УДК 614.8:377/378
В.М. Аппель (ГУ МЧС России по г. Москва)
АТТЕСТАЦИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
V.M.Appel RESCUE PERSONAL REVIEW
Установлены квалификационные требования к спасателям, которые должны профессионально соответствовать и выполнять многообразную работу в сложных ситуациях
There are established qualification requirements for the rescue personal who should professionally conform and
carry out multivarious job in complicated situations
1. Руководящие документы по аттестации
Спасатель — одна из самых «молодых» профессий в России. И не только потому, что основную массу представителей этой профессии составляют люди в возрасте до 35 лет, а потому, что она появилась в Едином тарифно-квалификационном справочнике только в 1992 году.
Это произошло после того, как были разработаны и согласованы с Министерством труда и занятости квалификационные требования на работников спасательной службы. После доработки они вошли в приказ Председателя ГКЧС от 28 декабря 1992 года № 229.
В Приложении № 3 приказа в категорию «Специалисты» введены должности: спасатель, спасатель 3 класса, спасатель 2 класса, спасатель 1 класса, спасатель международного класса.
В Приложении № 4 приказа определен порядок проведения аттестации служащих с целью установления соответствия работника занимаемой должности.
В Приложении № 5 приказа определены должностные обязанности и квалификационные требования, предъявляемые к каждой должности.
С развитием и созданием новых сил в ГКЧС и привлечением спасательных формирований из других министерств и ведомств возникла необходимость упорядочить их регистрацию, повысить готовность к действиям в ЧС и профессиональную подготовку, разработать критерии оценки готовности аварийноспасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) и спасателей, создать организационную структуру их аттестации.
Для этих целей постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года № 507 при ГКЧС создана Государственная комиссия по аттестации АСС, АСФ и спасателей на территории Российской Федерации. В настоящее время эта комиссия называется Межведомственной аттестационной комиссией (МАК). 11 марта 1992 года МАК утвердила «Положение об аттестации АСС, АСФ и спасателей на территории Российской Федерации».
На основании этого «Положения...» были созданы региональные и административно-террито-
риальные аттестационные комиссии (АК), формируемые на базе региональных органов ГКЧС и КЧС и ПБ субъектов РФ, центральные и территориальные ведомственные АК министерств и ведомств, в структуре которых имеются спасательные формирования.
22 августа 1995 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Статья 9 закона устанавливает, что к непосредственному исполнению обязанностей спасателей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие полное среднее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ (АСР).
Статья 12 закона устанавливает, что все АСС и АСФ подлежат аттестации. АСС, АСФ, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС, к проведению АСР не привлекаются.
Статья 23 закона устанавливает, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и после аттестации на проведение АСР.
Статья 25 закона устанавливает, что спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателя.
Во исполнение закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации АСС, АСФ и спасателей», которое действует по настоящее время (с дополнениями и изменениями от 04.06.03 г.).
Постановлением утверждены «Основные положения аттестации АСС, АСФ и спасателей» и поручено МАК утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей.
Пункт 2 «Основных положений. » устанавливает, что аттестация проводится с целью определения возможности выполнения АСС, АСФ и спасателями возложенных на них задач. В ходе аттестации
Научно-технические разработки
Официальный раздел
обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка спасателей АСС, АСФ, их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению АСР.
Пункт 5 устанавливает, что аттестованным АСС, АСФ выдаются Свидетельство на право ведения определенных видов АСР, а спасателям -удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя.
Пункт 6 устанавливает, что АСС, АСФ и спасатели подлежат первичной, периодической и внеочередной аттестации.
Первичной аттестации подлежат вновь создаваемые АСС, АСФ, а также граждане, решившие стать спасателями.
Периодическая аттестация АСС, АСФ и спасателей проводится по истечении срока их аттестации, но не реже одного раза в три года.
Внеочередная аттестация АСС, АСФ и спасателей проводится в случае изменения вида выполняемой ими АСР, а также в случае выявленных в ходе проверки уполномоченными на то лицами или комиссиями нарушений требований, предъявляемых к АСС, АСФ и спасателям.
Пункт 7 устанавливает, что АК организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми МАК.
На основании этого были разработаны и утверждены на заседании МАК (протокол № 4 от 18 декабря 1997 года) «Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей».
2. Цели и задачи аттестации, организационная структура аттестационных органов
2.1. Цель аттестации АСС, АСФ и спасателей
- определение их профессиональной готовности к реагированию на ЧС природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации.
2.2. Основные задачи аттестации:
- проверка степени готовности и возможности привлечения АСС, АСФ к выполнению АСДНР в ЧС;
- проверка уровня знаний, профессиональной выучки, первоначальной противопожарной и медицинской подготовки, физической, психологической, моральной готовности и состояния здоровья спасателей;
- проверка оснащенности аттестуемых техникой, имуществом и снаряжением для решения ими задач по предназначению.
2.3. Для проведения аттестации на федеральном, региональном и территориальном уровнях создаются постоянно действующие межведомственная, ведомственные, региональные и территориальные аттестационные комиссии.
2.3.1 Межведомственная аттестационная комиссия (МАК)
В состав МАК входят представители федеральных органов исполнительной власти, в структуре которых имеются АСС, АСФ, а также федеральных органов надзора за безопасным ведением работ в промышленности.
Председатель МАК - Министр МЧС России, заместители председателя - заместители Министра МЧС России.
МАК проводит аттестацию спасателей на квалификацию «Спасатель международного класса» и профессиональных АСС, АСФ федерального уровня, действующих на всей территории Российской Федерации и за рубежом, а также их руководящего состава.
На МАК возложено ведение реестра АСС, АСФ на территории РФ, организация изготовления и оформления «Свидетельств на право ведения АСДНР».
2.3.2 Ведомственные аттестационные комиссии
Перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ, в которых создаются АК, утверждается решением МАК (Приложение № 2 «Квалификационных требований.»).
При необходимости создаются центральные, отраслевые, региональные, территориальные и объектовые ведомственные АК.
Каждой АК (кроме МАК) присваивается номер, который используется при оформлении аттестационных документов и регистрации.
Например: территориальная АК Ростовской области имеет номер 8-311. Первое число — номер ведомства по приложению № 2 (МЧС), второе число: первая цифра (3) — порядковый номер Северо-Кавказского региона по приложению № 3, две последующие цифры (11) — порядковый номер Ростовской области в Северо-Кавказском регионе.
На каждом аттестационном документе ставится номер АК, его выдавшей, а через тире — регистрационный номер спасателя.
Ведомственные АК проводят аттестацию ведомственных АСС, АСФ, нештатных и общественных АСФ (по профилю ведомства), спасателей (по профилю ведомства — до квалификации «Спасатель 2 класса» включительно).
2.3.3 Региональные аттестационные комиссии
Региональные АК создаются при региональных центрах МЧС России. Председатель региональной АК — начальник регионального центра. Составы региональных АК утверждаются МАК.
Региональные АК проводят аттестацию профессиональных АСС, АСФ, в зону ответственности которых входят территории двух и более субъектов РФ соответствующего региона, нештатных и общественных АСФ регионального уровня, спасателей (до квалификации «Спасатель 1 класса» включительно).
2.3.4 Территориальные аттестационные комиссии
Территориальные АК создаются при органах
исполнительной власти субъектов РФ. Составы территориальных АК согласовываются с соответствующим региональным центром и утверждаются МАК.
Территориальные АК проводят аттестацию профессиональных АСС, АСФ территориального уровня, нештатных и общественных АСФ территориального уровня, спасателей (до квалификации «Спасатель 2 класса» включительно).
Территориальные АК взаимодействуют с ведомственными АК по вопросам проведения аттестации ведомственных АСС, АСФ и спасателей.
3. Требования, предъявляемые при аттестации
3.1. Требования, предъявляемые к АСС, АСФ:
- соответствие АСС, АСФ утвержденной организационно-штатной структуре;
- оснащение АСС, АСФ табельными техническими и транспортными средствами;
- наличие помещений и оборудования, обеспечивающих несение дежурства;
- надежная связь с обслуживаемыми объектами и органами управления;
- система оповещения личного состава;
- места для размещения транспорта, складские помещения;
- наличие учебно-тренировочной базы.
АСС, АСФ подлежат аттестации при условии,
что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, аттестованы на право ведения АСДНР.
3.2. Квалификационные требования, предъявляемые к спасателям
Квалификация «Спасатель» присваивается гражданину, прошедшему обучение по программе подготовки спасателей и аттестованному на проведение АСР.
Квалификация «Спасатель 3 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации.
Квалификация «Спасатель 2 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 3 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации.
Квалификация «Спасатель 1 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 2 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации.
Квалификация «Спасатель международного класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 1 класса не менее двух лет, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка.
4. Материалы, представляемые для аттестации
4.1. Материалы, представляемые для аттестации АСС, АСФ
4.1.1. Первичная (внеочередная) аттестация:
- карта зоны действия;
- план обслуживаемого объекта;
- основные характеристики потенциально опасных объектов, территорий и прогнозируемых стихийных бедствий;
- перечень видов работ, к выполнению кото-
рых аттестуется АСС, АСФ;
- копия положения (устава), организационноштатная структура, ведомость укомплектованности личным составом;
- выписка из регистрационного реестра о прохождении аттестации спасателями;
- документы о наличии и состоянии оперативного автотранспорта, другой техники и имущества;
- данные об учебно-тренировочной базе (наличие спецклассов, их оснащение, схема учебного городка, место его размещения);
- данные о профессиональной подготовке спасателей в межаттестационный период.
Все материальное имущество, техника и оборудование осматриваются и проверяются членами АК на предмет соответствия предъявленным документам.
4.1.2. Периодическая аттестация:
- документы, в которые внесены изменения в межаттестационный период;
- журнал учета ведения АСР с данными о выполненных в межаттестационный период работах, подписанными должностными лицами, в чьих интересах использовались АСС, АСФ;
- отчетные документы по профессиональной подготовке спасателей в межаттестационный период.
4.2. Материалы, представляемые для аттестации спасателей
4.2.1. Первичная (внеочередная) аттестация:
- заявление в соответствующую АК;
- две фотографии 3 х 4 см;
- документы, подтверждающие прохождение спасателем обучения по программам подготовки спасателей, владение различными специальностями, наличие спортивных разрядов;
- заключение по результатам медицинского, а также психофизиологического освидетельствования о годности к работе в экстремальных условиях;
- документы, удостоверяющие личность.
4.2.2. Периодическая аттестация:
- удостоверение личности спасателя и книжка спасателя с отметкой должностных лиц об его участии в АСДНР за межаттестационный период;
- заявление в соответствующую АК.
В случае утери спасателем удостоверения личности спасателя и (или) книжки спасателя восстановление их проводится как при первичной аттестации.
В случае утраты этих документов в ходе проведения АСДНР восстановление их проводится по материалам предыдущей аттестации.
5. Практика проведения аттестации
Аттестация спасателей должна проводиться в месте, обеспечивающем проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей.
Проверка (сдача зачетов) ведется по всем видам подготовки, включенным в соответствующие программы. При этом обязательно проверяются на-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
выки практической работы с аварийно-спасательным инструментом, владение альпинистской техникой (для спасателей 3, 2 и 1 классов) и приемами оказания первой медицинской помощи.
Проверка теоретических знаний по этим и другим видам подготовки осуществляется с помощью компьютерных программ или по билетам. Наиболее прогрессивной формой проведения проверок являются решения различных ситуационных задач. Это позволяет оценить не только знания аттестуемого по конкретному виду подготовки, но и его умение принимать правильные решения (в том числе и управленческие) в экстремальных условиях.
Опыт работы лучших аттестационных комиссий России показывает, что там, где члены АК подходят к делу творчески, неформально, проведение аттестаций приводит к значительному повышению уровня подготовки спасателей, что в свою очередь ведет к повышению готовности АСС, АСФ к действиям по предназначению.
6. Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Спасатель должен уметь:
- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения РХ разведки, средства связи, оповещения, оказания первой медицинской помощи;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
- пользоваться средствами пожаротушения;
- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
- рационально и безопасно строить свою работу;
- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- оказывать самопомощь;
- проводить разборку завалов;
- выполнять такелажные, газосварочные, пог-рузоразгрузочные работы;
- осознавать степень риска;
- взаимодействовать с другими спасателями, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.п.);
- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера;
- ориентироваться на местности;
- выживать в различных ЧС;
- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;
- локализовывать распространение ЧС;
- выполнять работы в условиях боевых действий или при угрозе их возникновения;
- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами, пунктами приготовления пищи;
- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях воздействия эмоциональных нагрузок;
- работать в условиях личного риска;
- работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера;
- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
- работать в различных рабочих позах;
- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
- быстро восстанавливаться.
Спасатель должен знать:
- причины, последствия и характер протекания ЧС природного и антропогенного характера;
- терминологию;
- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателю;
- структуру МЧС России;
- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
- правила хранения и эксплуатации средств защиты;
- правила и инструкции по технике безопасности;
- технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
- приемы, методы и способы поиска пострадавших;
- сигнализацию, условные знаки, коды;
- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
- правила проведения разведки;
- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
- дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.п.);
- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
- приемы оказания первой медицинской помощи;
- приемы оказания самопомощи и самоспасения;
- правила эксплуатации средств связи и оповещения;
- оптимальные способы перемещения в различных условиях;
- основы выживания в неблагоприятных условиях;
- правила организации временных лагерей, привалов;
- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов;
- способы ориентации на местности;
- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
- правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
- особенности работы с привлечением кинологической службы;
- виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия;
- правила организации рабочего места;
- основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;
- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
- способы защиты от современных средств поражения;
- правила организации эвакуации пострадавших и населения;
- особенности региона ответственности;
- основы психологии и педагогики;
- способы восстановления;
- правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, основными профессиональными качествами:
- длительное время выполнять однообразные движения при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (природных и антропогенных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
- самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
- оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
- адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
- воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума «полезную» звуковую информацию;
- переносить кратковременные значительные физические и морально-эмоциональные нагрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
- соизмерять свои силы с предстоящей работой;
- определять расстояния между предметами;
- переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
- самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
- быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
- подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;
- согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
- накапливать опыт, извлекать ошибки;
- быть выдержанным, смелым, коммуникабельным, способным к состраданию;
- обладать чувством долга и коллективизма;
- не терять самообладание и чувство ответственности в любых ситуациях.
Научно-технические разработки