Научная статья на тему 'Аудит предприятия как участника цепей поставок'

Аудит предприятия как участника цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА / AUDIT / SUPPLIER RELATIONSHIP / MANAGEMENT / MARKETING / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяпухин Алексей Петрович

В статье описывается процедура аудита предприятия, являющегося участником цепей поставок, при реализации данным предприятием концепции управления цепями поставок (англ. -Supplier Relationship Management). Для достижения цели используется авторская версия развития концепций управления предприятиями, каждая из которых включает базовые компоненты, являющиеся объектами аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT OF AN ENTERPRISE AS A PARTNER IN THE SUPPLIER RELATIONSHIP

The audit procedure of an enterprise being a partner in the supplier relationship and realizing the concept of the supplier relationship management is described in the article. To attain the aim the author's version of enterprise management concepts development, with each of them including the basic components being the audit objects, is used.

Текст научной работы на тему «Аудит предприятия как участника цепей поставок»

Аудит предприятия как участника цепей поставок

А.П. Тяпухин, д.э.н., профессор, Оренбургский ГУ

Сфера компетенции аудита распространяется на различные объекты, в том числе на задания, обеспечивающие уверенность, или «аудиторские услуги, в результате оказания которых исполнитель должен выдать заключение, позволяющее заинтересованным пользователям, не являющимся лицами, ответственными за содержание проверяемой информации, повысить свою уверенность в достоверности информации и её соответствии установленным критериям» [1].

В настоящее время существует возможность не только использования, но и развития теории и методологии аудита применительно к вновь появляющимся и, соответственно, требующим обновлённого управления объектам исследования, таким, например, как цепь поставок (англ. — supply chain). Под цепью поставок понимается «сеть организаций, участвующих как в верхних, так и в нижних звеньях в различных процессах, и виды деятельности, в ходе которых производится ценность в форме товаров и услуг, попадающих в руки конечного потребителя» [2].

Следует согласиться, что с появлением и развитием нового объекта управления меняются формы и содержание аудита как функции

управления. Исходя из этого целью данной статьи является уточнение процедуры аудита предприятия как участника цепей поставок.

Достижение данной цели во многом облегчается, если удастся понять не только сущность управления цепями поставок, но и установить его основные компоненты и взаимосвязи между ними [3] (рис. 1).

Содержание рисунка 1 позволяет сделать следующие выводы:

— менеджмент как концепция управления предприятиями включает такие компоненты, как цель, задачи, технология, структура и персонал;

— маркетинг основан на следующих составляющих: потребитель, продукт, цена, место и продвижение;

— управление ценностью формируется на основе компонентов маркетинга и состоит из таких компонентов, как количество, качество, затраты, время. территория, траектория;

— управление цепями поставок формируется на основе компонентов менеджмента и включает следующие компоненты: поставщики, посредники, консолидация, разукрупнение, процессы (потоки) и системы (цепи);

— управление ценностью и управление цепями поставок формируют целостную концепцию

Потре-

битель

1 1 1 1 Количество Затраты Территория

L Продви- жение t г Товар ---Ї---- Цена Место --'Ч-----Ч' -

_ 1— 1 1 1 ■в § IS ъ Качество Время Траектория

5 Постав- щики Консоли- дация Процесс (потоки)

£

Ї

ЕЕ

Цели Задачи Персонал Технология Структура

Г Ї ■1 ‘ -~Т—_

1 1 Посред- Разукруп- Система

1 1 ники нение (цепи)

Рис. 1 - Компоненты менеджмента, маркетинга и логистики как концепций управления предприятиями

Рис. 2 - Последовательность реализации основных компонентов менеджмента, маркетинга и логистики в цепях поставок

логистики, формирующуюся на компонентах менеджмента и маркетинга и включающую 12 базовых компонентов.

Изложенный выше материал позволяет установить последовательность реализации основных компонентов менеджмента, маркетинга и логистики (рис. 2) и заложить основу для достижения цели данной статьи.

Процедура аудита предприятия как участника цепей поставок должна начинаться с проверки соответствия цели данного предприятия и цели цепи поставок в целом, т.е. она должна быть связана с проектированием, созданием, информированием и доставкой ценности конечному потребителю (первый этап). Традиционная для российских предприятий цель получения прибыли в цепях поставок приводит к необходимости согласования множества противоречивых между собой целей её участников, связанных с получением прибыли, что снижает эффективность функционирования цепи в целом.

Следующим компонентом проверки являются задачи предприятия, которые поясняют, каким образом данное предприятие достигнет своей цели (второй этап). При выполнении данных работ следует проверить распределение функций, полномочий и ответственности между подразделениями предприятия, для чего используются его устав и положения о подразделениях, вплоть до должностных инструкций исполнителей. Одно-

временно целесообразно получить информацию о функциях, полномочиях и ответственности подразделений соседних предприятий (основных поставщиков, посредников и потребителей), родственных по выполняемым функциям или непосредственно взаимодействующих с подразделениями рассматриваемого предприятия.

На третьем этапе проводится аудит персонала предприятия по традиционной методике на предмет соответствия квалификации исполнителей требованиям должностной инструкции, содержание которой может быть доработано на предварительных этапах проверки. При этом целесообразно учитывать не только количественные параметры персонала предприятия, но и его качественные характеристики, например способность выполнять свои обязанности в условиях быстро меняющейся внешней среды и навыки работы в команде исполнителей в рамках матричной структуры управления.

На четвёртом этапе следует проверить эффективность коммуникаций не только на рассматриваемом предприятии, но и между соседними предприятиями по схеме «поставщики — предприятие — потребители». По результатам данного этапа должны быть выработаны конкретные управленческие решения по устранению так называемой «упущенной выгоды» в цепях поставок.

Пятый этап аудита касается непосредственно самого потребителя. На этом этапе следует учи-

тывать, что ценность потребителя, как правило, уникальна. Она может существенно изменяться в зависимости от многих параметров, характеризующих отдельную личность. Исходя из этого можно вести речь о наличии на рынке так называемых элитарных потребностей, и похоже, что маркетологам придётся свыкнуться с тем, что традиционная для них функция сегментации рынка претерпевает или в скором времени претерпит существенные изменения. Потребитель, ориентированный на приобретение ценности, выбирает товар конкретного качества, т.е. марку товара, в том числе с его доработкой под его собственные требования, в определённом количестве с приемлемыми для данного потребителя затратами в установленное время. Конечно, даже в этих условиях можно будет вести речь о преобладающих предпочтениях конечного потребителя. Однако это не умаляет того факта, что каждое его требование является уникальным, если принять во внимание перечисленные выше компоненты, которые также должны подвергнуться проверке, поскольку не каждое предприятие в состоянии работать с крайне требовательным клиентом на высоко конкурентных рынках.

Шестой этап предполагает проверку технологий создания ценности для конечного потребителя. При этом следует учитывать следующие особенности данного компонента:

— применение той или иной технологии даже при необходимости производства конкретной марки товара обусловливается многочисленными факторами, поэтому предприятию целесообразно иметь несколько вариантов создания ценности, что может быть достигнуто на основе аутсорсинга;

— аутсорсинг предполагает передачу части технологических процессов сторонним организациям (поставщикам и посредникам), что существенно повышает роль таких логистических операций, как консолидация и разукрупнение, т.е. перед рассматриваемым предприятием возникает новая задача — не произвести, а получить или передать необходимые ресурсы (продукцию) в соответствии с требованиями заказа конечного потребителя; в этих условиях значительно возрастает роль посреднических организаций типа провайдеров логистических услуг 3PL или 4PL;

— необходимость создания ценности для конечного потребителя предполагает отказ от работы «партиями и очередями» и переход к организации непрерывного потока единичных изделий в рамках концепции «бережливого производства» (англ. — lean production), эффективность использования которой в немалой степени зависит от качества двух базовых бизнес-процессов логистики — управления отношениями с потребителями (англ. — Customer Relationship

Management) и управления отношениями с поставщиками (англ. — Supplier Relationship Management).

Седьмой этап отличается повышенной сложностью, поскольку требует проверки двух вариантов структур:

— технологий как с точки зрения последовательности создания ценности для конечного потребителя, так и с точки зрения вариантов данных технологий применительно к конкретному заказу конечного потребителя;

— персонала предприятия как с точки зрения его функциональных обязанностей, так и с точки зрения организационной структуры управления данным предприятием. Одновременно следует обратить внимание на необходимость эффективного использования персонала в рамках бизнес-процессов управления отношениями с потребителями и с поставщиками.

От качества проведения данного этапа существенно зависит качество восьмого этапа аудита предприятия при управлении цепями поставок, касающегося проектирования, формирования и оптимизации цепей поставок. На данном этапе требуется не только установить количественные параметры и качественные характеристики данного объекта управления, но и сопоставить полученные параметры и характеристики с аналогичными параметрами и характеристиками конкурирующих цепей поставок, что крайне затруднено в связи с конфиденциальностью и сложностью получения данной информации. Однако эта проблема легко разрешима, если в наличии имеется информация о степени удовлетворённости конечного потребителя той ценностью, которая была создана для него той или иной цепью поставок.

Девятый этап является основным при проведении аудита, поскольку его основу составляет наиболее значимый аспект логистики в рамках управления цепями поставок — потоки продукции и услуг, призванные доставить ценности для множества их конечных потребителей. При этом чрезвычайно важно понять, что поток продукции и услуг для каждого конечного потребителя является уникальным по параметрам количества, качества, затрат и времени, поэтому важно так консолидировать и разукрупнять разнообразные потоки продукции и услуг, а также сопутствующие им потоки информационных и финансовых ресурсов и потоки услуг в процессе их перемещения, чтобы требования каждого конечного потребителя не были нарушены.

Десятый этап связан с организацией движения разнообразных потоков к конечному потребителю («вниз по течению») и обратных потоков («вверх по течению») к поставщику. Потребители данных потоков могут находиться на различных территориях, что требует проектирования,

формирования и оптимизации траекторий их движения.

11-й этап связан с проверкой удовлетворённости конечного потребителя полученной им ценностью, что наиболее объективно характеризует эффективность деятельности цепи поставок. Нетрудно сделать вывод о том, что данный этап носит явно выраженный маркетинговый характер и призван установить перспективные

направления развития объекта управления, для чего, собственно говоря, и необходим аудит предприятия при управлении цепями поставок.

Литература

1. Панкова С.В., Панкова Н.И. Международные стандарты аудита: учебник. М.: Магистр, 2008. 287 с.

2. Christopher М. Supply Chain strategy: its impact on shareholder value // International Journal of Logistics Management. 1999. Vol. 10. No 1. P. 3.

3. Тяпухин А. П. О понятиях «логистика» и «управление цепями поставок» // Логистика. 2009. № 3. С. 16—17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.