АУТСОРСИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
М.П. Вышковская, студент Тюменский государственный университет (Россия, г. Тюмень)
Аннотация: В статье описано текущее состояние российского рынка аутсорсинго-вых услуг, рассмотрены преимущества и недостатки аутсорсинга, проводится обзор и анализ основных методов и моделей принятия решений об аутсорсинге, представлена стратегия эффективной реализации процесса аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, эффективность бизнеса, преимущества, недостатки, ошибки, методы, стратегия.
В условиях экономического спада, который наблюдается в большинстве стран мира для предприятий разного уровня и сфер деятельности особенно остро встает вопрос о сохранении конкурентоспособности. В этой ситуации стала очевидна необходимость поиска новых, более современных подходов в управлении. Многие менеджеры нашли решение проблемы в передаче непрофильных функций предприятия на аутсорсинг.
Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английских слов «outside resource using» - «использование внешних
ресурсов». Аутсорсингом называется способ оптимизации деятельности фирмы, при котором происходит передача на договорной основе непрофильных функций по обслуживанию деятельности предприятия другой организации-исполнителю, специализирующейся в соответствующей области и обладающей опытом и необходимым техническим оснащением [1, с. 239].
В зависимости от конкретных видов деятельности, в которых специализируется аутсорсер, можно выделить отдельные виды аутсорсинга (рис. 1).
Рис. 1. Виды аутсорсинга
Аутсорсинг часто называют «феноменом XX в.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий». Родоначальником аутсорсинга является США, где в 70-х годах началось его повсеместное развитие.
В России услуги аутсорсинга получили распространение позже, чем в западных странах. В нашей стране они впервые появились лишь в конце 90-х годов [5]. Следствием этого является то, что данный вид услуг в России пока менее популярен. Существует также ряд других факторов, тор-
мозящих развитие аутсорсинга в России. В первую очередь, к ним можно отнести недостаток компаний, имеющих возможность предоставлять качественные аутсор-синговые услуги. Тормозит развитие аутсорсинга в России отсутствие законодательной базы, регулирующей данный способ взаимодействия двух организаций. Это порождает несовершенство договорных отношений и налоговые риски, связанные с непризнанием расходов на аутсорсинг в процессе налогообложения прибыли. Влияние также оказывает все еще присутствующее недоверие к аутсорсинговым компаниям со стороны руководства предприятий, которое пытается избегать попадания дел компании в чужие руки.
Однако интерес российского менеджмента к использованию аутсорсинга продолжает расти. Результаты совместного исследования HeadHunter, UCMS Group и Intercomp, полученные на основе опроса, проводимого в конце 2015 года, показали, что 116 организаций из 404-х (29%) сегодня используют аутсорсинг. Еще 10% организаций, не пользующихся аутсорсингом, в будущем собираются опробовать
данную услугу. Таким образом, в аутсорсинге заинтересованы почти 40% компаний, работающих в России [7]. Положительной тенденцией можно считать появление множества примеров реализации российских крупномасштабных проектов аутсорсинга. Существует опыт использования этого инструмента в ОАО «Российские железные дороги» [2, с. 21].
Однако далеко не всегда опыт применения аутсорсинга является удачным. По данным вышеупомянутого исследования HeadHunter, UCMS Group и Intercomp, около трети использующих аутсорсинг учетных функций компаний в России недовольны своим текущим провайдером. Основные претензии касаются организации процесса предоставления услуг, качества работы и соблюдения сроков. Данные претензии становятся причинами смены подрядчика и даже отказа от услуги. Как показывают результаты опроса, каждой второй компании приходилось по собственной инициативе прекращать работу с провайдером аутсорсинга учетных функций [3].
Да, другое ^ 2%
Рис. 2. Доля компаний, прекращавших сотрудничество с аутсорсинг-провайдером
Негативный опыт применения аутсорсинга связывают с недостаточно обдуманными решениями о переходе на аутсорсинг со стороны руководства. Аутсорсинг - модное на сегодняшний день явление в бизнесе. Менеджмент компаний поддается модному течению, а в условиях кризиса еще и хватается за любой способ оптими-
зации и сохранения конкурентоспособности, при этом не достаточно серьезно подходит к анализу своих функций, оценке рисков, выбору партнера, что приводит к отрицательному результату.
Для того, чтобы объективно оценить все риски, которые могут возникнуть при переходе на аутсорсинг, нужно в первую
очередь помнить, что кроме преимуществ аутсорсинга, существуют и недостатки. Так, одно из важнейших преимуществ -возможность снижения издержек может не быть достигнуто в силу существования риска непризнания расходов на аутсорсинг в процессе налогообложения прибыли. Для его минимизации следует с особой тщательностью и точностью подходить к заключению договора. Другой положительный аспект аутсорсинга - возможность сконцентрироваться на основной деятельности сопровождается вероятностью частичной или полной потери контроля над функцией. Для того, чтобы не допустить этого, следует проводить постоянную работу по сопровождению выполнения функции аутсорсером. Преимуществом является возможность пользоваться консультациями экспертов аутсорсинго-вых компаний, трудоустройство которых было бы для предприятия дорогостоящим. Данному преимуществу может быть противопоставлен один из самых важных недостатков, которым является возможность утечки информации. Но и его возможно избежать при условии серьезного подхода к выбору партнера по аутсорсингу. Так, компания-аутсорсер должна быть достаточно крупной и известной, чтобы дорожить своей репутацией и оставаться неподкупной [4].
Неэффективность аутсорсинга чаще всего связана с ошибками в стратегии реализации процесса, которые могут возникать на различных его стадиях. Исходя из этого, перед тем, как перейти к ошибкам и
способам их избегания, рассмотрим основные стадии реализации процесса аутсорсинга.
Основными этапами реализации стратегии аутсорсинга являются:
1. Принятие решения об аутсорсинге и разработка концепции аутсорсинга для данной функции.
2. Выбор партнера по аутсорсингу и заключение сделки.
3. Сопровождение процесса аутсорсинга [7, с. 42].
На первом этапе самым сложным является определение того, какую именно функцию следует делегировать для оптимизации бизнеса. Популярным методом для этого является построение матрицы аутсорсинга. Наиболее распространена матрица, предложенная Д. Хлебниковым. В ней все бизнес-процессы, которые осуществляет фирма, разносятся по сегментам в соответствии с двумя критериями: стратегическая важность по вертикальной оси и качество выполнения работ, а также компетенция в данном вопросе в сравнении с рынком по горизонтальной оси. То, что попадает в сегменты с низкой компетенцией и невысокой стратегической важностью, следует ликвидировать и покупать на рынке, т.е. передавать на аутсорсинг [6].
При выборе партнера по аутсорсингу основным критерием должно быть качество услуг, а не их стоимость. Но, согласно результатам опроса, именно на этот критерий в первую очередь обращают внимание руководители предприятий [3].
Рис. 3. Критерии выбора аутсорсинг-провайдера
ровать и проводить оценку эффективности выполнения функции аутсорсером [7, с. 46].
Соблюдение всех вышеописанных рекомендаций позволит не допустить ошибок в процессе реализации аутсорсинга, что в свою очередь приведет к положительному результату и повышению эффективности бизнеса.
На этапе заключения договора рекомендуется предусмотреть и тщательно проработать все пункты, особенное внимание уделить ответственности аутсорсера за невыполнение или некачественное выполнение работ.
И, наконец, после того как договор заключен и функция передана аутсорсеру, не следует оставлять ее абсолютно без контроля. Необходимо постоянно контроли-
Библиографический список
1. Абрамова, А.Э. Аутсорсинг, как инструмент управления в период экономических спадов // Символ науки. - 2016. - №5. - С. 239-240.
2. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
3. Аутсорсинг учетных функций интересен 40% компаний в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/7856/ (дата обращения: 12.05.2017).
4. Вержбицкий, О. Покупать или производить самостоятельно, аут- или инсорсинг, make or buy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dbschenker.com. (дата обращения:12.01.2017).
5. Курбанов, А.Х. Аутсорсинг: история, методология, практика / А.Х. Курбанов, В.А. Плотников. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 110 с.
6. Хлебников, Д. Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптимизации бизнес-системы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam.ru. (дата обращения: 12.05.2017).
7. Юрьев, С.В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и сервиса, 2012. -165 с.
OUTSOURCING AS A MODERN TOOL FOR INCREASING BUSINESS EFFICIENCY
M.P. Vyshkovskaya, student University of Tyumen (Russia, Tyumen)
Abstract. The article considers the advantages and disadvantages of outsourcing, provides an overview and analysis of the basic methods and models of decision-making about outsourcing, deals with the strategy for effective realization of the outsourcing process.
Keywords: outsourcing, business efficiency, advantages, disadvantages, mistakes, methods, strategy.