Научная статья на тему 'Аудит эффективности: дефиниции, значение, контроль деятельности'

Аудит эффективности: дефиниции, значение, контроль деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / БАЛАНС / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МАКСИМАЛЬНАЯ ОТДАЧА / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РЕЗУЛЬТАТ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AUDIT / BALANCE SHEET / BUDGET FUNDS / BUDGETING / PUBLIC POLICY / COMPLEXITY / CONTROL AND AUDIT ACTIVITIES / NATIONAL PROJECTS / MAXIMUM IMPACT / PLANNING METHODS / PUBLIC AUTHORITIES / RESULTS / TARGET PROGRAMS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильчук Ольга Ивановна, Шнайдер Ольга Владимировна, Чуева Елизавета Сергеевна

Государство стремится к снижению различных статей государственных расходов, и, в первую очередь, к сокращению неэффективных трат. Определение важных задач сегодняшнего времени ориентировано на установление баланса между глобальными задачами политики государства и снижением бюджетных возможностей. Балансирующий показатель современных условий это повышение эффективности бюджетных расходов. Аудит эффективности в части использования государственных средств направленных на осуществление работ связанных с приоритетными направлениями определенных Правительством РФ как национальные проекты обуславливает значимость и важность вопросов совершенствования форм и методов контрольно-ревизионной деятельности. Аудит эффективности подразумевает под собой контроль органов государственной власти за соблюдением экономичности, результативности и продуктивности использования бюджетных средств, которые используются органами государственной власти в ходе своей детальности. Отличительной чертой аудита эффективности является комплексность контрольных мероприятий, которые проводится в процессе его реализации. Эффективное использование бюджетных средств это индикатор государственного развития. В свою очередь результативным инструментом расходования бюджетных средств считается программно-целевой метод планирования или бюджетирование, ориентированные на результат, позволяющий рационально использовать ресурсы страны, обеспечивая при решении среднесрочное и долгосрочное государственное развитие посредством эффективной экономической и социальной политики направленной на максимальную отдачу вложений по реализации целевых программ. Выполнения целевых программ обеспечивает в свою очередь экономический и научно-технологический рост не только предприятиям реализующих данные проекты, но и стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE AUDIT: DEFINITIONS, MEANING, AND CONTROL OF ACTIVITIES

The state seeks to reduce various items of public spending, and, first of all, to reduce inefficient spending. The definition of important tasks of today's time is focused on establishing a balance between the global objectives of state policy and reducing budget opportunities. The balancing indicator of modern conditions is increasing the efficiency of budget expenditures. The audit of efficiency in the use of public funds aimed at the implementation of works related to priority areas identified by the Government of the Russian Federation as national projects determines the importance and importance of improving the forms and methods of control and audit activities. An efficiency audit involves monitoring the compliance of public authorities with the efficiency, effectiveness and productivity of the use of budget funds that are used by public authorities in the course of their detailed work. A distinctive feature of the effectiveness audit is the complexity of control measures that are carried out in the course of its implementation. Effective use of budget funds is an indicator of state development. In turn, is considered to be a productive tool for spending budget funds. it is a program-target method of planning or budgeting that is oriented to results, allowing rational use of the country's resources, while ensuring medium-and long-term state development through effective economic and social policies aimed at maximizing the return on investment in the implementation of targeted programs. Implementation of targeted programs, in turn, ensures economic and scientific and technological growth not only for enterprises implementing these projects, but also for the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Аудит эффективности: дефиниции, значение, контроль деятельности»

Vasilchuk Olga Ivanovna, Schneider Olga Vladimirovna, Chueva Elizaveta Sergeevna PERFORMANCE AUDIT: DEFINITIONS, MEANING ...

economic sceinces

UDC 330:657:658.

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0401.0023

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ДЕФИНИЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ, КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

AuthorlD: 286126 SPIN: 1851-2710

Васильчук Ольга Ивановна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, улица Гагарина, дом 4, e-mail: oivas2010@yandex.ru) AuthorlD: 675345 SPIN: 7909-9560 ORCID: 0000-0001-5985-0243 ScopusID: 57205549015

Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, департамента учета, анализа и аудита Чуева Елизавета Сергеевна, студентка департамента учета, анализа и аудита Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: liz.chuewa@yandex.ru) Аннотация. Государство стремится к снижению различных статей государственных расходов, и, в первую очередь, к сокращению неэффективных трат. Определение важных задач сегодняшнего времени ориентировано на установление баланса между глобальными задачами политики государства и снижением бюджетных возможностей. Балансирующий показатель современных условий - это повышение эффективности бюджетных расходов. Аудит эффективности в части использования государственных средств направленных на осуществление работ связанных с приоритетными направлениями определенных Правительством РФ как национальные проекты обуславливает значимость и важность вопросов совершенствования форм и методов контрольно-ревизионной деятельности. Аудит эффективности подразумевает под собой контроль органов государственной власти за соблюдением экономичности, результативности и продуктивности использования бюджетных средств, которые используются органами государственной власти в ходе своей детальности. Отличительной чертой аудита эффективности является комплексность контрольных мероприятий, которые проводится в процессе его реализации. Эффективное использование бюджетных средств - это индикатор государственного развития. В свою очередь результативным инструментом расходования бюджетных средств считается программно-целевой метод планирования или бюджетирование, ориентированные на результат, позволяющий рационально использовать ресурсы страны, обеспечивая при решении среднесрочное и долгосрочное государственное развитие посредством эффективной экономической и социальной политики направленной на максимальную отдачу вложений по реализации целевых программ. Выполнения целевых программ обеспечивает в свою очередь экономический и научно-технологический рост не только предприятиям реализующих данные проекты, но и стране в целом.

Ключевые слова: аудит, баланс, бюджетные средства, бюджетирование, государственная политика, комплексность, контрольно-ревизионная деятельность, национальные проекты, максимальная отдача, методы планирования, органы государственной власти, результат, целевые программы, эффективность.

PERFORMANCE AUDIT: DEFINITIONS, MEANING, AND CONTROL OF ACTIVITIES

© 2020

Vasilchuk Olga Ivanovna, doctor of Economics, Professor, head of the Department "Accounting, analysis and audit» Volga Region State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarin street, 4, e-mail: oivas2010@yandex.ru) Schneider Olga Vladimirovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit Chueva Elizaveta Sergeevna, student of the accounting, analysis and audit Department Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky prospect, 49, e-mail: liz.chuewa@yandex.ru) Abstract. The state seeks to reduce various items of public spending, and, first of all, to reduce inefficient spending. The definition of important tasks of today's time is focused on establishing a balance between the global objectives of state policy and reducing budget opportunities. The balancing indicator of modern conditions is increasing the efficiency of budget expenditures. The audit of efficiency in the use of public funds aimed at the implementation of works related to priority areas identified by the Government of the Russian Federation as national projects determines the importance and importance of improving the forms and methods of control and audit activities. An efficiency audit involves monitoring the compliance of public authorities with the efficiency, effectiveness and productivity of the use of budget funds that are used by public authorities in the course of their detailed work. A distinctive feature of the effectiveness audit is the complexity of control measures that are carried out in the course of its implementation. Effective use of budget funds is an indicator of state development. In turn, is considered to be a productive tool for spending budget funds. it is a program-target method of planning or budgeting that is oriented to results, allowing rational use of the country's resources, while ensuring medium-and long-term state development through effective economic and social policies aimed at maximizing the return on investment in the implementation of targeted programs. Implementation of targeted programs, in turn, ensures economic and scientific and technological growth not only for enterprises implementing these projects, but also for the country as a whole.

Keywords: audit, balance sheet , budget funds, budgeting, public policy, complexity, control and audit activities, national projects, maximum impact, planning methods, public authorities, results, target programs, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ ными научными и практическими задачами. В изучение

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- аудита эффективности бюджетных расходов значитель-

106

Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 1(7)

икономически науки

Васильчук Ольга Ивановна, Шнайдер Ольга Владимировна, Чуева Елизавета Сергеевна АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ДЕФИНИЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ ...

ный вклад внесли такие ученые, как Т.П. Воронченко [1], В.А. Гребенников [2], Е.В. Колесникова и Е.Ф. Костюк [3], А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, В.Ю. Савин, [4], Р.П. Булыга [5], А.Н. Саунин [6], М.В. Мельник [7], Р. Адамс [8], G. Land [9] и др. [10-14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Методическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные научные методы. В большей степени в работе задействован аналитический метод при разработке таблиц и выявлении основных аспектов аудита эффективности. В работе применен логико-структурный подход и правовой анализ, в рамках системного анализа, позволяющий определить проблемы, возникающие в процессе аудита эффективности.

Современные турбулентные условия мирового пространства для каждого государства определяет приоритетные вопросы в части использования государственных ресурсов, обеспечивая при этом их сохранение и наращивание для социально-экономического и технического развития страны. В Российской Федерации для реализации этих задач в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2018 года разработаны проекты развития национального значения.

Политика государства с 2018 года одним из векторов развития определило малое и среднее предпринимательство, что отражено Федеральному Собранию в посланиях Президента РФ В.В Путина. Однако, несмотря на важную роль, которую играет МСП в экономике государства, чаще всего оно не в состоянии способствовать своему развитию самостоятельно, ему не хватает как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Мероприятия, проводимые государством не всегда эффективны, их не всегда бывает достаточно.

Впервые о необходимости проведения аудита эффективности расходов бюджетной системы РФ заговорили в начале XXI века. Проблема аудита эффективности недостаточно научно - теоретически проработана, отсутствуют единые подходы к оценке эффективности и применению их в настоящее время.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Вопрос экономического роста экономики России и решения ключевых проблем, является основным для внутренней политики государства. Финансовые правонарушения, которые за последний год выросли значительно, наносят ежегодно непоправимый ущерб государству. На рисунке 1 приведена статистика финансовых правонарушений за пятилетний период с 2014 по 2018 год.

492

201.2 ■

125

Рисунок 1 - Статистика финансовых правонарушений за период с 2014 по 2018 год, млрд. руб.

За 2017 год объем потерь от выявленных финансовых преступлений незначительно снизился примерно, в целом за пять лет наблюдается очевидная тенденция роста правонарушений. Так, в 2018 году показатель вырос почти в 3 раза, достигнув критически максимального уровня ущерба около 500 млрд. рублей.

По оценке Счетной палаты, за 2018 год 1,1 млрд. рублей были потрачены на нецелевые нужды. При этом неэффективными признали расходы на 33 млрд. рублей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что приоритет следует уделять именно проверке эффективности расходов бюджетов. Целью аудита должно стать влияние на деятельность хозяйствующих субъектов путем указания на их упущения и недочеты при использо-

вании бюджетных средств. Аудит эффективности соотносит между собой запланированный результат и то, что получилось в итоге. Получившаяся разница показывает, насколько были эффективно потрачены бюджетные средства.

В связи с этим все более актуальной становится проблема повышения эффективности функционирования системы государственного контроля за расходованием финансовых ресурсов, разрешение которой создаст следующие возможности:

- эффективное расходование государственного бюджета;

- сбалансированность бюджетных выплат;

- оправданное и обоснованное использование бюджетных ограниченных средств.

Исполнение выше указанных целей непосредственно определяется состоянием нормативно-правовой базы, которая регламентирует контроль за расходованием общественных финансов.

В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI) в 1977 г.), ст. 4: « В дополнение к финансовому аудиту, важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе, организационную и административную системы» [15].

Руководство INTOSAI аудит эффективности определяет как «независимую, объективную и достоверную проверку правительственных мероприятий, систем, операций, программ, действий или организаций на соответствие принципам экономичности, результативности и эффективности и на предмет, имеется ли потенциал для их улучшения» [15].

Следовательно, методическое обеспечение аудита эффективности состоит из трех стандартов INTOSAI, которые широко используются контрольно-счетными органами, Стандарты государственного аудита, подготовленные Счетной палатой РФ, стандарты контрольно-счетных органов.

Принцип эффективности бюджетирования отражен в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [16].

Российской практикой установлено, что дефиниции аудита эффективности в научных кругах не имеет единого мнения. Так, С.В. Степашин, с мнением которого согласен А.Н. Саунин утверждает, что «аудит эффективности - это независимая оценка эффективности и результативности правительственных мероприятий, программ или организаций с точки зрения их экономичности и соответствия целям. По его мнению, аудит эффективности не просто дополняет традиционные проверки законности и целевого использования бюджетных средств Счетной палаты Российской Федерации, но и наполняет новым содержанием саму систему государственного аудита» [6].

Под аудитом эффективности понимается новая ступень развития системы государственного финансового контроля, которая представляет собой независимую проверку, осуществляемую государственными органами внешнего контроля с целью оценки результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью

Vasilchuk Olga Ivanovna, Schneider Olga Vladimirovna, Chueva Elizaveta Sergeevna economic

PERFORMANCE AUDIT: DEFINITIONS, MEANING ... sceinces

[17].

На проведение аудита эффективности использования государственных средств уполномочены Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов. Аудит состоит из трех стадий: планирование проверки, проведение проверки и отчет о проверки.

Для осуществления внешнего аудита эффективности выбираются конкретные цели, которые должны быть четко сформулированы и содержать понятия экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств [18].

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 1042 определяет «... аудит эффективности представляет собой вид внешнего государственного аудита (контроля) и применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных задач социально-экономического развития Российской Федерации и осуществления возложенных на Счетную палату функций» [19].

Аудит эффективности, также, имеет свои четкие цели, которые содержат конкретные формулировки. Для осуществления определенного аудита эффективности необходимо выбирать соответствующие цели, которые должно объединять обязательность включения в себя определений экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.

Заключение по эффективности формулируется посредством сравнения с другими периодами или с определенным принятым стандартом. Оценки эффективности могут, также, основываться на условиях, не относящихся к конкретным стандартам - когда вопросы настолько сложны, что стандартов нет. В таких случаях оценки должны основываться на достоверной информации и надежных аргументах, а также, на результатах аналитической работы, проводимой в процессе аудита [20].

Понятие «эффективность» в целом ограничивается рассмотрением того, насколько оптимально и удовлетворительно используются ресурсы. Следовательно, эффективность в основном определяется двумя возможными способами, а именно: можно ли было достичь тех же результатов с меньшими ресурсами или можно ли было достичь лучших результатов с теми же ресурсами.

При анализе результатов использования бюджетных средств проводят сравнение фактических и планируемых результатов. Целенаправленное проведение контрольной проверки и анализа по использованию государственных средств обуславливается выбором важных аспектов, результаты проверки и анализа которых дают возможность сделать общие выводы об эффективности использования государственных средств и возможно повысить их эффективность использования.

После проверки оформляются результаты, предварительно сформированные по данным анализа и сравнения собранной информации, отраженных в актах и рабочих документах проверки, с утвержденными критериями оценки эффективности. На заключительном этапе аудита эффективности формируются рекомендации. «При выявлении недостатков, но существовании возможности повысить качество работы объектов проверки, готовятся рекомендации для принятия мер по устранению недостатков» [21].

Стоит отметить, что аудит эффективности - это следующая ступень финансового контроля. Первый проводиться после проведения финансового аудита. При этом, цели аудитов аналогичные.

В мире аудит эффективности практикуют как один из типов государственного аудита, целью которого является выявление соответствия государственных и отраслевых программ, действий государственных органов согласно принципам результативности, эффективности и экономичности, а также определяет возможности их совершенствования. 108

В Канаде и Великобритании аудит эффективности определяется как «аудит выгоды от использования денежных средств». В Скандинавских странах понимают как «аудит исполнения и управления», в США - «операционный аудит». Следует отметить, что между определениями нет существенных разночтений. В целом, во всех странах «характеризуют результаты эффективного использования финансовых ресурсов и эффективность деятельности объектов аудита» [22].

Необходимо отметить, что аудит эффективности -это вид государственного аудита, приоритетной задачей которого является получение достоверной и своевременной оценки выполнения бюджетных программ и проектов их качественной стороны и эффективных направлений. Аудит эффективности, выполняя контрольную функцию, способствует разработке предложений по устранению и повышению эффективности использования бюджетных средств, являясь при этом действенным инструментом для принятия оперативных управленческих решений.

ВЫВОДЫ

Российская Федерация находится на стадии масштабных социально-экономических проектов, реализуемых через национальные проекты развития. Успешность достижения целей, которых во многом связана с повышением эффективности использования бюджетных средств и с контролем за ходом их реализации.

Перед контрольными органами ставится задача не только оценивать степень достижения целевых показателей, но и прогнозировать будущие результаты. Развитая система аудита эффективности позволяет значительно улучшить качество государственного управления, так как в его основе стоят задачи по выявлению проблем в законодательной системе и определению продуктивности, результативности и экономичности использования бюджетных средств. Но, что особенно важно, аудит эффективности призван не только выявить проблемы в деятельности объектов контроля, но и решить их путем применения положительного опыта других объектов контроля, внесения предложения по изменению законодательства, а также внедрения новых методик управления и передаче положительного опыта других объектов контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронченко Т.П. Аудит эффективности в государственном секторе как фактор укрепления финансовой системы страны//В сборнике: Современные аспекты развития финансовой и кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 88-95.

2. Гребенников В.А. Аудит эффективности в системе финансового контроля//В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития России и КНР материалы Международной научно-практической конференции. Армавир, 2018. С. 71-74.

3. Колесникова Е.В., Костюк Е.Ф. Методические основы проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита бюджетного учреждения//В сборнике: Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации Материалы VIМеждународной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Д.А. Ендовицкого, Л.С. Коробейниковой. 2019. С. 150-153.

4. Аудит, Учебник для бакалавров, Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., Савин В.Ю., 2015 - fileskachat.comРябухин С.Н.

5. Булыга Р.П. Аудит бизнеса: консолидация, а не отрицание современного аспекта аудиторских услуг // Авторское мнение. Дискуссии. №5/2016. С. 7-17.

6. Саунин, А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: учебное пособие / А.Н. Саунин. — Москва : Издательство Московского университета, 2015. — 336 с.

7. Аудит бизнеса, Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р,П, Булыги. М.: Юнити-Дана, 2015. 263 с.

8. Адамс Р. Основы аудита: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит; Юнити-Дана, 1995. 398 с.

9. Land D. Grow or Die: The Unifying Principle of Transformation. New York; John Wiley &Sons, 1975.

10. Лыкова Е.В., Бердникова Л.Ф. Особенности аудита производственных предприятий как инструмента повышения их экономической безопасности //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 104-107.

11. Шнайдер В.В., Фролова В.А., Шнайдер В.В. Организация аудита материально-производственных запасов: задачи, особенности проведения и анализа // Азимут научных исследований: экономика и

Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 1(7)

икономически науки

Васильчук Ольга Ивановна, Шнайдер Ольга Владимировна, Чуева Елизавета Сергеевна АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ: ДЕФИНИЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ ...

управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 266-270.

12. Даудов С.Д., Ковалева О.Н. Оценка системы внутреннего контроля внутренним аудитом как метод повышения эфективности бизнес-процессов организации // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (74). С. 132-147.

13. Бердникова Л.Ф. К вопросу о теоретических основах построения учета и внутреннего аудита в торговой организации //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 36-39.

14. Макаров П.В. Оценка эффективности поведенческого аудита безопасности на предприятиях строительной отрасли //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 4 (48). С. 221-226.

15. «Лимская декларация руководящих принципов контроля» (Принята в г. Лиме 17.10.1977 — 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) из информационного банка «Международное право».

16.Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

17. Бабина Е.В. Аудит эффективности как форма государственного финансового контроля//В книге: Актуальные проблемы экономики и управления: теория и практика Материалы Второй Республиканской с международным участием интернет-конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2018. С. 20-25.

18. Беков Ф.Ш., Одинаев Ф.Ф. Аудит эффективности бюджетных расходов в качестве современной формы финансового контроля// Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. № 6. С. 15-19.

19. «СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016№4ПК) (ред. от 23.04.2019).

20. Воронченко Т.П. Аудит эффективности в государственном секторе как фактор укрепления финансовой системы страны//В сборнике: Современные аспекты развития финансовой и кредитной системы Приднестровской Молдавской Республики Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 88-95.

21. Гребенников В.А. Аудит эффективности в системе финансового контроля//В сборнике: Актуальные вопросы экономического развития России и КНР материалы Международной научно-практической конференции. Армавир, 2018. С. 71-74.

22. Сидорович К.Ю. Аудит эффективности как новая форма финансового контроля//В сборнике: Актуальные вопросы современных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2018. С. 268-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.