Научная статья на тему 'Аттестация сотрудников УИН в условиях реформирования'

Аттестация сотрудников УИН в условиях реформирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / АТТЕСТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / OFFICERS OF CORRECTIONS / CERTIFICATION / ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злобин Сергей Иванович

Статья посвящена анализу специфики процедуры аттестации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Исследование не только позволило выявить ряд противоречий в мнениях разноуровневых участников аттестации, но и убедительно показало необходимость совершенствования аттестации в плане повышения уровня психолого-педагогической подготовленности руководителей, необходимости учета мнения коллег, разработки современного научно-методического и информационно-аналитического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification of Corrections Officers Under Reform

The paper is devoted to peculiarities of procedure of certifying corrections officers. The study not only revealed a number of disagreements among participants of certification of different levels but also proved that it is necessary to improve the procedure in the aspect of psychological and pedagogical development of the leading staff. The researcher finds it important to take colleagues’ vision into account and develop modern scholarly, methodical and information provision of this process.

Текст научной работы на тему «Аттестация сотрудников УИН в условиях реформирования»

УДК 37.013.77

I АТТЕСТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИН I В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

С. И. Злобин

Статья посвящена анализу специфики процедуры аттестации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Исследование не только позволило выявить ряд противоречий в мнениях разноуровневых участников аттестации, но и убедительно показало необходимость совершенствования аттестации в плане повышения уровня психолого-педагогической подготовленности руководителей, необходимости учета мнения коллег, разработки современного научно-методического и информационно-аналитического обеспечения.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, аттестация, деятельностный подход.

Эффективность реформирования уголовно-исполнительной системы во многом зависит от кадровой политики. Исследователь В. Л. Кубышко подчеркивает, что для успешности преобразований требуются высокообразованные, компетентные специалисты *. Одной из ключевых составляющих работы с кадрами является аттестация. Этот процесс неразрывно связан с оценкой различных сторон аттестуемого. Как управленческая процедура, аттестация выполняет организующую, координирующую, аналитическую, оценочную и контролирующую функции. Она представляет собой педагогическое, воспитательное и управленческое действия, так как включается в контекст многоплановой деятельности органа управления УИС. Управленческая деятельность складывается из управления персоналом, направлений стимулирования развития профессионализма кадров и социальной защиты.

Координирующая роль аттестации заключается в стимулировании повышения профессионализма и результативности служебной деятельности. Аналитическая роль аттестации обусловлена установленными квалификационными требованиями.

Контролирующая часть аттестации включает оценку состояния квалификации кадров. Аттестация является источником информации о современных требованиях к кадрам, сведений о состоянии, в том числе и имеющихся противоречиях системы, лучшем служебном опыте, инновациях. Повышение качества аттестации неразрывно связано с научным анализом ее педагогической сущности и содержания.

По оценкам исследователей А. Н. Жуковского, А. В. Марченко, аттестация играет важную роль в оценке кадров и позволяет снизить уровень субъективизма в оценке кадров, выявить сотрудников, работающих эффективно, дать рекомендации о поощрении, перемещении на вышестоящую должность 2. Аттестацию можно рассматривать в ключе преобразовательной деятельности, поскольку она способствует изменению профессиональных компетентностей.

Аттестация является важной составляющей педагогического и управленческого процессов.

Аттестацию можно рассматривать как систему, включающую следующие элементы:

— аттестуемые (работники, специалисты, руководители);

— общественно-государственные институты, обеспечивающие реализацию задач и целей аттестации: а) администрация учреждения; б) аттестационные комиссии; в) эксперты; г) научно-методические центры (кабинеты);

— органы управления (работодатели, субъекты деятельности);

— критерии оценки и результаты аттестации.

Целостность этой системы проявляется в том, что названные элементы приобретают новые свойства внутри нее и только все вместе составляют целое. В ходе исследования удалось выявить системообразующий фактор аттестации (рис.1).

Рис. 1. Структурные элементы аттестации как педагогическое целое

Как видно из рис. 1, составляющие аттестации как педагогического процесса находятся в комплексном взаимодействии и представляют собой единое целое.

В соответствии с п. 9.1 приказа Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения

о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» основными задачами аттестации являются:

— максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых сотрудников на основе глубокого и всестороннего их изучения;

— определение степени соответствия аттестуемых замещаемым должностям и перспективы их служебного использования;

— создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы;

Рис. 2. Основные структурные компоненты аттестации и факторы, обеспечивающие ее качество

— построение стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.

Аттестация сотрудников УИС как система постоянно развивается и совершенствуется. В рамках исследования было проведено анкетирование 98 руководителей и 98 аттестуемых сотрудников, по результатам которого были выявлены противоречия между возросшими требованиями к сотрудникам УИС

и уровнем их профессионализма, между индивидуализацией воспитательной работы и знанием личностных особенностей сотрудников, между необходимостью объективной и комплексной оценки и методами аттестации кадров (рис. 2).

Анализируя приведенные в таблице значения Ю, можно отметить, что как руководители, проводящие аттестацию, так и аттестуемые сотрудники не

Таблица

Сравнительный анализ результатов анкетирования аттестующих (руководителей)

и аттестуемых сотрудников УИС

Оцениваемый параметр Руководители Аттестуемые

Юг Rm К38 Rm

1. Удовлетворенность аттестацией 0,4602 7 0,2498 9

2. Полнота и объективность проведения аттестации 0,6336 3 0,3456 4

3. Необходимость учета мнений других сотрудников (коллег) 0,39 8 0,5702 3

4. Способствует ли аттестация профессиональному росту аттестуемых сотрудников 0,2858 9 0,2718 8

5. Степень реализации воспитательных возможностей аттестации 0,5802 4 0,2870 5

6. Способствует ли аттестация повышению профессиональной компетентности руководителя (получение новых знаний) 0,2540 10 0,2300 10

7. Реализация личностно-ориентированного взаимодействия с аттестуемым сотрудником 0,5510 6 0,2782 6

8. Необходимость научно-методической поддержки (методики, перечня и критериев оценки ПВК и уровня профессионализма) 0,7004 1 0,6136 1

9. Необходимость информационно-аналитической поддержки (баз данных, автоматизированных методик, систем мониторинга ПВК) 0,6828 2 0,5812 2

10. Психолого-педагогическая подготовленность руководителя к проведению аттестации 0,5724 5 0,2770 7

в должной мере удовлетворены аттестацией (рис. 3). По оценкам анкетируемых, аттестация способствует профессиональному росту сотрудников (Щг = 0,2858; К^з = 0,2718) и повышению профессиональной компетентности руководителя (Щг = 0,2540; Щз = 0,2300).

Рис. 3. Удовлетворенность аттестацией руководителей и сотрудников

I — в полной мере; II — да, за исключением отдельных сторон; III — скорее всего, нет; IV — нет.

Удовлетворенность аттестацией у аттестуемых ниже, чем у руководителей (Щг = 0,46,02; Щз = 0,2498). Руководители оценивают свою «психолого-педаго-гическую подготовленность к проведению аттестации» значительно выше, чем ее оценивают аттестуемые (Щг = 0,5724, Щз = 0,2770). Наконец, аттестуемые отмечают «необходимость учета мнений других сотрудников (коллег)» при проведении аттестации (Юз = 0,5702), тогда как руководители относятся к этому с меньшим энтузиазмом (Щз = 0,3930) *

В ходе проведенного эксперимента были обнаружены слабые места аттестационной системы и отдельных ее элементов. В частности, администрация учреждений недостаточно подготовлена к новой роли: побуждать сотрудников к самораскрытию, помогать в определении индивидуальных педагогических результатов, создавать условия для повышения квалификации по актуальным для сотрудников направлениям. Отсутствие единого подхода к основным понятиям: профессионализму, компетентности, профессиональной успешности, результативности, квалификации — привели к неоднозначности толкования содержания критериев оценки деятельности, рассогласованию в результатах аттестации на разных уровнях. Стремление к объективизации, многоаспектности оценки, усложнило процедуру аттестации, затруднило ее восприятие и контроль

за соблюдением процедуры непосредственно в аттестационном процессе. Недооценка новизны содержания аттестации как персоналом, так и управленцами вызывала сопротивление на пути внедрения инноваций, искажение в толковании ее сущности на местах. Это является отражением современного состояния уголовно-исполнительной системы. Некоторые из названных проблем, связанные с дефицитом бюджетного финансирования отрасли, будут преодолены по мере изменения социально-экономической ситуации и усиления демократизации всего общества, а значит реформирования УИС. Аттестация кадров как самостоятельный феномен и как механизм управления развитием УИС будет иметь стимулирующий характер только при условии включения аттестации в число факторов, влияющих на повышение квалификации кадров.

Кроме того, исследование не только позволило выявить ряд противоречий в мнениях разноуровневых участников аттестации, но и убедительно показало необходимость совершенствования аттестации в плане повышения уровня психолого-педагогической подготовленности руководителей, учета мнения коллег, разработки современного научно-методического и информационно-аналитического обеспечения.

На современном этапе реформирования необходимо понять, как перевести процесс аттестации из формальной процедуры нечеткой оценки руководителями сотрудника УИС в форму активного личностно-ориентированного взаимодействия. Реализация этой задачи возможна в нескольких направлениях, в частности, при разработке организационно-педагогического и информационного обеспечения аттестации в виде методик, перечней и критериев оценки уровня профессионализма, соответствующих баз данных, автоматизированных систем мониторинга.

1 Кубышко В. Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1 (48). С. 2-6.

2 Жуковский А. Н. Педагогическая диагностика профессионализма сотрудников ОВД при аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 12; Марченко А. В. Педагогическая диагностика профессионализма сотрудников ДПС ГИБДД при аттестации на вышестоящую должность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2. С. 10-12.

* Щ — коэффициент интенсивности; Щг — коэффициент интенсивности (данные руководителей); Kjs — коэффициент интенсивности (данные сотрудников); Яш — ранговое место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.