Научная статья на тему 'Аудиоэкскурсии как средство самообразования'

Аудиоэкскурсии как средство самообразования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
674
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баричев С. Г.

Audioguide is the unique product for Moscow and Saint-Petersburg citizens' and also our guests' self-education. It has been created within the framework of «Audiogid.ru» project. The audioguide's heart is the three-dimensional map where we see a route with audio tracks in mp3 format. They are available on CD as well as in Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audioguides: instrument of self-education

Audioguide is the unique product for Moscow and Saint-Petersburg citizens' and also our guests' self-education. It has been created within the framework of «Audiogid.ru» project. The audioguide's heart is the three-dimensional map where we see a route with audio tracks in mp3 format. They are available on CD as well as in Internet.

Текст научной работы на тему «Аудиоэкскурсии как средство самообразования»

АУДИОЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ

С. Г. Баричев, к. т. н., ст. преп. автор проекта Audiogid.ru Тел.: 8-916-680-55-72, E-mail: [email protected], Военная академия РВСН им. Петра Великого http:// www.audiogid.ru

Audioguide is the unique product for Moscow and Saint-Petersburg citizens' and also our guests' self-education. It has been created within the framework of «Audiogid.ru» project. The audioguide's heart is the three-dimensional map where we see a route with audio tracks in mp3 format. They are available on CD as well as in Internet.

Современный уровень развития информационных технологий можно охарактеризовать как «информационную сверхпроводимость»: объем памяти карманных устройств (трЗ-плееров, КПК) превышает 1 гигабайт (при использовании миниатюрных жестких дисков - более 40 мегабайт), скорость доступа в Интернет для домашних пользователей измеряется мегабитами в секунду, а стоимость трафика часто вообще не тарифицируется, за 500 рублей в месяц в Москве можно получить неограниченный доступ к ресурсам Всемирной сети.

Однако это только технологическая составляющая прогресса. Следует признать, что содержательное наполнение этих сверхъемких и сверхдешевых информационных каналов происходит очень медленно. Разработчики только сейчас начинают осознавать, что достигнутый уровень развития позволяет создавать эффективные и доступные культурные, образовательные и информационные продукты. В качестве примера социально значимого использования возможностей технологии рассмотрим проект Audiogid.ru, который стартовал в начале 2006 года и предложил публике новый продукт - аудиоэкскурсии. В настоящее время создано и доступно 10 аудиоэкскурсий: «Невский проспект», «Петропавловская крепость», «Петергоф», «Царское село», «Метро и вокзалы Санкт-Петербурга», «Московский Кремль», «Арбат», «Замоскворечье», «Московское метро», «Булгаковская Москва».

Конечно, сами по себе аудиоэкскурсии (или аудиогиды) не новы. В любом крупном

европейском музее можно взять напрокат специальное устройство (по сути трЗ-плеер в антивандальном исполнении) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются такие ау-диогиды и в отечественных музеях: в Москве это Третьяковка, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московский Кремль, в Санкт-Петербурге - Государственный Эрмитаж, Музей Ф.М. Достоевского. Есть аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: вы звоните по специальному номеру и по тарифу почти доллар в минуту можете прослушать информацию о близлежащих достопримечательностях. Что же принципиально нового предложено проектом Audiogid.ru?

При разработке проекта его авторы исходили из того, что есть неудоволетворен-ный спрос на такую простую вещь, как городские пешеходные экскурсии. Не вызывает сомнения, что Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве - это перенасыщенный раствор истории, культуры, легенд и просто житейских баек. Все это можно прочитать в книгах, но у каждого ли современного горожанина есть время на подобный поиск. Выход - нанять экскурсовода, однако в Москве или Санкт-Петербурге заказать индивидуальную прогулку по историческим местам - серьезная проблема. Придется целиком оплатить услуги экскурсовода (от 500 р. в час за только что окончившего курсы гида-новобранца), предварительно еще и потратив время на его поиск. Или ждать «комплектования группы».

То есть те, кто называются «индивидуальные туристы» (а на самом деле просто люди, желающие потратить свободное время на совмещение полезного с приятным в виде экскурсии), обречены встретиться с суровой правдой жизни. И это не какие-то экзотические туры на северный полюс. Например, прогулка по Петергофу или Петропавлов-

ской крепости для «индивидуалов» возможна только с путеводителем в руке. А в таком интереснейшем месте, как петербургское метро, экскурсии вообще не проводятся, хотя посмотреть там есть что. А ведь многим хочется не только послушать интересный и компетентный рассказ, но и сделать это в удобное для себя время, или пройти ее в два приема (часть сегодня, часть в следующие выходные). Так что налицо отсутствие предложения для такого в общем-то естественного культурного запроса самых широких масс.

Главное, что сделано в проекте Audiogid.ru, - это разработка аудиоэкскур-сии как универсального, понятного, технологичного и доступного продукта для тех, кто любит открывать для себя что-то новое даже в самых знакомых вещах. Ядро каждой

экскурсии - качественная трехмерная карта с маршрутом (см. рис). Маршрут состоит из 10-15 остановок, для каждой из которых создан аудиотрек с рассказом в формате mp3. То есть экскурсант приезжает к началу маршрута (если это прогулка по городу, то маршрут начинается у станции метро), а затем последовательно переходит от одной остановки к другой и включает на своем тр3-плеере нужный трек. Длина маршрута обычно составляет 2-3 км, это расстояние, которое можно пройти с комфортом даже за один раз. Вся экскурсия рассчитана на 3-4 часа времени. Возможно, ничего другого и придумать нельзя, поэтому изюминку проекта авторы видят в том, что удалось сделать именно продукт с рядом важных для людей свойств.

Рис. Пример трехмерной карты маршрута

Во-первых, об универсальности. Звуковое сопровождение записано в формате тр3, что дает возможность использовать для прослушивании аудиоэкскурсии практически любое устройство. Это может быть карманный компьютер, тр3-плеер, ноутбук и даже мобильный телефон - одним словом все, что умеет воспроизводить тр3-звук. Кстати, для мобильных телефонов и старых моделей карманных компьютеров есть отдельные треки, записанные в сжатом виде. В таком варианте (так называемая МОБ!ЬЕ-версия)

двухчасовая экскурсия занимает всего около 20 мегабайт. Правда, за это приходится смириться с невысоким качеством звука (примерно как по хорошей телефонной линии). Если же вы хотите насладиться еще и «студийным» голосом диктора, то можно воспользоваться основной БиЬЬ-версией, там двухчасовая прогулка «тянет» примерно на 100 мегабайт. Так что за счет создания двух версий и записи в общепринятом формате удалось сделать потенциальную аудиторию максимально широкой.

Более того, продукт получился многослойным. Первый слой - это сама аудиоэкс-курсия, предполагающая прогулку «на местности» с интересным рассказом. Второй слой - это возможность «заочного знакомства». В экскурсию входит специальная программная оболочка (в электронной версии -это простенькая HTML-оболочка, в дисковой версии - это полноценная мультимедийная среда). Благодаря ей аудиоэкскурсию можно прослушать на обычном компьютере дома до, после или даже вместо «натурной» экскурсии. При таком домашнем прослушивании помимо звука в оболочке доступен иллюстративный материал (особенно в дисковой версии - фотографии, архивный материал, художественные произведения, карты).

Третий слой продукта - аудиоэкскурсия как аудиокнига (к слову, фирма «1С» издает как раз аудиоэкскурсии Audiogid.ru в серии «1САудиокниги»). То есть не обязательно гулять с плеером по маршруту. Если вы хорошо себе представляете охватываемую местность и по каким-то причинам находитесь вдали от нее, то экскурсию можно мысленно совершать, находясь в совершенно другом месте. Наконец, есть и еще один слой. Помимо аудиоварианта на диске можно найти еще и так называемую FULLPLUS-версию. Это все та же аудиоэкскурсия, но сделанная как слайд-шоу (с фотографиям и иллюстрациями) в формате A VI. Ее можно просмотреть на обычном DVD-плеере, а можно записать в память карманного компьютера. Во втором случае вы можете отправляться «на местность», и рассказ экскурсовода будет сопровождаться показом на экране компьютера. Причем о появлении новой картинки известит ненавязчивый звук, поэтому не обязательно ходить и все время держать перед глазами дисплей «наладонника». Достаточно держать его в кармане, а специальный звук известит о появлении новой картинки.

Есть в экскурсиях Audiogid.ru несколько продуманных мелочей. Например, если часть рассказа можно прослушать по пути от одной остановки к другой, то экскурсовод предложит начать движение, в фонограмме для этого записывается звук шагов. Это позволяет часть рассказа, не привязанного к осмотру достопримечательностей, перенести на прогулочные переходы, что, в свою очередь, избавляет слушателя от необходимости долго топтаться на одном месте. Начало и конец каждого трека сопровождаются еще одним служебным звуком - колокольчиком.

Первый настраивает на начало рассказа, второй говорит о том, что трек закончен и следует приостановить плеер, для того, чтобы перейти к следующей остановке. Не запутаться на маршруте помогает хорошая карта: на ней показаны не только остановки, но и первоначальное направление взгляда (см. рис.), а если вы возьмете с собой карманный компьютер, то фотография объекта, с которого начинается рассказ, будет показана на экране, если используется программная оболочка.

Несколько слов о том, как же продаются аудиоэкскурсии, поскольку проект изначально задумывался как окупаемый. В распространении проект опирается на два канала: традиционный и электронный, что обеспечивает устойчивый сбыт и максимально расширяет аудиторию: кто-то привык все получать «через Интернет», кто-то наоборот тяготеет к покупкам в магазинах.

Первый канал - традиционный. Изданные крупнейшим российским издателем фирмой «1С» аудиоэкскурсии на компакт-дисках продаются во всех торговых точках, где представлен ассортимент аудиокниг, в том числе в крупных торговых сетях. Второй канал - электронный. То есть аудиоэкс-курсии (карта, mp3-треки, иллюстрации, текст, а также соединяющая все это HTML-оболочка) в виде зашифрованного архива доступны для скачивания из Интернета. Чтобы купить аудиоэкскурсию, необходимо оплатить заказ, например, в службе Softkey.ru (принимаются все виды платежей, включая кредитные карты, электронные деньги и т.д.). После прохождения платежа служба присылает ключ, которым можно расшифровать архив. Чтобы не покупать «кота в мешке», любая из экскурсий доступна в демо-версии. Она отличается только тем, что в ней присутствуют только 2-3 остановки, что вполне достаточно, чтобы понять стоит платить или нет.

Сейчас проектом охвачено только культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга, в планах создание аналогичных экскурсий по городам России и зарубежья. Есть некоторые наработки в создании более интеллектуального аудиогида, который будет сообщать информацию, анализируя положение экскурсанта (с помошью технологии GPS), его скорость и направление движения, выдавать ему информацию о близлежащих достопримечательностях, музеях и кафе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.