Научная статья на тему 'Аутсорсинг бизнеспроцессов функционально-стоимостного анализа на конверсионном предприятии'

Аутсорсинг бизнеспроцессов функционально-стоимостного анализа на конверсионном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг бизнеспроцессов функционально-стоимостного анализа на конверсионном предприятии»

АУТСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА НА КОНВЕРСИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В.Д. Билинкис, канд. экон. наук, доцент, К.С. Кривякин, ассистент, С.А. Повеквечных, аспирант, С.Н. Яценко, канд. физ.-мат. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет Воронежская государственная технологическая академия

Традиция жестко управлять ходом производства из единого центра и пытаться обеспечить себя всем необходимым для производства, чтобы в дальнейшем минимально зависеть от поставщиков, вступает в противоречие с современными тенденциями увеличения гибкости, децентрализации, кооперированности и адаптивности бизнеса.

Одним из путей решения данной проблемы является использование принципов делегирования в управлении увеличения инициативности работников, расширения кооперации, построение коммерческих связей на принципах аутсорсинга. В этом случае предприятие отказывается от ряда традиционных, присущих ему бизнес-операций и процессов, и концентрируется на осуществлении основных, профильных бизнес-процессов. Все множество обеспечивающих функций передается сторонним исполнителям, с ними налаживаются долгосрочные, партнерские взаимоотношения, и данные услуги приобретаются на рынке по наиболее конкурентным ценам. Это позволяет сконцентрироваться на приоритетных, наиболее конкурентоспособных направлениях деятельности, рационализировать бизнес-процессы и активизировать внутренние ресурсы компании путем включения работников в подготовку и реализацию управленческих решений.

Данный подход выдвигает на первый план стратегические аспекты управления, следствием которых являются различные проявления аутсорсинговых связей, имеющиеся на практике. Применение аутсорсинга в работе отечественных предприятий является методом, который появился относительно недавно в наборе управленческих инструментов отечественных менеджеров. Это связано не только с историческими традициями, но и с дефицитом развернутых исследований и материалов, обобщающих результаты применения таких методов.

Результативность использования принципов аутсорсинга в повседневной производственно-коммерческой деятельности связано с решением многих организационных вопросов осуществления аутсорсинго-вого проекта: подготовки контракта, обоснования его эффективности, выбора партнеров, определения цены, контроля исполнения и других аспектов. Аутсорсинг предполагает активизацию работы предприятия, сосредотачивая его деятельность на главном, основном направлении.

В отечественной и зарубежной литературе дается классификация видов аутсорсинга, которая включает производственный аутсорсинг, подразумевающий, что

предприятие отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации. Производственный аутсорсинг позволяет предприятию сконцентрироваться на разработке новой продукции, что позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, увеличивать гибкость производства диверсифицировать выпуск продукции и снизить стоимость рабочей силы. Не менее важным направлением является аутсорсинг бизнес-процессов (АБП). Он включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, не являющихся для предприятия основными, бизнес-образующими. Как явствует из литературных источников, на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика и др.

Одним из бизнес-процессов, который целесообразно передавать на аутсорсинг, является организация и проведение функционально-стоимостного анализа (ФСА)

Бизнес-процесс - это горизонтальная иерархия внутренних, связанных между собой функций (действий), конечной целью которых является выпуск продукции или снижение издержек. Под продукцией понимают изделия, технологические процессы, товары, услуги.

Бизнес-процессы, происходящие на предприятии, можно разделить на производственные процессы и процессы управления. Каждый из процессов характеризуется технологией реализации, определяется общей структурой, оборудованием и технологическими процессами, обеспечивающими реализацию процесса.

Реализация программы ФСА как бизнес-процесса осуществляется по следующим этапам (рис.1).

Использование аутсорсинга бизнес-процессов функционально-стоимостного анализа является экономически оправданным. Это обусловлено тем, что продукция, выполненная по технологии конверсионного предприятия, обладает, как правило, рядом специфических особенностей, связанных созданием оборонной техники. Конверсионная продукция имеет завышенные технические и функциональные параметры (надежность, долговечность, расход топлива и др.), которые повышают цену продукции и делают ее неэффективной при эксплуатации в гражданских бытовых условиях. Организация ФСА на конверсионном предприятии требует большой подготовительной работы: обучения специалистов, преодоления психологического барьера при переходе на создание гражданской продукции, пропаганды метода среди руководителей, специалистов, технических исполнителей.

ЭТАПЫ ФСА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ФСА ТЕХНОЛОГИИ

Рис.1. Этапы функционально-стоимостного анализа и их содержание

ФСА - это непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий и организационных структур. Он представляет собой систему взаимосвязанных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование как продукции, так и самого конверсионного

предприятия.

Методика проведения ФСА определяется целями и задачами этапов жизненного цикла изделия. На стадии опытно-конструкторских работ (ОКР) содержание работ по ФСА включает следующие мероприятия (таблица).

Содержание технико-экономических расчетов

Наименование стадий ОКР Содержание этапов работ

Техническое задание (ТЗ) Разработка и оптимизация основных технических параметров. Расчет лимитной цены на проектируемое изделие

Техническое предложение (ТП) Выбор основных направлений конструирования. Экономическая оценка возможных вариантов технических решений

Эскизный проект (ЭП) Определение лимита прямых затрат. Осуществление функционального инженерно-экономического анализа конструктивно-технологических решений. Экономическая проработка и оценка принятых решений

Технический проект (ТП) Корректировка техдокументации. Проведение уточняющих расчетов. Экономическая проработка внесенных изменений

Разработка рабочей документации (РД) Выбор и оптимизация по критериям технологических методов и форм организации производства оборудования и технологического оснащения. Расчеты экономической эффективности внедрения новой продукции

На стадии технологической подготовки производства освоения, в условиях действующего производства методика ФСА охватывает специфические виды работ, присущие вышеперечисленным стадиям

жизненного цикла.

Организация проведения ФСА на серийном предприятии включает следующие структурные подразделения (рис. 2).

ИРГ 1

ИРГ 2

Бюро ФСА

РК

ИРГ 3

ИРГ п

Рис. 2. Структура организации проведения ФСА на серийном предприятии

РК - общественный орган, возглавляемый главным инженером, вице-президентом по маркетингу или другим руководителем. РК определяет общую стратегию работ по ФСА на предприятии. Членами РК являются ведущие специалисты предприятия (главный конструктор, главный технолог, главный экономист, главный бухгалтер и др.).

Бюро ФСА - штатные сотрудники, обеспечивающие комплекс работ по ФСА от планирования работ до внедрения в производство.

ИРГ - работники предприятия, являющиеся узкими специалистами по определенной проблеме или изделию. Привлекаются при проведении ФСА для выполнения отдельных видов работ.

При использовании аутсорсинга предприятие передает функции бюро ФСА специальной фирме, что позволяет эффективно использовать ресурс.

Таким образом, применение аутсорсинга на конверсионном предприятии позволяет:

1. Получить максимальное качество выполнения бизнес-процессов ФСА, но при этом сократить издержки производства.

2. Высвободить ресурсы и сосредоточиться на важнейших направлениях деятельности предприятия

при проведении мероприятий конверсионного характера.

3. Упростить бизнес-процессы.

4. Отнести на себестоимость операционные затраты на проведение ФСА.

5. Повысить конкурентоспособность продукции и возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Литература

1. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календ-жян. - М.: Дело, 2003. - 270 с.

2. Справочник по функционально-стоимостному анализу/ А.П. Ковалев, Н.К. Моисеева и др.; под ред. М.Г. Карпунина, Б.И. Майданчика. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 431 с.

3. Туровец О.Г. Функционально-стоимостный анализ конструкции, технологии и организации производства: учеб. пособие / О.Г. Туровец, В.Д. Билин-кис, С.Н. Яценко. 2-е изд., доп. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т. 2003. - 227 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Ю.И. Ефимычев, д-р экон. наук, профессор, Ю.О. Плехова, канд. экон. наук, доцент, С.В. Шеваров, канд. экон. наук

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Конкурентное преимущество российских промышленных предприятий в современных экономических условиях может быть обеспечено при достижении высокого качества продукции и низких издержках производства.

Указанные задачи, по мнению авторов, целесообразно решать, руководствуясь концепцией бережливого производства, широко применяемой в япон-

ском бизнесе.

В основе бережливого производства лежит идея, в соответствии с которой любые действия на предприятии необходимо рассматривать с точки зрения потребителя: создает это действие ценность для потребителя или нет.

Если проанализировать работу типичного предприятия с этой точки зрения, то получается, что дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.