УДК 347.78.034
Vasilyeva V.E., senior teacher, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: victoriya1204@mail.ru
LISTENING AS A NECESSARY TOOL FOR INCREASING THE LEVEL OF ENGLISH LANGUAGE AMONG STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE FACULTIES. The increased role of English language in the system of international communication has provoked an increasing need for students to master English, mainly for understanding and reproducing English-speaking speech. In this regard, when teaching English, it is important to focus on the perception of English speech. To do this, effective forms and methods of teaching students the listening skill are widely used at English classes, some of them are discussed in the article. Modern researchers' works on the problem of teaching students of foreign language faculties the listening skill are studied. The paper presents an analysis of the most common difficulties in the process of teaching this skill. The article reveals audio materials that are relevant for university students of foreign language faculties. Principles and criteria for the selection of audio materials are defined. The author proposes her own methods used in her practice and considered by her as the most effective, aimed at forming students' confidence and ability to understand foreign speech when listening to English audio material.
Key words: English language, listening skill, foreign language, tool, listening techniques, everyday communication, native speaker, speaking activity, competence, shadowing, visual learning tools, video resources
В.Э. Васильева, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: victoriya1204@mail.ru
АУДИРОВАНИЕ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Возросшая роль английского языка в системе международного общения спровоцировала увеличение потребности обучающихся в овладении английским языком для понимания и воспроизведения англоязычной речи. В связи с этим при обучении английскому языку важно акцентировать внимание на восприятии англоязычной речи. Для этого на занятиях широко используются эффективные формы и методы обучения студентов навыкам аудирования, некоторые из них обсуждаются в статье. Изучены современные работы авторов по проблеме обучения студентов языковых факультетов навыкам аудирования, дан анализ наиболее распространенных сложностей в процессе обучения данному навыку. В статье также затронуты вопросы тематики аудиомате-риалов, актуальных для определенной целевой аудитории - студентов языковых факультетов вузов. Определены принципы и критерии подбора аудиомате-риалов. Автором статьи предлагаются собственные методы, используемые в практической деятельности и рассматриваемые как наиболее эффективные, направленные на формирование у студентов уверенности и способности понимать иностранную речь при прослушивании англоязычного аудиоматериала.
Ключевые слова: английский язык, навык аудирования, иностранный язык, инструмент, приемы аудирования, повседневное общение, носитель языка, речевая деятельность, компетенция, эхо-повтор, визуальные средства обучения, видеоматериалы
В эпоху серьезных политических и экономических преобразований в мировом сообществе значимость английского языка продолжает интенсивно расти. Основное назначение английского языка, определенного в качестве главного средства общения - устного (аудирование и говорение) и письменного (чтение и письмо), - обусловлено формированием коммуникативной компетенции. Наряду с остальными видами речевой деятельности, которые связаны друг с другом, аудирование выступает как средство развития языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся. Не следует забывать, что речевое общение - это двусторонний процесс, в связи с чем недостаточное внимание к аудированию на занятиях английского языка будет способствовать недоразвитию навыка восприятия и понимания иностранной речи на слух, что может свести к минимуму способность к свободной коммуникации на иностранном языке. Зачастую хорошо сформированные навыки чтения, письма не спасают студентов в ситуациях устного общения, когда требуется понимание речи и способность построить логичный ответ Данное обстоятельство еще раз подчеркивает высокую значимость формирования навыка аудирования и актуальность данной проблемы.
Поскольку навык аудирования формируется исключительно в процессе восприятия англоязычной речи на слух, сохраняется потребность в понимании ее в разных темпах, интонационных и шумовых оформлениях, что позволяет сформировать ряд компетенций, выступающих в качестве основы для данного вида речевой деятельности. Цель статьи заключается в аналитическом обзоре аудирования как обязательного средства повышения уровня английского языка через развитие коммуникативного навыка у студентов факультетов иностранных языков. Для реализации указанной цели требуется решение ряда исследовательских задач: изучение современных работ авторов по проблеме аудирования; анализ сложностей, связанных с применением данного вида речевой деятельности на занятиях английского языка; рассмотрение актуальных и работающих методик обучения навыку аудирования в вузе; выделение методик, активно применяемых автором в своей преподавательской деятельности. Попытка автора статьи систематизировать и обобщить «работающие» методы обучения навыку аудирования студентов, изучающих английский язык в вузе, определила научную новизну данной статьи.
В научно-исследовательских полях лингвистики, методики преподавания иностранных языков представлено немало работ авторов, которые в один голос заявляют о невозможности овладения английским языком без приобретения навыка аудирования как особой компетенции слышать и воспроизводить иностранную речь. Анализ таких работ позволил убедиться в стабильно высоком интересе исследователей-теоретиков и практиков к выявлению наиболее сложных вопросов и способов их решения, а также к использованию в своей работе методов и приемов смежных наук для глубинного понимания сути аудирования.
Так, Елисеева И.А. рассматривает аудирование через формирование коммуникативной компетенции и ее составляющих (лингвистической компетенции, социолингвистической компетенции, социокультурной компетенции, стратеги-
ческой и дискурсивной компетенции, а также социальной компетенции) в процессе восприятия иноязычной речи на слух [1]. По ее мнению, развитие навыка аудирования оказывает влияние на каждую из перечисленных коммуникативных компетенций.
Попова Н.В., Гаврилова А.В. считают, что помимо лингвистических сложностей, с которыми студенты сталкиваются в процессе изучения английского языка, они испытывают и такие «психологические сложности, как недостаток собственного перцептивного опыта реципиента, некомфортные условия восприятия, тревожность и страх неуспешности выполнения этого вида речевой деятельности» [2]. В своем исследовании авторы акцентировали внимание на психолого-педагогическом аспекте при обучении навыку аудирования с использованием видеоматериалов и для сравнительного анализа - без видеоряда. В первом случае авторы отметили способность видеоматериалов к созданию комфортной среды для обучающихся. Обязательными условиями для успешного обучения навыку аудирования, по мнению авторов, определены:
- обеспечение обучающихся качественным аудиоматериалом в соответствии с интересами той или иной возрастной категории, а также с учетом уровня подготовки;
- организация дифференцированного подхода к обучению аудированию (например, предварительное чтение начальных скриптов);
- знакомство обучающихся с новыми словами, представленными в упражнениях, до проведения аудирования;
- чтение скриптов после прослушивания, расстановка скриптов по порядку в процессе прослушивания аудиоматериала;
- обеспечение аудиторных занятий аппаратурой с высоким качеством звука во избежание потери части информации и снижения интереса студентов к выполнению заданий.
Акбаш В.А. и Ветрова А.А. в своей работе рассматривают трудности ау-диального восприятия речи при изучении китайского языка. Несмотря на принадлежность английского и китайского языков к разным языковым ветвям - ро-мано-германская и восточная соответственно, существуют некоторые похожие сложности аудиального восприятия обоих языков. Так, по мнению авторов, «главной целью аудирования является не столько понимание отдельных слов, сколько смысл всего услышанного в целом» [3]. Причину данной сложности авторы видят в излишней сосредоточенности студентов на отдельных словах, а также недостатке словарного запаса.
В совместной научной работе Заболотневой О.Л. и Кожуховой И.В. внимание обращено не только к методологии проведения занятий с аудированием, но и к психоэмоциональной стороне. По наблюдению авторов, такие занятия «сопровождаются стрессом и психологическим дискомфортом для обучающихся» [4], в связи с чем требуют введения релаксационных упражнений и игрового материала для психоэмоциональной разгрузки. По результатам своего эмпирического исследования авторы находят самый эффективный, по их мнению, метод
обучения аудированию - ведение дневника аудирования. Данный подход дает возможность в индивидуальном порядке отслеживать динамику прогресса обучающегося и своевременно усложнять задания по мере усвоения материала.
Богданова Н.В. рассматривает аудирование и интерпретацию текстов в качестве «средств вторичной языковой личности у обучающихся при развитии языковой и коммуникативной компетенций» [5]. Автор убежден, что формирование вторичной языковой личности происходит по принципу поликультурности. По нашему мнению, в качестве основы данного принципа заложены единицы тематического и композиционно-речевого характера, представленные в учебном аудиоматериале, который должен содержать и культурологический аспект. С позиции Богдановой Н.В., процесс интерпретации текста охватывает определенные личностные смыслы автора высказывания, статьи, выбранных в качестве ауди-оматериала, а также выражение личностных смыслов студента как «реципиента информации» [5]. При этом сравнение феноменов культуры родного языка и изучаемого иностранного языка выступает в качестве мотива к грамотному усвоению иноязычной речевой деятельности.
Кузьмина А.В., Попова Н.В., изучая проблему обучения студентов вузов навыку аудирования с использованием видеоресурсов, основными тенденциями при обучении аудированию выделяют страноведческий аспект и межкультурное общение с обязательным привлечением носителей иностранного языка в кадре [6]. Важным, по их мнению, является и воспитательный контент учебных видеоматериалов.
Нуриева Н.С., Борисова Т.Д. среди современных технологий обучения навыку аудирования выделяют восприятие, понимание и активную переработку ау-дитивной информации видеоматериалов, основываясь на перцептивно-смысловой деятельности студентов [7]. Авторы представляют такой подход, при котором аудирование и говорение определены как неотъемлемые стороны устного общения. Так, например, использование видеоматериалов рассматривается авторами как интенсивный инструмент формирования навыков аудирования и активизации когнитивных стратегий, используемых студентами в процессе обучения. Такой подход, по мнению авторов, способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Чеснокова Н.Е. определяет аудирование как один из ведущих видов речевой деятельности. По ее мнению, основная сложность заключается в подборе адекватных аудио- и видеоматериалов, способных повысить интерес к иностранному языку и мотивацию на дальнейшее повышение его уровня [8]. Среди прочих интернет-ресурсов для практических целей автор предлагает использовать видеоматериалы образовательного ресурса TED [9] в свободном онлайн-досту-пе. Ресурс изобилует видеоматериалами разной тематической направленности, которые содержат любопытные и нешироко известные факты, благодаря работе с которыми не только развивается навык аудирования, но и повышается интерес студентов и устойчивая мотивация к обучению. Данный портал содержит много свежей и актуальной информации по различным темам, в зависимости от уровня подготовки студентов и возрастных предпочтений здесь можно найти много видеоматериалов для аудирования, а также ознакомиться с комментариями других пользователей ресурса.
Теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в анализе и актуализации продуктивных приемов аудирования, которые нашли отражение в рассмотренных публикациях. Для своего практического кейса на занятиях английского языка со студентами старших курсов автором выделены следующие приемы:
1. Эхо-повтор (Shadowing) - заключается в прослушивании аудиотекстов и повторении их за диктором как эхо без остановки записи. Shadowing бывает спонтанным (длительность аудио 1-3 минуты; невысокая скорость речи диктора; обучающиеся повторяют речь диктора с отставанием в 0,5-1 секунду) и подготовленным (аудиоотрывок с транскриптом или видеоотрывок с субтитрами; используется вне аудитории; скорость речи диктора увеличена; на 5-15 секунд звук приглушается, при этом обучающийся продолжает воспроизводить речь диктора).
Результат: совершенствуется артикуляция и развитие навыка устной речи.
2. Заполнение графиков, работа с картами (Filling in charts, working with maps) - представляют рабочий лист для заполнения статистических данных, комментариев, подходит в большей степени для студентов продвинутого уровня либо старших курсов.
Библиографический список
Результат: обостряется восприятие аудиоматериалов, обеспечивается более эффективное выделение необходимых доминант в аудиоконтенте.
3. Дневник аудирования (Listening journal) - осуществляется за счет прослушивания аудиоматериалов разных жанров (новостные ленты, передачи, постановки, биографии, интервью, лекции и др.) с последующим стилистическим анализом или комментированием. Рекомендуется: делать в дневнике записи даты, времени начала и окончания работы, времени аудиозаписи, вида материала, источника аудиоматериала; при однократном прослушивании выполнять задания на понимание прослушанного; прослушать повторно; записать новые слова и выражения (5-7); составить предложения с новой лексикой; отметить уровень сложности по шкале от 1 до 10; прослушать третий раз, стараясь понять каждое слово; подготовить краткий пересказ отрывка. Детальное исследование данного приема нашло отражение в работе Срожидиновой Н.Ш. [10].
Результат: способствует более глубокому осмыслению материала, провоцирует интерес к обучению навыку аудирования, усиливает учебную мотивацию студентов.
4. Создание контекста (Making a context) - продуктивный прием для дальнейшей подготовки к прослушиванию, погружению в тему обсуждения и формирования глоссария для понимания аудиоматериала. Контекст может состоять из статистической информации, цитат по разрабатываемой теме либо быть альтернативой для дальнейшей дискуссии. Эффективный источник для создания контекста - работа с форумами, где отсутствуют сложные синтаксические конструкции и обороты, специальная терминология, что в значительной степени облегчает восприятие.
Результат: подготовка к дальнейшей дискуссии, развитие навыков критического мышления.
5. Видеоматериалы (Video resources) - наиболее эффективный, по мнению многих исследователей, прием, позволяющий работать как индивидуально, так и в группе, с обучающимися начального, среднего и продвинутого уровней. Отмечается несколько приемов работы с видеоматериалами: просмотр видео в беззвучном режиме; прослушивание без просмотра; прослушивание и просматривание видеофрагмента с последующей дискуссией; анализ стоп-кадра.
Результат: повышение учебной мотивации, высокий уровень заинтересованности обучающихся, которые обеспечиваются за счет грамотно подобранного видеоконтента и проверочных заданий по нему.
Все описанные приемы без особого труда могут быть адаптированы под разный уровень владения английским языком и использоваться на аудиторных занятиях в вузе.
Анализ современных научных работ позволяет отметить стремление авторов к использованию инновационных технологий и онлайн-ресурсов. Являясь близкими и понятными современным студентам факультетов иностранных языков, они направлены на мотивацию к обучению и развитие уже имеющихся речевых навыков на английском языке. В заключение следует отметить, что при подготовке будущих переводчиков развитие навыка аудирования приобретает колоссальную значимость, ведь точность восприятия аудиальной информации позволит избежать погрешностей перевода и достигнуть качественной интерпретации услышанного.
В процессе подготовки и написания настоящей статьи автор приходит к некоторым выводам. К основным сложностям, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе обучения навыку аудирования, следует отнести высокий темп говорящего; неправильно подобранный по уровню подготовки аудиоматериал (слишком сложный, скучный, несоответствующий возрастной категории обучающегося); недостаточный лексический запас обучающегося. Очевидно, когда перед обучающимся поставлен ряд задач, сложных для выполнения, он начинает испытывать повышенный уровень тревожности, стресс, что снижает интерес к обучению, провоцируя желание «отсидеться незамеченным» на занятии. Для решения данной проблемы следует направить внимание на снятие тревожности, необходимо активно вводить на занятиях игровой контент, стимулировать студентов к процессу обучающей геймификации, что также способствует развитию интереса к работе в команде.
В перспективе на основании проведенного исследования возможно подготовить эмпирическое исследование с апробацией одного из приемов по развитию навыка аудирования в одной из групп студентов вуза.
1. Елисеева И.А. Влияние аудирования на формирование коммуникативной компетенции. БГЖ. 2018; № 3 (24). Available at: https://cyberleninka.ru/artide/nMyanie-audirovaniya-na-formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii
2. Попова Н.В., Гаврилова А.В., Кузьмина А.В., Попова Е.Л. Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы. / Вестник ТГУ. 2020; № 185. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-audirovaniya-angloyazychnyh-videomaterialov-studentami-tehnicheskogo-vuza-v-rezhime-operezhayuschey
3. Акбаш В.А., Ветрова А.А. Трудности аудиального восприятия речи на начальном этапе обучения китайскому языку Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Чита, 2021: 6-11.
4. Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов. Концепт. 2021; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/nekotorye-priemy-obucheniya-audirovaniyu-studentov-yazykovyh-fakultetov
5. Богданова Н.В., Козина Ю.П., Туана Е.Н. Аудирование и интерпретация текста как средство развития языковой и коммуникативной компетенций иностранных студентов подготовительного факультета. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32095
6. Кузьмина А.В., Попова Н.В. Проблематика педагогических исследований по использованию видеоматериалов по иностранному языку в вузе. Terra Lingüistica. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-pedagogicheskih-issledovaniy-po-ispolzovaniyu-videomaterialov-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze
7. Нуриева Н.С., Борисова Т.Д. Использование онлайн видеоматериалов в иноязычной и профессиональной подготовке студентов. КПЖ. 2018; № 4 (129). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-videomaterialov-v-inoyazychnoy-i-professionalnoy-podgotovke-studentov
8. Чеснокова Н.Е. Обучение профессиональному иностранному языку студентов нелингвистических специальностей на основе видеоматериалов TED. Ped.Rev. 2019; № 3 (25). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnomu-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey-na-osnove-videoma-terialov-ted
9. TED Ideas worth spreading. Интернет-ресурс, содержащий аудио и видеоматериалы. Available at: https://www.ted.com/talks?language=en
10. Срожидинова Н.Ш. Новый подход в формировании навыков слушания при изучении иностранного языка с помощью журналов аудирования. Academic research in educational sciences. 2021; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-v-formirovanii-navykov-slushaniya-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-s-pomoschyu-zhurnalov-audirovaniya-1
References
1. Eliseeva I.A. Vliyanie audirovaniya na formirovanie kommunikativnoj kompetencii. BGZh. 2018; № 3 (24). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-audirovaniya-na-formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii
2. Popova N.V., Gavrilova A.V., Kuz'mina A.V., Popova E.L. Psihologicheskie osobennosti audirovaniya angloyazychnyh videomaterialov studentami tehnicheskogo vuza v rezhime operezhayuschej samostoyatel'noj raboty. / Vestnik TGU. 2020; № 185. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-audirovaniya-angloyazychnyh-videomaterialov-studentami-tehnicheskogo-vuza-v-rezhime-operezhayuschey
3. Akbash V.A., Vetrova A.A. Trudnosti audial'nogo vospriyatiya rechi na nachal'nom 'etape obucheniya kitajskomu yazyku. MaterialyXIXMezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Chita, 2021: 6-11.
4. Zabolotneva O.L., Kozhuhova I.V. Nekotorye priemy obucheniya audirovaniyu studentov yazykovyh fakul'tetov. Koncept. 2021; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-priemy-obucheniya-audirovaniyu-studentov-yazykovyh-fakultetov
5. Bogdanova N.V., Kozina Yu.P., Tuana E.N. Audirovanie i interpretaciya teksta kak sredstvo razvitiya yazykovoj i kommunikativnoj kompetencij inostrannyh studentov podgotovitel'nogo fakul'teta. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32095
6. Kuz'mina A.V., Popova N.V. Problematika pedagogicheskih issledovanij po ispol'zovaniyu videomaterialov po inostrannomu yazyku v vuze. Terra Linguistica. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-pedagogicheskih-issledovaniy-po-ispolzovaniyu-videomaterialov-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze
7. Nurieva N.S., Borisova T.D. Ispol'zovanie onlajn videomaterialov v inoyazychnoj i professional'noj podgotovke studentov. KPZh. 2018; № 4 (129). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-videomaterialov-v-inoyazychnoy-i-professionalnoy-podgotovke-studentov
8. Chesnokova N.E. Obuchenie professional'nomu inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej na osnove videomaterialov TED. Ped.Rev. 2019; № 3 (25). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnomu-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey-na-osnove-videomaterialov-ted
9. TED Ideas worth spreading. Internet-resurs, soderzhaschij audio i videomaterialy. Available at: https://www.ted.com/talks?language=en
10. Srozhidinova N.Sh. Novyj podhod v formirovanii navykov slushaniya pri izuchenii inostrannogo yazyka s pomosch'yu zhurnalov audirovaniya. Academic research in educational sciences. 2021; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-v-formirovanii-navykov-slushaniya-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-s-pomoschyu-zhurnalov-audirovaniya-1
Статья поступила в редакцию 21.03.23
УДК 378
Vinogradova D.S., teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: dsvinogradova@fa.ru
STUDENTS' MOTIVATION DECREASE DUE TO DISTANCE LEARNING AND WAYS OF MAINTAINING MOTIVATION USING GAMES. Distance learning came into the lives of university teachers when the pandemic broke out in 2020, and now it constitutes an integral part of work. Being organized solely by means of telecommunication technologies distance learning possesses certain features, and it is essential to acknowledge the negative impact it produces on the motivation of students. The article considers the main properties of distance learning as well as how motivation works and why language games could be an efficient tool for maintaining students' motivation at a high level. The author gives a detailed description of several English grammar games adapted to the needs of a virtual classroom that have received positive feedback from students and teachers and can potentially be used as a reference for creating other language games for distance learning.
Key words: distance learning, motivation, games, virtual classroom
Д.С. Виноградова, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: dsvinogradova@fa.ru
СНИЖЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИГР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ
Дистанционное обучение вошло в жизнь преподавателей высшей школы, когда в 2020 году разразилась пандемия, и теперь оно является неотъемлемой частью нашей работы. Будучи организованным исключительно с помощью телекоммуникационных технологий, дистанционное обучение обладает рядом особенностей, и мы должны признать негативное влияние, которое оно оказывает на мотивацию наших студентов. В настоящей статье рассматриваются основные свойства дистанционного обучения, а также то, как работает мотивация, почему языковые игры могут быть эффективным инструментом для поддержания мотивации студентов на высоком уровне. Автор дает подробное описание нескольких игр по грамматике английского языка, адаптированных к потребностям виртуального класса, которые получили положительные отзывы от студентов и преподавателей и потенциально могут быть использованы в качестве ориентира для создания других языковых игр для дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация, игры, виртуальная аудитория
Дистанционное обучение в высшей школе, которое в последние годы набирало популярность в связи с развитием технологий, стало необходимостью и новой реальностью во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и введения карантинных ограничений. Многие преподаватели иностранных языков, неплохо подготовленные с технической точки зрения, столкнулись с целым рядом сложностей. Способность преподавателя адаптироваться к быстро меняющимся реалиям, традиционно представляющая одно из ключевых требований к профессиональной компетенции, была возведена в абсолют.
Целью данной статьи является анализ отрицательного влияния дистанционного обучения на важнейший компонент образовательного процесса - мотивацию, а также поиск средств, способных его нивелировать. Чтобы реализовать заявленную цель, мы поставили перед собой следующие задачи: - изучить особенности дистанционного обучения;
- понять механизм формирование мотивации, обратившись к истории исследования этого вопроса;
- выявить связь между потенциальным усилением мотивации и игровой деятельностью;
- проанализировать варианты игровой деятельности, которые можно осуществлять в условиях дистанционного обучения.
Актуальность нашего исследования заключается в острой необходимости взглянуть на процесс дистанционного обучения под другим углом в связи с падающим уровнем мотивации студентов.
Научная новизна состоит в доказательстве положительного влияния игр на мотивацию студентов к обучению и самостоятельному развитию.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что наши выводы об основных характеристиках игр для дистанционного обуче-