Научная статья на тему 'Аудиовизуальное творчество в социально-культурной сфере'

Аудиовизуальное творчество в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1093
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хилько Николай Федорович

С помощью анализа природы аудиовизуального творчества автором выделены особенности деятельности, лежащие в ее основе, и определены инновационные характеристики форм видения (непосредственного, моментального, виртуального, реализованного, ассоциативного, визуализирующего, интегративного, символического, прогностического и архетипического), что создает возможности творческой самореализации, что очень важно для деятельности операторов видео и телевизионных студий как профессионального, так и альтернативного характера, в работе со студентами факультетов и колледжей культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audiovisual creativity in social and cultural sphere

With the help of the analysis of the nature of audiovisual creativity the author allocates the features of activity and innovational characteristics of the forms of vision (direct, instant, virtual, realized, associative, visualizing, integrating, symbolical, forcasting and archetypical) are determined, that creates opportunities of creative self realization, that it is very important for activity of operators of video and television studios both professional and alternative character, working with students of faculties and colleges of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальное творчество в социально-культурной сфере»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 371.68 : 008 Н. Ф. ХИЛЬКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

С помощью анализа природы аудиовизуального творчества автором выделены особенности деятельности, лежащие в ее основе, и определены инновационные характеристики форм видения (непосредственного, моментального, виртуального, реализованного, ассоциативного, визуализирующего, интегративного, символического, прогностического и архетипического), что создает возможности творческой самореализации, что очень важно для деятельности операторов видео- и телевизионных студий как профессионального, так и альтернативного характера, в работе со студентами факультетов и колледжей культуры и искусств.

В генезисе аудиовизуальных видов деятельности совершенствование творческого потенциала личности возможно через использование материала в рамках функциональной ситуации. В истории развития информационной культуры выделяются допись-менная, интегрированная с письменной и безписьмен-ная автономная (аудиовизуальная) знаковая система. Они лежат в основе современной информационной культуры и существенно интенсифицируют аудиовизуальную креативность .

Очевидно, природа аудиовизуального творчества в своей сущности состоит в генеалогической ретроспекции видения, соединенного с диалоговым характером аудиовизуального восприятия. Эта деятельность разворачивается преимущественно в пространстве медиадосуга, в который включаются относи-

тельно регулярные и не всегда институциональные проявления любительских занятий.

Границы аудиовизуального творчества заключаются в преобладании свободных образов-типов в многожанровой адаптированной тематике разнонаправленных произведений. Полученные символы позволяют духовно обновляться и совершенствоваться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Здесь наряду и вне зависимости от профессиональных ориентаций развивается художественный вкус, возникают условия для творческого роста личности. Опираясь на данные о понятиях и функциях аудиовизуального творчества, выделим следующие особенности деятельности, лежащие в ее основе.

1. Визуальная образность имеет полное сходство с изобразительным искусством и по аналогии с фазами

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

рисования (Е. Кольченко, 2000) обнаруживает наличие следующих этапов: тектонического (постижение смысла и оставление следа) — следовая фаза; схватывании изображений (схематическое рисование); идеографическую (установление внутренних связей изображаемого) — фаза комбинирования усвоенных приемов. Уже здесь ощущается переход от частного восприятия к видению целостного образа, и затем — к ассоциативно-аналитической переработке перцептивной модели и её сознательному воплощению.

2. Вариативность использования техники обнаруживается в визуально-техническом (визуальном) творчестве. Она проявляет себя в художественной фотографии, дизайне и компьютерном творчестве.

Визуально-техническое творчество как форма визуально-образного отражения действительности проявляется как сумма отношений через синтез восприятия и его продуктивно-технического выражения. Здесь впервые рассматривается структура способностей и механизм их развития в процессе перцептивной деятельности, через овладение «медиаязыком» и в ходе поиска изобразительных решений в эвристическом, по существу, пространстве, направленном на продуктивную деятельность.

3. Установка на эстетическую сензитивность (чувствительность к созданию новых представлений о красоте реальности), проявляющаяся в аудиовизуальном (экранном) творчестве с художественной точки зрения тесно связана с эстетическим восприятием.

4. Знаково-коммуникативное самовыражение в

социокультурном и эстетическом функционировании любительского (народного) творчества обосновано А. А. Гуком (1992). Новый подход к кинолюбительству как техногенному виду творческого досуга связан с тем, что он является средством развития духовности. Аудиовизуальное творчество понимается здесь как многофункциональное явление, выражающееся в творческом самовыражении, самоактуализации, иконической ретроспекции, документальности, экспериментаторстве, развлечении, эстетики жизнедеятельности, отражении латентных явлений в сфере досуга, критическом социальном влиянии, популяризации ценностей культуры.

5. Информационно-техническая интеграция хорошо проявляется на примере компьютерного творчества, что рассматривается в контексте изучения эстетики становления компьютерного искусства (В. Вудард, 2000); компьютерных технологий в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы (Н. А. Лепская, 1999).

Комплексное изучение художественного развития и личностных характеристик дает возможность сотворчества и гуманизации образования, дополнения и расширения художественного мышления за счет поддержки в развития специальных художественных способностей, навыков и умений, расширения информационного поля воздействия произведений искусства, соединения разнонаправленной аудио- и визуальной информации, применения интерактивных программ.

6. Преобладание диалога в передаче медиаинформации основано на активизации позиций субъекта медиатворчества в процессе становления диалоговых отношений по отношению к другому человеку, обществу, истории и культуре в целом. Здесь большое значение придается получению участниками поли-художественных впечатлений от медиаинформации, сопоставления её с реальностью и очеловечиванию условного пространства до последующего его одухо-

творения, использование синтеза искусств в монтаже, применение «коллективного соавторства»; проектирование, макетирование и дизайн медиакомпозиций; съемка фильмов, использование драматизации и монтажа. Можно также говорить о ситуативном конструировании визуальных архетипов экранного творчества, основанного на мгновенном, кратчайшем переводе мысли в образ. Здесь играют роль эффекты имитации, «динамическое, временное развитие образа, идеи» [1; с. 233, 239], визуальной интерпретации объектов реальности, в котором смешиваются реальные и виртуальные элементы, случайности, спонтанные находки. Здесь в основе подобного восприятия лежит углубленное видение свойств предметов, вещей, явлений как примеров «воплощения определенных общих понятий» ( Р. Арнхейм, 1971), универсальных архетипов. Основываясь на особенностях виртуальной реальности, выделенных еще П. Флоренским, следует отметить, что данному виду творчества присущи следующие черты: актуализация событий реального мира, соединение реального участия и иллюзии, человекомерность и антропоцентризм, обязательность «порождения» новых смыслов и образов [2].

8. Автономность ( персоноцентризм ) как способ создания визуальных архетипов в аудиовизуальном творчестве может быть рассмотрена также с точки зрения народной культуры. В этом отношении характерны взгляды А. А. Гука, К. Г. Богемской, А. Л. Сокольской, В. Т. Стигнеева, В. Н. Максимова и др. В связи с этим, как отмечает А. А. Гук, в кинотворчестве может проявляться два вида авторства: персонифицированное и анонимное. Тем не менее и в том, и в другом случае аудиовизуальное творчество предстает в определенных своих проявлениях как форма народной художественной культуры хотя бы на том основании, что оно сближается с фольклором и народным искусством благодаря самому признаку авторства. Другим признаком, сближающим аудиовизуальное с традиционными видами народного художественного творчества, является опора на архетипы художественного сознания и сформированные на этой основе модели восприятия и картины мира.

9. Использование этнокультурных ориентаций. Налицо взаимодействие народного традиционного и современного аудиовизуального творчества, когда в последнем используются мотивы, образные созвучия, элементы аудиоряда, фона и т.д. [3]. Это позволяет усилить художественное впечатление от фильма, установить духовные связи с первоистоками художественных образных традиций. Особенности этнокультурного типа аудиовизуального творчества проявляются в обогащении национально обусловленными художественными мотивами, опоре на традиции, в «символизации мгновения», аудиовизуальными средствами. Взаимодействие пластических мотивов и конфликтов рождает, по мнению А. Л. Сокольской, сложные ассоциации.

Просматривается ассоциативная близость аудиовизуального ряда народным образам взаимодействие пластических мотивов, тематических, изобразительных, монтажных, композиционных, ритмических, предметных связей образного ряда [4; с. 123— 126]. На основании этих положений вырисовывается генетическая связь аудиовизуальных образов, представляющих типологию народного типа экранного творчества. Этим соображениям отвечает также замечание В.И. Фомина относительно разностороннего движения от одного типа творчества к другому, обусловливающего индивидуальные творческие про-

явления и впитывающие в себя опыт, приемы, образы, мотивы народного искусства [5; с. 36].

10. Способность к социальной аттракции — притяжению, привлечению к фильмам представителей ближайшего окружения и самоопределение в их среде в экранной культуре связана с взаимозависимостью, коллективностью деятельности. Так, В. Т. Стиг-неев понимает народность аудиовизуального (фотографического) творчества в коллективности объединения любителей, культивировании ими определенных устойчивых тем, сюжетов, участие в социально значимой деятельности. Большую роль, по мнению автора, играет обогащение медиасферы нестандартными произведениями любителей, что, во-первых, способствует пропаганде данного вида творчества, во-вторых, усиливает иллюстративную функцию фильмов, что способствует привлечению к нему новых читателей, зрителей. При этом отмечается тяготение любителей к «художественному отображению мира», которое при помещении в газету или при выходе в эфир приобретает широкий социальный смысл.

Такая иерархия приводит к видению структуры творческой экранной деятельности, складывающейся из следующих компонентов: зрительского, сценарного, съемочного, монтажного, интерактивного и критического. Эта градация компонентов медиа-творческого процесса просматривается во всех видах художественной, технической и коммуникативной деятельности. Она показывает усложнение креативной или личностной значимости медиакультуры.

Перцептивная сторона аудиовизуального творчества, заложенного в общении, восприятии и мышлении, тесно связана с моментами последовательности и последействия, что придает мыслительному процессу характер образного конструкта, создающего свой способ видения-мышления, в котором синкретично связаны акты восприятия и осмысления. При этом, как справедливо отмечает А. Г. Соколов, этот двуединый процесс восприятия-мышления может различаться на два уровня, на первом из которых процесс протекает крайне однообразно, а на втором — проходит непосредственная переработка сенсорной информации и начинается все индивидуальное, различное, отличающее одного пользователя экранной информации от другого. Здесь субъективность автора «отчетливо проявляется в акте отбора, вычленения событий, фактов, черт, деталей реальной или воображаемой действительности, которые личность художника находит наиболее ценными и выразительными» [6; с. 29, 38].

Содействие процессу мышления в аудиовизуальных формах происходит за счет знакового, изобразительно-образного, образно-пластического, и образнозвукового материала, автономия или сочетание которых дает всякий раз определенное действие. В то же время здесь нужно иметь в виду, что выразительность экрана неоднородна, поскольку на разных уровнях она охватывает разные коммуникативные механизмы, связанные с восприятием, использованием различной техники, «социокультурными» данностями того или иного порядка (К. Э. Разлогов, 1984). Следовательно, выразительность аудиовизуального ряда может быть динамической, медийной и социокультурной.

Эти три вида выразительности обусловливают и соотнесение внутреннего и внешнего видения зри-теля-пользователя. Во внутреннем видении могут воспроизводиться как образы, воспринимаемые в реальности, так и/или рожденные воображением. Самым

простым случаем видения является непосредственное сиюминутное внешнее видение реальных образов. Его первоистоки уходят в фотографию. Непосредственному видению близко моментальное видение, основанное на действии интуиции, благодаря которой происходит мгновенное реагирование на происходящее, построенное на подсознательных механизмах творчества. Далее следует виртуальное видение, тесно связанное с иллюзорным, ирреальными представлениями о предмете своего творчества.

Налицо своеобразные манипуляции со зрительным материалом, которые предшествуют аудиовизуальному восприятию или следуют за ним (отсюда понятия «предречь» и «посткоммуникативный эффект»). Основываясь на подсознании, предсознании и надсознании как трех уровнях аудиовизуального творчества, можно смело утверждать, что наш мозг легко и смело оперирует со знаками аудиовизуального языка на всех трех уровнях. Отсюда и возможности внешнего, реализованного видения (предвидения, пред-образного мышления), лежащего в основе творческих интеракций ( А. Г. Соколов, 1997).

На всех уровнях реализации замысла в аудиовизуальном творчестве наличествует своего рода иерархия средств выразительности, включающая драматургические, пластические, звуковые, художественные, актерские и режиссерские средства. Звуковые ассоциации при этом должны соответствовать нашим представлениям об окружающем мире. Следовательно, здесь налицо взаимодействие анализаторов по принципу синестезии. К этому добавляется возможность поиска межкадровых сопоставлений.

Специфика экранного изображения в эволюции его восприятия активно сказывается на интеллектуальном и духовном развитии. Она определяет видение и понимание мира в зависимости от уровней развития мировоззрения. Это происходит в результате выстраивания заданных образов реальности, подчеркивания выразительности моментов, намеренного нарушения привычного пространства видимого мира, благодаря чему происходит конструирование определенного видения культуры. При этом происходит познание себя в творчестве и выработка отношений к миру через другого: зритель видит некоторые события только «изнутри» самого героя [7; с. 5, 122]. В восприятии фильма, по мнению Ю. Арабова, преобладает зрелищность и суггестивные проявления: координация слухового и визуального восприятия, импульсивность и природная некритичность [8].

Восприятие в экранных искусствах тесно связано с видением, которое существует на разных уровнях от бессознательного к управляемому образному решению. Отсюда выстраивается следующая типология образного видения как система многослойного психологического пространства. Следует отметить, что в процессе формирования экранной реальности происходит соединение черт восприятия ( внешнего видения ) и видения образа на экране (внутреннего видения образа). Так, видение ирреальных образов мира в воображении отражается через виртуальное видение.

Кодирование/декодирование символов в экранной информации приводит к символическому по характеру видению в виде легко узнаваемых композиционных форм. Интуитивное схватывание реальности приводит к прогностическому видению (реализованному видению, предвидению (предобразному мышлению — А. Г. Соколов), что позволяет выходить на процесс самостоятельного конструирования экранных артефактов. Далее идет процесс установления

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

Формы авдни экрвшиэп» сбрил

N2 Формы нидення эк.рамно го образа С ода ржа и ив и характар пиданин

1 Натсрвдаггшниска пидапио С и км и нутнпз пюш I кчо пидаыив рсаалпнот □б раза

2 !М □мвн'лзлы-ов подгнив Инту ити ш-иэв с клети нон ис! рсйал1«1-сх:ти

2> Ар шаги пи чек: кон пи дан № Псйркход н пшин мвтасмыслап

Ас с о ц и а тип и ос кидание Усзиыоппивмивс^б разных енн.зой ггр и 5,1 а и мода№:тпии В нут ран него и Вы а ш шт нидан ИЯ

5 И нтара кти пиво! пидаы на фг:<р МИ ропа 1-0-1 Сй КО мму ПИ КДТИПИО-5 И ргуолпм и X I ш коп пр и паз и мцдай-Гтпии пнутрыиныга и пнаш ивт пидс&и н

б И нтагратипмоа [с интати чкэскаа) квдвнвв [Т М. Гсайдаи к.и ид) Фар ми ропа ыиа с и 1 ксзейэ ий лег мопв Знугрвм 1-кго пидам ин

7 В изуалид ирушщов видами С: [ пидамив-ш=Е: гсз ми на н и с) Бнутронысэв пидаыив быпмвгп образа

Л П роП-ЕСТИЧС-Ж КОВ ПИДСЗ1 ИС: (ггредпидам №, роализона н ног пидан ив] П ркдобра-зноа м ы 111.421-1 ив | А. Г. С онсыоп]

9 В иртуалы-1 ска пиданив Внутрса! ыаа и ррснлыюс: пидсмис;

10 Сим ПОЛИ ЧОЕ КОС! 11 ИДС: 11 и С: В» кие нсзв дайсшив и код и рзпаХно/доколи рона в но см ыею п

образных связей реальности в подсознании, что проявляется в переходе от предвидения к ассоциативному видению, то есть реализованному умению раскрыть образный смысл через аналогии, эстетические связи и конструкции. Формирование коммуникативновиртуальных смыслов усиливает интерактивность, то есть социальную воздейственность видения.

Ассоциативное видение экранных образов — это более сложный психологический механизм, основанный на установлении различных образных связей метафорического характера в процессе взаимодействия внутреннего и внешнего систем восприятия. Наряду с этим начинает формироваться и интерактивная система видения, которая заключается в постепенном формировании коммуникативно-виртуальных знаков в процессе взаимодействия внутреннего и внешнего форм видения.

С деятельностью памяти и эмоций тесно связано визуализирующее видение (видение-воспоминание), в котором происходит внутренняя актуализация бывшего ранее образа, который давлеет над творческой манерой и замыслом мастера. Впоследствии наступает важный переход к интегративному (синтетическому) видению (Т. И. Рейзенкинд), в котором отражается цепь синестезий, сочетаний звуковых и образных смыслов. Визуальные и аудиознаковые сигналы выражаются в целостном пространстве. Когда целостность начинает выходить за обозначенные рамки в поле метасмыслов, то формируется самый сложный вид видения: архетипический, в котором отражается влияние исходных и результатиру-ющих образных смыслов (табл. 1).

Таким образом, важная составляющая креативных механизмов аудиовизуального восприятия и мышления связана не только с индивидуально-психологическими особенностями восприятия экранной информации, но, прежде всего, с отбором и оценкой личностью воспринятого, созданием определенных идентификационных моделей, системы психологических установок, основанных в свою очередь, на определенных критериях, вкусах, ценностях и определяющих реакцию на воспринимаемый материал.

Благодаря экранной технике, как пишет Э. М. Ефимов, внутренний язык динамичных чувственных

образов становится средством не только внутрилич-ностной, но и межличностной, в том числе массовой коммуникации [9; с. 35]. Важной составляющей экранного образа является синтез аудиовизуального материала, повышающий информационную емкость за счет смены ракурсов, планов, точек съемки, пространственно-временного монтажа, создание звуко-и цветоэмоционального состояния, раскрытия подтекстов визуальных образов за счет их вербализации. Процесс создания синтетического образа осуществляется путем сложного поискового процесса взаимодействия логически выверенного и ассоциативного, полученного интуитивно материала.

Аудиовизуальное творчество, как и экранное творчество в целом, обладает обширным многообразием и существует только в интегральном виде. Формирующиеся подходы к различным его аспектам помогают прояснить возможность складывания определенных позиций в данном направлении. Прежде всего, оговоримся, что все аудиовизуальное творчество мы будем делить на визуальное рукотворное (изобразительное), визуально-техническое, собственно аудиовизуальное (экранное) и медиатворчество. Здесь есть общие, но и свои существенные особенности, которые, однако, не мешают проявлению типичных черт функционирования в них аудиовизуальной культуры.

Таким образом, обозначенные особенности аудиовизуального творчества, исходящие из его культуро-генеза, находят объективное отражение в инновационных характеристиках форм видения образов, представляющих собой целый ряд возможностей творческой самореализации. Использование и учет такого рода особенностей становится важной составной частью деятельности видео- и телевизионных студий как профессионального, так и альтернативного характера, действующих в Сибири. Они также находят полноценное отражение в работе со студентами факультета культуры и искусств Омского государственного университета, в котором активно развивается специализация «кино-, фото-, видеотворчество» в рамках базовой специальности «Народное художественное творчество», постепенно преобразующееся в направление подготовки бакалавров.

Библиографический список

1. Ивано-Вано И-П. Кадр за кадром. — М.,1980.

2. Флоренский П. Сочинения. Т. 2. У водоразделов мысли. — М., 1990.

3. Богемская К.Г. Образы народного творчества в открытках и документальных кинофильмах // Народное творчество и средства массовой коммуникации. — М, 1984.

4. Сокольская А.Л. Фотографические серии // Опыт «технических» искусств и творчество фотолюбителей // Народное творчество и средства массовой коммуникации. — М., 1984.

5. Фомин В.И. Правда сказки. Кино и традиции фольклора. — М. : Материк, 2001.

6. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. — М., 1997.

7. Чукеева Н.А. Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия : автореф. дис. ... канд. искусствовед. — М. : ВГИК, 2002.

8. Арабов Ю. Кинематография и теория восприятия : учеб. пособие. — М., 2003.

9. Ефимов Э.М. Искусство экрана: истоки и перспективы. - М., 1983.

ХИЛЬКО Николай Федорович, доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности.

Статья поступила в редакцию 25.08.08 г.

© Н. Ф. Хилько

удк 78+oofj.oi р. м. ШАМАЕВА

Челябинская государственная академия культуры и искусств

КРЕАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ__________________________

На основании проведенного исследования обосновывается положение, согласно которому музыкальное исполнительство представляется креативным процессом в культуре. В творчестве музыканта-исполнителя выявляются формообразующие элементы культурной среды, порождающие личностный опыт, и обнаруживаются устойчивые связи между ними. В диалоге субъектов музыкальной коммуникации рождается креативная среда, в связи с чем происходит изменение существующего пространства музыкальной культуры и культуры в целом.

Природа музыки такова, что ее бытие в культуре предполагает постоянное воспроизведение. Музыкальное исполнительство, воплощающее собой новые явления общего культурного развития, трактуется автором как креативный процесс в культуре. Музыкант-исполнитель как креативная личность является непосредственным участником культуротворческого процесса. Понимание взаимодействия внутри музыкальной коммуникации (композитора, исполнителя, слушателя) посредством музыкального произведения, обеспечивает возможность нового взгляда на внутренние механизмы развития современной культуры.

Музыка — это звучащее бытие культуры. Музыкальная материя, находящая свое воплощение в произведениях искусства, посредством исполнителя обретает реальное звучание. Взаимосвязь музыкальноисполнительского творчества и современной культуры будет предметом последующего изложения.

Музыке принадлежит особое место среди исполнительских искусств, закрепивших в европейской культуре статус художественного произведения как воплощения духовно значимого содержания в специфических формах, обеспечивающих его объективное восприятие слушателями. Рядом исследователей отмечается, что преобладая в музыкальной культуре и «количественно», и «качественно», исполнительство, в первую очередь, испытывает на себе и воплощает собой новые явления общего культурного разви-

тия (Т. В. Чередниченко, В. А. Орлова). Значит, существует определенная взаимосвязь между музыкальноисполнительским творчеством и развитием культуры.

История музыкальной эстетики свидетельствует о развитии исполнительства как важном факторе развития музыкального искусства. Например, Г. В. Ф. Гегель акцентировал внимание на развитии композиторской деятельности и практики концертно-виртуозного исполнительства в первое десятилетие XIX века, благодаря чему в Европе начало меняться и углубляться само понимание сущности музыки и ее возможностей [1]. Расширяя свое пространство, музыкальное исполнительство постепенно закрепляло за собой статус автономного творчества. В исследовании Н. Корыхаловой, посвященном интерпретации музыки, отмечается, что в романтической философии искусства, поднимавшей значение композитора-творца и созданного им произведения, на долю исполнителя оставлялась, казалось бы, пассивная роль. Однако в то же время, акцентируя значение эмоционального начала и фантазии в искусстве, романтическая эстетика позволяет считать творческой личностью и исполнителя, который также является художественной индивидуальностью, имеет право на свободное выражение своего «я», мира своих чувств и переживаний, на творческую инициативу. Таким образом, установки романтической эстетики не

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.