Научная статья на тему 'АУДИТОРСКИЙ РЫНОК В РОССИИ И КИТАЕ'

АУДИТОРСКИЙ РЫНОК В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКИЙ РЫНОК / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / «БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яли Лю

Статья посвящена анализу рынков аудиторских услуг двух мировых держав - России и Китая. Концепция развития аудиторской деятельности в России предполагает формирование системы предоставления данного рода услуг, которая имеет нереализованные возможности в области своего совершенствования с учетом современных реалий. В статье рассмотрены текущее состояние дел в отрасли, существующая правовая база, проанализирована роль государства в становлении рынка аудиторских услуг с стране. В работе также приведены постулаты аудиторской деятельности в Китае, чьи стандарты наиболее близко приближены к международным нормам и руководящим принципам по ряду важных аспектов. Кроме того, в Китае развит государственный аудит с применением исполнительного режима. В результате исследования выявлена взаимосвязь между индексом аудиторских проверок и фактом коррупции и предложены возможные ключевые направления развития аудиторских рынков России и Китая. Поскольку аудит становится важной областью мировой деятельности, способствуя развитию экономики, целью настоящего исследования является выявление особенностей развития аудиторских рынков России и Китая, его объектом - рынок аудита, а предметом - аудиторская деятельность в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT MARKETS IN RUSSIA AND CHINA

This research describes and analyzes the auditing markets of two world powers, such as Russia and China. Russia has studied the concept of the development of auditing activities. This concept assumes the formation of a system for the development of the audit services market in Russia, which has unrealized opportunities for its improvement, considering modern realities. The article considers the current state of affairs in the industry, the existing legal framework, analyzes the role of the state in the market’s development for audit services in the country. The paper also presents the postulates of auditing in China, whose standards are closest to international norms and guidelines in several important aspects. In addition, China has developed a state audit using an executive regime. As a result of the study, the author revealed the relationship between the audit index and the fact of corruption, and proposed possible key directions for the development of the audit markets in Russia and China. Since audit is becoming an important area of world activity, contributing to the development of the economy, the purpose of this study is to identify the features of the development of the audit markets in Russia and China, its object is the audit market, and the subject is audit activities in these countries.

Текст научной работы на тему «АУДИТОРСКИЙ РЫНОК В РОССИИ И КИТАЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

(CC) ]

001: 10.26794/2408-9303-2022-9-2-87-94 УДК 657.6(045) JEL М40, М42, L32

Аудиторский рынок в России и Китае

Лю Яли

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу рынков аудиторских услуг двух мировых держав - России и Китая. Концепция развития аудиторской деятельности в России предполагает формирование системы предоставления данного рода услуг, которая имеет нереализованные возможности в области своего совершенствования с учетом современных реалий. В статье рассмотрены текущее состояние дел в отрасли, существующая правовая база, проанализирована роль государства в становлении рынка аудиторских услуг с стране. В работе также приведены постулаты аудиторской деятельности в Китае, чьи стандарты наиболее близко приближены к международным нормам и руководящим принципам по ряду важных аспектов. Кроме того, в Китае развит государственный аудит с применением исполнительного режима. В результате исследования выявлена взаимосвязь между индексом аудиторских проверок и фактом коррупции и предложены возможные ключевые направления развития аудиторских рынков России и Китая.

Поскольку аудит становится важной областью мировой деятельности, способствуя развитию экономики, целью настоящего исследования является выявление особенностей развития аудиторских рынков России и Китая, его объектом - рынок аудита, а предметом - аудиторская деятельность в этих странах.

Ключевые слова: аудит; аудиторский рынок; аудиторская деятельность; государственное регулирование; коррупция; «большая четверка»

Для цитировани: Лю Яли. Аудиторский рынок в России и Китае. Учет. Анализ.Аудит. 2022;9(2):87-94. РОк 10.26794/2408-9303-2022-9-2-87-94

ORiGiNAL PAPER

Audit Markets in Russia and China

BY 4.0

Liu Yali

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia ABSTRACT

This research describes and analyzes the auditing markets of two world powers, such as Russia and China. Russia has studied the concept of the development of auditing activities. This concept assumes the formation of a system for the development of the audit services market in Russia, which has unrealized opportunities for its improvement, considering modern realities. The article considers the current state of affairs in the industry, the existing legal framework, analyzes the role of the state in the market's development for audit services in the country. The paper also presents the postulates of auditing in China, whose standards are closest to international norms and guidelines in several important aspects. In addition, China has developed a state audit using an executive regime. As a result of the study, the author revealed the relationship between the audit index and the fact of corruption, and proposed possible key directions for the development of the audit markets in Russia and China. Since audit is becoming an important area of world activity, contributing to the development of the economy, the purpose of this study is to identify the features of the development of the audit markets in Russia and China, its object is the audit market, and the subject is audit activities in these countries.

Keywords: auditing; audit market; audit activity; state regulation; corruption; "big four"

For citation: Liu Yali. Audit markets in Russia and China. Uchet.Analiz.Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2022;9(2):87-94. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2022-9-2-87-94

© Лю Яли, 2022

ВВЕДЕНИЕ

Научные исследования, касающиеся независимого аудита финансовой отчетности, включая экономические стимулы и отношения, связанные с аудиторскими контрактами и процессами, являются относительно новыми. До середины 1970-х гг. аудит рассматривался как чисто практическая деятельность, управляемая определенными правилами, в значительной степени установленными самой профессией; между тем, его нужно рассматривать в разрезе профессионального бизнеса, который предполагает более широкое использование экономической среды исследуемого объекта.

Как таковые, аудиторы подчиняются экономическим реалиям, дисциплине рынков и нормативных актов, на основе которых они выполняют свои функции. Более того, рычаги воздействия, которые им доступны, необычайно сложны. Независимый аудит финансовой отчетности представляет ценность как для существующих, так и для потенциальных инвесторов, а также для кредиторов, которые не заключают прямых контрактов с аудитором. Чаще всего последний взаимодействует с юридическим лицом (компанией) и с руководством организации, данные финансовой отчетности которой являются основой для аудиторской проверки. Кроме того, ни качество аудита, ни усилия самого аудитора, связанные со сложными суждениями о характере, объеме и сроках сбора информации, не поддаются непосредственному наблюдению даже со стороны руководства компании. Наконец, аудиторы должны придерживаться значительного количества нормативных документов на тему профессионального и государственного регулирования (в каждой стране они свои). Несмотря на перечисленные сложности, аудит является процветающим бизнесом во всем мире, и высококачественные экспертизы такого рода повсеместно признаны особо важными для надлежащего функционирования рынков капитала.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аудиторская деятельность в России регламентируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Ч Согласно данному документу

1 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (с изм. и дополн.). URL: https://base. garant.ru/12164283/; Федеральный закон от 30.12.2020 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов», а «аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов»2. Важно уточнить, что аудиторская деятельность — это деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, проводящих аудит и оказывающих сопутствующие ему услуги3.

Текущее состояние аудиторской деятельности и связанные с ней вопросы определены Концепцией развития аудиторской деятельности в России (до 2022 года)4, которая содержит принципы, методы и точки зрения на развитие аудиторской работы до конца следующего года.

Данный документ предполагает формирование системы развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, создана правовая база для деятельности аудиторских компаний и даны рекомендации более гибко применять на практике действующие в России Международные стандарты аудита (МСА)5.

По мнению О. Ю. Зиборевой, главным результатом развития аудиторской деятельности стало создание и внедрение профессиональных органов в различных областях, а также формирование аудиторского рынка, функционирующего на принципах доступности и прозрачности источников информации [1], что позволяет дисциплинировать и регулировать деятельность аудиторских организаций

"Об аудиторской деятельности"» (с изм. на 2 июля 2021 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/573249745 (дата обращения: 17.12.2021).

2 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и дополн.). URL: https:// base.garant.ru/12164283/; «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009. № 1, ст. 15. URL: http://pravo.gov.ru/ informatsionnyy-byulleten-sobranie-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii/index.php (дата обращения: 17.12.2021).

3 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-30122008-n-307-fz-ob/ (дата обращения: 02.03.2022).

4 Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. http://www. consultant.ru/law/hotdocs/46640.html (дата обращения: 17.12.2021).

5 Международные стандарты аудита (МСА) [International Standards on Auditing (ISA)] — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_71765/9dbadedfc5ede08e8d9d8713bbd319ebde340 9ea/

Рис. 1 /Fig 1. Динамика количества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в России 2017-2020 гг. / Dynamics of quantity of audit organizations and individual auditors in Russia 2017-2020

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

и отдельных специалистов, проверять и выявлять нарушения ими общих правил, норм и требований, а также проводить профессиональную сертификацию и внешний контроль качества аудиторской деятельности.

Другие достижения российского аудиторского рынка включают следующие компоненты:

• создание системы общественного контроля, независимой от аудиторских организаций;

• признание российских аудиторских организаций на международных площадках.

Для обоснования этих выводов в качестве основных показателей данного рынка нами были выбраны показатели количества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (рис. 1).

Из рис. 1 следует, что количество организаций, имеюших право на осуществление профессиональной деятельности в России, постепенно уменьшалось с 2017 по 2020 г. При этом количество индивидуальных аудиторов осталось неизменным, без явной тенденции к увеличению.

Процедура аудита является независимой проверкой деятельности организации, при этом одна из ее целей — установление достоверности финансовой отчетности исследуемого объекта. Безусловно, мировой экономический кризис, связанный с пандемией коронавируса, негативно повлиял на развитие рынка аудиторских услуг и резко снизил финансовые возможности потенциальных заказчиков, поэтому аудиторам необходимо научиться выживать в новых сложных условиях, корректиро-

вать цены (в соответствии с текущими рыночными) и составлять стратегические планы долгосрочного развития.

Сейчас возвращение доверия к результатам оказания аудиторских услуг и развитие данного сектора экономики являются наиболее важными задачами. При этом регулирование деятельности аудиторов, надзора за ней и ее реализация должны основываться на современных международных стандартах. Подчеркнем, что одним из значимых факторов, определяющих развитие страны в целом, является стабильный спрос на услуги аудиторских компаний. При этом требования к качеству их оказания меняются по мере увеличивающейся интеграции российских аналитических организаций в мировую экономику [2, 3].

На современном этапе развития унификация аудиторской деятельности, стандартизация наиболее значимых факторов аудита и предоставление достоверной аудиторской информации считаются доминирующими направлениями развития данного вида деятельности в мире. Но, как показывает исследование, на российском рынке аудиторских услуг в настоящее время сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, число организаций, нуждающихся в действительно качественных услугах такого рода, неуклонно увеличивается; с другой стороны, количество оказывающих их организаций из-за увеличения стоимости банковских кредитов, удорожания услуг обязательного аудита существенно сокращается. Возникает проблема, которую

необходимо решать на государственном уровне, в том числе с использованием законодательной базы. В настоящее время государство ведет реестр аудиторских компаний и учреждений, формирующих законодательную политику в данной сфере и проводящих анализ состояния рынка аудиторских услуг в России, а также поддерживает процесс регулирования в отношении членов аудиторских организаций, реализуя внешний контроль качества их деятельности [4-6].

Рынок аудита в России является относительно «молодым», что накладывает на экономику страны дополнительную ответственность. Необходимо создать оптимальные условия для его развития (в первую очередь на законодательном уровне) и разработать соответствующие механизмы аудита для практической деятельности соответствующих организаций и индивидуальных аудиторов.

Сектор международного аудита увеличивается быстрыми темпами. Его представителями являются крупные организации так называемой «Большой четверки», к которой относятся Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG6. Их основным видом деятельности является предоставление аудиторских, консультационных и других сопутствующих услуг. В зависимости от среды исследования и требований рынка названные компании адаптируются под изменяющиеся условия внешней среды, что, несомненно, является их конкурентным преимуществом. Поскольку «Большая четверка» ведет свою деятельность и в России, и в Китае, рассмотрим особенности аудиторского рынка Китая.

Бухгалтерская профессия в Китае достигла заметного прогресса с момента своего восстановления в 1980-х гг., но в последние годы в стране значительно возросло число исследований также и по вопросам аудита. С 1995 г. китайские независимые стандарты аудита (CIAS) стали широко известны мировому финансовому сообществу. Области исследования аудиторских суждений в Китае представлены в таблице.

Хотя китайские документы напоминают международные стандарты и руководящие принципы по ряду важных аспектов, за последние несколько лет

6 Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях: Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава по итогам Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 20 января 2017 г. М.: Научный консультант; 2017. 574 с.

предприняты активные усилия по обновлению CIAS, чтобы они в значительной степени соответствовали Международным стандартам аудита (МСА). Следует отметить, что современные китайские аудиторские исследования достаточно разнообразны, причем крайне важно, что под сильным влиянием местных регулирующих органов, международных инвесторов и практиков текущее аудиторское сообщество Китая следует принципам и факторам, являющимися не только уникальными для страны, но и общими с точки зрения международной практики.

В процессе исследования установлено, что юридическая ответственность китайского аудитора перед инвесторами довольно ограничена. Этот факт, безусловно, влияет на уровень аудиторских усилий и размер аудиторских сборов в стране по сравнению государствами, где юридическая ответственность более строгая. В международной литературе по аудиту достаточно четко показаны различия в между результатами проверок членами «Большой четверки» и представителями других компаний, но в Китае рыночная доля фирм «Большой четверки» пока что довольно низкая. В связи с этим возникает вопрос: какие факторы определяют различия в качестве аудита (если таковые имеются), проводимого организациями, не входящими в «Большую четверку»? Этот важная для практики проблема неоднократно изучалась китайскими исследователями, которые документально вывели различия в аудите, проводимом местными фирмами (не входящими в «Большую четверку») и иными компаниями. Другой вопрос, заслуживающий изучения, — это характер мошенничества с финансовой отчетностью и факторы, повышающие его вероятность в Китае. Для предотвращения такого мошенничества в стране в рамках государственного аудита предусматривается борьба с коррупцией [7].

Осуществляя мониторинг функционирования государственной власти в плане использования государственных ресурсов, государственный аудит может усилить подотчетность и сократить злоупотребления на этом уровне. Практика управления во многих странах, в том числе в России и Китае, также подтверждает, что государственный аудит может сыграть глобальную роль в борьбе с коррупцией: результаты работы аудиторов (поскольку они являются экспертами по выявлению фактов мошеннической в финансовой отчетности) становятся эффективными при расследовании того или иного ее вида; с другой стороны, сдерживающий эффект

Таблица / Table

Основные области исследования постулатов аудиторской деятельности в Китае / The main areas of research on the postulates of auditing in China

Факторы исследования / Research factors Возможности / Opportunities Ключевые вопросы / Key questions

Политика проведения аудиторской деятельности / Audit policy Учитывая новизну аудиторских заключений в Китае, в первые годы развития может наблюдаться относительно низкий уровень согласия / Given the novelty of audit reports in China, there may be a relatively low level of agreement in the early years of development Рассмотреть уровень консенсуса между аудиторами по некоторым ключевым суждениям. Понимание областей, в которых он является низким, может помочь аудиторским фирмам сконцентрировать свои ресурсы на обучении и анализе / Consider the level of consensus among auditors on certain key judgments. Understanding areas where consensus is low can help audit companies focus their resources on training and analysis

Принятие управленческих решений / Making management decisions Культурные различия между китайскими аудиторами и их коллегами из западных культур, вероятно, окажут значительное влияние на отношение к таким факторам, как воспринимаемая рискованность, влияние бюджетного давления и риск для бизнеса / Cultural differences between Chinese auditors and auditors from Western cultures are likely to have a significant impact on environmental factors such as perceived riskiness, the impact of budgetary pressures, and business risk Изучить конкретные исследовательские вопросы, в частности культурное влияние на процесс обзора. В результате можно понять, как процессы проверки или группы аудита будут отличаться в разных культурах / Explore specific research questions, in particular the cultural impact on the review process. As a result, it is possible to understand how review processes or audit teams will differ across cultures

Эффективность деятельности / Performance Разработка новых подходов к аудиту в Китае и обширная подготовка может создать уникальную среду для проведения глубоких исследований аудиторских суждений / The development of new audit approaches in China and extensive training can create a unique environment for conducting in-depth audit judgment research Изучить изменения в структуре знаний по мере того, как китайские аудиторы приобретают опыт работы в другой аудиторской среде / Examine changes in knowledge structure as Chinese auditors gain experience in a different auditing environment

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

государственного аудита может быть усилен путем доведения его результатов до сведения общественности и привлечения к ответственности отдельных заинтересованных лиц и корпораций [8, 9].

В 1983 г. было создано Национальное аудиторское управление КНР (CNAO), а затем его постоянные представительства в государственных министерствах и комиссиях, а также в ряде регионов регионах с соответствующими аудиторскими учреждениями на провинциальном, муниципальном и окружном уровнях. Вместе со своими постоянными офисами и соответствующими местными учреждениями СЫЛО сформировала структурированную многоуровневую систему государственного аудита. В 1990-х гг. государственная аудиторская работа была дополнительно легализована и стандартизирована с последовательным принятием

Закона Китайской Народной Республики об аудите7, Правил применения Закона Китайской Народной Республики об аудите и ряда других стандартов и нормативных актов.

В отличие от развитых западных стран Китай применяет исполнительный режим государственного аудита. В соответствии с Конституцией страны и Законом об аудите соответствующие учреждения осуществляют надзор за правительственными ведомствами, государственными финансовыми

7 Закон об аудите в КНР. Принят на 9-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва, 31 августа 1994 года. Исправлен в соответствии с Решением о внесении поправок Закона Китайской Народной Республики об аудите, принятым на 12-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП десятого созыва 28 февраля 2006 года. URL: https://asia-business.ru/ law/law2/accounting/audit/ (дата обращения: 26. 12.2021).

Рис. 2 /Fig 2. Зависимость факта коррупции от аудиторских проверок в Китае / Dependence of the corruption fact on audits in China

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

учреждениями, предприятиями и другими организациями. Но сама система аудита является частью исполнительной власти государства, что означает, что надзорные органы не полностью независимы друг от друга. На государственном уровне CNAO находится под руководством непосредственно премьер-министра, в то время как местные аудиторские учреждения — под двойным началом: административных руководителей правительств соответствующих уровней и аудиторских учреждений на следующем, более высоком уровне [10-15]. В Китае регулярно проводятся исследования, показывающие зависимость между индексом аудиторских проверок и индексом коррупции (рис. 2).

Как видно из представленных на рисунке данных, чем выше индекс проверки аудиторскими компаниями, тем ниже индекс коррупции. Это свидетельствует о том, что деятельность аудиторов очень важна не только при проверке финансовой отчетности конкретного предприятия, но и всей государственной системы, включаю органы исполнительной власти.

ВЫВОДЫ

Подводя итог, отметим, что рынок аудита как в России, так и в Китае играет значительную роль

в качестве внешнего механизма корпоративного управления, а эффект от применения аудита зависит от его качества На взгляд автора, необходимо выделить следующие ключевые направления развития аудиторских рынков России и Китая:

1. Снижение коррупции и действие механизма аудита в качестве мощного сдерживающего фактора для нецелевого использования и злоупотребления государственными средствами.

2. Укрепление правовой, финансовой и институциональной основы аудиторской деятельности в России и Китае.

3. Выявление «непрозрачной» политики отдельных организаций и компаний, направленной против общественных и государственных интересов.

Аудиторский рынок в России и Китае является развивающимся, что, в свою очередь, предполагает разработку новых направлений, предусматривающих повышение качества деятельности профессионалов в данной области в мировом сообществе. Поскольку экономика обеих стран имеет глобальное значение, следует ожидать, что вопросы, связанные с развитием экономической интеграции, включая эволюцию финансовой отчетности и ее аудита, будут представлять значительный интерес для дальнейших исследований в этом-направлении.

СПИСОК источников

1. Зиборева О. Ю. Аудиторская деятельность в России: современное состояние и проблемы. Baikal Research Journal. 2018;9(4):13.

2. Нефедорова С. В., Нагайцева А. А. Современные тенденции развития аудиторской деятельности в России. Вектор экономики. 2020;49(7):1.

3. Рыбакова О. М. Проверка качества аудита в России. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014;2(2):38-46.

4. Рыбянцева М. С., Кат С. А. Современные тендеции развития аудиторских услуг в России. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020;61(3):166-168.

5. Тюпаева А. И., Азарова Л. В. Развитие саморегулирования аудиторской деятельности в Росийской Федерации. Науковедение. 2013;19(6):1-9. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/189EVN 613.pdf

6. Султанов Г. С. Анализ состояния рынка аудиторских услуг страны и перспективы его развития на современном этапе. Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2020;35(4):23-31.

7. Сейдахметова Ф. С., Жуматаева Б. А., Ган Л. Развитие учетной системы в китайской народной Республике. Экономика и управление: проблемы, решения. 2012;04:73-78.

8. Peng О., Yuan Y. Anti-corruption, CPA audit supervision and non-efficiency investment. Journal of Chongqing University of Technology (Social Science). 2020;34(4):63-81 (на китайском).

9. Jin S. Research on the follow-up audit of anti-corruption policy implementation to improve national governance capacity. Financial and Accounting Communications. 2022;(03):123-127 (на китайском).

10. Pan X., Shen Z. Financial Transparency, Anti-corruption and Government Audit Efficiency. Journal of Hangzhou Dianzi University (Social Sciences). 2021;17(4):15-21 (на китайском).

11. Liu M., Wang Y. Regulation, Supervision and Development of China's Audit Market. Research on Financial and Economic Issues. 2015;375(02):86-94 (на китайском).

12. Jiang X. Research on the Audit Market Competitive Behavior. Science and Technology Economy Market. 2020;(12):40-41,156 (на китайском).

13. Yuan W., Zhou M. Analysis on the Concentration of China's Audit Market and Its Competition. China Collective Economy. 2018;2(1):49-50 (на китайском).

14. Cao J. The current situation of China's independent audit market mechanism and development ideas. Enterprise Reform and Management. 2017;(5):164-165 (на китайском).

15. Lei W. Analysis of China's audit market competition. Journal of Changzhou Institute of Technology. 2017; (3001):50-54,72 (на китайском).

REFERENCES

1. Ziboreva O. Yu. Auditing activity in Russia: current state and problems. Baikal Research Journal. 2018;9(4):13. (In Russ.).

2. Nefedorova S. V., Nagaitseva A. A. Modern trends in the development of auditing in Russia. Economy vector = Vektor ekonomiki. 2020;49(7):1. (In Russ.).

3. Rybakova O. M. Checking the quality of the audit in Russia. Economic and social-humanitarian researches = Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2014;2(2):38-46. (In Russ.).

4. Rybyantseva M. S., Kat S. A. Modern trends in the development of audit services in Russia. Economics and business: theory and practice = Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2020;61(3):166-168. (In Russ.).

5. Tyupaeva A. I., Azarova L. V. Development of self-regulation of audit activity in the Russian Federation. Science Studies = Naukovedenie. 2013;19(6):1-9. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/189EVN 613.pdf (In Russ.).

6. Sultanov G. S. Analysis of the state of the country's audit services market and prospects for its development at the present stage. Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences = Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. 2020;35(4):23-31. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Seidakhmetova F. S., Zhumataeva B. A., Gan L. Development of an accounting system in the People's Republic of China. Economics and management: problems, solutions = Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2012;04:73-78. (In Russ.).

8. Peng О., Yuan Y. Anti-corruption. CPA audit supervision and non-efficiency investment. Journal of Chongqing University of Technology (Social Science). 2020;34(4):63-81. (In Chinese).

9. Jin S. Research on the follow-up audit of anti-corruption policy implementation to improve national governance capacity. Financial and Accounting Communications. 2022;(03):123-127. (In Chinese).

94

Лю Яли

10. Pan X., Shen Z. Financial Transparency, Anti-corruption and Government Audit Efficiency. Journal of Hangzhou Dianzi University (Social Sciences). 2021;17(4):15-21. (In Chinese).

11. Liu M., Wang Y. Regulation, Supervision and Development of China's Audit Market. Research on Financial and Economic Issues. 2015;375(02):86-94. (In Chinese).

12. Jiang X. Research on the Audit Market Competitive Behavior. Science and Technology Economy Market. 2020;(12):40-41,156. (In Chinese).

13. Yuan W., Zhou M. Analysis on the Concentration of China's Audit Market and Its Competition. China Collective Economy. 2018;2(1):49-50. (In Chinese).

14. Cao J. The current situation of China's independent audit market mechanism and development ideas. Enterprise Reform and Management. 2017;(5):164-165. (In Chinese).

15. Lei W. Analysis of China's audit market competition. Journal of Changzhou Institute of Technology. 2017;(3001):50-54,72. (In Chinese).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лю Яли — аспирант кафедры статистики, учета и аудита, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-8915-6006 18193158922@163.com

ABOUT THE AUTHOR

Liu Yali — Postgraduate Student, Department of Statistics, Accounting and Audit, Saint Petersburg State

University, Saint Petersburg, Russia

https://orcid.org/0000-0002-8915-6006

18193158922@163.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 28.12.2021; после рецензирования 21.01.2022; принята к публикации 04.03.2022.

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 28.12.2021; revised on 21.01.2022 and accepted for publication on 04.03.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.