Научная статья на тему 'Аудит эффективности и финансовый аудит'

Аудит эффективности и финансовый аудит Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутоус Алена Игоревна

Формирование новых подходов к бюджетно-финансовой политике государства требует изменения инструментов проведения контроля использования государственных средств. В связи с этим поднимаются вопросы развития и внедрения в практику аудита эффективности. Аудит эффективности имеет отличия от финансового аудита и от ревизии, он должен быть направлен на оценку рациональности использования ресурсов и экономичности понесенных затрат, что порождает определенные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит эффективности и финансовый аудит»

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ

Крутоус А.И.

Крутоус Алена Игоревна - студент, кафедра маркетинга и муниципального управления,

Институт сервиса и отраслевого управления Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: формирование новых подходов к бюджетно-финансовой политике государства требует изменения инструментов проведения контроля использования государственных средств. В связи с этим поднимаются вопросы развития и внедрения в практику аудита эффективности. Аудит эффективности имеет отличия от финансового аудита и от ревизии, он должен быть направлен на оценку рациональности использования ресурсов и экономичности понесенных затрат, что порождает определенные проблемы.

Ключевые слова: аудит эффективности, финансовый аудит, контроль.

Аудит эффективности государственных расходов является одним из наиболее действенных механизмов государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Это деятельность, направленная на анализ результативности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявление причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимально положительного общественного эффекта.

Аудит эффективности и финансовый аудит, базируясь на ряде общих принципов финансового контроля, имеют при этом различное содержание, которое обусловлено двойственным характером проверяемых результатов использования государственных средств. Именно это дает основание рассматривать аудит эффективности и финансовый аудит как разные типы финансового контроля.

Особенностью аудита эффективности, в отличие от финансового аудита, является то, что его объектами могут быть не только организации, предприятия и учреждения, но и социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных ресурсов.

Если предметом финансового аудита являются результаты расходования бюджетных средств, характеризующие правомерность их использования и отражаемые в соответствующих финансовых документах и отчетности, то предметом аудита эффективности является результаты использования государственных ресурсов по удовлетворению общественных потребностей.

Аудит эффективности и финансовый аудит, отличаясь по содержанию, осуществляемого ими финансового контроля как разные его типы, тем не менее, имеют ряд общих характеристик, присущих финансовому контролю как таковому. Оба они проводятся в форме последующего контроля формирования и использования государственных средств, который направлен на выявление и устранение имеющихся проблем и недостатков.

Аудит эффективности является направлением финансового контроля в сфере использования государственных средств и включает следующие элементы: анализ деятельности организаций по использованию бюджетных средств в целях повышения их эффективности, вскрытие недостатков и содействие принятию решений по их ликвидации. Орган государственного финансового контроля, осуществляющий аудит, должен выражать интересы государства, действовать независимо, адекватно интерпретировать реальную ситуацию.

Развитие аудита эффективности является следствием закономерного процесса развития финансовой системы государства и становится фактором реформирования

системы внешнего финансового контроля в направлении повышения эффективности использования бюджетных средств.

В системе государственного финансового контроля аудит эффективности характеризуется следующими особенностями:

1) является особым типом государственного финансового контроля в целях определения эффективности формирования и использования финансовых средств государства;

2) как форма финансового контроля формирования и использования государственных средств основывается на ряде общих с финансовым аудитом основных принципов и методов осуществления, присущих финансовому контролю как таковому;

3) как тип государственного финансового контроля имеет существенные различия с финансовым аудитом в методологии проведения, специфике целей, задач и предмета.

Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования и выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Проверка эффективности использования бюджетных средств имеет множество различных целей, поэтому требуется разработка соответствующего им множества критериев оценки эффективности. Аудит эффективности каждого субъекта является единичным заказом, поэтому критерии оценки эффективности, установленные для одного субъекта, могут не подходить для другого при проверке эффективности в этой же сфере.

Основные требования к результатам аудита эффективности следующие: информация, содержащаяся в отчете, должна быть точной, объективной, убедительной, ясной и исчерпы-вающей. Оценка результатов мероприятий, принятых и реализованных проверенными организациями в соответствии с рекомендациями по итогам аудита эффективности, может иметь качественные характеристики или же выражаться в количественных показателях повышения эффективности использования государственных средств, которые представляют собой, по сути, полученный эффект от проведенного аудита эффективности. Проверяемые организации должны быть ознакомлены с результатами проверки и иметь возможность сделать свои замечания по отчету.

Список литературы

1. Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями).

2. Колчеева О.О. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля // Вестник Московского университета МВД России, 2006, № 7. 0,3 п.л. Издание рекомендованное ВАК РФ.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра--М, 2001. С. 404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.