Научная статья на тему 'Аудит в некоммерческой организации'

Аудит в некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазукова Е.М.

В статье рассмотрен порядок проведения обязательного аудита в некоммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит в некоммерческой организации»

ISSN 2311-9411 (Online) Аудиторская деятельность

ISSN 2079-6714 (Print)

АУДИТ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Екатерина Михайловна ЛАЗУКОВА

эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер, Москва, Российская Федерация

История статьи: Аннотация

Принята 28.03.2016 В статье рассмотрен порядок проведения обязательного аудита в некоммерческой

Одобрена 29.03.2016 организации.

Ключевые слова: обязательный аудит, некоммерческая организация, благотворительный фонд, коммерческая деятельность, бухгалтерская (финансовая) отчетность

Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-Ф3).

В п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-Ф3 прямо указано, что обязательный аудит проводится, если организация является негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Таким образом, проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех фондов, в том числе благотворительных, не ведущих коммерческую деятельность (см. также информацию Минфина России от 26.01.2015 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации)». В данном документе, в частности, указано на обязательность проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, если субъект имеет организационно-правовую форму «фонд» (без каких-либо исключений и оговорок).

Подобные выводы можно сделать из аналогичных информационных документов, опубликованных Минфином России в предыдущие годы:

информация Минфина России от 14.02.2014, информация Минфина России от 12.02.2013, информация Минфина России от 07.03.2012.

К сведению: В настоящее время законодательство не содержит прямых норм, предусматривающих какую-либо

ответственность организации непосредственно за непроведение обязательного аудита.

До вступления в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) аудиторское заключение в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» входило в состав бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту, в связи с чем оно должно было представляться в налоговый орган (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

За неисполнение этой обязанности организация, подлежащая обязательному аудиту, могла быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»), а ее должностные лица -к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(«Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).

С 1 января 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Соответственно, непредставление аудиторского заключения в составе такой отчетности не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации и по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (см. также письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Вместе с тем ч. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ для экономических субъектов, обязанных составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрена обязанность представления по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

При этом ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ определено, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.

Установлены и сроки представления аудиторского заключения:

— либо вместе с отчетностью;

— либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения,

но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой отчетности.

За неисполнение данного требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (наложение административного штрафа на должностных лиц -от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Также следует обратить внимание на то, что поскольку бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда подлежит обязательному аудиту, то фонд не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

То есть в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда (некоммерческой организации) включаются (ч. 1 и 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ):

бухгалтерский баланс;

отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (отчеты о целевом использовании средств, об изменениях капитала и о движении денежных средств - см. приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность благотворительного фонда подлежит обязательному аудиту.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

7. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015).

8. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

9. Письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724.

10. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации): информация Минфина России от 26.01.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.