Научная статья на тему 'Атропатена в эпоху арабских завоеваний'

Атропатена в эпоху арабских завоеваний Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
531
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATROPOTENE IN THE AGE OF THE ARAB CONQUESTS

One of the hardest times in the medieval history of Near Asia, including Iran and its north-eastern province – Atropotene, is the age of the Arab conquests. By 651 CE Iran became a part of the Arab Caliphate and Atropotene formed separate province within the caliphate. It is obvious that being religious and cultural center of Iran (it is suffice to mention that one of the most important fire temples in the Zoroastrian Iran situated on the territory of Atropotene) and strategically important territory which provided access to Armenia and furthermore to the Caucasus, Atropotene did not lose its geopolitical significance and due to this fact caliphate paid special attention to it.

Текст научной работы на тему «Атропатена в эпоху арабских завоеваний»

АТРОПАТЕНА В ЭПОХУ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ

Давид Бабаян

Одним из тяжелейших этапов в средневековой истории переднеазиатского региона, включая Иран и его северо-западную область - Атропа-тену, стал период арабских завоеваний. К 651г. Иран стал частью Арабского халифата, и из Атропатены была образована отдельная провинция в составе халифата. Очевидно, что, будучи религиозным и духовным центром Ирана (достаточно указать, что именно на территории Атропатены находился один из важнейших храмов [1, сс.78-79] огня зороастрийского Ирана), а также стратегически важнейшей территорией, как и прежде служившей выходом к Армении и далее к Кавказу, Атропатена не потеряла своего геополитического значения, ввиду чего к ней было приковано особое внимание халифата. В качестве одного из механизмов упрочения своего положения в Иране стало демографическое закрепление арабов на завоеванных территориях и размещение арабских военных подразделений [2, с. 190] в стратегически важнейших регионах, а также активное проповедничество там ислама. Особое место здесь отводилось Атропатене.

Надо сказать, что именно после завоевания Ирана Арабским халифатом в УП-УШвв., топоним Атропатена (арм. Атрпатакан, среднеперсидский Атурпатакан, позже Адарбайган) под влиянием арабского

' Кандидат исторических наук.

97

Д Бабаян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

языка трансформировался в «Адарбайджан» [3, с. 26], и с тех пор именно это название стало использоваться как внутри Ирана, так и в мире. Исключение составляла, пожалуй, лишь Армения, где термин Атрпа-такан так и остался в повседневном обиходе.

Со временем иранский элемент активно включался во внутриполитическую борьбу в халифате, направленную на свержение правившей династии Омейядов и приведения к власти рода Аббасидов. Именно вследствие сильной поддержке иранцев, особенно жителей Хорасана [4, с. 97], в 750г. в Арабском халифате представителям Аббасидского рода удалось свергнуть Омейядов и захватить власть в халифате. Из среды иранских феодалов выделились высшие государственные сановники -визири - должность, которую в течение полстолетия занимали Барме-киды, представители иранской феодальной знати, крупные землевладельцы из области Балха, потомки буддийских жрецов этого города [5, с. 240]. В лице Бармекидов иранские феодалы держали арабского халифа под своим контролем. Халифат перенял и многое из сасанидской системы управления, в частности, администрирование, монетную систему, и налоговую систему, а также архитектурный стиль и многое другое [6, р. 66]. Более того, иранское влияние начал испытывать и ислам. Арабы, осевшие в Иране, постепенно стали «иранизироваться». В халифате вводится старинный праздник Ноуруз (Новый год), соборные мечети строятся напротив древних храмов огня, а халиф Мамун (813-833) благосклонно отнесся даже к открытому диспуту между зороастрийски-ми учеными-богословами и видными представителями мусульманского, христианского и иудейского духовенства [7, с. 338]. Весьма символичным был и перевод столицы из Сирии в Ирак и постройка неподалеку от бывшей иранской столицы Ктесифона новой столицы халифата – города Багдад.

Тем не менее в разных регионах Ирана вспыхивали антиарабские восстания. Достаточно крупным было восстание Моканны в 778-

98

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

Д.Бабаян

780гг., проходившее в Мавераннахре (область между Амударьей и Сырдарьей. - Д.Б.), которое было поддержано одновременным восстанием в Хорасане [8, с. 338; 9; 10]. В 803г. визирь Джафар был казнен, прочие члены фамилии Бармекидов посажены в тюрьму, имущество их было передано в казну. Причиной было то, что с именем персов Бармекидов связывали намерение оторвать от центра халифата его восточные области - Хорасан и Среднюю Азию и создать из них самостоятельные государства [4, с. 102].

Одним из эпизодов средневековой истории Ирана является восстание Бабека (817-839гг. н.э.) в Атропатене. Бабек родился в конце УШв. в селении Балалабад, расположенном недалеко от города Ардеби-ля. По некоторым данным, его отец был арабом-мусульманином1, мать же принадлежала к секте хуррамитов, последователей маздакитов - сектантов, выделившихся из зороастризма в У-У11вв. [13, с. 37; 5, сс. 252253; 4, с. 108]. Иранское национальное восстание (817-839гг.) Бабека проходило под лозунгами освобождения от господства халифата, возвращения к зороастрийским традициям, и отказу от ислама [14, с. 63, 83; 15], что вызвало широкую поддержку в среде иранцев, даже тех, которые занимали высокие посты в государстве. Они саботировали, насколько возможно, мероприятия халифа против Бабека [14, с. 83], который практически без сопротивления взял власть над всей Атропатеной, причем правитель крупного города-крепости Тебриза добровольно перешел на его сторону [11, с. 48]. Восстание приобрело широкие масштабы. Бабек действовал весьма жестко, взятые им укрепления подвергались уничтожению, гарнизоны предавались смерти. Истреблялись также все арабы, поселившиеся в городах, и арабы-землевладельцы, управители и агенты членов халифской семьи, заведовавшие их имениями,

1 Бабека звали также Гасан (ал-Гасан), что указывает на то, что он был мусульманином, но затем отказался от ислама, вернул себе староперсидское имя Бабек или Папак, а затем присоединился к движению хуррамитов и возглавил его [11, pp. 47-48; 12, p. 328].

99

Д Бабаян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

агенты правительства. Истреблялись и феодалы, оказавшие Бабеку сопротивление. Арабские писатели уверяют, что за двадцать лет своего господства Бабек истребил до 255 тысяч человек, хотя некоторые источники даже называют цифру в 500 тысяч [12, р. 328].

Во время восстания Бабека между Византийской империей и Арабским халифатом прошла череда широкомасштабных военных действий. Военное сотрудничество Византии с хуррамитами явились основной причиной четырех походов халифских войск под командованием Мамуна в византийскую Малую Азию - в 830-833 гг. [15, сс. 82119; 5, с. 244, 245].

Определенную роль в поражении Бабека сыграла и его враждебная и агрессивная политика по отношению к соседним народам, в особенности к армянам. Так, Бабек совершил разбойнические набеги на восточные области Армении и разорил армянские провинции Сюник, Арцах и Утик. Только в области Гегаркуник провинции Сюник Бабек вырезал 15 тыс. человек. Кстати, именно защитник Восточных краев (Арцах и Утик) Армении, правитель Арцаха, выдающийся армянский князь Сахл Смбатян лично арестовал жестокого Бабека и передал его халифату [16, էջ 326-330; 18, էջ 351].

После подавления восстания Бабека и его казни Арабский халифат стал решительно проводить политику исламизации Ирана, особенно учитывая то, что зороастрийцы в 1Хв. составляли значительный религиозный массив [13, с. 36]. Если восстание вспыхнуло в Атропатене, которая была религиозным центром иранского мира и которая официально была уже якобы по большей части исламизирована, то получается, что за два столетия иранцы были не исламизированы, а попросту принимали новую религию лишь номинально для получения разного рода привилегий, да и к тому же использовали это в качестве отвлекающего маневра и тайно поддерживали свою национальную рели-

100

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

Д.Бабаян

гию. Зороастрийцы лишались всех прав, если они отказывались принять ислам, более того, в IX-Хвв. были уничтожены храмы и алтари огня, а также зороастрийские святыни, такие как огромный кипарис в Хорасане (посаженный, согласно зороастрийской традиции, самим пророком Зороастром) [18, pp. 36, 151-152].

Иран сыграл весомую роль в развитии арабской историографии. По мнению ряда исследователей, в области средневековой историографии арабы были учениками персов [4, с. 77]. Первоначально у арабов были только записанные предания о Мухаммеде и об арабских завоеваниях (так называемые книги походов), предания об арабской доисламской старине, и лишь значительно позднее, вероятно под влиянием персов, появились описания городов и летописные записи событий по годам. Из этих-то трех источников уже довольно поздно, лишь в Кв., сложилась арабоязычная историческая литература, как в арабских странах, так и в Иране. При этом авторами многих арабоязычных исторических сочинений IX-X и последующих столетий были иранцы – персы и таджики. Важную роль сыграли иранцы и в развитии арабской литературы.

В целом отношение к Бабеку подчеркнуто негативное. Целый ряд источников, в том числе и иранских, начинают свои повествования о данном деятеле с проклятий, направленных против него1. В частности, один из известных индо-мусульманских ученых и правоведов Амир Али Съеда (1849-1928), в своем знаменитом труде «Краткая история сарацин» характеризует последнего как разбойника и садиста, не признававшего ни одного правила морали, предписываемого иудаизмом, христианством или исламом, добавляя, что христианский император Византии, поддерживая его, вторгся в пределы Арабского халифата и вырезал большое число мусульман, после чего халиф Мамун провел против него три успешные кампании, принудил противника к

1 “Babak Korrami”, Encyclopaedia Iranica, http://www.iranicaonline.org/articles/babak-korrami.

101

Д Бабаян

21 -й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

миру, но вражда между греками и арабами оставила горькое наследие ненависти [19, р. 272]. Имеются и другие точки зрения. В Иране, в целом, Бабека рассматривают сквозь призму антиисламского движения, что и предопределяет отрицательное или в лучшем случае индифферентное к нему отношение.

Вместе с тем, вопрос восстания Бабека является весьма политизированным, особенно в Азербайджанской Республике. Однако Бабек был из исторической Атропатены, и центром его движения была именно данная северо-западная провинция Ирана, которая, никакого отношения не имеет к искусственно созданной республике «Азербайджан», где вот уже на протяжении семи десятилетий местные историки, политики и деятели культуры не прекращают попыток фальсифицировать движение Бабека, представляя его в качестве борьбы, якобы, «азербайджанского народа» против иноземного владычества, забывая, что название «азербайджанцы» вошло употребление лишь с конца 30-х гг. ХХв.1, до этого же времени вместо этого употреблялись названия «тюрки» и «татары»1 2. А во времена Бабека в регионе вообще никаких тюркских и татарских племен не было и не могло быть в помине, ибо нашествия тюрок-сельджуков в странах Передней Азии имели место лишь со втор. пол. Х1в., а татар - с XIII в. Искусственно созданная «Азербайджанская республика», со сворованным у Иранского Азербайджана названием, была создана лишь в сер. 1918г. по политическим соображениям для осуществления идеи пантюркизма и

1 Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР, Азербайджанская ССР, http://demoscope.m/weekly/ssp/sng_nac_39.php?reg=5.

2 Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР, ЗСФСР, http://demoscope.m/weekly/ssp/ussr_nac_26.php?reg=5; Рубен Галичян, «С целью создания искусственной истории Азербайджана осуществляется фальсификация истории и изменение топонимов», http://www.yerkramas.org/2012/08/29/mben-galchyan-s-celyu-sozdaniya-iskusstvennoj-istorii-azerbajdzhana-osushhestvlyaetsya-falsifikaciya-istorii-i-izmenenie-toponimov/, а также [20, с. 71].

102

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

Д.Бабаян

создания «империи» тюркских народов. Генерал Антон Деникин отметил следующее: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, “не настоящим”, начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория... объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона (командующий английской северо-персидской армией и фактический правитель новосозданной “Азербайджанской республики” с момента ввода туда британских войск и их вывода - Д.Б.) и в дальнейшем - просто по инерции» [21, с. 164].

В искусственно созданной республике «Азербайджан» Бабека пытаются представить в качестве «национального героя». Такое отношение было предопределено глобальными геополитическими процессами, происходившими в 1930-х годах и непосредственно связанными с приходом к власти в Германии нацистов в 1933г. и неизбежностью новой мировой войны, в которой мог повториться сценарий Первой мировой войны [22, сс. 67-99; 23]. В данном контексте, в пантюркистских агрессивных планах особая роль отводилась искусственному Азербайджану, который должен был стать связывающим звеном между Ираном, Кавказом, Центральной Азией и Турцией.

Учитывая же тот факт, что в то время Азербайджанская ССР была единственной республикой бывшего СССР, название которой не было производным от самоназвания основного народа ввиду того, что такого народа (“азербайджанцы”) вообще не существовало, советское руководство решило создать его искусственно. С 1936г. все мусульманские народы Азербайджанской ССР были объединены в единый народ под названием «азербайджанцы». В Азербайджанской ССР официально

103

Д Бабаян

21-й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

«исчезли» многие автохтонные народы, такие как, например, таты, курды, ряд других иранских и дагестанских народов. Резко сократилась численность талышей, лезгин и т.д. После того, как был официально «образован» новый «азербайджанский народ», центр всячески поддерживал его целостность, всемерно содействуя насаждению новой «азербайджанской» идентичности. Всякое неповиновение жестоко каралось. Новый «народ» не только «объединял» тюркские и автохтонные кавказские и иранские народы, но и обворовывал богатое культурно-историческое и общественно-политическое наследие проживавших и проживающих в регионе народов. Более того, для нового «народа» писалась новая «история», включающая весь спектр необходимого духовно-политического наследия, которым должен обладать народ. В данном контексте «азербайджанизировались» известные деятели соседних народов. В данную категорию вошли выдающиеся персидские поэты Низами (1141-1209) [24, сс. 33-35], Хагани Ширвани (1126-1199), выдающийся деятель лезгинского народа Фатали-хан Кубинский (1758 -1789), и целый ряд видных представителей других народов.

Соответствующая установка по «азербайджанизации» Бабека пришла от высшего руководства Азербайджанской ССР. По данному вопросу в июне 1938г. предельно четко высказался первый секретарь ЦК компартии Азербайджанской ССР Мирджафар Багиров. В своей речи, напечатанной в газете «Бакинский рабочий», он сказал буквально следующее: «Не раз азербайджанский народ поднимал против арабских угнетателей восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством народного героя Бабека в начале IX века, восстание, охватившие весь Азербайджан и продолжавшееся около 20 лет» [25]. Затем в полном соответствии с генеральной линией партии и правительства за дело взялись «историки». В 1941г. вышла книга З.Ямпольс-кого «Восстание Бабека», где в результате фальсифиции истории Бабек

104

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

Д.Бабаян

уже представлен в качестве предводителя «азербайджанского народа» в борьбе против арабских завоевателей, а данное движение называется никак не иначе, как «азербайджанское восстание» [26, сс. 49-50]. В данной книге прямо указана главная задача ее публикации, что полностью соответствовало генеральной стратегии СССР по созданию нового «азербайджанского народа» и борьбе с идеологией пантюркизма, которой могли воспользоваться фашистская Германия и Турция. Вот что указано в самом начале работы: «В дни Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровских фашистских полчищ героическое прошлое народов Советского Союза, в том числе и азербайджанского народа, приобретает особенно большое политическое значение. История азербайджанского народа полна прекрасных страниц упорной и замечательной в своей героике борьбы народных масс с иноземными захватчиками за свою свободу. Одну из таких страниц составляет борьба азербайджанцев против арабских захватчиков в IX веке под руководством народного героя Бабека. Издание настоящей брошюры Институтом Истории Азербайджанского филиала Академии наук СССР диктуется необходимостью широкой пропаганды героических традиций нашего советского народа, начало которых покоится в глубокой древности. Автор не исчерпал всех вопросов огромного явления —движения бабекитов. Однако главные линии истории этого движения даны им основательно и в этом научная ценность данной работы» [26, с.5]. И это при том, что в вышедшем в свет в 1936г., т.е. за 5 лет до книги Ямпольского, исследовании М.Томара, также посвященном Бабеку, этот деятель представлен как руководитель восстания иранцев против Арабского халифата. Причем, отмечая, что территория искусственно созданной Азербайджанской ССР «не входила в прежний Азербайджан, а составляла во время халифата четыре провинции — Арран, Мукан, Гуштасфи и Ширван», М.Томара четко указывает: «Азер-

105

Д Бабаян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

байджан. Провинция халифата, которая соответствует провинции современного Ирана того же названия. Населен был (Атрпатакан-Азербайджан) во время халифата иранцами, позднее — тюркским племенем, которое теперь составляет коренное население провинции. То же племя (тюркское) населяет и Азербайджанскую ССР» [14, с. 180]. Таким образом, за пять лет произошли коренные сдвиги в геополитике СССР, и это диктовало необходимость, посредством фабрикации фактов, внесения соответствующих «корректировок» в широкий спектр дисциплин, в частности, в плоскости национальной политики. Ввиду этого была кардинально пересмотрена и история Бабека с использованием фальсификации фактов.

С распадом СССР новый «азербайджанский народ», процесс искусственного формирования которого все еще не завершен, снова увлекся идеями пантюркизма, причем с ярко выраженной агрессивностью, которая во многом предопределена отсутствием основополагающих компонентов национальной идентичности, абсолютной фальсификацией истории и присвоением чужого культурного наследия. И чем усерднее этот процесс происходит в Азербайджане, тем больше проблем это создает для данной республики и ее населения.

Июнь, 2013г.

Источники и литература

1. БойсМ., Зороастрийцы. Верования и обычаи. — СПб., 1994.

2. Колесников А., Завоевание Ирана арабами (Иран при «праведных» халифах). — М., 1982.

3. Тер-ГевондянА, Армения и Арабский халифат. — Ер., 1977.

4. Пигулевская А., Якубовский А., Петрушевский И., Строева Л., Беленицкий А., История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. — Л., 1958.

5. Беляев Е, Арабы, ислам и Арабский халифат. — М., 1966.

6. Gibb ./.Studies on the civilization of Islam. — Princeton University Press, 1982.

106

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

Д.Бабаян

7. Фрай Р, Наследие Ирана. - М., 1972.

8. Якубовский А., Восстание Муканны - движение людей в «белых одеждах», Советское востоковедение, т. 5. - М., 1948.

9. История таджикского народа, т.2, кн.1. - М., 1964.

10. Большаков О., Хронология восстания Муканны, История и культура народов Средней Азии. - М., 1976.

11. Wright E.M., Babak of Badhdh and Al-Afshin during the years AD 816-841: Symbols of Iranian persistence against Islamic penetration in North Iran. Muslim World. 38 (1948).

12. Browne Edward G, A Literary History of Persia. From the Earliest Times until Firdawsi. - London and Leipsic, T. Fisher Unwin, 1909.

13. ПетрушевскийИ, Ислам в Иране VII-XV вв. - Л., 1966.

14. Томара М, Бабек, Журнально-газетное объединение. - М., 1936,

15. Васильев А., Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. - СПб.: типография И.Н.Скороходова, 1900.

16. Մովսէս Կաղանկատուացի, Պատմութիւն Աղուանից աշխարհի, Երևան, 1983 (Мовсес Каханкатуаци, История страны Алуанк. - Ер., 1983, на арм.яз.).

17. Հա] ժողովրդի պատմություն, հ. II, Երեւան, 1984 (История армянского народа, т. II. - Ер., 1984, на арм.яз.).

18. Воусе М, Zoroastrians. Their Religious Beliefs and Practices. - London, 1979.

19. Ameer Ali Syed, A Short History of the Saracens. Being a Concise Account of the Rise and Decline of the Saracenic Power and of the Economic, Social and Intellectual Development of the Arab Nation from the Earliest Times to the Destruction of Bagdad, and the Expulsion of the Moors from Spain. - London, 1916.

20. Алекперов А. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. -Баку, 1960.

21. Генерал Антон Деникин, Очерки русской смуты, т. IV, Вооруженные силы Юга России. - Берлин, 1925.

22. Бабаян Д, Арцахская проблема и идеология пантюркизма // 21 ВЕК, журнал Научно-образовательного фонда «Нораванк», Ереван, №4, 2011.

23. Бабаян Д, Нагорно-карабахский конфликт и самоопределение азербайджанского народа // Центральная Азия и Кавказ, №5, октябрь 2003.

24. Шнирельман В., Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: «Академкнига», 2003.

25. «Из заключительной речи секретаря ЦК КП(б) Азербайджана тов. М.Д.Багирова на XIV съезде КП(б) Азербайджана», Бакинский рабочий, 16 июня 1938.

26. Ямпольский З., Восстание Бабека (краткий очерк). - Баку: издательство «АзФАН», 1941.

107

Д.Бабаян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

ATROPOTENE IN THE AGE OF THE ARAB CONQUESTS

David Babayan

Resume

One of the hardest times in the medieval history of Near Asia, including Iran and its north-eastern province – Atropotene, is the age of the Arab conquests. By 651 CE Iran became a part of the Arab Caliphate and Atropotene formed separate province within the caliphate. It is obvious that being religious and cultural center of Iran (it is suffice to mention that one of the most important fire temples in the Zoroastrian Iran situated on the territory of Atropotene) and strategically important territory which provided access to Armenia and furthermore to the Caucasus, Atropotene did not lose its geopolitical significance and due to this fact caliphate paid special attention to it.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.