Научная статья на тему 'АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уделоол А.С.

В статье рассмотрены основные цели проверки расходования бюджетных средств, его оценка эффективности расходования бюджетных средств. А также основные функции службы аудита эффективности расходования бюджетных средств и основные функции службы аудита эффективности расходования бюджетных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT OF EFFICIENCY OF THE EXPENDITURE OF BUDGET MEANS ON THE CONTENT OF HEALTH INSTITUTIONS

The article considers the main purposes of checking the discrepancies of budget funds, its evaluation of the effectiveness of spending budget funds. As well as the main functions of the audit service of the effectiveness of spending budget funds and the main functions of the audit service of the effectiveness of the expenditure of air assets.

Текст научной работы на тему «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 657.6

Удел-оол А.С. студент магистратуры 3курса РАНХиГС СИУ Россия, г. Новосибирск АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные цели проверки расходования бюджетных средств, его оценка эффективности расходования бюджетных средств. А также основные функции службы аудита эффективности расходования бюджетных средств и основные функции службы аудита эффективности расходования бюджетных средств

Ключевые слова: учетная политика, аудит эффективности, экономичность, результативность.

UDC 657.6

Udel-ool A.S.

Graduate student, 3rd year RANEPA SIU Russia, Novosibirsk AUDIT OF EFFICIENCY OF THE EXPENDITURE OF BUDGET MEANS ON THE CONTENT OF HEALTH INSTITUTIONS

Annotation: The article considers the main purposes of checking the discrepancies of budget funds, its evaluation of the effectiveness of spending budget funds. As well as the main functions of the audit service of the effectiveness of spending budget funds and the main functions of the audit service of the effectiveness of the expenditure of air assets.

Key words: accounting policy, efficiency audit, efficiency, efficiency.

Расширенные полномочия аудита могут охватывать вопросы экономичности, эффективности и полезности того или иного расхода бюджетных средств в дополнение к традиционным вопросам аудита - на соответствие законодательству. Цель аудита далеко ушла от минимизации расходов, злоупотреблений и недобросовестных действий должностных лиц. Теперь его цель в здравоохранении - улучшить качество предоставляемых населению медицинских услуг путем содействия качественному принятию решений законодательными и исполнительными органами по вопросам эффективного использования бюджетных средств.

Государственный орган, обеспечивающий проведение данной формы контроля, должен быть наделен необходимым объемом полномочий и по аналогии с аудиторскими организациями свободен в определении форм, методов и объектов проведения аудита. При этом, прежде чем переходить к аудиту эффективности расхода бюджетных средств, необходимо убедиться в

достоверности финансовой отчетности учреждений здравоохранения, которая еще долго будет актуальна в российской экономике.

Контрольные мероприятия такого аудита направлены на оценку эффективности бюджетных расходов, результативности вложения средств. Выводы и предложения по результатам контроля должны быть использованы на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.

Следует заметить, что при существующей системе контроля за расходованием бюджетных средств ставится под сомнение принцип объективности результатов проверки. Поскольку не может быть объективной структура власти, разрабатывающая бюджет, его исполняющая и сама себя контролирующая. Об этом свидетельствуют положительные заключения по результатам проверок деятельности муниципальных учреждений, а по результатам проверок финансовыми органами в них выявлены многочисленные нарушения в использовании бюджетных средств.

Поэтому аудит эффективности расходования бюджетных средств должны выполнять аудиторы, имеющие соответствующий квалификационный уровень и необходимые полномочия по проверке государственных бюджетных учреждений здравоохранения (а также и других бюджетных отраслей).

Аудит эффективности должен быть нацелен на разработку рекомендаций по реализацию программ деятельности проверяемых объектов, направленных на повышение эффективности расходования государственных средств.

Чтобы оценить эффект от средств, вложенных в программы медицинского обслуживания, должен быть научный подход к оценке особенностей учета затрат на медицинские услуги. Эта оценка затрат имеет более широкий аспект, чем просто эффективное финансовое планирование или оценка затрат по экономическим или коммерческим проектам. Обычные временные рамки реализации программ медицинского обслуживания несколько шире, а полученный эффект неосязаем, и его более сложно измерить и оценить. Столь же сложно определить общие затраты, что связано с использованием материальных и человеческих ресурсов, которые требуется количественно измерить в денежном выражении.

Служба аудита эффективности бюджетных расходов должна создаваться Законодательным собранием, быть ему подотчетной и способствовать результатами своей деятельности более эффективному использованию бюджетных средств.

Основные функции аудита эффективности расходования бюджетных средств:

- проверка правильности ведения учета финансирования учреждений здравоохранения по различным каналам, использования бюджетных и внебюджетных средств, составления отчетности по доходам и расходам по бюджетной деятельности, а также по предпринимательской и иной

деятельности, приносящей доход учреждению;

- проверка правильности расчета и применения цен на оказываемые медицинские и иные услуги учреждений здравоохранения;

- проверка правильности расчета сумм возмещения бюджетных расходов в бюджет по медицинским услугам, выполненным в рамках рабочего дня медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;

- проверка правильности налогообложения предпринимательской деятельности, составления и представления налоговых деклараций органам, контролирующим расчеты организаций и учреждений по налогам и сборам;

- проверка экономической и управленческой деятельности руководства учреждений, т.е. критерий выполнения программ по медицинскому обслуживанию населения;

- проверка эффективности использования трудовых, финансовых и других ресурсов, исследование соответствия внутреннего контроля, методов устранения выявленных нарушений, т.е. критерия эффективности организационной деятельности учреждений здравоохранения;

- анализ управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения, содержащихся на бюджете, на предмет определения резервов снижения расхода бюджетных средств и мероприятий по повышению эффективности их расхода;

- обсуждение результатов аудиторских проверок и разработка мероприятий по устранению выявленных нарушений в расходе бюджетных средств и представление отчетов по проверкам «Законодательному собранию» с целью расходования результатов в бюджетном процессе.

С целью реализации перечисленных выше функций служба аудита эффективности расходования бюджетных средств имеет право:

- проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования бюджетного имущества, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе аудита в организациях и учреждениях, содержащихся на местном бюджете;

- проводить в организациях любых организационно-правовых форм собственности, получивших от проверяемого учреждения здравоохранения денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и записей с документами и записями проверяемого учреждения (встречная проверка);

- направлять в проверяемые учреждения и их вышестоящие организации предписания по исправлению выявленных нарушений, обязательные к рассмотрению и исполнению;

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми учреждениями и (или) их вышестоящими органами

нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции службы аудита, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Этот круг вопросов не является исчерпывающим в подходах к проблеме аудита эффективности программ медицинского обслуживания и требует дальнейшего совершенствования и разработок научно обоснованных ведомственных критериев и стандартов при проведении контрольных мероприятий.

Аудит эффективности, проводимый одновременно с финансовым аудитом, является последующим контролем и дает возможность оценить результативность и экономичность расходования бюджетных средств и их влияние на социально-экономическое положение региона.

Для проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств на медицинское обслуживание населения мы разработали методику проверки, включающую вопросы последовательности проведения работы, информационное обеспечение, контрольные тесты и др. с использованием основополагающих федеральных стандартов аудита.

Цель проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств в государственных учреждениях здравоохранения - это выражение объективного мнения об эффективности и экономичности реализации программы медицинского обслуживания населения в заданных объемах и рамках лимитов бюджетных обязательств.

Для достижения этой цели в ходе проведения аудита предусматривается решение следующих задач:

- подтверждение достоверности данных бухгалтерского бюджетного учета, отчетности и налогообложения за проверяемый период;

- оценка качества принимаемых управленческих решений руководством учреждения здравоохранения по расходу бюджетных и внебюджетных средств;

- подтверждение законности, обоснованности, экономичности и целевого характера использования бюджетных и внебюджетных средств;

- разработка мероприятий по исправлению выявленных нарушений и по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Объектом аудита эффективности использования бюджетных средств являются бюджетные учреждения здравоохранения.

Мы предлагаем такую последовательность проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств:

1. Подготовительный этап - предплановая работа и планирование проверки учреждения.

2. Исследовательский этап - проведение проверки.

3. Заключительный этап - обсуждение промежуточных результатов проверки, подготовка отчета по результатам проверки.

4. Реализационный этап - разработка мероприятий по исправлению

выявленных нарушений и по повышению эффективности расходования бюджетных средств, представляемых «Законодательному собранию».

Служба аудита эффективности расходования бюджетных средств самостоятельно разрабатывает и использует в качестве внутрифирменных стандартов порядок составления плана и программы проверки, документирования аудита, расчет аудиторского риска и допустимого уровня существенности искажений в учете, применение аудиторских и аналитических процедур, внутренний контроль качества аудита и другие вопросы аудита, используя основополагающие принципы федеральных стандартов аудита.

Аудит эффективности расходования бюджетных средств предусматривает проверку многих вопросов деятельности государственных учреждений здравоохранения. Но в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета для экономических субъектов наиболее существенным является. учетная политика. В учреждениях здравоохранения она включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета фактов бюджетной и предпринимательской деятельности.

Проанализировав особенности аудита учетной политики государственных бюджетных учреждений здравоохранения и предлагаем собственное видение методики его проведения.

Основные положения учетной политики затрагивают многие нормативные документы как по бухгалтерскому учету, так и стандарты аудита, соответствие которым аудиторам рекомендуется проверять для правильного формирования учетной политики. Проверка учетной политики должна предшествовать всем остальным этапам проверки.

Направление аудита учетной политики бюджетного учреждения здравоохранения зависит от этапа общей проверки.

1. Подготовительный этап предусматривает вопросы общего анализа учетной политики на предмет соответствия ее нормативным материалам федерального и ведомственного уровня. Это позволяет аудитору сделать предварительную оценку состояния системы внутреннего экономического и финансового контроля, с помощью чего определяются объем, порядок и сроки проведения аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

2. На исследовательском этапе аудитор проверяет соблюдение учетной политики и анализирует ее соответствие по каждому элементу. Оценивает влияние применяемых методов учета на достоверность учета, отчетности и налогообложения. Определяется мнение о соответствии применяемых методов учета потребностям качественного управления учреждением, его доходам и расходам.

3. Заключительный этап предусматривает оценку аудитором элементов учетной политики и полноты ее раскрытия. Выражает мнение о достоверности бухгалтерского учета и отчетности медицинского учреждения.

4. Реализационный этап включает обсуждение результатов проверки учетной политики с руководством учреждения, представление материалов по результатам проверки учетной политики организации и передачу предложений по совершенствованию составления учетной политики вышестоящей организации.

Аудит учетной политики для целей ведения бухгалтерского бюджетного учета государственного бюджетного учреждения здравоохранения (исследовательский этап) мы предлагаем проводить в таком порядке:

1. Подбор и ознакомление с нормативными документами, регламентирующими порядок ведения бюджетного бухгалтерского учета и составления отчетности.

2. Возможные (альтернативные) варианты оформления учетной политики.

3. Исходная информация для проверки.

4. Методы сбора аудиторских обязательств.

5. Вопросник (контрольный тест) по проверке учетной политики учреждения.

6. Типичные нарушения и отклонения от нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Анализируя ответы на вопросы контрольного теста, аудитор может сделать выводы об общем уровне учетной политики, применяемой бюджетным учреждением здравоохранения.

Хороший уровень - когда учетная политика для целей ведения бюджетного бухгалтерского учета в учреждении здравоохранения оформлена надлежащим образом и отвечает всем требованиям нормативных документов.

Удовлетворительный уровень - когда учетная политика имеется, оформлена приказом или распоряжением главного врача, но не все ее элементы раскрыты.

Неудовлетворительный уровень - когда учетная политика не составлена, или учетная политика есть, но она не применяется в учреждении, или учетная политика не содержит описания некоторых основных элементов, или не содержит отдельных приложений к учетной политике, поясняющих отдельные методы учета.

Проведя аудит учетной политики в государственных учреждениях здравоохранения, мы пришли к выводу, что учетная политика для целей бухгалтерского учета в централизованной бухгалтерии департамента здравоохранения имеется и в ней приведены некоторые регистры налогового учета. Но в целом учетная политика не соответствует предъявляемым требованиям к ее составлению.

Выборочная проверка учетной политики в шести крупных учреждениях здравоохранения показала, что в их учетную политику не

включены некоторые важные элементы. Например, отсутствуют положение о бухгалтерии и должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, рабочий план счетов, применяемая корреспонденция счетов и график документооборота и др.

По результатам аудита учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения аудиторы обобщают выявленные отклонения от требований нормативных документов, делают выводы и принимают решение о корректировке хода дальнейшей проверки бюджетного учреждения здравоохранения. Таким образом, при проведении аудита эффективности расходования бюджетных средств служба аудита эффективности, созданная «Законодательным собранием» и подотчетная ему, должна осуществлять проверки, применяя основные методики аудита экономических субъектов с учетом особенностей функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Это позволит достичь службой поставленную цель аудита эффективности расходования бюджетных средств и решить конкретные задачи проверки государственных бюджетных учреждений здравоохранения.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

2. Колесников С.И., Дейнеко Е.И. К вопросу об аудите эффективности использования бюджетных средств в лесном хозяйстве // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. N 7.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу от 01.07.2004 N 180.

4. Стандарт финансового контроля СФК 104 « Проведение аудита эффективности использования государственных средств» // Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2009. № 7(139).

5. Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего //Наука. 2008. №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.