Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии в учебном процессе'

Аудиовизуальные технологии в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич

В СТАТЬЕ ОБСУЖДАЮТСЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕНЕСЕНЫ В ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗ СОПУТСТВУЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ И/ИЛИ УЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. К ТАКИМ СРЕДСТВАМ БУДЕМ ОТНОСИТЬ КИНОФИЛЬМЫ, ВИДЕОФИЛЬМЫ, ПРОГРАММЫ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ, ВИДЕОСВЯЗЬ И МОБИЛЬНУЮ ТЕЛЕФОНИЮ, А ТАКЖЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ С ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЦЕССОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audivisual technology in educational process

The article is discussed audiovisual means of information and communication than may be sent to formal education from similar fields. They are and/or used in the teaching process. These means are: films, audi-films, video-films, tele-radio programs multimedia-resources Internet, video and mobile telephony, computer models of the visualization process.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии в учебном процессе»

#

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Вячеслав Алексеевич Стародубцев,

профессор кафедры общей физики Томского политехнического университета

В СТАТЬЕ ОБСУЖДАЮТСЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕНЕСЕНЫ В ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗ СОПУТСТВУЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ И/ИЛИ УЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. К ТАКИМ СРЕДСТВАМ БУДЕМ ОТНОСИТЬ КИНОФИЛЬМЫ, ВИДЕОФИЛЬМЫ, ПРОГРАММЫ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ, ВИДЕОСВЯЗЬ И МОБИЛЬНУЮ ТЕЛЕФОНИЮ, А ТАКЖЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ С ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЦЕССОВ.

В настоящее время утверждается положение о совмещении трёх типов образования в информационном обществе: формального, неформального и информального1. Первый из них — это общепринятая система государственных и негосударственных образовательных учреждений, обучение в которых и окончание которых подтверждается документами установленного образца (свидетельства, удостоверения и дипломы). Второй тип образования не имеет до сих пор нормативного регулирования и учёта в плане образовательного ценза, хотя необходимость подтверждения компетенций, сформированных путём неформальной самообразовательной деятельности признается актуальной. Неформальный путь получения знаний и методов его использования широко распространён

_ в сфере платных

услуг бизнес-консалтинга, разного рода тренингов и коучингов. Наконец, информаль-ное образование реализуется попутно и нерегулярно в повседневной жизни, в широкой социальной и культурной, информационно насыщенной среде.

1 Чиркунов О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) URL: http://www.znanie.org/ jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html (дата обращенИя: 14.06.2010).

Развитие и состояние дел в области образования взрослых. Национальный доклад Российской Федерации. URL: http://www. unesco.iorg/fileadmin/MULTIMEDIA/ INSTITUTES/UIL/confintea/pdf/National_ Reports/Europe%20-%20North%20America/ Russian_Federation.pdf (дата обращения: 14.06.2010).

2 Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Editorial URSS. 2005.

Прежде всего стоит отметить, что аудиовизуальные средства передачи информации и коммуникаций (кинофильмы, видеофильмы, программы телерадиовещания, мультимедийные ресурсы Интернет, видеосвязь и мобильная телефония, компьютерные модели с визуализацией процессов) оказались востребованными в системе институтов (центров) дистанционного образования. Здесь в учебном процессе стали использовать электронные учебные пособия с мультимедийным содержанием (контентом), учебные видеофильмы (видеокурсы), виртуальные лабораторные работы и тренажёры, имитирующие действия с реальными прототипами, в последнее время — ви-деоконференцсвязь и сетевые семинары (вебинары). Их предшественниками в неформальном образовании были учебно-познавательные программы и каналы телевещания (программы «Очевидное — невероятное», «Цивилизация», каналы Discowery, History, Школьник-ТВ и др.).

Попытки внедрения учебного телевидения для заочного обучения были предприняты в Советском Союзе по инициативе педагогов РГПУ им. А. И. Герцена, когда создавалась теория и методика использования аудиовизуальных средств обучения2. Развитием данного направления стала спутниковая телевизионная технология дистанционного обучения, весьма успешно

#

$

действующая в Современной гуманитар-

ной академии3.

Развитие информационно-коммуникационных технологий стимулировало применение не только средств доставки учебного контента потребителю (серверов обмена файлами, электронной почты с вложениями всё увеличивающегося объёма, широкополосного Интернета, кабельного телевидения), но и интерактивных коммуникаций, среди которых сейчас ведущее место принадлежит технологиям проведения вебинаров (web-based seminar) и видеоконференций в сети Интернет. Они начинают успешно конкурировать со спутниковой телевизионной технологией обучения. Наряду с традиционным электронным чатом (обменом письменными сообщениями), например, появилась возможность использовать ви-деочат с несколькими участниками для решения образовательных задач4. В сфере неформального образования можно отметить появление в Интернете проектов, подобных «Науке 2.0» информагентства Полит.ру — записи лекций ведущих учёных России. На телевидении аналогом является программа «Академия».

В системах управления обучением, таких, как WebCT (В1аск Board), Moodle и т. д. имеется возможность представления образовательного контента в мультимедийной аудиовизуальной форме. В школьных классах появились «умные» электронные доски, в университетских аудиториях — видеопроекторы. Методика проведения лекционных занятий с использованием электронного конспекта находится в стадии становления5.

Мультимедийные аудиовизуальные средства обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счёт применения следующих способов обработки информации:

• «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

• контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации, реализация анимационных эффектов;

• деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение опре-

деленного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

• дискретная подача аудиовизуальной информации;

• тонирование изображения;

• фиксирование выбранной части визуальной информации для её последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

• многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» — видеофильм, в другом — текст);

• демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Качество обучения и эффективность воздействия на потребителя образовательных услуг мультимедийного контента как в неформальном, так и в формальном образовании определяется его поставщиком — коучем (тренером), учителем, преподавателем вуза. Несмотря на различие в назначении экранной информации, существуют объективные законы её организации и использования в пространстве кадра дисплея (смарт-доски или экрана видеопроектора, компьютера).

понимания

Без

прин-ципов эргономики, композиции, видеоряда, психологии восприятия аудиовизуальные технологии (далее в тексте — АВТ) сведутся к простому копированию формы печатной продукции. К сожалению, такое наблюдается и в школе, и в вузе. Более того, при переносе на страницы электронного учебного пособия (в том числе видеопособия) во многих случаях восприятие текста ухудшается. Осо-

3 Карпенко М.П. Индивидуализация обучения — основа его качества. URL: http:// www.conf.muh.ru/071227/thesis_Karpenko. htm (дата обращения: 14.06.2010).

4 URL: http://webinarexpert.ru/lms-webinar/ (дата обращения: 14.06.2010).

URL: http://www.adobe.com/piroducts/ acrobatconnectpro/ (дата обращения: 14.06.2010).

5 Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании: Монография. Томск: Дельтаплан, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.tpu. ru/fulltext/m/2003/m15.pdf Стародубцев В.А. Создание и Применение электронного конспекта iлекции: Учебн. пособие / В.А. Стародубцев. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. [Электронный i ресурс]. Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/ SHARED/s/STARODUBTSEV_V_A/Tab4/ SozdanieEKL.pdf

Стародубцев В.А., Медведева М.К. Чтение лекций с применением аудиовизуальных средств и раздаточных материалов // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 58-66.

ф

бенно, если из книжного формата учебника текст тривиально копируется в альбомный формат экрана компьютера. Чересчур длинная строка и мелкий шрифт вызывают неприятие информации, требуется дополнительное психическое напряжение, чтобы осознать смысл и значение текста. Сказанное относится и к лекционному экрану, тоже имеющему альбомный формат (ширина экрана больше его высоты).

Что касается обучающих видеокурсов, предлагаемых учреждениями коммерческого и некоммерческого характера, то здесь преобладают монологи, произносимые с экрана, как иронизируют учащиеся, «говорящей головой». Очевидно, что в данном случае копируется подход к компоновке фотографии (проекция на плоскость, центрирование в уравновешенную композицию, статичность). Возможности ухода от такого типа лекций в сторону большего динамизма приведены в работе автора статьи6. Следует отметить, что в настоящее время в видеокурсах лекций Современной гуманитарной академии ведутся успешные поиски более «живого» фона, на который проецируется изображение лектора, и чаще применяются диалоговые сценарии построения лекции. Однако пока не хватает той пространственной композиции видеоряда, которую мы можем видеть в передачах каналов Discowery или History, где тоже много авторских монологов и интервью.

В последние годы в учебном процессе стали применяться средства организации телеконференций, когда разделённые большим расстоянием преподаватель и студенты могут видеть и слышать друг друга. В интернет-семинарах, поддерживаемых программным обеспечением отечественных и зарубежных производителей, также имеется возможность транслировать изображение лектора

- веб-камерой. Часто

в целях экономии объёма трафика действие камеры приостанавливают так, что студенты видят моментальный снимок лектора и могут слышать его речь. При со-

6 Стародубцев В.А., Фёдоров А.Ф. Подготовка и чтение лекций с использованием телевизионного спутникового канала // Открытое образование. 2005. № 5.

7 Майский Ю. Управление голосом, или Не дай уснуть слушателю. URL: http:// www.elearningpro.ru/forum/topics/vebinar-upravlenie-golosom-ili (дата обращения 14.06.2010).

здании видеопособий также во многих случаях изображение на экране сопровождается закадровым комментарием лектора. В таких условиях принципиальное значение имеет способность лектора управлять своим голосом. Среди недостатков можно выделить торопливость (превышение нормы в 120-150 слов в минуту), возбуждение (особенно наигранное) и, наоборот, — вялость, вымученность голосового сопро-вождения7. Необходима чёткость артикуляции, правильные ударения в словах, отсутствие «бормотания», разговора самим с собой. Важное значение имеет временное построение монолога (проксемика). Отсутствие пауз, как и их затянутость, будет снижать впечатление от занятия.

Конечно, в случае «наезда» звуковых пакетов друг на друга или задержки звука по сравнению со сменой кадров видеоряда претензии стоит предъявить провайдерам сети Интернет (особенно в российской глубинке).

Если говорить об аудиовизуальных технологиях непосредственно в учебном процессе, то в первую очередь необходимо обсудить формирование новой профессиональной обучающей деятельности — подготовки и чтения лекций-презентаций учебного материала с помощью аудиовизуальной техники, компьютера и проектора или электронной доски.

Как и всякий новый вид деятельности человека, он требует предварительного ознакомления с основными подходами, принципами построения электронного конспекта и требованиями к взаимодействию с аудиторией в изменившихся условиях «не меловой» лекции. При этом возникает проблема интеграции педагогических технологий и информационных. Средства и методы АВТ могут служить основой применения активных педагогических взаимодействий участников педагогического процесса только при целесообразном и дидактически правильном их применении. В случае их освоения методом «проб и ошибок» возникает риск формализации и выхолащивания учебно-воспитательного процесса.

С педагогической точки зрения следует отметить, что системы мультимедиа обеспечивают большую свободу иллюстриро-

Ф

$

вания учебного материала, чем текст. Существуют два основных толкования термина «иллюстрация»:

• изображение, поясняющее или дополняющее какой-либо текст;

• приведение примеров для наглядного и убедительного объяснения.

Первое из них более соответствует традиционному книжному учебнику, второе достаточно точно отражает роль иллюстраций в АВТ. В электронном конспекте лекций АВТ должны быть использованы для наглядного и убедительного, т. е. доступного, объяснения главных, наиболее сложных моментов учебного материала.

Традиционно, аудитория — это помещение для слушания лекций (аудирования). Теперь появляется возможность использования более эффективного визуального восприятия учебного материала. Там, где это целесообразно, текстовые описания объектов должны заменяться их изображениями, моделями, образами. При этом форма образов и моделей должна отвечать эстетическим требованиям профессиональной культуры и эргономики.

Правильно подобранные иллюстрации создают эмоциональный настрой, образ, позволяющий пережить научное знание в эстетической форме. Они на современном уровне выполняют роль, ранее отводившуюся плакатам как средству наглядности в учебном процессе.

Отсюда вытекает требование насыщения мультимедийного конспекта (для лучшего понимания и запоминания учебного материала) документальными фотографиями, рисунками, компьютерной графикой, видеофрагментами. Особую ценность представляют документальные фотографии и видеозаписи, так как они представляют объект изучения на лекции таким, какой он есть в реальной жизни или в производственной практике. В видеозаписи можно показать естественные катастрофические процессы — сход снежной лавины, землетрясение, наводнение, формы рельефа, ландшафты, поверхность Земли из космоса и т. д. Можно заранее подготовить материал для лекции: произвести съёмки таких процессов, как резка, фрезерование и другие процессы металлообработки,

последовательность сборки или разборки изделия, ход лабораторной работы.

Компьютерная графика может сочетать реалистичность фотографии и свободу рисунка, поэтому становится наиболее употребимой в электронном конспекте лекций (далее в тексте — ЭКЛ) и других электронных средствах обучения.

Следует учитывать, что при восприятии экранного поля взгляд сначала фиксируется на иллюстрации, а потом — на тексте. Поэтому лучше в первую очередь показать предваряющий текст, затем — иллюстрацию. В противном случае всё внимание учащихся будет сосредоточено на изучении деталей иллюстрации, а учебный текст окажется на втором плане. Показ объектов изучения (рассмотрения, обсуждения) «как они есть» позволяет ввести определения, которые относят к остенсив-ным. Легче ввести и определения «по роду и видовому отличию», показав сравниваемые объекты на фотографии или видео.

Количественное соотношение между визуальными и вербальными компонентами (между формой и содержанием) определяется функциональной направленностью предъявляемой информации.

В тех областях, где необходимо создать мотивацию к знакомству с материалом, возможно использование рекламного стиля подачи визуальной информации. Здесь основным требованием к иллюстрации являются размер, контраст, визуальная «громкость». Для удержания внимания иллюстрация должна содержать в себе нечто оригинальное и привлекательное. Такого рода иллюстрации могут использоваться на вводно-мотивационной части лекции (в том числе как заставка перед началом лекции) или для невербальной (визуальной) формы постановки контрольного вопроса по лекции в её завершении. Однако совершенно неприемлемо сплошное использование рекламного стиля по всему объёму лекции-презентации.

Для того, чтобы не происходило явление «затмения» информации, её подача должна быть организована во времени и в пространстве экрана дискретно, объёмами, соответствующими объёму кратковременной

ф

дубцева.

памяти учащихся данной возрастной группы и уровня полученного ранее образования. С целью активации психических процессов восприятия и удержания внимания к информации переход к новой её порции может быть акцентирован во времени сменой цветовой палитры изображений и фона, звуком или движением изображений на экране.

Во всех случаях представление учебного материала в ЭКЛ не должно быть равномерным, монотонным. Как правило, в пределах одной лекции можно выделять четыре-пять акцентов, привлекающих внимание зрителя (используя эффект неожиданности, удивления, эмоционального оживления). Выделения желательно располагать по нарастанию эффекта, чтобы предыдущее впечатление не «маскировало» последующее действие.

В качестве иллюстративного материала можно использовать и результаты компьютерного моделирования процессов, происходящих на глазах учащихся. Примерами «живых» графиков могут быть демонстрации изменения формы статистических и спектральных распределений, линий напряжённости поля системы зарядов, перехода фрактальных границ, появления бифуркаций и динамического хаоса, эффектов Доплера, Комптона и т. д. Можно также использовать анимационные модели, разработанные для электронного учебного пособия на компакт-диске.

Большая часть схем

- и рисунков лектора

может быть аними-рована. Анимация и показ объектов с разных точек зрения (как способ организации информации в ЭКЛ) будут факторами повышения педагогической эффективности процесса. Как правило, временная последова-

8 Стародубцев В.А. Создание и применение электронного конспекта лекции: Учебн. пособие / В.А. Стародубцев. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.tpu.ги:7777/ SHARED;/s/STARODUBTSEV_V_A/Tab4/ SozdanieEKL.pdf

Вострикова Е.А. Мультимедийный урок в современной школе: интеграция педагогических | и информационных технологий: Монография / Е.А. Вострикова, Н.Н. Огольцоёа / Под ред. проф. В.А. Старо-

Новокузнецк: ИПК, 2009.

тельность построения авторского рисунка (схемы и т. д.) на аудиторном экране должна соответствовать темпу обычного построения этих рисунков или схем мелом на доске, чтобы учащиеся могли успеть зарисовать иллюстрацию.

Из сферы неформального образования в ЭКЛ относительно легко вставляются ресурсы таких сервисов сети Интернет, как YouTube и SlideShare (необходим вход в Интернет из лекционной аудитории). На первом из них можно найти видеоматериалы, на втором — презентации образовательного характера длительностью от двух до десяти минут, которые годятся для демонстрации в качестве вспомогательного материала. Естественно, перед лекцией такие материалы должны быть заблаговременно открыты лектором на аудиторном компьютере.

В заключение заметим, что всё больше информации мы черпаем не из книг, а с экранов нетбуков, персональных компьютеров и коммуникаторов, мобильных телефонов, позволяющих приём телевизионного сигнала. Книгопечатание (не только учебное) просто не успевает за темпом роста объёма информации, при котором она удваивается, по некоторым данным, каждые 72 часа.

В таких условиях широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности, включая образовательную, и средства аудиовизуальных технологий позволяют заменить статичную текстовую среду общения в Интернет, в учебных изданиях и в аудиториях с традиционным мелом или маркером и доской на динамичную аудиовизуальную среду экранного представления.

Дополнительные педагогические требования к аудиовизуальным средствам учебного назначения и материалы, иллюстрирующие принципы использования АВТ на лекционных занятиях, можно найти в работах В. А. Стародубцева и Е. А. Вос-триковой8. □

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.