Научная статья на тему 'Аудит эффективности как элемент государственного финансового контроля в инновационной сфере экономики'

Аудит эффективности как элемент государственного финансового контроля в инновационной сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие экономики / аудит эффективности / государственный финансовый контроль. / innovational economic development / efficiency audit / state financial control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Бобошко

Рассмотрены направления инновационного развития экономики, определена роль государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency audit as an element of state financial control in innovational economics

Reviewed directions of Innovational economic development, defined the role of state financial control

Текст научной работы на тему «Аудит эффективности как элемент государственного финансового контроля в инновационной сфере экономики»

УДК 33 ББК 65

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БОБОШКО,

доктор экономических наук, профессор профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

Email: v.boboshko@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены направления инновационного развития экономики, определена роль государственного финансового контроля.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики, аудит эффективности, государственный финансовый контроль.

Annotation. Reviewed directions of Innovational economic development, defined the role of state financial control. Keywords: innovational economic development, efficiency audit, state financial control.

Необходимость инновационного развития экономики очевидна: экономический рост, если в основе его находится экспорт невозобновляемых энергоресурсов, не может быть признан в стратегическом плане выигрышным. Можно сколько угодно говорить о росте ВВП, но если этот рост базируется на сырьевой структуре экономики, вряд ли он может сегодня давать основание для оптимизма в будущем. Структура национальной экономики определяет характер экономического роста, характеристики его устойчивости, динамики, потенциала и, в конечном счете, безопасности страны. Жесткая зависимость экономического роста от внешних факторов в связи с ориентацией его на экспорт сырья ставит под удар перспективу государства.

Экономика, ключевые показатели которой зависят от уровня мировых цен на нефть, не выдерживает критики с позиции стратегического роста. Что проявилось в период введения экономических санкций в отношении России, связанных с Украинским кризисом.

Поэтому затягивание решения задачи инновационного развития экономики лишь усугубляет масштабы неизбежной катастрофы и приближает момент ее калабса.

Говоря об инновационном развитии, важно, прежде всего, четко определить предмет обсуждения. Нужно не только определить сущность инновационного развития, но и понять необходимые и достаточные условия его реализации, а также оценить перспективы, достигаемые благодаря инновационному развитию. Ведь инновации — не самоцель, их следует рассматривать в качестве одного из средств (и, одновременно, индикаторов) экономического развития.

Инновации определяются как нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности особенно сейчас в прграмме им-портозамещения. Иначе говоря, инновации — это новые идеи, успешно реализованные на практике. В

качестве инноваций могут выступать как отдельные решения по улучшению организации и технологии производства, так и новая продукция, или новый вид услуг, отвечающие изменчивым требованиям рынка.

Следовательно, инновации — это не только НИОКР, но и различные формы экономической, технологической, организационной инициативы, реализуемые в процессе любого производства, бизнеса. При этом, если с точки зрения долгосрочных перспектив экономического развития страны, значимым является научный поиск и разработка на его основе принципиально новых производств и технологий, то с позиции среднесрочной перспективы на первое место по актуальности выходят вопросы более широкого использования уже известных, но еще не общераспространенных научных и технологических достижений и наработок. Роль государства, формы его участия и значение государственного контроля в том и другом случае будет различной.

Исходя из такого системного понимания инноваций, следует заключить, что обеспечение инновационного развития экономики может осуществляться в двух основных направлениях:

I направление — растущее финансирование и поддержка науки в целях создания условий для научных открытий и крупных изобретений с одновременным обеспечением и защитой прав на продукты интеллектуальной собственности. Важнейшими государственными задачами в данном направлении являются:

• определение и оценка принципиальных направлений инноваций, которые в состоянии обеспечить экономика страны с учетом имеющегося научного и ресурсного потенциала;

• обоснованный выбор инновационной стратегии с последующим финансированием мероприятий в рамках данной стратегии за счет государственных средств.

Кроме того, так как инновации передового технологического уклада часто имеют межотраслевой характер, связаны с крупными рисковыми инвестициями в формирование новых производств и направлений техники, то на первых фазах их освоения необходимо государственное участие не только прямое (в виде бюджетных ассигнований с учетом ин-

новационной стратегии), но и косвенное (налоговые льготы и преференции, поддержка инновационного бизнеса и т.п.).

В том случае, если государственная инновационная политика будет разработана грамотно и осуществлена последовательно, все эти прямые и косвенные расходы не выльются в растрату огромных финансовых и материальных государственных ресурсов и «проедание» резервов, а, наоборот, станут источником экономической прибыли как для государства, так и для бизнеса;

II направление — формирование предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий путем создания условий наибольшего благоприятствования для внедрения новых форм производства; создание инновационной институциональной среды, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей (покрывающей) растущий спрос со стороны новых производств (транспорт, связь, энергоресурсы и др.). Государственная поддержка в данной области может осуществляться в форме финансирования государственных программ, создания венчурных гарантийных фондов, грантовой поддержки инновационных производств, государственно-частного партнерства. В частности, созданная еще в 2007 году Российская венчурная компания (с объемом капитала около 15 млрд рублей) предусматривала на конкурсной основе осуществлять отбор венчурных управляющих компаний и формировать в перспективе несколько государственно-частных венчурных фондов общим объемом до 30 млрд рублей, предоставляя им дополнительные средства для инвестирования на льготных условиях. Аналогичным задачам служат Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, а также государственный Венчурный Инновационный Фонд.

Необходимо государственное содействие системе оборота результатов интеллектуальной деятельности. Это предполагает стимулирование патентной активности и обеспечение последовательной защиты прав на продукты интеллектуальной собственности; инвентаризацию, оценку стоимости, оформление прав и учет продуктов интеллектуальной деятельности на государственных предприяти-

ях, анализ возможностей их использования и разработку механизма использования. Особенно актуальной данная задача становится сегодня, в условиях сокращения списка стратегических предприятий и подготовки их к приватизации.

Актуальным для инновационного развития становится также широкое внедрение системы аутсорсинга, являющегося основой для перераспределения экономической нагрузки с крупных предприятий и организаций на сферу малого бизнеса. Вместе с тем важнейшим условием инновационного развития является устранение коррупции как основного тормоза инноваций. Коррупция подавляет, прежде всего, малый бизнес как самое слабое звено в экономике. Требуется сокращение контроля малого бизнеса как средство борьбы с коррупцией и поддержка малого бизнеса.

Одной из основных форм государственного финансового контроля в условиях инновационного развития экономики становится аудит эффективности. Аудит эффективности тесно связан с бюджетированием, ориентированным на результат. Поскольку аудит эффективности привнесен в российскую практику из-за рубежа, является «переводным» методом, постольку его применение связано с переосмыслением ряда привычных экономических терминов.

Аудит эффективности включает в себя проверку следующих аспектов:

• экономичность (economy) — достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств или наилучшего результата с использованием заданного объема бюджетных средств;

• эффективность (efficiency) — соотношение между выпуском продукции, объемом оказанных услуг и другими результатами деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами;

• результативность (effectiveness) — степень соответствия фактических результатов деятельности запланированным результатам.

Таким образом, аудит эффективности (результативности) направлен на проверку того, насколько рачительно были израсходованы средства с учетом достигнутых при этом конкретных результатов. В

настоящее время в большинстве зарубежных стран аудит эффективности является преобладающим видом государственного контроля.

Внедрение аудита эффективности в систему государственного контроля обусловлено необходимостью в условиях реформирования бюджетного процесса контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность.

В российской практике анализа и контроля бюджетного процесса пока преобладает (и это зафиксировано во многих методических рекомендациях и пособиях, используемых контрольными органами различного уровня) подход, связанный с исполнением бюджетных назначений. Имеются в виду объемные параметры поступления средств, кассовое исполнение бюджета по министерствам и ведомствам при финансировании расходов в пределах бюджетных назначений (главным здесь является выяснение причин отклонений объемов финансирования от бюджетных назначений).

Аудит эффективности возник у нас в стране совсем недавно. В Законе о Счетной палате РФ указывается, что одной из задач этого органа является «определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности». Вместе с тем, в данном законе нет норм прямого действия в части проведения аудита эффективности: не содержатся конкретные подходы к проверке эффективности, не предполагается ответственность лиц, которые готовят и исполняют неэффективный бюджет, и т.п. В результате приведенная норма закона неизбежно носит не столько правовой, сколько эмоциональный и декларативный характер.

Важным технологическим моментом аудита эффективности является разработка показателей и критериев оценки эффективности, поскольку именно соответствие данным критериям и следует проверять в ходе аудита. В зависимости от целей проверки можно применять критерии: характеризующие прямые результаты деятельности объектов проверки и отражающие конечные социальные результаты их деятельности.

Проверка эффективности использования бюджетных средств имеет множество различных целей, поэтому требуется разработка соответствующего

им множества критериев оценки эффективности. Аудит эффективности каждого экономического субъекта является единичным заказом, поэтому критерии оценки эффективности, установленные для одного субъекта могут не подходить для другого при проверке эффективности в этой же сфере.

Критерии оценки эффективности использования государственных средств представляют собой единство качественных и количественных характеристик организации деятельности контролируемого объекта. На их основе осуществляется проверка и анализ результатов достижения проверяемыми организациями установленных ими целей и задач, выполнения возложенных на них функций. Поскольку контроль эффективности использования бюджетных средств может иметь множество различных целей, требуется разработка соответствующего им множества критериев.

В целом «технологическими» особенностями аудита эффективности в отличие от традиционного финансового контроля являются следующие:

1) аудит эффективности проводится лишь после проведения проверок правильности ведения финансового учета и отчетности;

2) требуется предварительная разработка критериев и показателей эффективности с последующим их обсуждением с руководством аудируемого объекта;

3) имеется особый подготовительный этап аудита эффективности предназначенный для разработки критериев показателей эффективности;

4) проводится предварительное обсуждение подготовленного заключения аудиторов с руководством аудируемого объекта.

Инновационная деятельность, как и любой другой вид хозяйственной деятельности, сама по себе должна быть объектом аудита. Особую актуальность это приобретает в условиях применения таких источников финансирования инновационных мероприятий, как коммерческие кредиты и средства целевого финансирования (бюджетные средства). В связи с этим возникает необходимость в инновационном аудите.

Инновационный аудит должен включать три основных аспекта проверки: организационный, тех-

нологический и экономический. Организационный аспект предполагает особое внимания аудитором таким вопросам, как:

• наличие организационно-управленческих основ осуществления инновационной деятельности;

• соответствие системы управления инновационным процессом требованиям, объективно обусловленным сложностью того или иного мероприятия инновационного характера;

• наличие финансово-экономических и технических возможностей осуществления инновационной деятельности.

Технологический аспект аудиторской проверки предполагает прежде всего выявление надлежащего выполнения технологических требований к производству конкретного инновационного продукта, соблюдения всех норм технической документации на каждой стадии его изготовления. Экономический аспект подразумевает учетную сторону отражения инновационного процесса. Здесь целесообразно выделить два направления, которым аудитор должен уделять первостепенное внимание:

• проверка затрат, относящихся к инновационной деятельности;

• проверка источников финансирования инновационного процесса.

Таким образом, экономическая составляющая инновационного аудита связана с решением следующих задач:

1) Проверка обоснованности отнесения затрат на мероприятия инновационного характера.

2) Оценка эффективности инновационных мероприятий.

3) Оценка целесообразности использования конкретного источника финансирования инновационной деятельности применительно к тому или иному объекту.

4) Проверка правильности использования источников финансирования инновационной деятельности в соответствии с действующими нормативно-правовыми положениями.

5) Оценка системы внутреннего контроля учета затрат и источников их финансирования в части инновационной деятельности.

6) Выявление соответствия порядка учетного отражения хозяйственных операций по инноваци-

онной деятельности требованиям учетной политики предприятия.

7) Формирование рекомендаций в части внесения уточнений и дополнений в учетную политику предприятия и порядка учетного отражения хозяйственных операций инновационного характера.

8) Оценка достоверности отчетности о выполнении инновационных мероприятий.

Инновационно-ориентированный аудит должен проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта. Процедуры инновационного аудита должны входить в программы аудиторских проверок любых организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

Государство в лице федерального органа исполнительной власти, координирующего развитие научно-технологической сферы, должно иметь возможность проведения обследований деятельности научных организаций, заказа исследований, выявляющих проблемы развития науки и технологий, создание консультационных органов для принятия решений.

Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической сферы должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственного контракта. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, а также обязательное подключение структур малого бизнеса к обеспечению потребностей государства.

Литература

1. Бобошко В.И. Контроль и ревизия. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 312 с.

2. Бобошко В.И. Система внешнего финансового контроля // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 11.

3. Бобошко В.И. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля // Вест-

ник Московского университета МВД России. 2013. № 12.

4. Бобошко Н.М., Проява С.М. Финансово-кредитная система: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 239c.

5. Бобошко Н.М. Тенденции развития государственного финансового контроля в условиях модернизации государственных финансов // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12.

6. Миронова О.А., Мальсагов И.А. Концепция контроля за реализацией стратегических задач и достижением ключевых показателей стратегического развития // Экономические науки. 2013. № 109.

7. Рубцов И.В. Система показателей учетно-контрольного обеспечения управления организацией // Вестник Академии экономической безопасности МВД Росссии. 2015. № 5.

References

1. Boboshko V.I. Control and audit. Tutorial for students taking «Economic Safety», «Accounting, analysis and audit» and «Finance and credit», M., UNITY-DANA, 2014. 312 c.

2. Boboshko VI.System of external financial control // Moscow University of Russian MIA Herald. 2012. № 11.

3. Boboshko V.I. Main objectives and directions of internal financial control // Moscow University of Russian MIA Herald. 2012. № 12.

4. Boboshko N.M., Proyava S.M. Financial credit system. M., UNITY-DANA, 2014. 239 c.

5. Boboshko N.M. Tendency of developing state financial control in conditions of modernising state finance // Moscow University of Russian MIA Herald. 2012. № 12.

6. Mironova O.A., Malsagov I.A. Concept of controlling fulfilment of strategic goals and achieving key indicators of strategic development. // Economic science. 2013. № 109.

7. Rubtsov I.V. System of indicators of account-controlling provision of business management // Academy of Economic Safety Herald, Russian MIA. 2015. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.