Научная статья на тему 'Augustin Handbuch / V. H. Drecoll, Hrsg. Tubingen : Mohr Siebeck, 2007. XIX, 799 S'

Augustin Handbuch / V. H. Drecoll, Hrsg. Tubingen : Mohr Siebeck, 2007. XIX, 799 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанцов Сергей Александрович

Вышедший из печати в 2007 г. том продолжает серию выпускаемых издательством Мор Зибек «Справочников» (Theologen-Handbucher), каждый из которых посвящен той или иной крупной фигуре или периоду в истории богословия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Augustin Handbuch / V. H. Drecoll, Hrsg. Tubingen : Mohr Siebeck, 2007. XIX, 799 S»

донской Галерее Куртолда (Courtauld Institute Galleries), то видимо они были заказаны художнику флорентийским ученым Луиджи Аламанни (1558—1603). В Приложении VI (с. 356—363) даны иллюстрации к VA Я. ван дер Стрета, И. Коллерта и П. Либери.

В заключительной девятой главе «Барочный эпилог: Academia Tyanea (1646) Бартоломео Тортолетти» (с. 269—294) Далл’ Аста касается восприятия Аполлония Тианского на исходе Ренессанса, а также анализирует «первую новоевропейскую монографию о «Жизнеописании Аполлония» Филострата пера известного деятеля римской Academia degli Umoristi Бартоломео Тортолетти (1560—1648) — Academia Tyanea, в которой Тортолетти дает Аполлонию резкую отповедь на манер Джанфранческо Пико делла Мирандолы.

В заключении Маттиас Далл’ Аста подводит общий итог своему исследованию VA в эпоху Ренессанса. Он отмечает, что «Жизнеописание Аполлония» Филострата является прекрасным образцом текста, который на протяжении столетий подвергается самым различным интерпретациям, являясь одним из ключевых сочинений для антихристианской полемики и христианской апологетики с момента своего написания и вплоть до нашего времени.

Без преувеличения книгу Далл’ Асты можно назвать самой значительной вехой в изучении истории рецепции VA последних десятилетий. Стоит также отметить превосходное оформление и замечательную верстку книги. Опечаток я не заметил18. То, что у автора очень приятный стиль речи заметил и рецензент «Renaissance Quarterly»19 . Несомненно, она будет полезна не только филологам-классикам и историкам Ренессанса, но и богословам. К сожалению, история рецепции древней и новой литературы еще не стала полноценной дисциплиной в отечественном богословии, однако, то, что в будущем она станет равноправным предметом в курсах апологетики и истории богословия нам кажется безусловным.

А. В. Белоусов (ПСТГУ; МГУ)

Augustin Handbuch / V. H. Drecoll, Hrsg. Tübingen : Mohr Siebeck, 2007. XIX, 799 S.

Вышедший из печати в 2007 г. том продолжает серию выпускаемых издательством Мор Зибек «Справочников» (Theologen-Handbücher), каждый из которых посвящен той или иной крупной фигуре или периоду в истории богословия. Конечно, мировое августиноведение не знает недостатка во «введениях», «компаньонах» и руководствах к изучению Августина, не говоря уже о нескольких справочниках энциклопедического типа. Однако среди этого множества рецензируемый справочник, полагаем мы, займет самое почетное место. Добротность этого издания определяется, на мой взгляд, его разносторонностью и фундаментальностью.

18 За исключением, пожалуй, одной. На S. 165 напечатано «bricht» вместо «bericht».

19 Neumann H.-P. // Renaissance Quarterly. 2009 (Summer). Vol. 62. P. 485.

Прежде всего, бросается в глаза именно его историко-филологическая фундаментальность, которая всегда состоит в том, насколько ясен состав источников, из которых можно почерпнуть знания о предмете, инструменты, которыми мы пользуемся для получения этих знаний, соотношение твердо известного, предположительного и подлежащего выяснению, а также сам путь от источников до наших знаний. Общее, но очень определенное представление обо всем этом применительно к августиновским исследованиям дает раздел А (Ориентирование) рецензируемой книги. Он открывается прямо главами, описывающими рукописную традицию сочинений Августина, текстологические проблемы, ею представляемые, а также первые печатные издания, полные собрания сочинений, вышедшие в Новое время, и продолжающиеся проекты изданий и переводов августиновского корпуса. Эта часть написана Д. Вебер — крупным специалистом по текстологии латинской патристической литературы. Следующая часть раздела знакомит с лексиконами, энциклопедиями, библиографическими справочниками, электронными / цифровыми инструментами исследования и базами данных, институтами и периодическими изданиями, специализирующимися на изучении наследия Августина (автор А. Гроте). Заключается раздел обзором состояния августиновских исследований на сегодняшний день, подготовленным самим редактором-составителем руководства — Ф. Дреколом. Со всем этим разделом (А), несомненно, в высшей степени желательно познакомиться всякому, кто начинает изучение творений Августина, не говоря уже о тех, кто видит в этом свою специализацию.

Не менее основателен и полезен и второй раздел (В) — «Личность». В течение второй половины истекшего столетия было написано несколько великолепных монографий об Августине с историко-биографическим уклоном. Назовем для примера самые известные — книги Ф. ван дер Мера, Дж. Боннера, П. Брауна, С. Ланселя. Каждая из этих книг несет отпечаток эпохи, в которую она создавалась, и личного таланта и исследовательских интересов авторов, все они неотменимо заслуживают того, чтобы с ними познакомился августиновед, патролог, историк Церкви. Однако начинающий исследователь, да и любой заинтересованный читатель, найдет на двухстах двадцати с немногим страницах, составляющих раздел В, достаточно подробную и разностороннюю первоначальную информацию об эпохе Августина, основных внешних событиях его жизни, вехах интеллектуального и духовного развития, различных аспектах епископского служения Гиппонского пастыря: полемике разных направлений, административной и судебной деятельности, богослужении в Гиппоне, работе над текстом Библии и, наконец, о служении слова. Соответствующие главы раздела, написанные разными специалистами, если и не заменят известных больших биографий, то, во всяком случае, будут содействовать первичной ориентировке в каждой теме и давать необходимейшие биографические сведения. Обратим, между прочим, внимание на последнюю главу раздела (В. III. 15 — «Августин как проповедник») и ее заключительный параграф — «Значение проповедей для изучения Августина в целом». Представляется, что этот параграф будет нелишним прочесть даже тем, для кого проповеди Августина не являются главным или прямым объектом исследо-

вания. Именно в последние десятилетия наследие Августина-проповедника стало предметом пристального внимания со стороны богословов и историков — и, к сожалению, в нашей стране это внимание еще далеко не достаточно для того, чтобы принести плоды.

Раздел С («Творения») состоит из трех неравных частей: двух больших (и традиционных) и одной сравнительно малой (и необычной). Первая часть содержит обзор важнейших сочинений Августина. Отметим, опять же, разнообразие избранных для обзора сочинений: наряду с трактатами здесь представлены и проповеди, и толкования на псалмы, и гомилии на Евангелие от Иоанна (в каждом из соответствующих параграфов представлен даже подробный анализ одной проповеди). Глава об эпистолярном наследии Августина иллюстрируется историей переписки между Августином и Иеронимом. Вторая часть раздела С — систематическая: здесь в отдельных главах резюмируются разные аспекты учения Августина, причем, кроме традиционных разделов (христология, тринитарное учение, антропология, этика, экклезиология, герменевтика и др.), отдельно рассматриваются и взгляды Августина на воспитание и образование (автор главы о воспитании — Б. Штудер). Наконец, написанная редактором-составителем заключительная часть этого раздела, которая особенно важна для изучающих историю богословия, рассматривает наиболее проблематичные с точки зрения автора темы августиновского богословия: в частности, понятие о троичности и «параллельность понятий о человеке и обществе / человечестве» у Августина.

Последний раздел книги — краткая, но емкая история «наследия» Августина в европейском богословии от августиновских споров в Галлии V—VI вв. до янсенизма — должным образом дополняет представление о вкладе Августина в интеллектуальную и духовную историю человечества. Это, кажется, самый подробный обзор Nachleben Августина в изданиях подобного рода, и остается только пожалеть, что он хронологически не идет дальше начала XVIII в., хотя значение Августина для философской и богословской мысли следующих столетий (Кьеркегор, Гарнак, Х. Арендт) никак нельзя назвать неизученным.

Руководство снабжено удобными указателями, среди которых отметим и полезный алфавитный список современной исследовательской литературы на тридцати шести страницах.

Рецензируемая книга, по нашему мнению, представляет собой самое современное, самое обширное, самое обстоятельное и самое разностороннее введение в изучение наследия св. Августина. Активное использование его будет, несомненно, благотворно сказываться как на подготовке специалистов в области богословия, церковной истории, христианской литературы, так и на их самостоятельной исследовательской работе.

С. А. Степанцов (МГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.