Научная статья на тему 'АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уделоол А.С.

В статье рассмотрены основные цели и задачи проверки расходования бюджетных средств, его отличия от финансового аудита, порядок и сфера применения. Также рассмотрена и обоснована необходимость проведения аудита эффективности использования бюджетных средств. Рассмотрены особенности развития данного вида аудита в Российской Федерации и этапы его становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

- с. 150

3. Вилкова, Д. А. Потребительское кредитование: история развития и новации современного этапа // Вестник научных конференций, 2015. - № 23. - С. 35

4. Даниленко, С. А. Банковское потребительское кредитование / С. А. Даниленко, М. В. Комиссарова. - М.: Юстицинформ, 2016. - с. 381

5. Крюков, Р. В. Банковское дело и кредитование / Р. В. Крюков. - М.: А-Приор, 2016. - с. 237

УДК 657.631

Удел-оол А.С. студент магистратуры 3 курса РАНХиГС СИУ Россия, г. Новосибирск АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ

СРЕДСТВ

Аннотация: В статье рассмотрены основные цели и задачи проверки расходования бюджетных средств, его отличия от финансового аудита, порядок и сфера применения. Также рассмотрена и обоснована необходимость проведения аудита эффективности использования бюджетных средств. Рассмотрены особенности развития данного вида аудита в Российской Федерации и этапы его становления.

Ключевые слова: аудит эффективности, экономичность, продуктивность, финансовый контроль.

UDC 657.631

Udel-ool A.S.

Graduate student, 3rd year RANEPA SIU Russia, Novosibirsk

Abstract: The article considers the main goals and tasks of checking the discrepancies between budget funds, its differences from the financial audit, the order and scope of application. Also, the necessity of conducting an audit of the effectiveness of using budget funds was considered and justified. The specifics of the development of this type of audit in the Russian Federation and the stages of its development are considered.

Keywords: audit of efficiency, efficiency, productivity, financial control.

Современный этап развития российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На это нацелены проводимые административная и бюджетная реформы, суть которой заключается в

создании эффективной системы государственного управления, а вторая предусматривает переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения.

Таким образом, обозначилась потребность в активизации инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы.

В современных условиях имеются объективные предпосылки для внедрения нового вида государственного финансового контроля - аудита эффективности расходования бюджетных ресурсов. Это требует изменения, модернизации ряда сложившихся в государстве систем управления финансовыми потоками, внедрения международных стандартов отчетности, корректировки функций финансовых ведомств страны и др.

Переход бюджетного процесса на принципы результативности расходования бюджетных средств требует создания адекватных механизмов государственного финансового контроля, позволяющих определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов. Такие механизмы содержит аудит эффективности использования бюджетных средств, широко применяемый в государственном финансовом контроле зарубежных стран. Мировой опыт свидетельствует, что данный аудит оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления государственными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.

Аудит эффективности в широком понимании проводится органами государственного финансового контроля, как комплекс мероприятий по проверке органов государственной власти для оценки эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятельности, воздействия этой деятельности на различные социально-экономические отношения, а также для выработки рекомендаций по дальнейшему повышению результативности работы этих органов. Можно выделить два основных сегмента аудита:

-общая оценка деятельности органов государственного управления;

-оценка эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

Аудит эффективности связан с оценкой результативности и экономичности использования бюджетных средств, с определением уровня достижения конкретных целей за счет бюджетных средств при реализации мер бюджетной политики, государственных проектов и программ.

Аудит эффективности - это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующихгосударственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению

эффективности их деятельности.

Аудит эффективности расходования бюджетных средств включает проверки:

-экономного использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

-продуктивного использования организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

-результатов деятельности организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

Аудит эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо имеет более узкую специализацию, например проверка продуктивного использования организацией только трудовых ресурсов. При проведении аудита эффективности руководствуются тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств.

Основной задачей аудита эффективности является проверка экономного использования государственных средств, проверка продуктивности использования трудовых ресурсов в процессе производственной деятельности, использование информационных систем и технологий, проверка результата в ходе достижения поставленных задач и наконец сравнение результата с затраченными ресурсами.

Предметом аудита эффективности является деятельность органов государственной власти и других получателей государственных средств по использованию государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ.

Финансирование указанной деятельности осуществляется за счет средств бюджета. Проверки деятельности органов государственной власти и других получателей государственных средств по использованию ими бюджетных средств проводятся в отношении расходов, которые могут быть отражены в функциональной классификации расходов бюджетов РФ (по разделу, подразделу, целевой статье или виду расходов), в ведомственной или экономической классификации расходов бюджетов РФ, а также осуществлены на реализацию федеральных и региональных программ.

Объектами аудита эффективности являются:

- органы государственной власти РФ, субъектов РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;

- федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;

- бюджетные учреждения и иные организации, получающие

бюджетные средства;

- государственные унитарные и казенные предприятия.

Аудит эффективности предполагает проведение различных проверок, которые отличаются в зависимости от своих предмета и объектов, поставленных целей и задач. Выделяют проверки, которые делятся на две группы.

Первая- это:

- проверки эффективности использования государственных средств, направляемых на выполнение государственных функций, реализацию целей социально-экономической политики государства или региона;

- проверки эффективности использования государственных средств отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач;

- проверки эффективности расходования бюджетных средств в отдельных сферах или видах деятельности, осуществляемых несколькими министерствами, ведомствами и (или) бюджетными учреждениями.

Вторая группа включает проверки федеральных, региональных программ, в реализации которых принимает участие несколько министерств, ведомств, бюджетных учреждений и иных организаций.

Аудит эффективности расходования бюджетных средств -трудновыполнимая задача, для ее решения требуются значительные временные затраты, финансовые ресурсы, высококвалифицированные специалисты. Аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом, но при этом есть и общие элементы. В связи с этим в любой проверке эффективности расходования бюджетных средств можно выделить три этапа:

1 этап. Подготовительный. Происходит предварительное изучение предмета и объекта проверки для определения приоритетных задач по проведению аудита эффективности, происходит постановка вопросов, выбор критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых составляется план проведения аудита эффективности. Важно, что бы предварительное изучение объекта проводилось таким образом, чтобы еще до начала контрольной проверки было четко понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

2 этап. Основной. На данном этапе аудита эффективности проводится проверка и анализ результатов использования бюджетных средств в соответствии с задачами проверки, в ходе чего происходит сбор и анализ фактических данных и необходимых документов, для получения доказательств. Подготавливаются акты, которые фиксируют результаты проверки и анализа, служащие основой для подготовки отчетов, выводов и рекомендаций.

3 этап. Заключительный. На третьем этапе аудита составляется отчет, в

него включены выводы и рекомендации. Целесообразнее проводить подготовку методом непрерывного составления, это способствует качеству проверки. Конечным результатом является предоставление отчета. Все этапы должны осуществляется с учетом общих правил проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, определенных в соответствующих инструкциях «Счетной палаты».

В ходе проверки может быть выяснено, что некоторые показатели не позволяют дать оценку эффективности или их использование не обязательно для достижения целей проверки. В этом случае они могут быть исключены из перечня, применяемого для оценки эффективности использования бюджетных средств в проверяемой сфере или организации, после согласования аудитором «Счетной палаты», председателем контрольно -счетного органа.

В рамках аудита эффективности проверяющие осуществляют сбор необходимой информации и фактических данных для получения аудиторских доказательств в соответствии с установленными целями проверки, выбранными методами и нормативами эффективности.

В процессе проверки следует провести сравнительный анализ фактических и нормативных показателей, на основании которого готовится заключение, в котором отражается, в какой степени результаты деятельности проверяемого объекта соответствуют используемым нормативам эффективности, и формулируются выводы по целям проверки. Кроме того, выводы должны указывать степень, характер и зависимость выявленных отклонений, если такие имеются, от утвержденных нормативов, а также степень ответственности должностных лиц за допущенные упущения.

По итогам аудита эффективности даются рекомендации. Они должны быть конкретными, направленными на устранение выявленных недостатков и ориентировать на достижение высоких конечных результатов.

В завершение проверки готовится отчет согласно «Методике проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств».

Для проведения аудита эффективности бюджетных средств необходимы определенные профессиональные знания непосредственно в деятельности которой занимается проверяемая организация, в некоторых сложных случаях создается консультативная группа, в состав которого входят инспекторы СП РФ и независимые эксперты, привлекаемые на договорной основе и отбираются с учетом их квалификации, наличием советующих знаний и опыта. Как правило консультативная группа собирается на этапе планирования аудита эффективности и завершать его деятельность — после подготовки акта проверки. Сложность проведения связана со спецификой данной проверки.

На федеральном, региональном и местном уровнях действует большое количество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени касаются вопросов финансового контроля, однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной основой.

Можно считать нерешенным вопрос, кто обязан заниматься аудитом эффективности, контролировать и координировать его развитие, это может быть «Счетная плата» или еще и другие органы в системе государственного и муниципального финансового контроля, службы внутреннего аудита в органах исполнительной власти и независимые аудиторы. Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов существенно замедляется в связи недостаточной методической базы. Хотя многие процедуры аудита эффективности могут быть заимствованы из аудита правильности, в целом разработка его методологии представляется гораздо более сложной задачей. Прежде всего это касается выбора и формирования критериев оценки эффективности для сектора государственного управления, к которому неприменимы или малоприменимы понятные и универсальные критерии и показатели коммерческой деятельности.

В настоящее время известно какое место аудиту эффективности выделено в системе контроля, но к сожалению Россия в рейтинге стран по бюджетированию, ориентированному на результат занимает далеко не первое место. На это есть ряд причин, нужно усилить внутриведомственный контроль, создать специальные институты контроля и сделать государственный финансовый контроль одной из важнейших функций государства. Нужна адекватная нормативная и методологическая основа для проведения аудита эффективности, в частности разработать единую концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации или аналогичный документ и утвердить его на федеральном уровне. Нужно дополнения в действующее законодательство, Бюджетный кодекс, разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов, что позволит с большей эффективностью использовать бюджет РФ. Так как аудит эффективности особым образом отличается от других видов финансового контроля, особое внимание следует уделить созданию условий для подготовки и аттестации аудиторов. И конечно особо нужно отметить, что важнейшим условием для аудита эффективности служит наличие политической воли, реальное желание законодательной власти производить контроль и оценку деятельности исполнительной власти.

Использованные источники:

1. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты. - М.: Современная экономика и право, 2000.

2. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ / В. Азжеуров // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2007. - № 6.

3. Аксененко A.B. Бюджетирование, ориентированное на результат: региональный опыт внедрения / A.B. Аксененко // Финансы. - 2009. - №

1.-С. 20-22.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой РФ 17 июля 1998 г.: по состоянию на 15.04.2014 г.] / Собрание законодательства Российской Федерации

5. Васильева М. В. Методы оценки эффективности использования государственных средств при проведении аудита эффективности / Экономический анализ: теория и практика. 2009. - № 20.

6. Васильчук, О. И. Использование данных управленческого учета при принятии управленческих решений [Текст] / О. И. Васильчук// Карельский научный журнал. - 2013. - № 2. - С. 8 - 10.

УДК 297.1

Урокова О.Д. старший преподаватель кафедра социальных гуманитарных наук Андижанский государственный медицинский институт

Узбекистан, г.Андижан ДВИЖЕНИЯ ДЖАДИДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧУЛПОНА

Аннотация: В этой статье описывается философская сущность работы Чулона

Ключевые слова: Чулпан, писатель, свобода, счастье

Uroqova O.Ja.

Andijan State Medical Institute Senior Lecturer at the Department of Social Humanities

Uzbekistan, Andijan city JADID MOVEMENTS IN CHULPON'S CREATIVITY

Abstract: This article describes the philosophical essence of the work of Chulon

Keywords: Chulpan, writer, freedom, happiness

Хотя Чулпан был писателем в разных жанрах литературы, главной целью которого было их объединение, была свобода, нравственность и понимание людей. Основным содержанием его поэзии, прозы, научных и теоретических работ был флаг Джадида, человечество, патриотизм и просветление. Свобода, свобода, счастье, гнев и энтузиазм в темных облаках, окружающих человечество, отражаются в их работах. В его работах ключевой проблемой является сотрудничество в прошлом и современные черные пятна, тени, избегающие клеветы и инсинуации о новом образе жизни и жизни в соответствии с борьбой.

Первый творческий период Чулпона, это период не свободы, несправедливости, он развеял в своих произведениях флаг свободы. Он в своих стихах «Бузилган улка» выражает свое отношение к колониальным отношениям и публично говорит с народом: Почему огонь в твоих глазах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.