DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.017
УДК 7 : 001.82 : 069.51
АТРИБУЦИЯ РЕЗНОГО ЛАРЦА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ
Холопова Вера Анатольевна Хранитель музейных предметов, Всероссийский научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Россия, г. Москва. kholopova@gmail.com
В статье исследуется резной ларец XVIII века из Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. После реставрации предмета стало возможным полностью прочитать текст, который раскрывает имена дарителя и одариваемого, а также события, связанные с отечественной историей тяжелой промышленности.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное искусство XVIII века, резной ларец, Мосоловы, Мышегский завод, тульские оружейники, реставрация, художественное литье.
Библиографическое описание для цитирования:
Холопова В.А. Атрибуция резного ларца из коллекции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых // Искусство Евразии. - 2018. - №4(11). - С. 240-248. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/1214115/28/
В 2017 году в реставрационную мастерскую мебели и деревянных предметов интерьера ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря из Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых поступил небольшой резной ларец. Он вызывал особый интерес и как произведение прикладного искусства XVIII века, аналогов которому не было найдено, и как предмет быта, назначение которого не было однозначным. Он интриговал и изображенными сюжетами, и стилем резьбы, и размером, и еще более функцией (рис. 1).
Аннотация
Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении
мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями. Н. Ф. Федоров «Музей, его смысл и назначение»
Ларец представлял собой традиционную прямоугольную конструкцию с прямой откидной крышкой на петлях. Внутренние детали были утрачены, но оставшиеся пазы указывали на находившиеся там ранее потайные полки с выдвижными элементами. Полки с секретами — достаточно распространенный элемент в подголовниках, сундуках и ларях, но в рассматриваемом произведении из-за своих размеров они казались скорее «потешной» частью, чем необходимым для сокрытия чего-либо элементом.
Рис. 1. Ларец резной. 1730. Орех, резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Фото Г.П. Проценко, ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря.
Рис. 2. Ларец резной «Орленая» крышка. 1730. Орех, резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Фото В.А. Холоповой.
Двуглавый орел на крышке говорил о государственной важности50 события и персоны, с которой был связан предмет (рис. 2). Такие элементы, как мужчина со знаменем в руке, попирающий василиска единорог, олень и лев, выступали символами силы [8, с. 426] (рис. 3, 4, 5). Солярные знаки, растительные мотивы и райские птицы указывали на пожелание счастья, добра и благополучия (рис. 5, 6). Центральное поле внутренней стороны крышки занимал мотив с Древом жизни, по сторонам которого расположились лев и единорог, по периметру изображения вырезана надпись, полное прочтение которой затруднялось состоянием памятника. Манера изображений относила произведение к народному (крестьянскому) искусству, указывая на стиль пряничных досок [8, с. 437], но качество работы, материал и сюжеты относили его к предметам иного, более высокого сословия.
50
Исследование показало, что отмеченные на угловых клеймах внешней части крышки ларца цифры и аббревиатура - «1729», «1» и «КО» - повторяют знаки печати документов Канцелярии главной артиллерии и фортификации, в ведении которой находилось производство оружия Российской Империи (ГАТО. Ф.187. Оп.1. Д.18, Л.16).
The Art Of Eurasia Искусство Евразии
№4(11) • 2018 №4(11) • 2018 ISSN 2518-7767
Рис. 3. Ларец резной. Фрагмент: человек со знаменем. 1730. Орех,резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Фото В.А. Холоповой.
Рис. 4. Ларец резной. Фрагмент: единорог, попирающий василиска. 1730. Орех, резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Фото В.А. Холоповой.
Рис. 5. Ларец резной. Фрагмент с оленем. Рис. 6. Ларец резной. Фрагмент с растительным
1730. Орех,резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. орнаментом. 1730. Орех, резьба. 10,5х14,6х10,4см.
Вятский художественный музей имени Вятский художественный музей имени В.М. и
В.М. и А.М. Васнецовых. Фото В.А. А.М. Васнецовых. Фото В.А. Холоповой. Холоповой.
После сложнейшей реставрации, проведенной художником-реставратором высшей категории Р.С. Студенниковым51, стало возможным прочитать текст полностью: «Сей*спускъ*литъ*намыжевски /хъ*масаловыхъ/заводехъработы*ивана*перф/ильева* меньшева/1730*году *еиаему 2о ляд*//сеиларецьгригорьяафон/асьевасиапушкина» (рис. 7).
Рис. 7. Ларец резной. Внутренняя часть крышки с текстом. 1730. Орех, резьба. 10,5 х 14,6 х 10,4см. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Фото ВА.Холоповой.
В результате определения имен собственных и проведенного исследования можно утверждать, что текст состоит из двух частей, относящихся к разным событиям, произошедшим в одно время.
Первая часть — «сей спускъ литъ на Мыжевскихъ Масаловыхъ заводехъ работы Ивана Перфильева Меньшева 1730 году» — указывает на некий предмет (слиток, пробу металла), который был частью первого выпуска металла на построенном Масаловыми (Мосоловыми) железоделательном заводе на реке Мыжеге (Мышеге). Иван Перфильев Меньшой — один из четырех братьев, владевших и управлявших заводом [5, с. 128]. Семья Мосоловых была в числе наиболее влиятельных промышленников XVIII века наравне с Демидовыми и Баташовыми, вышедшими из тульских оружейников (ствольных заварщиков) и обеспечивающими металлом военную промышленность Российской Империи.
Вторая часть текста — «еиа ему 20 ляд» и «сеи ларець Григорья Афонасьева сна Пушкина» — указывает на двадцатилетие Григория Афанасьевича Пушкина, которому
51
Был произведен полный демонтаж, соединения очищены от деструктированного клея, устранено коробление древесины, утраченные фрагменты конструкции и декора восполнены по аналогии с сохранившимися авторскими деталями, удалены стойкие поверхностные загрязнения, проведено укрепление древесины, нанесен реставрационный воск (ВХНРЦ КП-11703, СД-2309).
принадлежал (предназначался) ларец. Архивные документы не только подтвердили это предположение, но и дали описание внешности Григория Пушкина. В розыскном деле Тульской оружейной конторы читаем: «Сего февраля 24 дня ствольного дела заварщик Григорий сын Афанасьев Пушкин, который наделав стволов дачу не получал, незнаемо куда из Тулы бежал. Отроду ему Григорью тридцать лет, лицом смугл, власами и брадою рус, глаза черны, ростом средней... Февраля 28 дня 1740 года» [2, л. 47] (рис. 8). К сожалению, архивы, кроме розыскного дела, которое закончилось для Григория Пушкина благополучно [2, л. 49], не раскрывают подробностей его жизни. Точно известны лишь годы его жизни, так как в книгах второй подушной переписи он уже числится умершим [9, с. 26].
~ " — ■ ;Г</::7ГОУС/И1 МпралИ П40 '
71 анилин ии («||ГВ|.|«оЛ псишС
') |п|и|1|1 ОЛЛ|ТПцГ
{ 7Ггуз
г
{г- <I'" '(! < и*нлПТ<л ^иПГа С!.. ,.;
.Ц« '(ГеСео клни (¿цч^во ТГТ^о Цр*Ш1НиТ./1, рй ¡10/1
ш,
п4о Г^т^
Рис. 8. Рапорт о побеге Григория Афонасьева сына Пушкина. 1740. Бумага, чернила [2, л. 45].
Факты, обнаруженные в ходе проведенного исследования, дают право предполагать, что значительное для Мосоловых событие — строительство завода и, главное, первый выпуск металла для государственных нужд — совпало с двадцатилетием оружейника, с которым, вероятнее всего, Ивана Меньшого связывали деловые и дружеские отношения. Ларец был и памятным знаком, и дружеским именинным подношением, и, возможно, являлся коммерческим предложением, так как металл, производимый на Мышегском заводе, должен был поставляться тульским оружейникам.
Помимо того, что исследованный резной ларец представляет ценность как культурный артефакт, обнаруженные документы оживили персон, связанных с ним, что направило исследование из области прикладного искусства в область истории сословных взаимоотношений в эпоху промышленного бума в России. «...Вещь может быть ценной, если она символизирует значимые общественные отношения. Это обстоятельство позволяет выявить еще одну важную характеристику вещи в системе культуры: она начинает служить в качестве знака, символа социального положения человека» [4, с. 60].
Удивительным образом произведение, которое попало на реставрацию как предмет обезличенный - «...упоминается имя мастера Ивана Перфильева Меньшего», после исследования стало мемориально-историческим, имеющим отношение к конкретному историческому событию и персоне. Иван Перфильевич Меньшой Мосолов оставил след в истории отечественной промышленности и как основатель Златоустовского завода [5, с. 137]. Его потомки унаследовали любовь к искусству [6, с. 9]. Внуки Николай Семенович (рис. 9) и Федор Семенович Мосоловы (рис. 10), внесли значительный вклад в историю искусства и культуры России как основатели одной из лучших коллекций европейской живописи и графики в XIX веке [7, с. 229]. Федор Семенович Мосолов известен и как крупнейший коннозаводчик, лошади которого побеждали два десятка лет на Московских скачках [3, с. 149].
Рис. 9. Кипренский О.А. Портрет Николая Рис. 10. Тропинин В.А. Портрет Федора
Семеновича Мосолова. 1811. Холст, масло. 94.6 х Семеновича Мосолова со служащими конного 76.3 см. Государственная Третьяковская галерея. завода. Холст, масло. 64,5 х 47,7см.
Государственная Третьяковская галерея.
Праправнук Ивана Меньшова Николай Семенович Мосолов-младший известен не только как продолжатель семейной коллекции произведений искусства, но и как признанный художник-офортист, избранный в действительные члены Академии художеств за серию гравюр выдающихся произведений, хранящихся в Эрмитаже [7, с. 226]. В конце жизни он передал богатейшую коллекцию гравюр и живописи Румянцевскому музею. Собрание графики из этой коллекции стало впоследствии основой Гравюрного кабинета ГМИИ имени Пушкина [7, с. 227] (рис. 11).
The Art Of Eurasia Искусство Евразии
№4(11) • 2018 №4(11) • 2018 ISSN 2518-7767
ПОД ЗНАКОМ РЕМБРАНДТА
Художественное собрание
Рис. 11. Под знаком Рембрандта. Рис. 12. Бенуа Ф. Триумфальные воротау Тверской заставы.
Художественное собрание семьи Бумага, литография с тоном. 39,2 х 55,3 см. Мосоловых. — М., Красная площадь, 2012. Обложка.
Мышегский железоделательный завод (ныне действующий Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры) также оставил свой след в истории и искусстве, как бы странно это ни звучало. В начале XIX века завод был переориентирован на производство художественного литья купившим его А.А. Чесменским, который во время Отечественной войны 1812 года, являясь одним из руководителей Калужского ополчения, для обеспечения армии вооружением перевел завод на изготовление ядер и пушек. В послевоенное время завод был продан князю Я.Д. Бибарсову [1, с. 59], при котором вновь производилось чугунное художественное литье. На Мышегском заводе были отлиты рельефы для Триумфальной арки Осипа Бове (рис. 12) и изящные ограды Александровского сада по чертежам архитектора Е.Ф. Паскаля.
Литература
1. Гамель И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. — Москва: тип. А. Семена, 1826.
2. Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 187. Оп. 1. Д. 29.
3. Коптев Василий Иванович. Материалы для истории русского коннозаводства: Статьи Василия Ивановича Коптева. 1847—1887 гг. — Москва: типо-лит. В.В. Чичерина, 1887.
4. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. — СПб.: Алетейя, 2009.
5. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII века: Заводы и заводовладельцы. — Москва: Академия наук СССР, 1962.
6. Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых. Каталог выставки. — Москва: Красная площадь, 2012.
7. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. — Москва: Независимая газета, 1997.
8. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. — Москва—Ленинград: Academia, 1934.
9. Тула. Материалы для истории города XVI—XVIII столетий. — Москва: Типография М.Н. Лаврова и К°, 1884.
Статья поступила в редакцию 13.11.2018 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.017
ATTRIBUTION OF A CARVED CHEST FROM THE COLLECTION OF THE VYATKA ART MUSEUM NAMED AFTER V.M. AND A.M. VASNETSOV
Kholopova Vera Anatolyevna Museum curator,
The Grabar Art Conservation Center. Russia, Moscow. kholopova@gmail.com
The article explores a carved chest of the 18th century from the Vyatka Art Museum named after V.M. and A.M. Vasnetsov. After the restoration of the object, it became possible to fully read the text, which reveals the names of the donor and the presentee, as well as events related to the domestic history of heavy industry.
Keywords: arts and crafts, folk art of the XVIII century, carved chest, Mosolovs, Myshega plant, Tula gunsmiths, restoration, art castings.
Bibliographic description for citation:
Kholopova V.A. Attribution of a carved chest from the collection of the Vyatka Art Museum named after V.M. and A.M. Vasnetsov. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2018, No. 4(11), pp. 240-248. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/1214115/28/ (In Russian).
1. Gamel I.Kh. Opisanie Tul'skogo oru%heinogo %avoda v istoricheskom i tekhnicheskom otnoshenii [The description of the Tula Arms Plant in the historical and technical terms]. Moscow, A. Semen's typography, 1826.
2. Gosudarstvennyi arkhiv Tul'skoi oblasti [State Archive of Tula region]. F. 187. Inv. 1. D. 29.
3. Koptev Vasilii Ivanovich. Materialy dlya istorii russkogo konno%avodstva: Stat'i Vasiliya Ivanovicha Kopteva. 1847—1887 gg. [Koptev Vasily Ivanovich. Materials for the history of Russian horse breeding: Articles by Vasily Ivanovich Koptev. 1847—1887]. Moscow, typolithography of V.V. Chicherin, 1887.
4. Makhlina S.T. Semiotika kul'turypovsednevnosti [Semiotics of the culture of everyday life]. St.-Petersburg, Aleteiya Publ., 2009.
5. Pavlenko N.I. Istoriya metallurgii v Rossii XVIII veka: Zavody i %avodovladel'tsy [The history of metallurgy in Russia of the XVIII century: Plants and factory owners]. Moscow, Academy of Sciences of the USSR, 1962.
6. Pod %nakom Rembrandta. Khudo%hestvennoe sobranie sem'i Mosolovykh. Katalog vystavki [Guided by Rembrandt. Art collection of the Mosolov family. Catalog of the exhibition]. Moscow, Krasnaya ploshchad' Publ., 2012.
Abstract
References
7. Polunina N., Frolov A. Kollektsionery staroi Moskvy [Collectors of old Moscow]. Moscow, Nezavisimaya gazeta, 1997.
8. Sobolev N.N. Russkaya narodnaya re^bapo derevu [Russian folk wood carving]. Moscow, Leningrad, Academia Publ., 1934.
9. Tula. Materialy dlya istorii goroda XVI —XVIII stoletii [Tula. Materials for the history of the city XVI-XVV centuries]. Moscow, Typography of M.N. Lavrov and K °, 1884.
Received: November 11, 2018.