АУТСОРСИНГ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МЕЖФИРМЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
И.Д.КОТЛЯРОВ,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономики фирмы E-mail: ivan. [email protected] Санкт-Петербургский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики
В статье проанализированы отличия аутсорсинга от других форм межфирменной кооперации. Выявлены основные характеристики аутсорсинга. Предложена классификация аутсорсинга по критерию экономического содержания.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, аутсорси, взаимодействие, предприятие.
Введение. Важной тенденцией эволюции современной предпринимательской деятельности стало активное внедрение новых инструментов организации бизнеса для повышения его эффективности. Видное место среди этих инструментов занимает аутсорсинг — передача бизнес-процессов на исполнение сторонним исполнителям (аутсор-серам) и концентрация компании на профильных для нее видах деятельности, что позволяет предприятию снизить свои издержки и повысить рентабельность.
Однако теоретическое осмысление феномена аутсорсинга значительно отстает от практики его применения.
Исследователи сосредоточиваются в первую очередь на изучении эффективности его использования для оптимизации тех или иных функций компании — это легко можно увидеть как по тематике посвященных ему статей [3, 5], так и по направленности кандидатских диссертаций, посвященных аутсорсингу. Такие исследования носят ярко выраженный практический характер. Даже работы, претендующие на теоретическое осмысление сущности аутсорсинга, сосредоточиваются либо на его практических аспектах, либо сводят его к разделению труда, не уточняя при этом отличия
аутсорсинга от других форм разделения труда и межфирменной кооперации [6, 7].
Из-за этого до сих пор отсутствует как однозначное определение аутсорсинга, так и понимание экономической сущности этого феномена. В связи с этим возникает ряд неудобств. В частности, не сформулирован перечень отличий аутсорсинга от закупки товаров и услуг для промышленных нужд и от подряда [1, 2, 4, 8], хотя попытки охарактеризовать эти различия и делались [3]. По этой причине некоторые специалисты ставят знак равенства между аутсорсингом и производственной кооперацией или подрядом и отказываются выделять его в качестве самостоятельного экономического явления, тогда как другие исследователи полагают, что любая форма кооперации между предприятиями по выпуску конечного продукта для потребителя может быть отнесена к аутсорсингу. Очевидно, что такие крайности при исследовании аутсорсинга неприемлемы.
Кроме того, правовой аппарат, регламентирующий использование аутсорсинга, пока не разработан (а в России — отсутствует полностью) [1]. Это затрудняет его внедрение в хозяйственную деятельность и не позволяет четко описать права и обязанности сторон, связанных отношениями аутсорсинга, так как не существует специальной разновидности договора, регламентирующей такие отношения. Одна из причин отсутствия законодательной базы аутсорсинга — трудность его выделения из других форм сотрудничества между предприятиями.
Аутсорсинг как управленческий и экономический феномен. Аутсорсинг рассматривается в первую очередь как инструмент оптимизации издержек
предприятия, используемыи менеджментом компании для повышения ее эффективности, т. е. как управленческий, а не экономический феномен [1]. Однако очевидно, что в аутсорсинге можно выделить как управленческую, так и экономическую [2, 4, 8] составляющие.
Сущность аутсорсинга — отказ от самостоятельного выполнения тех или иных функций и сосредоточение на профильных для предприятия процессах с целью повышения эффективности деятельности.
Управленческий аспект — передача задач или процессов на исполнение внешним операторам.
Экономический аспект — использование внешних ресурсов для выполнения функций предприятия, т. е. привлечение компанией для ведения своей хозяйственной деятельности факторов производства, контролируемых и организуемых другими фирмами в интересах компании-заказчика.
С управленческой точки зрения виды аутсорсинга удобно классифицировать по критерию типов процессов, передаваемых на исполнение стороннему подрядчику.
Существуют три основных подхода к такой классификации (табл. 1). Разумеется, этими подходами все многообразие вариантов классификации видов аутсорсинга по управленческим критериям не исчерпывается, но именно они чаще всего
Таблица 1
Наиболее распространенные подходы к классификации аутсорсинга
Критерий
Отношение к профильной деятельности предприятия
Виды деятельности
Содержание передаваемых функций
Выделяемый вид аутсорсинга
Аутсорсинг основных процессов. Аутсорсинг вспомогательных процессов
Аутсорсинг в сфере информацион-ныхтехнологий (ИТ-аутсорсинг). Производственный аутсорсинг. Логистический аутсорсинг. Аутсорсинг персонала. Бухгалтерский аутсорсинг и т.д.
Аутсорсинг задач (на исполнение передаются разовые проекты, а срок их реализации четко оговаривается). Пример: разработка дизайна нового продукта. Аутсорсинг бизнес-процессов (в этом случае речь идет о долгосрочном сотрудничестве между предприятиями, когда подрядчик на регулярной основе берет на себя выполнение той или иной функции, порученной ему заказчиком). Пример: производственный аутсорсинг или факторинг
встречаются в научной, практической и учебной литературе.
Естественная классификация аутсорсинга с экономической точки зрения должна осуществляться по критерию вида ресурсов (факторов производства), необходимых для выполнения соответствующих функций. В этом случае можно выделить следующие виды аутсорсинга:
- аутсорсинг капитала, при котором предприятие-заказчик использует капитал (в физической или денежной форме), организованный в его интересах, но на собственный страх и риск предприятием-оператором. Классическим примером аутсорсинга капитала является производственный аутсорсинг, когда предприятие размещает заказы на изготовление продукции под своей торговой маркой у стороннего исполнителя. Другим примером может быть лизинг, при котором для производства продукции используется оборудование, принадлежащее другому предприятию (лизингодателю). Трактовка лизинга как разновидности аутсорсинга не нова, и в некоторых источниках он относится к производственному аутсорсингу. Однако автор считает, что такой подход неверен, функции лизинга по своему содержанию кардинально отличаются от функций производственного аутсорсинга;
- аутсорсинг труда — к нему относится аутсорсинг персонала;
- аутсорсинг информации — в этом случае предприятие-заказчик поручает сбор и обработку информации, а в отдельных случаях и выработку решения на ее основе, стороннему предприятию; к этому виду аутсорсинга можно отнести бухгалтерский аутсорсинг;
- аутсорсинг предпринимательских способностей, при котором предприятие-заказчик использует для ведения собственной хозяйственной деятельности предпринимательские способности, сосредоточенные в других компаниях. Речь идет в основном об аутсорсинге интеллектуального капитала (являющегося плодом предпринимательских способностей). К этому виду аутсорсинга следует отнести франчайзинг (при котором независимый предприниматель (франчайзи) передает на аутсорсинг управление торговой маркой, под которой он ведет свою хозяйственную деятельность);
- смешанный аутсорсинг, когда предприятие-заказчик передает на исполнение стороннему подрядчику функцию, требующую исполь-
зования нескольких видов ресурсов. К этой разновидности аутсорсинга, по мнению автора, можно отнести факторинг, при котором предприятие-фактор, с одной стороны, обеспечивает поставщика финансовыми ресурсами (аутсорсинг капитала), а с другой — занимается сбором и обработкой информации о текущих и потенциальных заказчиках поставщика для определения их платежеспособности (аутсорсинг информации).
Таким образом, подход к аутсорсингу как к использованию внешних ресурсов позволил не только построить классификацию видов аутсорсинга по их экономическому наполнению, но также выявить наличие аутсорсинговой составляющей у такой формы ведения бизнеса, как франчайзинг.
Экономическое содержание аутсорсинга. Важной задачей при анализе аутсорсинга является обеспечение разграничения между аутсорсингом бизнес-процессов и закупкой товаров и услуг. Ее решение затруднено большой степенью сходства между этими явлениями. В обоих случаях заказчик приобретает у исполнителя (поставщика) готовый продукт (услугу). Очень часто аутсорсинг описывается как частный случай подряда, при котором товар или услуга производится в соответствии со специфическими требованиями заказчика. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что российским законодательством понятие «аутсорсинг» не предусмотрено.
Русскоязычная терминология аутсорсинга также пока недостаточно унифицирована. Компания, предоставляющая услуги аутсорсинга, может быть названа оператором, аутсорсером, а в отдельных случаях — подрядчиком. Компания, передающая функции на исполнение внешнему оператору, специального обозначения не имеет и называется, как правило, просто заказчиком. По мнению автора, поставщика услуг аутсорсинга следует называть аутсорсером, также допустим термин «оператор». В свою очередь, за компанией, заказывающей услуги аутсорсинга, представляется целесообразным закрепить обозначение «аутсорси». Это соответствует англоязычной терминологии и позволяет использовать специальные термины для участников сделки аутсорсинга (как это происходит, например, со сделкой лизинга, для участников которой также существуют специальные обозначения, что существенно упрощает описание и анализ этой сделки).
Существенными характеристиками аутсорсинга, часто упоминаемыми в литературе [1, 2, 4, 8,], являются:
- услуги и товары (являющиеся конечным продуктом исполнения функции, переданной аутсорсеру) предназначены исключительно для аутсорси, т. е. не являются стандартизированными, изготавливаются в соответствии с требованиями аутсорси и не должны продаваться на открытом рынке;
- поставляемые аутсорсером товары и услуги производятся на условиях их гарантированной оплаты аутсорси (в том случае, если они полностью соответствуют спецификациям), это минимизирует риски аутсорсера.
По мнению автора, также правомерно предполагать, что участниками сделки аутсорсинга могут быть только юридические лица, а товары и услуги, поставляемые аутсорсером и являющиеся конечным результатом выполнения переданной ему функции (задачи), могут использоваться только в коммерческих целях (т. е. для последующей перепродажи, для производства конечной продукции или для обеспечения ведения хозяйственной деятельности). Ранее о необходимости соблюдения этих условий в исследованиях, посвященных аутсорсингу, не упоминалось.
С учетом изложенного аутсорсинг может быть определен как форма сотрудничества между предприятиями, при котором независимый внешний исполнитель (аутсорсер) привлекает, организует и использует от своего имени и на свою ответственность, но в интересах заказчика (аутсорси), факторы производства для выполнения задачи или функции в соответствии с требованиями аутсорси на безрисковой возмездной основе.
Это определение учитывает все выявленные отличительные черты аутсорсинга и означает, что аутсорсер в течение периода сотрудничества выступает в качестве юридически независимого внешнего подразделения аутсорси.
Попытки теоретического осмысления аутсорсинга столкнулись с важной проблемой — сложностью формализации представления о том, что аутсорсер является внешним подразделением аутсорси, являясь при этом независимым (очевидно наличие противоречия между этими признаками). Как правило, авторы вынуждены говорить об этом как о данности, не вдаваясь в подробности.
На основе анализа литературы и собственных исследований, автору кажется правомерным предположить, что основные различия между закупкой и аутсорсингом заключаются в разных значениях пяти базовых и трех вторичных признаков. Эти признаки и их значения перечислены в табл. 2. Вто-
Таблица 2
Сравнительная характеристика закупки товаров и услуг и аутсорсинга бизнес-процессов
Показатель Закупка товаров (услуг) Аутсорсинг бизнес-процессов (задач)
Базовый признак
Сущность деятельности поставщика (оператора) Поставщик по собственной инициативе изготавливает товар для продажи на открытом рынке без наличия твердых заказов на него Оператор производит продукт (оказывает услугу) при наличии заказа от аутсорси
Гарантии получения выручки поставщиком (оператором) Гарантия продажи товара и получения выручки отсутствует (определяется рыночной конъюнктурой и пожеланиями клиента) Аутсорси гарантирует выкуп произведенного товара (оказываемых услуг) и его своевременную оплату
Вид товара (услуги) Товар (услуга) изготавливается в соответствии с собственными спецификациями поставщика и являются стандартизированными для всех покупателей Товар (услуга) производится в соответствии с техническими требованиями заказчика
Назначение товара (услуги) Товар (услуга) может быть использован для удовлетворения личных потребностей или в коммерческих целях Товар (услуга) предназначен для использования аутсорси в коммерческих целях
Участники сделки Участники сделки могут быть физическими или юридическими лицами Участники сделки могут быть только юридическими лицами. Гели предприятие передает какую-либо задачу физическому лицу, то речь идет не об аутсорсинге, а о трудовых отношениях
Вторичный признак
Механизм ценообразования Продавец самостоятельно устанавливает цену на свой товар (услугу) и в случае необходимости предоставляет покупателю скидку Оператор раскрывает заказчику структуру и размер своих издержек, после чего заказчик и оператор устанавливают нормативную величину наценки на товары (услуги) оператора
Характер производственных мощностей поставщика (оператора) Производитель (поставщик) самостоятельно формирует свои производственные мощности исходя из специфики производимого (поставляемого) им товара Оператор формирует свои производственные мощности (количество, структура, номенклатура, географическое положение) исходя из требований заказчика
Механизм работы покупателя (заказчика) Покупатель самостоятельно использует приобретенный товар (услугу) по установленному им внутреннему регламенту В целях обеспечения оптимального качества оказания услуг аутсорсер вносит изменения в те внутренние процедуры работы заказчика, которые связаны с переданным ему на исполнение процессом
ричные требования могут выполняться не всегда.
По мнению автора, правая колонка табл. 2 может служить формальным описанием ситуации, при которой юридически независимое предприятие (аутсорсер) выступает в качестве внешнего подразделения другого независимого предприятия (аутсорси). Иными словами, можно говорить о решении поставленной задачи формализации признаков аутсорсинга.
Следует обратить особое внимание на то, что в сделке аутсорсинга могут участвовать только юридические лица. На практике часто приходится сталкиваться с терминологической небрежностью, когда к аутсорсингу (и это является еще одним свидетельством недостаточной теоретической разработанности этого экономического явления) относят привлечение внештатных сотрудников для
выполнения разовых или сезонных задач. Однако если предприятие передает какую-либо задачу физическому лицу, то речь идет не об аутсорсинге, а о трудовых отношениях.
Заключение. Предложенные в статье классификации аутсорсинга позволили отнести к нему отдельные виды деятельности, которые ранее в аутсорсинг не включались, а рассматривались как самостоятельные. Это сделало возможным, с одной стороны, лучшее понимание как экономической сущности аутсорсинга, так и механизмов взаимодействия предприятий в рамках аутсорсинга, а с другой — позволило рассматривать ряд современных популярных форм ведения бизнеса (в частности, лизинг и франчайзинг) как частный случай более общего феномена использования ресурсов внешних предприятий (т. е. аутсорсинга).
Предложенное уточнение понятия «аутсорсинг» и формализация критериев, которым должно соответствовать аутсорсинговое взаимодействие
Список литературы
между предприятиями, могут послужить основой для дальнейшего теоретического осмысления аутсорсинга.
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.
3. Карашевич В. Е. От подряда к аутсорсингу — первые шаги // Инновации, 2008. № 1.
4. Клементе С. И. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / под общ. ред. В. В. Голда. М.: Вершина, 2006.
5. Кремлева H.A. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия // Организатор производства, 2009. № 43.
6. Сайфиева С. Н., Быкадоров М. А. Аутсорсинг в свете экономической теории // Вестник Государственного университетауправления, 2007. № 3.
7. Сайфиева С. Н., Быкадоров М. А. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории, 2006. № 3.
8. ХейвудДж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Вильяме, 2002.