Научная статья на тему 'Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования'

Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / РЫНОК / КОНЪЮНКТУРА / ПРОБЛЕМЫ / ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА / COMPETITIVENESS / SMALL FARMING / MARKET / CONJUNCTURE / CHALLENGES / GROWTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Евгений Викторович, Иванова Инна Григорьевна, Толмачев Алексей Васильевич

Уточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин Евгений Викторович, Иванова Инна Григорьевна, Толмачев Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRIBUTES OF MANAGEMENT DEVELOPMENT IN SMALL RURAL FARMING

The definition of "small agricultural businesses" (SAB) is clarified, the effective functioning and regulation of development of subjects SAB are elaborated. The authors used the principles of systemic-functional analysis, methods, rationale, economic-statistical, monographic, SWOT-analysis, graphic and others. The author's definition of small agricultural businesses was offered. The functioning and regulation of development of subjects of SAB are refined and systematized. The modern competitive opportunities of SAB and others are identified and systematized. It's being said that the competitive position of subjects of small agrarian farms (SAF) are often provided with increasingly innovative approaches with flexibility of internal management, the ability to quickly adapt to constantly changing conjuncture market. However, as practice shows, the direction of development in small economies does not act as a priority of modern agricultural policy in this field, often dominated by declarative intent rather than running behind these statements required volumes of investment in regulation of SAF subjects development

Текст научной работы на тему «Атрибуты менеджмента развития малого сельского хозяйствования»

УДК 338.242.4:33

08.00.00 Экономические науки

АТРИБУТЫ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Гришин Евгений Викторович аспирант кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 2237-9488, т. 89184432088 e-mail: [email protected]

Иванова Инна Григорьевна

к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 2237-9488, т. 89184432088 e-mail: [email protected]

Толмачев Алексей Васильевич д.э.н., профессор кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 7612-0308, т. 89181567717 e-mail: [email protected], Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Уточнены дефиниции «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), разработаны положения эффективного функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. В работе использовались принципы системно-функционального анализа, методы логического обоснования, экономико-статистический, монографический, SWOT-анализ, графический и другие. Предложено авторское определение малых аграрных форм хозяйствования. Уточнены и систематизированы особенности функционирования и регулирования развития субъектов МАФХ. Выявлены и приведены в систему современные конкурентные возможности МАФХ и другое. Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ

Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ, РЫНОК, КОНЪЮНКТУРА, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА

UDC 338.242.4:33 Economics

THE ATTRIBUTES OF MANAGEMENT DEVELOPMENT IN SMALL RURAL FARMING

Grishin Evgeny Victorovich postgraduate student of the Management and Marketing Department, SPIN-code: 2237-9488, ph. 89183767722, e-mail: [email protected]

Ivanova Inna Grigoryevna assistant professor of the Management and Marketing Department, SPIN-code: 2237-9488, ph. +79184432088 e-mail: [email protected]

Tolmachev Aleksey Vasilyevich Dr. Sci. Econ., professor of the Management and Marketing Department, SPIN-code: 7612-0308, ph. 89181567717, e-mail: [email protected] Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The definition of "small agricultural businesses" (SAB) is clarified, the effective functioning and regulation of development of subjects SAB are elaborated. The authors used the principles of systemic-functional analysis, methods, rationale, economic-statistical, monographic, SWOT-analysis, graphic and others. The author's definition of small agricultural businesses was offered. The functioning and regulation of development of subjects of SAB are refined and systematized. The modern competitive opportunities of SAB and others are identified and systematized. It's being said that the competitive position of subjects of small agrarian farms (SAF) are often provided with increasingly innovative approaches with flexibility of internal management, the ability to quickly adapt to constantly changing conjuncture market. However, as practice shows, the direction of development in small economies does not act as a priority of modern agricultural policy in this field, often dominated by declarative intent rather than running behind these statements required volumes of investment in regulation of SAF subjects development

Keywords: COMPETITIVENESS, SMALL FARMING, MARKET, CONJUNCTURE, CHALLENGES, GROWTH OPPORTUNITIES

Doi: 10.21515/1990-4665-127-039

Перманентные процессы трансформации в экономике России оказывают существенное влияние на развитие малых аграрных форм хозяйствования. Сегодня МАФХ по регионам страны, производят до 40% сельского валового внутреннего продукта, в том числе в Краснодарском крае - мяса всех видов - около 47%, молока - 38%, более 70% овощей и более 90% картофеля [5, 4].

Как показывает опыт других наших регионов и развитых стран мира, возможности роста «малого» сегмента сельской экономики используются все еще не полностью по причине возникающих трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития МАФХ, по нашему мнению, является труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой ключевой ставке ЦБ в 10%. Что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, самым «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования.

Сегодня АПК признано государством ключевых точкой роста национальной экономики. В тоже время устойчивое развитие АПК во многом зависит от уровня эффективности работы субъектов малых аграрных форм хозяйствования. В этой связи поддержку МАФХ следует оставлять приоритетным направлением работы федеральных и региональных органов управления сельским хозяйством. Государство является основным инвестором развития АПК, малых аграрных форм хозяйствования. В настоящее время федеральную поддержку в нашей стране получают около 500 тыс. субъектов малых аграрных форм хозяйствования.

Несмотря на рост поддержки, расходов государства на функционирование малых аграрных форм хозяйствования, в этом секторе сохраняются малопроизводительные технологии, низкие уровни переделов продукции и доходы работников, слабая ресурсообеспеченность, трудности кре-

дитования, основной проблемой остается сбыт продукции [1, 6]. Сегодня в малом производстве главное не произвести, труднее всего реализовать произведенную продукцию. Все это говорит о достаточно низкой эффективности государственных и рыночных инструментов развития и регулирования малых аграрных форм хозяйствования, они довольно слабо реализуют потенциал МАФХ.

В сложившихся условиях существует высокая потребность в уточнении некоторых методологических положений по дефиниции малых аграрных форм хозяйствования, выявлению их особенностей, слабостей и конкурентных возможностей, построению эффективных маркетинговых схем работы разнопрофильных потребкооперативов с уточнением емкости их продуктовых рыночных сегментов.

Нами предложена новая дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования» (МАФХ), отличающаяся от широко применяемой в научной и производственной практике определения «малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве» большей лаконичностью, а также отнесением к группе субъектов малого хозяйствования всех аграрных производителей, включая домашние хозяйства. Несмотря на большое число исследований проблем функционирования и развития малого сельского хозяйствования, остается достаточно много проблем в определении понятийного аппарата малого аграрного хозяйствования, прогнозировании, оценивании, оптимизации процессов принятия эффективных управленческих решений, совершенствовании существующего механизма инвестиционного регулирования развития производств малого хозяйствования.

Между тем, применительно к этому важному производственному сегменту, в растущих объемах применяются государственные бюджетные инвестиционные инструменты регулирования в качестве средств и способов управления развитием аграрной экономики. Процесс использования государственных средства в нашей стране сегодня строго оговаривается

законодательными ограничениями, потому требуется правильно разграничивать все виды современного хозяйствования, с тем, чтобы в последующем не допустить нецелевого расходование бюджетных средств (статья 285 УК РФ). Потому так важно правильное толкование малых аграрных форм хозяйствования, с точным определением количественных и качественных и признаков.

К «малым аграрным формам хозяйствования» мы относим совокупность достаточно малых производств, ограниченных численностью работающих, объемами производства и реализации продукции (услуг). Эти субъекты хозяйствования управляются относительно независимыми собственниками, располагают возможностями горизонтального и вертикального интегрирования и кооперирования ресурсной базой на всех стадиях маркетинговых исследований рынка, последующего производства - переработки - логистики - маркетинга товарной продукции, выхода на конечного розничного потребителя, с учетом вектора достижения максимальной эффективности результатов хозяйствования, удовлетворения рыночного спроса на произведенную продукцию или услуги.

Данное понятие мы рекомендуем рассматривать применительно к 1-й и 11-й перерабатывающим сферам агропромышленного комплекса, сельской местности, в отдельных случаях вместе с дефинициями «малое предпринимательство» и «малый бизнес». Мы считаем, что дачные, садоводческие производства, все домашние хозяйства, производящие сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в российских условиях следует относить к МАФХ. При этом следует помнить, что данная производственная категория вместе с личными подсобными хозяйствами населения, составляющими большую часть сегмента малых форм хозяйствования, не относится к предпринимательству (бизнесу), так как в их структуре основное место занимает самообеспечение, т.е. прибыль не является их главной целью. Кроме того, статус «не считать предпринимательством» личные под-

собные хозяйства оговорен в законе ФЗ-№112 «О личном подсобном хозяйстве».

Малые аграрные формы хозяйствования мы рассматриваем в качестве самостоятельной и саморегулируемой части аграрной экономики, динамичной многофункциональной системы, включающей логистические информационные и финансовые потоки, ресурсное снабжение, производство, переработку, научный, производственный сервис, транспортную, складскую и другую логистику, каналы сбыта и потребления продукции.

В субъекты «малые аграрные формы хозяйствования» в условиях России мы включаем дачные и домашние производства, личные подсобные хозяйства (ЛПХ), производства индивидуальных предпринимателей (ИП), крестьянских, фермерских хозяйств (КФХ), малых с.-х. организаций, потребительских кооперативов при объеме реализации до 60,0 млн. руб., числе работающих до 15 чел., земельной площади, в собственности или аренде, до 1 тыс. га, с производством продукции для целей собственного потребления или получения выше ограниченного дохода, выполнения работ или оказания услуг. При этом, в отличие от других определений, мы вводим положение об отнесении дачных и домашних производств к малым аграрным формам хозяйствования, отмечаем факторы присущей специфики производства, локальности, несения рисков, адаптации, экономикой и правовой привязки [7].

В нашем исследовании мы осуществили систематизацию особенностей развития и регулирования малых форм хозяйствования применительно к условиям Юга России. В целях повышения эффективности производства, поддержки развития МАФХ большое внимание следует уделять систематизации их региональных особенностей. Рассмотрение этого вопроса можно начинать со структурного распределения выручки от розничной реализации продукции среди всех участников производства. Проведенное нами структурное исследования рынка молока Юга России, реа-

лизованного малыми сельскохозяйственными производителями, показало, что сами производители молока в 2013 году получали около 50% суммы розничной выручки. Данные панельных исследований показывают, что по пастеризованному пищевому молоку жирностью до 3,2% розничная торговля региона получала 36,4 рубля за литр, из этого лишь 18,1 рубля получали производители, а остальную часть другие участники ценовой цепи

[3, 10].

За анализируемый период структура распределения потребительского рубля больших изменений не претерпела. Исключение составила лишь позиция «услуги посредников», по этой составляющей было отмечено сокращение доходов на 1,3%, что свидетельствует об определенном оздоровления отраслевых производственных отношений. При этом следует помнить, что домашние хозяйства выступают в роли главного инвестора и регулятора всей рыночной цепи. Розничные потребители, приобретая продукцию, становятся инвесторами производства соответствующих видов продукции и таким образом увеличивают или уменьшают масштабы его производства. Важным регулятором развития МАФХ в условиях нашей страны является и государственный механизм поддержки через программные инструменты субсидирования, налогообложения и другие инструменты.

Мы считаем, что при построении процесса поддержки развития и регулирования субъектов МАФХ обязательно следует учитывать региональные условия хозяйствования [8]. Особенности функционирования субъектов МАФХ могут оказывать как благоприятное (стимулирующее), так и негативное (сдерживающее) влияние. При этом отметим, что при различных определенных обстоятельствах одни и те же особенности могут иметь разнонаправленное (положительные или негативное) влияние. Учитывая это мы систематизировали наиболее характерные особенности

функционирования МАФХ, которые проявляются в их взаимодействии с внешней средой [9].

Положительными особенностями функционирования субъектов МАФХ можно считать налоговые и социальные преференции, меры поддержки государства; стремление к объединению усилий, кооперированию для преодоления трудностей хозяйствования; сравнительно низкие затраты на создание рабочих мест, малый первоначальный капитал, невысокие риски преодоления трудностей начала бизнеса; неформальный менеджмент, высокую заменимость исполнительных функций [2]. Сюда же можно отнести совмещение в одном лице возможностей собственника и менеджера; высокую отдачу от использования инструментов государственного регулирования; создание субъектами малого производства рабочих мест в избыточной трудовыми ресурсами сельском хозяйстве, защиту сельских жителей от произвола часто единственного работодателя, что помогает снизить социальную напряженность, способствует повышению занятости в сельских поселениях, снижает отток квалифицированной рабочей силы; способствует решению демографической проблемы, развитию сельских территорий, территориальной сохранности, целостности государственных границ; росту автономности бизнеса, самостоятельности участников МАФХ, возможностей самостоятельного развития, ответственности и самозащиты от негативных факторов внешней среды.

К «проблемным» особенностям функционирования МАФХ следует отнести работу субъектов малых форм хозяйствования в среде совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти, без равных условий с участниками среднего и большого бизнеса, которые работают с малыми производителями на одних и тех же рынках; низкую, часто только декларируемую защищенность субъектов малого хозяйствования; их неразвитую производственную инфраструктуру, которая препятствует повышению технологической дисциплины, производительности труда, росту

числа технологических переделов, конкурентоспособности и экономической эффективности производства.

Следует также отметить и высокую вероятность вмешательства со стороны теневых участников отечественного рынка, контролирующих органов, местной бюрократии, все это ведет к существенному удорожанию малого аграрного производства, снижает конкурентоспособность участников МАФХ. Также следует отметить и институциональную ограниченность доступа к информационному, консультационному сервису, к банковскому финансированию; низкую мобильность, высокую зависимость от местных условий ведения производства, объема локального потребительского рынка; ограниченность возможностей по реализации продукции на местах.

Отрицательное влияние оказывает и перманентная ценовая вола-тильность по продукции малых аграрных форм хозяйствования; традиционное недоверие к производственному и потребительскому кооперированию; слабое взаимодействие между участниками МАФХ; недостаток финансирования, трудности доступа к финансовым инструментам, что создает участникам МАФХ постоянную угрозу банкротства; специфика факторов малого бизнеса зачастую приводит к нарушению законодательства; низкий уровень защищенности, недоверие к местной бюрократии; малые масштабы производства снижают экономическую устойчивость участников малых аграрных форм хозяйствования. Все это формирует трудности на пути принятия типовых регулирующих управленческих решений в их производстве

Мы также провели стратегический прогноз конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования. Данный анализ позволил выявить резервы, определить недостатки в работе малых аграрных форм хозяйствования, неиспользованные возможности роста эффективности, найти и устранить источники низкой эффективности произ-

водства, учесть преимущества и упущения, определять уровень эффективности принимаемых управленческих решений. Наша матрица 8ШОТ-анализа предоставляет менеджменту малых аграрных форм хозяйствования правильно ориентироваться в окружающей деловой среде, разрабатывать правильные управленческие решения.

К факторам, формирующим сильные стороны рассматриваемых региональных субъектов малых аграрных форм хозяйствования, прежде всего, мы отнесли местоположение субъектов хозяйствования, близость к транспортным магистралям, хорошо развитую дорожную сеть, гибкие объемы производства, близость к основным рынкам сбыта.

Сюда же можно отнести наличие необходимых трудовых ресурсов, их квалификационный уровень, сравнительно низкую стоимость рабочей силы, местных сырьевых ресурсов, накладных расходов, значительные резервы мотивации, рост значимости государственных инструментов регулирования развития МАФХ, налоговые преференции, высокую способность к кооперированию, трансформированию в другие формы хозяйствования, использованию малых ниш, гибкое использование технологических ноу-хау и другое.

Слабыми сторонами МАФХ на сегодняшний день являются довольно низкая доступность в системе банковского кредитования, самая неэффективная среди всех аграрных производств система реализации произведенной продукции, а также система материально-технического снабжения, уровень производственного сервиса и другое.

Литература

1. Гришин Е.В. Проблемы построения системы реализации продукции малого хозяйствования / Гришин Е.В., Толмачев А.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 282-294.

2. Гришин Е.В. Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования / Гришин Е.В., Лисовская Р.Н. и др. // Политематический

сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 159-173.

3. Гришин Е.В. Прогнозирование емкости рынка по продукции малого хозяйствования / Гришин Е.В., Толмачев А.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 253-264.

4. Искандарян Г.О. Политика импортозамещения в Российской Федерации: становления и перспективы развития / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2016.

5. Лисовская Р.Н. Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования / Лисовская Р.Н. , Папахчян И.А. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.

2015. № 111. С. 776-792.

6. Лисовская Р.Н. Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования / Лисовская Р.Н., Гришин Е.В. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 159-173.

7. Мищенко А.Н. Критерии классификации аграрного бизнеса / Мищенко А.Н., Толмачев А.В. // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов сборник статей ХХ Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. А. Резник. 2016. С. 78-82.

8. Папахчян И.А. Управление развитием аграрного производства на основе вертикального кооперирования / Папахчян И.А., Толмачев А.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 539-551.

9. Папахчян И.А. Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования / Папахчян И.А., Лисовская Р.Н. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 480-497

10. Толмачев А.В. Анализ развития вертикального кооперирования малого аграрного хозяйствования / Толмачев А.В., Гришин Е.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.

2016. № 121. С. 525-538.

References

1. Grishin E.V. Problemy postroenija sistemy realizacii produkcii malogo ho-zjajstvovanija / Grishin E.V., Tolmachev A.V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 120. S. 282-294.

2. Grishin E.V. Povyshenie konkurentnyh vozmozhnostej sub#ektov malyh agrar-nyh form hozjajstvovanija / Grishin E.V., Lisovskaja R.N. i dr. // Politematicheskij sete-voj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 119. S. 159-173.

3. Grishin E.V. Prognozirovanie emkosti rynka po produkcii malogo hozjajstvovanija / Grishin E.V., Tolmachev A.V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 120. S. 253-264.

4. Iskandarjan О.О. Politika importozameshhenija V Rossijskoj Federacii: stanovlenija i perspektivy razvitija / V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromyshlenno-go kompleksa otv. za vyp. А. О. Koshhaev. 2016.

5. Lisovskaja КК Razvitie regional'noj agrarnoj jekonomiki i rol' malogo ho-zjajstvovanija / Lisovskaja R.N. , Papahchjan 1.А. i dr. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 111. Б. 776-792.

6. Lisovskaja Я.К Povyshenie konkurentnyh vozmozhnostej sub#ektov malyh agrarnyh form hozjajstvovanija / Lisovskaja R.N., Оrishin E.V. i dr. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 119. Б. 159-173.

7. Mishhenko A.N. Kriterii klassifikacii agrarnogo biznesa / Mishhenko АЖ, Tolmachev A.V. // V sbornike: Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija predprijatij i regionov sbornik statej НХ Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej О.А. Reznik. 2016. Б. 78-82.

8. Papahchjan 1.А. Upravlenie razvitiem agrarnogo proizvodstva na osnove verti-kal'nogo kooperirovanija / Papahchjan 1.А., Tolmachev A.V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 121. Б. 539-551.

9. Papahchjan 1.А. Osobennosti razvitija i gosudarstvennogo regulirovanija malogo sel'skogo hozjajstvovanija / Papahchjan 1.А., Lisovskaja R.N. i dr. // Politemati-cheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 115. Б. 480-497

10. Tolmachev А^. Analiz razvitija vertikal'nogo kooperirovanija malogo agrarno-go hozjajstvovanija / Tolmachev A.V., Оrishin E.V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 121. Б. 525-538.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.