Научная статья на тему 'Аутизм и коморбидные психические расстройства у детей'

Аутизм и коморбидные психические расстройства у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1208
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РАССТРОЙСТВО ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / КОМОРБИДНОСТЬ ПРИ АУТИЗМЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гречаный Северин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутизм и коморбидные психические расстройства у детей»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

163

аутизм и коморбидные психические расстройства у детей

© Гречаный Северин Вячеславович

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; расстройство дефицита внимания с гиперактивностью; коморбидность при аутизме

Расстройства аутистического спектра у детей (РАС) относятся к состояниям, при которых коморбидная патология является скорее правилом, чем исключением. В разные возрастные периоды выявляются тревожные, гиперкинетические, аффективные, обсессив-но-компульсивные расстройства, нарушения сна и др. Довольно часто присутствуют неврологические синдромы (эпилептиформные приступы, паркинсонические, цереброваску-лярные и др. заболевания). Среди сопутствующих соматических заболеваний чаще всего описывают гастроинтестинальную патологию. в молодом и зрелом возрасте у таких пациентов чаще, чем в общей популяции, встречаются иммунные, аллергические, эндокринные (ожирение, гиперлипидемия), сердечно-сосудистые (артериальная гипер-тензия) расстройства.

в раннем возрасте у детей с симптомами аутизма наиболее часто отмечаются различные гиперкинетические нарушения.

в доканнеровский период у детей с задержкой /отставанием в психическом развитии описывались такие явления, как моторная дебиль-ность Бирге (1907), Двигательный инфантилизм (НотЬи^ег), экстрапирамидная недостаточность, фронтальная форма двигательной недостаточности М. О. Гуревича, це-ребеллярная недостаточность валлона.

В современной классификации МКБ-10 (В$М-1У) критерии расстройств аутистическо-го спектра (первазивные расстройства развития, рубрика Б 84) исключают наличие сопутствующих симптомов гиперкинетических расстройств (рубрика Б 90). Однако имеется подрубрика «Гиперкинетичеое расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями» (Б 84.4). DSМ-5, лежащая в основе проекта МКБ-11, предусматривает возможность диагностирования расстройства дефицита внимания с гиперактивностью (РДВГ) в подростковом и взрослом возрасте. При этом разные подтипы РДВГ являются «сценариями», которые меняются в те или иные возрастные периоды. Предусмо-

трена оценка степени тяжести расстройств и сочетание РДВГ с аутизмом.

Рассматриваемые расстройства относятся к числу часто выявляемых в последние время. За последние 20 лет частота постановки диагноза РДВГ увеличилась в 3 раза, при этом в несколько раз увеличилась также выявляемость расстройств аутистического спектра (Batstra L., Hadders-Algra М., Nieweg Е. et al., 2012).

Имеются объективные трудности оценки гиперкинетических расстройств при аутизме в связи с тем, что часть симптомов того и другого расстройства пересекаются. Так, в обоих случаях характерны трудности сосредоточения внимания, ограниченность общения со сверстниками, импульсивность, двигательное беспокойство. Оба заболевания имеют генетическую предрасположенность, чаще встречаются у мальчиков, в дошкольном возрасте, имеют серьезные поведенческие, академические, социально-адаптивные проблемы (Rao Р. A., Landa R. J. (2013).

исследователи выявляют сходный ней-ропсихологический профиль при обоих расстройствах (Gargaro et al., 2011; Rommelse et al., 2011). В ряде случаев дети с РДВГ имеют трудности использования языка, аналогичные детям с РАС (Bishop and Baird, 2001). Поведенчески детей с РДВГ бывает трудно отличить от детей с РАС (Buitelaar et al., 1999).

У детей с РАС, обращающихся за помощью в клинические центры, присутствуют сопутствующие симптомы СДВГ с частотой от 37% (Gadow et al., 2006) до 85% (Lee and Ousley, 2006). показано, что профиль симптомов РАС наиболее часто включает отсутствие/задержку речи (78%), ментальное отставание (49%), задержку формирования моторики (37%) и гиперактивность (33%) (Carlsson et al., 2013).

Симптомы РАС при РДВГ. показано, что дети с РДВГ испытывают значительные социальные трудности, сходные с таковыми при аутизме (Cantwell, 1996; Friedman et al., 2003). Они чаще отвергаются сверстниками — (5060%) (Barkley et al., 1990), имеют мало друзей (Hoza et al., 2005; Mikami, 2010). Невниматель-

MEDICINE: THEoRY AND pRACTICE

тоМ 4 спецвыпуск 2019

elSSn 2658-4204

164

ABSTRACTS

ность приводит к нераспознанию социально значимых ситуаций, импульсивность вызывает раздражение у сверстников, гиперактивность мешает кооперации в организованных мероприятиях. Игровое поведение отличается властностью, назойливостью, негибкостью, раздражением, вспыльчивостью и др., характерна дезорганизация в спорте и невыполнение игровых правил. Более 2/3 пациентов с РДВГ имеют сопутствующее психическое расстройство (Cantwell, 1996), 15-75% — расстройства настроения, 25% — тревожные расстройства и 30-50% расстройства поведения.

Описание и анализ двигательной активности ребенка относятся к наиболее сложному разделу психиатрического обследования в раннем возрасте. оценка двигательной активности подвержена наибольшему искажению со стороны родителей, определяется гипер- или гипонозогнозической установкой в отношении симптомов психических расстройств у ребенка.

Целью исследования было выявление особенностей гиперкинетических и поведенческих симптомов при разных вариантах аути-стических синдромов у детей раннего возраста. Сравнивалась группа пациентов с детским аутизмом, Б 84 (83 чел., средний возраст

3,41±0,090 лет) и аутистическим синдромом при темповой задержке психического развития, F 83 (107 чел., средний возраст — 3,12±0,155 лет, р=0,044). Использовалась методика «Низонжеровский опросник оценки поведения детей» [Aman, M. G., Tasse M. J., Rojahn J., Hammer D., 1993].

Результаты исследования выявили качественные различия структуры поведенческих и гиперкинетических нарушений в изучаемых группах. У пациентов с детским аутизмом наблюдались достоверно меньшие средние баллы шкал «Гиперактивность» (р=0,011 по критерию U Манна-Уитни) и «Проблемное поведение» (р=0,040) и более высокие средние баллы по шкалам «Тревожность» (р=0,024), «Самоповреждения/стереотипии» (р=0,009), «Изоляция/ ритуалы» (р=0,001), «Повышенная чувствительность» (р=0,002).

Результаты исследования подтверждают эмпирическое предположение о синдромальной и патогенетической неоднородности гиперкинетических и поведенческих нарушений при аути-стических синдромах у детей, что важно учитывать при назначении медикаментозных средств, проведении психообразовательной работы с родителями, использовании методов когнитивно-поведенческой психотерапии семьи.

МЕШШИнА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.