Научная статья на тему 'Аутсорсинг как механизм повышения топливной безопасности в угольной промышленности'

Аутсорсинг как механизм повышения топливной безопасности в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХК "СДС-УГОЛЬ" / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОПЛИВОМ / КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОМ ТОПЛИВА / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД / РАЗРЕЗ "ЧЕРНИГОВЕЦ" / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / "SBU-COAL" HOLDING / FUEL SUPPLY / CONTROL OF FUEL CONSUMPTION / OIL-PROCESSING PLANT (OPP) / "CHERNIGOVETS" OPEN-PIT MINE / EXPERIMENTAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович, Федяев Павел Михайлович

В структуре затрат угольных предприятий открытой добычи значительную долю занимают расходы на топливо для горнодобывающей техники. Порой, топливная составляющая оценивается в 30-35 % себестоимости. Угольщики давно пытаются минимизировать эту часть себестоимости продукции. Однако значительных результатов добились далеко не все компании. Холдинг «СДС-Уголь» в их числе. Контроль за расходом топлива, управление качеством, собственное производство. Это те этапы, которые уже пройдены компанией. Сейчас же на головном предприятии «СДС-Уголь» разрезе «Черниговец» готовится эксперимент. Впервые в истории угольной отрасли планируется перевод всей системы обеспечения предприятия топливом на аутсорсинг. По нашим расчетам, это смелое решение не только сократит затраты разреза на закупку топлива, но и повысит уровень топливной безопасности «Черниговца».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович, Федяев Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING AS A MECHANISM TO IMPROVE FUEL SECURITY IN COAL INDUSTRY

The significant proportion in the cost structure of open coal-mining facilities falls on the expenses for fuel used hy mining machinery. At times, the fuel component of costs can he as high as 30-35 %. For a long time the coalmining companies seek to minimize this percentage of their production cost. However, only few companies succeeded to achieve the appreciable results. The one of them is “SBU-Coal” Holding. The control of fuel consumption, quality management, own production these stages were the past points for the company. Now, the parent enterprise of “SBU-Coal” Holding OJSC “Chernigovets” open-pit mine prepares to launch the experiment. For the first time in the coal-mining industry the whole system of fuel supply to the enterprise will he subcontracted for outsourcing. According to our estimates, this hold decision not only reduces the coal-mine expenses for coal purchasing hit will increase the level of security of fuel supply to “Chernigovets” open-pit mine.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как механизм повышения топливной безопасности в угольной промышленности»

УДК 622.68:662.75:665.7:658.511.2

АУТСОРСИНГ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Л.В.Рыбак, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов, П.М. Федяев

В структуре затрат угольных предприятий открытой добычи значительную долю занимают расходы на топливо для горнодобывающей техники. Порой, топливная составляющая оценивается в 30-35 % себестоимости. Угольщики давно пытаются минимизировать эту часть себестоимости продукции. Однако значительных результатов добились далеко не все компании. Холдинг «СДС-Уголь» в их числе. Контроль за расходом топлива, управление качеством, собственное производство. Это те этапы, которые уже пройдены компанией. Сейчас же на головном предприятии «СДС-Уголь» - разрезе «Черниговец» - готовится эксперимент. Впервые в истории угольной отрасли планируется перевод всей системы обеспечения предприятия топливом на аутсорсинг. По нашим расчетам, это смелое решение не только сократит затраты разреза на закупку топлива, но и повысит уровень топливной безопасности «Черниговца».

Ключевые слова: ХК «СДС-Уголь», обеспечение топливом, контроль за расходом топлива, нефтеперерабатывающий завод, разрез «Черниговец», экспериментальный проект.

Шаг первый: задать параметры

Весь технологический транспорт «СДС-Угля» - самосвалы грузоподъемностью от 55 т до 450 т, бульдозеры, экскаваторы, - все работает на топливе. По данным технических служб «СДС-Угля», в зависимости от сезона, топливная составляющая в операционной себестоимости - в себестоимости тоннокилометра перевезенной горной массы, кубометра экскавации, одного машино-часа - составляют от 30 до 35 %. Естественно, расходы на топливо влияют и на конечную себестоимость одной тонны. Здесь доля топливных затрат уже ниже, однако, все равно значительная - 15-17 %.

Особый подход к обеспечению топливом на разрезах в холодное время года. В условиях Сибири речь идет о 6-7 месяцах в году, когда отмечается отрицательная температура. В этот период техника требует специальное топливо. Разница в цене стандартного т.н. летнего и особого зимнего топлива составляет до 30 %. В «СДС-Угле» и непосредственно на разрезе «Черниговец» еще лет 10 назад поставили задачу «готовить» специальное топливо по заданным характеристикам для техники в межсезонье, а затем и зимой.

Ранее, как и многие другие компании, в холодный сезон работали только на зимнем топливе. Затем специалисты «СДС-Угля» попробовали смешивать летнее и зимнее топливо, конечно, выдерживая стандарт. Начали пользоваться этим инструментом, и получили экономию [1-4]. Исходя из практики, специалисты разработали таблицу влияния температуры на

пропорции смешивания, которой до сих пор используются в холдинге (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение летнего и зимнего дизельного топлива на период установления устойчивой отрицательной температуры

Гидравли- Гидравли-

ческие экскава- ческие экскава-

Температура окру-жа-ющей среды, °С торы, техника автотрак-торно-бульдо-зерного парка, не оборудованная по-догрева-телями топлива торы, техника автотрак-торно-бульдозер-ного парка оборудованная подогре-ва-телями топлива Буровые станки Автосамосвалы БелАЗ оборудо-ванные подогревателями топлива Автосамо-свалы БелАЗ не оборудованные подогревателями топлива

до -10 100 % летнее 100 % летнее 100 % летнее 100 % летнее 100 % летнее

от -10 до -15 100 % летнее 100 % летнее 40% зимнее / 60% летнее 100 % летнее 100 % летнее

от -15 до -20 40 % зимнее / 60 % летнее 100 % летнее 50% зимнее / 50% летнее 100 % летнее 100% летнее

от -20 до -25 60 % зимнее / 40 % летнее 100 % летнее 100 % зимнее 100 % летнее 60 % зимнее / 40 % летнее

от -25 до -30 100 % зимнее 40 % зимнее / 60 % летнее 100 % зимнее 40 % зимнее / 60 % летнее 100 % зимнее

от -30 до -35 100 % зимнее 70 % зимнее / 30 % летнее 100 % зимнее 70 % зимнее / 30 % летнее 100 % зимнее

от -35 и ниже 100 % зимнее 100 % зимнее 100 % зимнее 100 % зимнее 100 % зимнее

Шаг второй: задание для НПЗ

С 2008 года в составе головной компании «СДС-Угля» холдинга «Сибирский Деловой Союз» работает собственный мини-НПЗ. Компания, основу которой составляют угольные предприятия, активно развивалась. Потребности в топливе постоянно росли. При этом бесперебойно обеспечивать свои предприятия нужным топливом было непросто. Сказывался рост цен на топливо, сезонные перебои с поставками из-за ремонтов на действующих в Сибири НПЗ. Собственный мини-НПЗ дал предприятиям СДС уверенность в завтрашнем дне с точки зрения обеспечения топливом. Не маловажно и то, что компания смогла влиять и на ценообразование.

Такой шаг можно назвать настоящим «хозяйским подходом» к делу компании с большими потребностями. В СДС уже стало правилом самостоятельно обеспечивать различные нужды своих предприятий. Будь то энерго-, водо- или теплоснабжение, ремонт, строительство, сервисное обслуживание [5-8]. И, безусловно, перед мини-НПЗ была поставлена задача, обеспечивать разрезы топливом по особому техническому заданию. Кроме

того, в самой компании два года назад началась серьезная работа по обеспечению необходимых устойчивых температурных характеристик топлива. Это и работа с остатками, и закрытие трубопроводов специальными оболочками, и особая подготовка топлива. Сегодня специалисты подсчитали, что в итоге компания получила дополнительную экономию 2-3 % от цены закупа топлива. То есть тот же объем топлива стал обходиться компании дешевле без каких-либо изменений качества.

Шаг третий: до «пистолета»

Фактически в «СДС-Угле» смогли добиться главного. На разрезах используется топливо с контролируемыми характеристиками. Система эта довольно устойчива благодаря наличию собственного мини-НПЗ. Сегодня топливо поступает в компанию двумя путями: от мини-НПЗ и с рынка.

А теперь компания решила сделать смелый шаг - перевести разрез «Черниговец» на покупку топлива, как говорят, «на пистолете». При суточном потреблении разреза «Черниговец» в 160-170 тонн до 140-150 тонн обеспечивается за счёт собственного мини-НПЗ. Упрощённо схема поставки выглядит так. Топливо произведено, отгружено и продано разрезу по заявкам. В текущем режиме заправка конкретной техники производится силами соответствующих служб разреза «Черниговец». Полный цикл учета топлива показан на рис. 1.

На разрезе «Черниговец» работает программно-аппаратный комплекс «Карьер» [9], разработанный компанией «ВИСТ-Групп» и позволяющий в режиме реального времени осуществлять контроль за движением топлива на горнотранспортном оборудовании. Комплекс «Карьер» позволяет:

1) исключить хищение топлива;

2) исключить ошибки при списании топлива (факт заправки автоматически попадает в электронный путевой лист);

3) спланировать график заправки горнотранспортного оборудования и оперативно при необходимости его скорректировать;

4) исключить простои горнотранспортного оборудования по причине нехватки топлива;

5) оптимизировать складские остатки, спрогнозировать объемы поставки топлива.

Что же предлагается сейчас? Зона ответственности мини-НПЗ, образно говоря, должна опуститься на две ступени ниже. То есть, не разрез, а завод будет отвечать не только за производство, но и за хранение топлива, доставку и саму заправку непосредственно в забое.

Полный цикл учёта топлива

Определение объёма выданного топлива через АСН, подключенную к стационарным емкостям с сохранением данных в БД предприятия.

Топливозаправщики

Стационарные ёмкости

Определение объёма поступившего топлива по уровнемерам , установленным в стационарных емкостях. Сохранение истории в БД предприятия .

Определение объёма и плотности выданного топлива через ТРИ, подключенным к стационарным емкостям с сохранением истории в БД предприятия.

Поставщики

ТРК

Контроль полученного объёма топлива п< датчикам уровня топлива на технологическом транспорте.

Мобильные объекты технологического транспорта: Самос вал ы, бульдозеры и т.д.

Контроль полученного объёма топлива по датчикам уровня топлива на хозяйственном транспорте.

Мобильные объекты хозяйственного транспорта.

Передача данных с мобильных объектов на сервер системы с автоматической рассылкой данных о сливах на Email и CMC в СБ.

Планирование затрат на ГСМ.

Проведение анализа расхода топлива за период с подведением итогов по каждой е ди н и це техн и ки. Проведение комиссий по ГСМ.

Рис. 1. Полный цикл учета топлива

В идеале угольное предприятие должно занимается только добычей угля. Например, за проведение буровзрывных работ на «Черниговце» отвечает специализированная организация [10]. Это уже показало свою эффективность. Распространить систему аутсорсинга теперь решено и на систему обеспечения топливом.

Перед запуском пилотного проекта на разрезе «Черниговец» специалистам предстоит четко «отработать» два основных момента -адресный учет топлива и поддержание необходимого качества топлива. И, безусловно, главным моментом здесь станет поддержание высокого стандарта при обеспечении качественных характеристик. При этом на разрезе будут стараться, поддерживая качество, еще и сокращать издержки.

Реализовав программы, которые помогли компании сократить затраты на топливо без потерь в качестве, «СДС-Уголь» хочет создать что-то вроде «топливного магазина» в разрезе. С угольного предприятия уйдет ответственность за подготовку, хранение и заправку топливом. Все топливные вопросы будут сосредоточены в одних руках. Следовательно, и ответственность за все ляжет на одну компанию, которая будет встроена в систему «Черниговца» на уровне диспетчеризации. Горный диспетчер разреза будет связан с диспетчером заправочной компании так же, как сегодня с диспетчером автобазы. Следовательно, при новой системе оперативный контроль за ситуацией с обеспечением топливом сохранится.

Пока такая схема в России не реализуется ни на одном угольном предприятии. «Черниговцу» предстоит стать первопроходцем. При этом уже сегодня предварительные расчеты подтверждают верность выбранного пути. На открытом рынке только доставка тонны топлива со склада до забоя стоит 500 рублей. А хранение одной тонны обходится в 300-350 рублей. Общий путь топлива при новой схеме на «Черниговце» будет обходиться в 470-480 рублей за тонну. К прямому эффекту можно прибавить и косвенную экономию для самого разреза за счет «снятия» с него затрат на содержание, ремонт топливозаправщиков, обновление технического парка.

Список литературы

1. Ефимов В.И. Управление качеством: учебное пособие / под редакцией Е.Ю. Граве. М., 2014.

2. Ефимов В.И., Рыбак Л.В. Управление персоналом: учебное пособие. М., 2009.

3. Ефимов В.И. Приоритетные инновационные направления ОАО ХК «СДС-Уголь» / «ТехГорМет 21 век». / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»: сб. тезисов докл. III Международной научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 48-49.

4. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации подготовки кадров с учетом перспектив инновационного развития угольной отрасли.- в сборнике: повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве. сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-124.

5. Эффективное использование системы PreVail® на предприятиях компании «СДС-Уголь»/ С.В.Бурцев, В.Е. Стихуров, В.С. Городнянский, С.А.Субботин// Уголь. №8. 2015. С. 51-55.

6. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Формирование экономико-правовых инструментов государственно-частного партнерства для инновационного развития предприятий Кузбасса в условиях кризиса. Тула, 2015.

7. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации привлечения инноваций для решения эколого-экономических задач в современных условиях.- повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 120-122.

8. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. ТИе methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of mining enterprises in the economic crisis // Miners week -2015. Reports of the xxiii international scientific symposium. 2015. С. 178-184.

9. Реутов И. А. АО «Черниговец»: движение вперед // Уголь. №8. 2015. C.40-43.

10. Повышение эффективности буровзрывных работ/ Л.В. Рыбак, С.В. Бурцев, В.В. Борисенко, А.В. Бондаренко, А.И. Реутов // Уголь. №1. 2016. С.9-11.

Рыбак Лев Владимирович, д-р экон. наук, проф., член Совета директоров, [email protected]. Россия, Москва, АО «СДС-Уголь»

Бурцев Сергей Викторович, канд. эконом. наук, технический директор АО «ХК «СДС-Уголь» [email protected], Россия, Кемерово,

Ефимов Виктор Иванович, д-р техн. наук, проф., НИТУ МИСиС, v.efimov@ mirtrade.ru, Россия, Москва,

Федяев Павел Михайлович, депутат, [email protected], Россия, Москва, Государственная Дума Российской Федерации VI созыва

OUTSOURCING AS A MECHANISM TO IMPROVE FUEL SECURITY

IN COAL INDUSTRY

L.V. Ryhak, S.V. Burtsev, V.IEfimov, P.M. Fedyaev

The significant proportion in the cost structure of open coal-mining facilities falls on the expenses for fuel used hy mining machinery. At times, the fuel component of costs can he as high as 30-35 %. For a long time the coalmining companies seek to minimize this percentage of their production cost. However, only few companies succeeded to achieve the appreciable results. The one of them is "SBU-Coal" Holding. The control of fuel consumption, quality management, own production — these stages were the past points for the company. Now, the parent enterprise of "SBU-Coal" Holding OJSC - "Chernigovets" open-pit mine prepares to launch the experiment. For the first time in the coal-mining industry the whole system of fuel supply to the enterprise will he subcontracted for outsourcing. According to our estimates, this hold decision not only reduces the coal-mine expenses for coal purchasing hit will increase the level of security of fuel supply to "Chernigovets" open-pit mine.

Key words: "SBU-Coal" Holding, fuel supply, control of fuel consumption, oil-processing plant (OPP), "Chernigovets" open-pit mine, experimental project.

Ryhak Lev Vladimirovich, Doctor of Economical Science, Professor, Memher of Board of Directors, [email protected], Russia, Moscow, AO HK "SDS-Ugol"

Burcev Sergei Viktorovich, Candidate of Economical Science, Vice General Director, [email protected], Russia, Kemerovo, AO HK "SDS-Ugol",

Efimov Victor Ivanovich, Doctor of Science, Professor, [email protected], Russia, Moscow, National Research Technological University "MISiS",

Fedyaev Pavel Mihailovich, Deputy, [email protected], Russia, Moscow, State Duma of Russian Federation

Reference

1. Efimov V.I. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Pod redakciej Grave E.Ju. Moskva, 2014.

2. Efimov V.I., Rybak L.V. Upravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva,

2009.

3. Efimov V.I. Prioritetnye innovacionnye napravlenija OAO HK «SDS-Ugol'» / «TehGorMet 21- vek». / Nacional'nyj mineral'no-syr'evoj universitet «Gornyj»: sb. tezisov dokl. III Mezhdunarodnoj nauchno-prakt. Konf. SPb., 2012. S. 48-49.

4. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy organizacii podgo-tovki kadrov s uchetom perspektiv innovacionnogo razvitija ugol'noj otrasli.- v sbornike: povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve. sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 122-124.

5. Jeffektivnoe ispol'zovanie sistemy PreVail® na predprijatijah kom-panii «SDS-Ugol'»/ S.V.Burcev, V.E. Stihurov, V.S. Gorodnjanskij, S.A.Subbotin// Zhurnal Ugol'. №8. 2015. S. 51-55.

6. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Formirovanie jekonomiko-pravovyh in-strumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlja innovacionnogo razvitija predprijatij Kuzbassa v uslovijah krizisa. Tula, 2015.

7. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy organizacii priv-lechenija innovacij dlja reshenija jekologo-jekonomicheskih zadach v sovremennyh uslovijah.- povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 120-122.

8. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. The methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of mining enterprises in the economic crisis.- V sbornike: Miners week - 2015. Reports of the xxiii international scientific symposium. 2015. S. 178-184.

9. Reutov I.A. AO «Chernigovec»: dvizhenie vpered/ Zhurnal Ugol'. №8. 2015.

C.40-43.

10. Povyshenie jeffektivnosti burovzryvnyh rabot/ L.V. Rybak, S.V. Burcev, V.V. Borisenko, A.V. Bondarenko, A.I. Reutov //Zhurnal Ugol'. №1. 2016. S.9-11.

УДК 622.68:662.75:665.7:658.511.2

ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЗОННОГО БИЗНЕСА

А.В. Силкин, А. П. Лупанов

Показано, что применение сбалансированной системы показателей при формировании инвестиционного портфеля для производственных единиц, относящихся к сезонному бизнесу, обеспечивает преимущества экономического и технико-технологического характера.

Ключевые слова: сезонный спрос на продукцию, сезонный бизнес, индекс сезонности, стратегическое планирование.

Вопросам поиска эффективной системы показателей, направленных на достижение основных целей сезонного бизнеса, таких как увеличение и улучшение обслуживания клиентской базы, увеличение доходов, сокращение издержек, рост квалификации сотрудников и их вовлечения в процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.