда и обслуживание здания;
• часть функций кадрового менеджмента, связанных с поиском и обучением персонала;
• юридическое сопровождение;
• уборка номеров и мест общего пользования;
• работа прачечной и химчистки.
Низкий уровень предложения подобных услуг в территориально удаленных российских регионах обусловливает их высокие цены, что снижает эффективность договоров аутсорсинга для предприятий гостиничного хозяйства. На наш взгляд, проблема может быть решена совместными действиями гостиничных предприятий по инициализации создания специализированных структур и долевым участием в их учреждении. Координацию таких действий могут взять на себя некоммерческие объединения отельеров.
Помимо общих критериев оценки целесообразности передачи бизнес-функций в аутсорсинг (финансовое влияние решения об аутсорсинге, стратегическое и конкурентное преимущество, оценка рисков) для гостиничного предприятия существенным фактором является степень специфичности передаваемых функций, а также влияние решения на последующее качество гостиничной услуги.
Литература
1. Краснова С. Е. Аутсорсинг как новый инструмент в процессе глобализации: Мат-лы междунар. научно-практ. конф. «Противоречия современной экономической политики: Россия и мир» (Октябрь 2008 г.). М., 2008.
2. Шеянова А. Н. Сущность аутсорсинга и его классификация. М.: Экономика и финансы, 2007.
3. ХейвудДж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: ИД «Вильямс», 2002.
4. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: ИНФРА, 2007.
| 102 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 3 (65) 2011