Научная статья на тему 'Аттестация педагогических работников'

Аттестация педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганезова Лорине Мовсесовна

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация педагогических работников»

Консультант Лорине Мовсесовна Оганезова,

методист ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, специалист по подготовке экспертов по аттестации педагогических работников, г. Ростов-на-Дону

Аттестация педагогических работников

С 2014/15 учебного года процедура аттестации проходит в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нового приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и профессионального стандарта педагога, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. На что хотелось бы обратить внимание?

^ Для аттестации на высшую кате-• горию необходимо участие в конкурсе «Педагог года» (муниципальном) — так мне сказал школьный методист — или можно участвовать в любых конкурсах? Я принимала участие в конкурсе «Вселенная Учитель» в категории «Короткие рассказы, миниатюры», причём являюсь одним из победителей месяца, сейчас участвую в конкурсе эссе «Один день из жизни учителя». Наш зам. по методической работе сказала, что эти конкурсы не в счёт, так как в них я выступаю как предметник, а не как профессионал.

Напомните вашему методисту, что в федеральных требованиях нет критерия «участие в конкурсе «Учитель года» для подтверждения соответствия требованиям квалификационной категории». Возьмите ваш региональный регламент по порядку аттестации на сайте вашего регионального

департамента (министерства) образования и убедитесь в том, что это требование не имеет основания.

Я учитель технологии. Поми-• мо этого совмещаю должность социального педагога. Нужно ли мне проходить процедуру аттестации как социальному педагогу?

Как социальный педагог на соответствие занимаемой должности процедура аттестации обязательна и происходит по инициативе администрации в соответствии с графиком, установленным в школе. А вот на квалификационные категории можете подавать заявления в соответствии со своими профессиональными достижениями, однако это две разные процедуры — аттестация по должности «учитель» и аттестация по должности «социальный педагог».

Подскажите, пожалуйста, с какой периодичностью я должна посещать курсы повышения квалификации и кто должен меня направлять?

Возможно, у вас есть программа индивидуального профессионального развития, которая содержит повышение квалификации, и это, в большинстве случаев, бывает согласовано с администрацией школы. В основном, и вы и завуч следите за тем, чтобы раз в три года в соответствии со сроками выбранных вами курсов, вы посещали курсовые мероприятия. Есть дистанционные курсы, которые не требуют вашего присутствия, а, следовательно, не срывают образовательный процесс. Обучаться на таких курсах вы можете без согласования с администрацией, но ксерокопию документа, подтверждающего окончание

в связи с освоением программы, необходимо отдать завучу. Ответственность за непрерывное профессиональное поствузовское образование по программам дополнительного профессионального образования лежит исключительно на педагогическом работнике, но образовательная организация обязана создавать для этого необходимые условия и удовлетворить потребность педагогического работника в повышении квалификации в соответствии с его профессиональными запросами.

^ Можно ли считать нагрудный • знак «Почётный работник общего образования» льготой при прохождении аттестации? Если да, то в какой форме должна проходить аттестация?

Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает каких-либо преимуществ при установлении квалификационных категорий либо продление сроков их действия для лиц, имеющих почётные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, для победителей конкурсного отбора лучших учителей. Вместе с тем, принимая во внимание, что к государственным наградам, почётным званиям, ведомственным знакам отличия, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию для них может быть предусмотрено принятие решений аттестационными комиссиями на основе указанных

в заявлении сведений и с учётом иных данных о результатах профессиональной деятельности, если это закреплено в вашем региональном регламенте об аттестации.

^ В 2016 году у меня закончит-

• ся срок действия 1-й категории. Меня планируют отправить на аттестационные курсы. Я решила подавать заявление на высшую категорию. Подскажите, пожалуйста, на что мне нужно обратить внимание в первую очередь.

Существуют федеральные требования к уровню сформи-рованности профессиональных компетентностей, приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Однако в каждом регионе есть свои особенности представления показателей, индикаторов, подтверждающих наличие и уровень сформированности каждого критерия. Вам необходимо подробно ознакомиться, в какой форме и через какие показатели проходит аттестация на высшую категорию у вас.

Методист техникума имеет

• высшую квалификационную характеристику как преподаватель истории. Должен ли он аттестоваться по должности «методист»? Если да, то это та же последовательность, как и для преподавателей: сначала 1-я категория

и только через 2 года высшая?

Вы абсолютно правы, так как это две разные должности,

то вам предстоит аттестация для присвоения первой квалификационной категории как методисту, и через два года можно писать заявление на высшую квалификационную категорию. Интересно, когда у вас очередной срок аттестации по должности «учитель»? Можно совместить эти две процедуры, вам будет проще представить материалы для экспертизы профессиональной деятельности как учитель и как методист.

Я не имею педагогического • образования (высшее техническое), но хотела бы работать учителем математики, возможно ли это?

Конечно, можете при наличии вакансии. Но через два года директор имеет право включить вас в список педагогических работников для квалификационного экзамена на соответствие занимаемой должности: по требованиям новой модели аттестации педкадров вы должны будете продемонстрировать умение организовать образовательный процесс на основе психолого-педагогических особенностей, требований ФГОС, помимо знания предмета уметь ставить цели и задачи своей деятельности, аргументировать выбор методов и способов организации образовательного процесса и т.д. Порядок есть у специалиста отдела образования вашего города или района, ответственного за процедуру аттестации.

Обращаю ваше внимание на то, что п. 23. Порядка констатирует, что «аттестационные комиссии организаций

дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности». Таким образом, возможна деятельность педагогов, не имеющих педагогического образования и опыта работы.

Пункт 23 включён в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается приём на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определённой этим пунктом процедуры.

Необходимость закрепления в Порядке аттестации данного положения вызвана тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на часть первую статьи 84 ТК РФ, не всегда обоснованно выносят предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с учителями, воспитателями, другими педагогически-

ми работниками по пункту 11 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них соответствующего документа об образовании, т.е. образования, соответствующего направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Необоснованность таких требований, как правило, подтверждается тем, что:

• приказ Минздравсоцразви-тия России от 26 августа 2010 г. № 761н, утверждающий квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации,

в том числе к направлению подготовки, вступил в силу только 31 октября 2010 г., т.е. по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете» 20 октября 2010 г., в связи с чем к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты вступления этого приказа в силу, требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, предъявляться не могут;

• частью первой статьи 84 прекращение трудовых отношений предусматривается лишь в случаях, когда из-за отсутствия документа об образовании исключается возможность продолжения работы в занимаемой должности;

• учителя, воспитатели, другие педагогические работники, которые по различным причи-

нам вынуждены выполнять педагогическую работу не по профилю полученного высшего или среднего профессионального образования, уже имеют значительный опыт работы в занимаемых должностях, кроме того, были приняты на должность до вступления приказа Минздравсоцраз-вития России от 26 августа 2010 г. № 761н в силу.

Не должны также являться основанием для применения части первой статьи 84 ТК РФ о прекращении трудовых договоров с педагогическими работниками по причине отсутствия у них соответствующего документа об образовании требования, предусмотренные подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.

Такой вывод может быть сделан на основании того, что согласно подпункту «д» пункта 6 указанного положения квалификация педагогических работников, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, должна соответствовать требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках,

и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, фактически законодатель отсылает нас к тем же квалификационным характеристикам должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые в том числе содержат и п. 9 «Общих положений».

Следовательно, работодатель, принимающий на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе теперь, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию.

Принимая во внимание, что возможность назначения претендента, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, на должность педагогического работника в соответствии с п. 23 Порядка аттестации связана прежде всего с наличием опыта работы, то работа аттестационной комиссии будет состоять в оценке

возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учётом опыта его предыдущей работы.

Поскольку приём на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объёме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может также включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьёй 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, поскольку в данном случае это не будет противоречить положениям части четвёртой статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников, только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности.

^ Мне предстоит аттестация • в 2015 году (сейчас имею 1-ю категорию), читала, что на высшую категорию, помимо

всех многочисленных требований, нужно иметь апробированную авторскую программу. Скажите, пожалуйста, можно ли представить программу элективного курса или внеурочной деятельности, связанной с предметом? Какие уровни экспертизы она должна пройти?

Внимательно ознакомьтесь с региональным регламентом по порядку «Аттестация...» в вашем субъекте (области, районе, городе), а также напоминаю вам, что наличие авторской программы сегодня приравнивается к собственной рабочей программе. Возможно, по вашему желанию, получить экспертное заключение или рецензию на рабочие программы, программы элективных курсов или программы дополнительного образования, подписанные специалистами, методистами соответствующих профильных или предметных кафедр учреждений высшего или дополнительного профессионального образования (вузы или ИПК). Суть таких заключений должна заключаться в том, что разработанная вами программа имеет определённые особенности, связанные с учётом внутренних, субъектных факторов, что позволяет вам достичь высокого качества образования; эффективно организовать образовательный процесс; получить в профессиональном сообществе высокую оценку и возможность применения вашими коллегами опыта конструирования данных программ и т.д. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.