АУДИОЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ
С. Г. Баричев, к. т. н., ст. преп. автор проекта Audiogid.ru Тел.: 8-916-680-55-72, E-mail: [email protected], Военная академия РВСН им. Петра Великого http:// www.audiogid.ru
Audioguide is the unique product for Moscow and Saint-Petersburg citizens' and also our guests' self-education. It has been created within the framework of «Audiogid.ru» project. The audioguide's heart is the three-dimensional map where we see a route with audio tracks in mp3 format. They are available on CD as well as in Internet.
Современный уровень развития информационных технологий можно охарактеризовать как «информационную сверхпроводимость»: объем памяти карманных устройств (трЗ-плееров, КПК) превышает 1 гигабайт (при использовании миниатюрных жестких дисков - более 40 мегабайт), скорость доступа в Интернет для домашних пользователей измеряется мегабитами в секунду, а стоимость трафика часто вообще не тарифицируется, за 500 рублей в месяц в Москве можно получить неограниченный доступ к ресурсам Всемирной сети.
Однако это только технологическая составляющая прогресса. Следует признать, что содержательное наполнение этих сверхъемких и сверхдешевых информационных каналов происходит очень медленно. Разработчики только сейчас начинают осознавать, что достигнутый уровень развития позволяет создавать эффективные и доступные культурные, образовательные и информационные продукты. В качестве примера социально значимого использования возможностей технологии рассмотрим проект Audiogid.ru, который стартовал в начале 2006 года и предложил публике новый продукт - аудиоэкскурсии. В настоящее время создано и доступно 10 аудиоэкскурсий: «Невский проспект», «Петропавловская крепость», «Петергоф», «Царское село», «Метро и вокзалы Санкт-Петербурга», «Московский Кремль», «Арбат», «Замоскворечье», «Московское метро», «Булгаковская Москва».
Конечно, сами по себе аудиоэкскурсии (или аудиогиды) не новы. В любом крупном
европейском музее можно взять напрокат специальное устройство (по сути трЗ-плеер в антивандальном исполнении) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются такие ау-диогиды и в отечественных музеях: в Москве это Третьяковка, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московский Кремль, в Санкт-Петербурге - Государственный Эрмитаж, Музей Ф.М. Достоевского. Есть аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: вы звоните по специальному номеру и по тарифу почти доллар в минуту можете прослушать информацию о близлежащих достопримечательностях. Что же принципиально нового предложено проектом Audiogid.ru?
При разработке проекта его авторы исходили из того, что есть неудоволетворен-ный спрос на такую простую вещь, как городские пешеходные экскурсии. Не вызывает сомнения, что Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве - это перенасыщенный раствор истории, культуры, легенд и просто житейских баек. Все это можно прочитать в книгах, но у каждого ли современного горожанина есть время на подобный поиск. Выход - нанять экскурсовода, однако в Москве или Санкт-Петербурге заказать индивидуальную прогулку по историческим местам - серьезная проблема. Придется целиком оплатить услуги экскурсовода (от 500 р. в час за только что окончившего курсы гида-новобранца), предварительно еще и потратив время на его поиск. Или ждать «комплектования группы».
То есть те, кто называются «индивидуальные туристы» (а на самом деле просто люди, желающие потратить свободное время на совмещение полезного с приятным в виде экскурсии), обречены встретиться с суровой правдой жизни. И это не какие-то экзотические туры на северный полюс. Например, прогулка по Петергофу или Петропавлов-
ской крепости для «индивидуалов» возможна только с путеводителем в руке. А в таком интереснейшем месте, как петербургское метро, экскурсии вообще не проводятся, хотя посмотреть там есть что. А ведь многим хочется не только послушать интересный и компетентный рассказ, но и сделать это в удобное для себя время, или пройти ее в два приема (часть сегодня, часть в следующие выходные). Так что налицо отсутствие предложения для такого в общем-то естественного культурного запроса самых широких масс.
Главное, что сделано в проекте Audiogid.ru, - это разработка аудиоэкскур-сии как универсального, понятного, технологичного и доступного продукта для тех, кто любит открывать для себя что-то новое даже в самых знакомых вещах. Ядро каждой
экскурсии - качественная трехмерная карта с маршрутом (см. рис). Маршрут состоит из 10-15 остановок, для каждой из которых создан аудиотрек с рассказом в формате mp3. То есть экскурсант приезжает к началу маршрута (если это прогулка по городу, то маршрут начинается у станции метро), а затем последовательно переходит от одной остановки к другой и включает на своем тр3-плеере нужный трек. Длина маршрута обычно составляет 2-3 км, это расстояние, которое можно пройти с комфортом даже за один раз. Вся экскурсия рассчитана на 3-4 часа времени. Возможно, ничего другого и придумать нельзя, поэтому изюминку проекта авторы видят в том, что удалось сделать именно продукт с рядом важных для людей свойств.
Рис. Пример трехмерной карты маршрута
Во-первых, об универсальности. Звуковое сопровождение записано в формате тр3, что дает возможность использовать для прослушивании аудиоэкскурсии практически любое устройство. Это может быть карманный компьютер, тр3-плеер, ноутбук и даже мобильный телефон - одним словом все, что умеет воспроизводить тр3-звук. Кстати, для мобильных телефонов и старых моделей карманных компьютеров есть отдельные треки, записанные в сжатом виде. В таком варианте (так называемая МОБ!ЬЕ-версия)
двухчасовая экскурсия занимает всего около 20 мегабайт. Правда, за это приходится смириться с невысоким качеством звука (примерно как по хорошей телефонной линии). Если же вы хотите насладиться еще и «студийным» голосом диктора, то можно воспользоваться основной БиЬЬ-версией, там двухчасовая прогулка «тянет» примерно на 100 мегабайт. Так что за счет создания двух версий и записи в общепринятом формате удалось сделать потенциальную аудиторию максимально широкой.
Более того, продукт получился многослойным. Первый слой - это сама аудиоэкс-курсия, предполагающая прогулку «на местности» с интересным рассказом. Второй слой - это возможность «заочного знакомства». В экскурсию входит специальная программная оболочка (в электронной версии -это простенькая HTML-оболочка, в дисковой версии - это полноценная мультимедийная среда). Благодаря ей аудиоэкскурсию можно прослушать на обычном компьютере дома до, после или даже вместо «натурной» экскурсии. При таком домашнем прослушивании помимо звука в оболочке доступен иллюстративный материал (особенно в дисковой версии - фотографии, архивный материал, художественные произведения, карты).
Третий слой продукта - аудиоэкскурсия как аудиокнига (к слову, фирма «1С» издает как раз аудиоэкскурсии Audiogid.ru в серии «1САудиокниги»). То есть не обязательно гулять с плеером по маршруту. Если вы хорошо себе представляете охватываемую местность и по каким-то причинам находитесь вдали от нее, то экскурсию можно мысленно совершать, находясь в совершенно другом месте. Наконец, есть и еще один слой. Помимо аудиоварианта на диске можно найти еще и так называемую FULLPLUS-версию. Это все та же аудиоэкскурсия, но сделанная как слайд-шоу (с фотографиям и иллюстрациями) в формате A VI. Ее можно просмотреть на обычном DVD-плеере, а можно записать в память карманного компьютера. Во втором случае вы можете отправляться «на местность», и рассказ экскурсовода будет сопровождаться показом на экране компьютера. Причем о появлении новой картинки известит ненавязчивый звук, поэтому не обязательно ходить и все время держать перед глазами дисплей «наладонника». Достаточно держать его в кармане, а специальный звук известит о появлении новой картинки.
Есть в экскурсиях Audiogid.ru несколько продуманных мелочей. Например, если часть рассказа можно прослушать по пути от одной остановки к другой, то экскурсовод предложит начать движение, в фонограмме для этого записывается звук шагов. Это позволяет часть рассказа, не привязанного к осмотру достопримечательностей, перенести на прогулочные переходы, что, в свою очередь, избавляет слушателя от необходимости долго топтаться на одном месте. Начало и конец каждого трека сопровождаются еще одним служебным звуком - колокольчиком.
Первый настраивает на начало рассказа, второй говорит о том, что трек закончен и следует приостановить плеер, для того, чтобы перейти к следующей остановке. Не запутаться на маршруте помогает хорошая карта: на ней показаны не только остановки, но и первоначальное направление взгляда (см. рис.), а если вы возьмете с собой карманный компьютер, то фотография объекта, с которого начинается рассказ, будет показана на экране, если используется программная оболочка.
Несколько слов о том, как же продаются аудиоэкскурсии, поскольку проект изначально задумывался как окупаемый. В распространении проект опирается на два канала: традиционный и электронный, что обеспечивает устойчивый сбыт и максимально расширяет аудиторию: кто-то привык все получать «через Интернет», кто-то наоборот тяготеет к покупкам в магазинах.
Первый канал - традиционный. Изданные крупнейшим российским издателем фирмой «1С» аудиоэкскурсии на компакт-дисках продаются во всех торговых точках, где представлен ассортимент аудиокниг, в том числе в крупных торговых сетях. Второй канал - электронный. То есть аудиоэкс-курсии (карта, mp3-треки, иллюстрации, текст, а также соединяющая все это HTML-оболочка) в виде зашифрованного архива доступны для скачивания из Интернета. Чтобы купить аудиоэкскурсию, необходимо оплатить заказ, например, в службе Softkey.ru (принимаются все виды платежей, включая кредитные карты, электронные деньги и т.д.). После прохождения платежа служба присылает ключ, которым можно расшифровать архив. Чтобы не покупать «кота в мешке», любая из экскурсий доступна в демо-версии. Она отличается только тем, что в ней присутствуют только 2-3 остановки, что вполне достаточно, чтобы понять стоит платить или нет.
Сейчас проектом охвачено только культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга, в планах создание аналогичных экскурсий по городам России и зарубежья. Есть некоторые наработки в создании более интеллектуального аудиогида, который будет сообщать информацию, анализируя положение экскурсанта (с помошью технологии GPS), его скорость и направление движения, выдавать ему информацию о близлежащих достопримечательностях, музеях и кафе.