Научная статья на тему 'Ационализация профессионального выбора студентов технического вуза'

Ационализация профессионального выбора студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рассадина Т.А., Репина Е.И.

Рационализация сознания и поведения рассматривается в статье как одна из характерных особенностей современных обществ, пропитывающая все сферы жизнедеятельности различных социальных субъектов, включая молодежь. Статья посвящена анализу тенденций рационализации профессионального выбора будущих технических специалистов, обладающих особой инженерно-технической рациональностью. В основе статьи результаты эмпирического исследования, выполненного методом фокус-группы, проведенного среди будущих пилотов гражданской авиации. Исследование показало, что наиболее типичным является рациональный продуманный выбор будущей профессии, хотя не исключено наличие спонтанного, даже вынужденного выбора. Важнейшим агентом влияния на выбор является семья, определяющая не только выбор профессии, но и ее привлекательность. Профессиональный выбор имеет полимотивированную детерминацию, в которой «сплетены» «внутренняя» (по отношению к деятельности) мотивация (интерес к данной сфере, желание стать компетентным специалистом, ориентация на получение хорошего образования) и «внешняя» (престиж и перспективность работы, материальное благополучие, потребность оправдать надежды родителей и т. д.). Информанты продемонстрировали высокую рационализацию, прагматизацию профессионального выбора, его направленность на целевые аспекты будущих профессиональных траекторий, ориентирующих акторов в соответствии с целью, средствами ее достижения и побочными последствиями. Исследование показало абсолютную осознанность и рациональность выбора девушками профессии, культура которой традиционно является маскулинной. Выбор не «женского» вида профессиональной деятельности был сопряжен с преодолением социальных стереотипов, предубеждений. Есть гендерные отличия рациональности. Доказано, что выбор профессии не только зависит от способностей к освоению определенных компетенций, он также отражает конкретную систему ценностей личности, будущий социокультурный тип специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ационализация профессионального выбора студентов технического вуза»

Т. А. Рассадина, Е. И. Репина. Рационализация профессионального выбора студентов УДК 316.75

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Т. А. Рассадина, Е. И. Репина

Рассадина Татьяна Анатольевна, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы, Ульяновский государственный университет, t.rassadina@mail.ru

Репина Евгения Игоревна, аспирант кафедры связей с общественностью и рекламы, Ульяновский государственный университет, janeponomareva@bk.ru

Рационализация сознания и поведения рассматривается в статье как одна из характерных особенностей современных обществ, пропитывающая все сферы жизнедеятельности различных социальных субъектов, включая молодежь. Статья посвящена анализу тенденций рационализации профессионального выбора будущих технических специалистов, обладающих особой инженерно-технической рациональностью. В основе статьи - результаты эмпирического исследования, выполненного методом фокус-группы, проведенного среди будущих пилотов гражданской авиации. Исследование показало, что наиболее типичным является рациональный продуманный выбор будущей профессии, хотя не исключено наличие спонтанного, даже вынужденного выбора. Важнейшим агентом влияния на выбор является семья, определяющая не только выбор профессии, но и ее привлекательность. Профессиональный выбор имеет полимотивированную детерминацию, в которой «сплетены» «внутренняя» (по отношению к деятельности) мотивация (интерес к данной сфере, желание стать компетентным специалистом, ориентация на получение хорошего образования) и «внешняя» (престиж и перспективность работы, материальное благополучие, потребность оправдать надежды родителей и т. д.). Информанты продемонстрировали высокую рационализацию, прагматизацию профессионального выбора, его направленность на целевые аспекты будущих профессиональных траекторий, ориентирующих акторов в соответствии с целью, средствами ее достижения и побочными последствиями. Исследование показало абсолютную осознанность и рациональность выбора девушками профессии, культура которой традиционно является маскулинной. Выбор не «женского» вида профессиональной деятельности был сопряжен с преодолением социальных стереотипов, предубеждений. Есть гендерные отличия рациональности. Доказано, что выбор профессии не только зависит от способностей к освоению определенных компетенций, он также отражает конкретную систему ценностей личности, будущий социокультурный тип специалиста. Ключевые слова: рациональность, социальная рациональность, рационализация, профессиональный выбор, рационализация профессионального выбора.

Rationalization of the Professional Choice of Students of Technical College

T. A. Rassadina, E. I. Repina

Tatyana A. Rassadina, ORCID 0000-0002-6587-5217, Ulyanovsk State University, 42, L. Tolstoy Str., Ulyanovsk, 432017, Russia, t.rassadina@mail.ru

Evgenia I. Repina, ORCID 0000-0002-5180-2682, Ulyanovsk State University, 42, L. Tolstoy Str., Ulyanovsk, 432017, Russia, janeponomareva@bk. ru

Rationalization of consciousness and behavior is considered in article as one of characteristics of modern societies impregnating all spheres of activity of various social subjects including youth. Article is devoted to the analysis of tendencies of rationalization of a professional choice of future technical specialists possessing special technical rationality. At the heart of article - results of the empirical research executed by method of focus group, which is carried out among future pilots of civil aviation. Research showed that the most typical is the rational thought-over choice of future profession though existence spontaneous, the even compelled elections isn't excluded. The most important agent of influence on a choice is the family defining not only choice of profession, but also its appeal. The professional choice has polymotivated determination in which «are weaved» «internal» (in relation to activity) motivation (interest in this sphere, desire to become the competent expert, orientation to receiving a good education), and «external» (prestige and prospects of work, material welfare, requirement to equal hopes of parents etc.). Informants showed high rationalization, a pragmatization of a professional choice, its orientation on target aspects of future professional trajectories focusing actors according to the purpose, means of its achievement and collateral consequences. Research showed absolute sensibleness and rationality of a choice girls of a profession which culture traditionally is maskulinny. The choice not of a «female» type of professional activity was interfaced to overcoming of social stereotypes, prejudices. There are gender differences of rationality. It is proved that the choice of profession depends not only on abilities to development of certain competences, it also reflects a concrete system of values of the personality, future sociocultural type of the expert.

Key words: rationality, social rationality, rationalization, professional choice, rationalization of a professional choice.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2018-18-2-149-154

Рационализация общественного и индивидуального сознания - один из ключевых продуктов революции в образовании, усложнения общественной жизни, определенный тип отношения человека к миру, способ его «вписывания», пропитывающий все аспекты жизнедеятельности человека и общества. Рациональное (от лат. rationalis - разумный) - относящееся к разуму (рассудку), установленное и обоснованное им, проистекающее из него, доступное его пониманию - является продуктом знания, определенной формой познающего мышления. В данном контексте рациональность, безусловно, шире, чем рациональность в науке, в теоретическом познании. Рационализация сознания, как следствие,

действия, поведения - это магистральный путь цивилизационного развития, интенсифицирующийся со временем, получивший в современную эпоху новое качество.

Рациональностью обозначают некоторые общезначимые проявления человеческого разума, обусловленные культурными, историческими и другими факторами. Под рационализацией обычно понимают такую деятельность разума, которая направляется частными интересами и потребностями личности. Рационализация отличается от любого вида рациональности, прежде всего, тем, что ставит частный, индивидуальный интерес выше общих законов. Общие правила и принципы не являются в рамках рационализации подлинными нормами мышления и поведения, а выступают - сознательно или бессознательно -лишь симулякрами общих норм и правил1. Это противоречивый процесс, имеющий многообразные формы, культурную специфику и неоднозначность.

В. С. Швырев очень точно указывает на различие сознания, вплетенного в ткань реальной жизнедеятельности людей в качестве ее идеального плана, и сознания, выделенного из этой жизнедеятельности и ставшего предметом рефлексии. Рациональность как определенный тип работы сознания (теоретического или практического) охватывает оба этих смысла, составляет специфику рационального отношения к реальности, взятой в самом широком смысле как совокупность внешнего мира человека и его внутреннего ментального мира2.

В определении рациональности как социального феномена делается акцент: на целесообразности, максимальном соответствии целей и средств их достижения в любой из сфер человеческой деятельности3; на эффективности, ко -торая выражает связь выбора средств деятельности и средовых факторов - реальных условий, в которых происходит целедостижение (теории рационального выбора)4; на осознанности, целесообразности, логической упорядоченности5; на упорядоченном, опосредованном, обобщающем, близком научному теоретическом сознании6; на особой установке сознательной деятельности, для которой характерны логичность, целесообразность, упорядоченность и системность7; на совокупности рефлексивных содержаний социальной реальности, конституированной когнитивными практиками социальных субъектов8 и др.

Социальная модернизация, сопровождающаяся мощными научно-техническими достижениями, урбанизацией, бюрократизацией, резким противопоставлением субъекта и объекта, ростом значимости формального, обезличенного, прагматического, задала в качестве нового принципа социальной жизни прогресс, подразумевающий все большую рационализацию общественной жизни, где как никогда велика роль выбора как социального феномена. В условиях

рынка, плюрализации жизненных миров выбор становится постоянной и тотальной необходимостью, ключевой характеристикой деятельности человека.

Профессиональный выбор всегда был значимым фактором жизненного успеха, своего рода критическим событием. Он подразумевает наличие альтернатив, возможных для реализации. Момент выбора - средство перевода возможностей в действительность и первый шаг на пути к определенности в социально-профессиональной сфере. Сам выбор моделирует ситуацию бифуркации, которая может дать непредсказуемые результаты. Постоянные, трудно прогнозируемые ситуации превращают повседневную жизнь человека в процесс их постоянной калькуляции, стимулируют развитие рефлексивных способностей. Рефлексивность способствует росту субъектных факторов, самоорганизации, саморегуляции социального поведения, рационализации всех сфер жизнедеятельности.

Приведем некоторые результаты исследования «Рационализация сознания и поведения современной молодежи», касающиеся профессионального выбора студентов технического вуза, будущих технических специалистов. Термин «технические специалисты» используется для обозначения широкого круга специалистов преимущественно с техническим, инженерным и естественнонаучным образованием, которые заняты высококвалифицированным интеллектуальным трудом. Своеобразие профессиональной деятельности привлекает людей с определенным типом ментальности, в основе которой - интерес к освоению, применению, созданию техники и технологий и т. п., задающий модели понимания мира и организации труда на базе рациональности, расчета, с опорой на ясные, логически и математически выверенные закономерности. Технические специалисты действуют в соответствии с принципами инженерно-технической рациональности и системности. Одной из задач исследования стало выявление особенностей социальной рациональности и рационализации профессионального выбора студентов технического вуза.

Исследование выполнено методом фокус-группы. Объект исследования - курсанты Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева (пилоты). Всего проведено 4 фокус-группы, общая численность участников составила 36 человек. Обращение к качественной методологии исследования на определенном этапе является важным, поскольку позволяет понять состояние сознания изучаемого объекта, выяснить глубинный контекст его поведения, выделить индикаторы для дальнейших исследований, в том числе на основе количественной методологии, с целью выяснения распространенности предмета исследования в общественном сознании.

Т. А. Рассадина, Е. И. Репина. Рационализация профессионального выбора студентов

Профессиональный выбор напрямую зависит от социально-экономических условий, аккумулирует в себе все институциональные противоречия в сферах образования и труда, порождает многочисленные социальные проблемы в жизнедеятельности молодых людей9. В профессиональном выборе молодежи проявляется ее социально-групповая специфика как становящегося субъекта общественных отношений с переходным социальным статусом и лабильным сознанием. В отличие от других видов выбора, профессиональный выбор определяет источники жизнеобеспечения, является важнейшей предпосылкой экономической самостоятельности и независимости человека. Отсюда повышенная тревожность по поводу возможной ошибки и неудачного старта в профессиональной сфере. В условиях общественных трансформаций, отсутствия планомерной профориентационной работы, коллективной социальной защиты, расширения пространства для самостоятельного конструирования биографий в профессиональном выборе молодежи наблюдается высокая рациональность, прагматизация и вместе с тем интуитивность.

Как показывают исследования, с выбором профессии определяется только каждый второй выпускник школы. Эмпирическое исследование с очевидностью показало наличие категории курсантов, выбор которых можно квалифицировать как спонтанный и одновременно вынужденный.

Школьная жизнь не заставляла думать о будущей профессии. Когда подошёл момент поступления, оказался в замешательстве. Предложили, исходя из физической подготовки и результатов экзаменов.

Такие молодые люди испытывают различные формы давления в период профессионального самоопределения.

Родители манипулируют выбором профессии своих детей. Но как правило, они ввиду своего опыта плохого не посоветуют. Другое дело, прислушиваемся мы к их мнению, мнению общества, друзей. Бывает, доверишься, а оно окажется неудачным.

Однако выраженной спецификой мотивации выбора данной профессии является опора на семейную традицию. Именно эта мотивация определила планы на профессиональное будущее большинства респондентов.

Зачем изобретать велосипед, когда есть машина? Иду по протоптанной дорожке вслед за отцом в авиацию. Так легче. А если ещё и сам интересуешься этим, то это двойной бонус.

У меня вся семья связана с авиацией. Уже изначально я знал, что пойду в авиацию. Мне не приходилось выбирать. Я даже не сравнивал ни с чем никогда.

И даже: Хочу осуществить мечту, неоконченное дело, отца: он учился на пилота, но не доучился.

Семья является той ближайшей социальной средой, которая определяет не только сам выбор профессии, но и ее привлекательность. Благодаря вхождению в так называемую авиационную династию некоторые курсанты еще в детстве могли «подсмотреть» условия деятельности и труда, которые кроются за обобщенным термином «пилот», узнать, каких усилий требует овладение этой профессией, с какими трудностями и препятствиями могут столкнуться данные специалисты.

Дедушка, прадедушка пилотами были. Отец с авиацией тоже связан. Я с самого детства был окружен всеми этими разговорами, фотографиями, формой. С самого детства как снежный ком вот эти эмоции наполняли меня. Мне начинало нравиться небо. Мы ходили на выставки, ездили на парады самолетов. А затем ближе к окончанию школы я начал взвешивать, какие есть плюсы, какие минусы, куда поступить можно, куда нельзя. И уже под влиянием эмоций начал осознанно выбирать дальнейшую профессию.

Фактор семьи задает сложность, полимотивированность выбора. В нем «сплетается» так называемая «внутренняя» (по отношению к деятельности) мотивация (интерес к данной сфере, желание стать компетентным специалистом, ориентация на получение хорошего образования) и «внешняя» (престиж и перспективность работы, материальное благополучие, потребность оправдать надежды родителей и т. д.). Формирование мотивации зачастую идет от зажигания искры эмоций к осознанному рациональному выбору взрослого человека, не только ориентирующегося на предпочтения, но и учитывающего свои возможности, преимущества, ограничения. Хотя между эмоциями и рациональным выбором возможны разные корреляции.

Если в построении образовательной стратегии преобладают факторы, соотносящиеся с категориями интереса, увлеченности, эмоций, то выбор осуществляется на основании принципа «чего хочу я»; если же при выборе профессии превалирует мнение окружающей социальной среды, то действует принцип «чего хотят от меня». Для многих курсантов профессиональный выбор был первым самостоятельным, осознанным шагом на пути к социальной зрелости, реализации жизненных целей, построению успешной карьеры и приобретению экономической независимости от родителей.

Выбор был рационален. Прикинул все минусы и плюсы и сделал выбор.

Рациональность заключалась в том, что сам себя «взвесил». Сможешь ли ты, здоровье позволит ли, умственные способности, потянешь ли.

В моей семье нет никого из авиации. Все врачи. Мне было с чем сравнивать. Я рационально подготовился к поступлению.

Первое впечатление от полёта в школе заставило задуматься о профессии. Готовился заблаговременно, сравнивал с другой профессией (профессией родителей - врача), сделал выбор. Первооткрыватель в семье.

Испытал себя, летал с профессиональными летчиками, которые делали фигуры высшего пилотажа, утвердился в выборе.

У меня в семье нет никого из авиации. Я сам пробиваю себе дорогу в небо.

Современные молодые люди зачастую выбирают престижные вузы и специальности, ориентируясь на высокий социальный статус и материальное благополучие, которые они предполагают. При всем многообразии факторов, стимулирующих мотивацию профессионального выбора, ведущим становится материальный.

Работа пилота позволит обеспечивать не только себя, но и близких.

Родители авиадиспетчеры, мог тоже пойти на эту специальность, было бы легче и с учебой, и с трудоустройством, но выбрал путь пилота, более сложный, из-за зарплаты, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

У родителей нет блестящего образования, трудятся на обычной работе, на обычных должностях. Я понял, что нужно хорошо учиться в школе, чтобы получить достойное образование и найти хорошую работу.

Очевидно, что приоритетными являются «целерациональные действия, ориентирующие акторов в соответствии с целью, средством и побочными последствиями; при этом рационально взвешиваются как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу»10. Вместе с тем такие действия сочетаются с ценностно-рациональными. Таким образом поступают те, кто, по мысли М. Вебера, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет и важность какого-либо «дела»11.

Вопрос зарплаты не первостепенный, т. к. не вижу гарантий, что после выпуска получу именно то финансовое положение, которое хотелось бы.

Многие закрывают глаза на недостатки будущей работы (недосып, переработка, риск и опасность), чтобы получить то, что хочешь - романтику, путешествия, зарплату, удовольствие и эмоции от полета.

Сознательно пошёл на риск при выборе профессии, зная, что начались проблемы с трудоустройством по данной специальности.

Выбор профессии сопряжен не только со способностями к освоению определенных компетенций, он отражает систему ценностей личности; за каждой профессией стоят тот или иной

социокультурный тип специалиста, его образ жизни, определенная иерархия ценностей, социальный статус. Все это находит отражение в привлекательности и перспективности профессии пилота.

Когда ты летаешь не просто пассажиром, а есть возможность управлять, отрываешься от земли, то забываешь о своих проблемах. Есть ты и небо.

Я не родился с мыслью о небе. Только в 11 классе подумал, что люблю путешествовать, а эта профессия способствует путешествиям. Ее я и выбрал.

Ты занимаешься крутым делом. Тыуправля-ешь совершенством техники. Ты всегда красивый, по форме. Это очень здорово.

Я представил, как буду сидеть в каком-нибудь офисе, чертить чертежи, мне это неинтересно. Я понял, что потом всю жизнь жалеть буду [в том случае, если упустит возможность поступления на данную специальность].

Традиционно считается, что культура технических специалистов является маскулинной как раз вследствие рациональности используемых знаний, отношений с техникой и технологиями, развитие которых на протяжении столетий находилось в руках мужчин. Профессия пилота с высокой степенью однозначности таковая. Маскулинность начинает культивироваться с момента профессиональной социализации. Профессиональная культура остается по преимуществу маскулинной. Начиная с инженерного образования и заканчивая рабочим местом технического специалиста маскулинная инженерная культура ясно заявляет о себе, включая увлеченность технологиями, экспертизу как ремесло, агрессивный стиль самопрезентации и др.

Хотя в России ситуация с маскулинностью как универсальным элементом культуры технических специалистов более сложная. Так, советский гендерный порядок не предусматривал доминирования женственности или мужественности: и мужчины, и женщины были объектами активной социальной политики государства. Гендерный контракт в СССР предусматривал реализацию женщинами профессиональной роли так же, как и функции выполнения заботы о детях и неоплачиваемой домашней работы. Советское государство стимулировало получение женщинами высшего образования и их занятость в качестве инженерно-технических работников разных направлений. Советское наследие отечественной культуры профессиональных технических специалистов не дает основания считать маскулинность ее характерной чертой.

Сегодня упрочивается ситуация с доминированием маскулинной идеологии в разных профессиональных сферах, как-то: предпринимательство, управление, военное дело, инженерно-технические специальности (в широком смысле там, где технические специалисты име-

Т. А. Рассадина, Е. И. Репина. Рационализация профессионального выбора студентов

ют дело с «железом» и материальными объектами технологий, требованиями к физическим данным, здоровью, риску). При этом женщины не только демонстрируют необходимые для этого занятия знания, компетенции и навыки, но и принимают маскулинные установки и нормы взаимодействия в процессе труда.

Наблюдаются заметные изменения в подготовке пилотов гражданской авиации. Несмотря на то, что эта специальность в обыденном сознании представляется больше уделом мужчин, нежели женщин, все больше в студенческой аудитории отмечается присутствие девушек-курсантов.

Как демонстрируют наши исследования, выбор девушек был однозначно рациональным. Они признавались, что абсолютно сознательно выбрали не «женский» вид профессиональной деятельности, преодолевая социальные стереотипы, предубеждения.

Девочкам с детства говорят, носи платья, это не носи. Огромное влияние на формирование сознания оказывают общество и семья. В период взрослости она ведёт себя, опираясь на своё воспитание.

Мы все испытываем давление сложившегося типажа женщины.

В момент профессионального самоопределения «столкнулись с непониманием, критикой, скепсисом со стороны друзей и семьи», но это не пошатнуло их «уверенности в правильности сделанного выбора».

Была куча «но», была куча противостояний. Зачем тебе это надо, у тебя не получится, ты не сможешь.

Моя мама была категорически против, до сих пор она против, потому, что есть сложившийся стереотип, что женщина должна сидеть дома, выполнять... такую... мелкую работу, быть привязанной к дому. И все-таки в этом плане я поняла, что для меня это будет нерационально, потому что мне это не будет нравиться, потому что у меня не будет заработной платы, какую я хочу, у меня не будет того статуса в обществе, какой мне нужен.

Если у меня все это будет реализовано, я буду и домой приходить с радостью, и домашние дела делать с удовольствием. Если прикрыт тыл, то и работается легко. Тут наоборот, на работе хорошо, значит, и дома хорошо.

И юноши, и девушки приходят к пониманию, что рациональность как характеристика, идущая от мышления, «мужской логики», столь необходимая в профессии пилота, не является приговором для женщин.

Женщины не менее рациональны мужчин, даже в силу своей эмоциональности.

Хотя, безусловно, есть гендерные отличия. Так, женщины, по мнению информантов и мужчин, и женщин, поступают более рационально в стандартных ситуациях, неэкстренных, когда

отработаны действия и действует привычка. В экстренных ситуациях женщины зачастую теряются.

Однако есть понимание, что женское сознание изменилось... Сейчас девушки получают образование, что они имеют такие же права, как и мужчины, а уровень рациональности почти не отличается.

По словам самих участниц исследования, сейчас они воспитывают в себе качества, необходимые в будущей работе - рациональность, ответственность, серьезность. Это происходит в том числе благодаря окружению. Чтобы ни в чем не уступать парням, которых большинство в их коллективе, девушкам приходится быть не только наравне с парнями, но и на две головы выше них; это закаляет.

Таким образом, несмотря на серьезные институциональные и личные проблемы в профессиональном выборе молодежи, трансгрессив-ность сознания, способность самоугадывания себя в будущем помогает сориентироваться в настоящем. Высокая рационализация, прагма-тизация профессионального выбора молодежи направлены не только на целевые составляющие будущих профессиональных и в целом жизненных траекторий. Выбор отражает усвоенные в процессе социализации представления о смыс-ложизненных целях и средствах их достижения, отражает сложный ценностный мир личности молодых людей, стимулирует их внутреннюю работу над собой, которая позволяет расширять собственные границы для того, чтобы сделать мечту реальностью в сложнейших видах профессиональной деятельности.

Примечания

1 См.: Анкин Д. В. Рациональность и рационализация в философском дискурсе // Эпистемы. 2004. Вып. 3. С. 102-116.

2 См.: Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М. : Прогресс-Традиция, 2003.

3 См.: ДавыдовЮ. Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопр. социологии. 1996. Вып. 6. С.71-77.

4 См.: Култыгин В. П. Теория рационального выбора -возникновение и современное состояние // Социс. 2004. № 1. С. 27-36.

5 См.: ПригожинА. И. Современная социология организаций. М. : Интерфакс, 1995.

6 См.: Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7 См.: КарташевД. Е. Рациональность как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009.

8 См.: Труфанов Д. О. Универсумная социологическая теория рациональности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. URL: http://www.

teoria-practica.ru/-4-2012/sociology/trufanov.pdf (дата обращения: 15.12.2017).

9 См.: Константиновский Д. Л. Образование и жизненные траектории молодежи : 1998-2008 годы. М. : ЦСПиМ, 2011 ; Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М. : ИС РАН, 2012 ; Профессиональные стратегии и

ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса : информ.-аналит. отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. Н. Банниковой, М. В. Певной. Екатеринбург : УрФУ, 2010 и др.

10 Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность : Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М. : Политиздат, 1991. С. 73.

11 Там же.

Образец для цитирования:

Рассадина Т. А., РепинаЕ. И. Рационализация профессионального выбора студентов технического вуза // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 149-154. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-2-149-154.

Cite this article as:

Rassadina T. A., Repina E. I. Rationalization of the Professional Choice of Students of Technical College. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 2, рр. 149-154 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-2-149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.