Научная статья на тему 'АТРИБУЦИЯ ПОРТРЕТА РЫЦАРЯ КОРОЛЕВСКОГО ГВЕЛЬФСКОГО ОРДЕНА ГАННОВЕРА'

АТРИБУЦИЯ ПОРТРЕТА РЫЦАРЯ КОРОЛЕВСКОГО ГВЕЛЬФСКОГО ОРДЕНА ГАННОВЕРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибуция / Королевский Гвельфский орден Ганновера / английская школа живописи / парадное обмундирование / красный мундир / шитая звезда / рыцарский крест / рыцарь ордена / attribution / Hanoverian Royal Guelphic Order / English painting school / parade dress uniform / red full-dress uniform / sewn star / knight’s cross / knight of the order

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дарья Молотникова

статья посвящена атрибуции мужского портрета из Большого собрания изящных искусств ASG, написанного художником английской школы первой половины XIX века. Представлено пояснение наличия у портретируемого гражданского лица генеральского парадного мундира и знаков отличия Королевского Гвельфского ордена Ганновера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is dedicated to attribution of a male portrait from The Grand Assembly of Fine Arts ASG painted by an artist of English school of the first half of the 19th century. There is an explanation why a portrayed civilian person has, a parade general dress uniform and distinctions of Hanoverian Royal Guelphic Order.

Текст научной работы на тему «АТРИБУЦИЯ ПОРТРЕТА РЫЦАРЯ КОРОЛЕВСКОГО ГВЕЛЬФСКОГО ОРДЕНА ГАННОВЕРА»



АТРИБУЦИЯ ПОРТРЕТА РЫЦАРЯ КОРОЛЕВСКОГО ГВЕЛЬФСКОГО ОРДЕНА ГАННОВЕРА

Дарья Молотникова,

искусствовед МИКН

АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуции мужского портрета из Большого собрания изящных искусств ASG, написанного художником английской школы первой половины XIX века. Представлено пояснение наличия у портретируемого - гражданского лица генеральского парадного мундира и знаков отличия Королевского Гвельфского ордена Ганновера.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: атрибуция, Королевский Гвельфский орден Ганновера, английская школа живописи, парадное обмундирование, красный мундир, шитая звезда, рыцарский крест, рыцарь ордена.

ABSTRACT: the article is dedicated to attribution of a male portrait from The Grand Assembly of Fine Arts ASG painted by an artist of English school of the first half of the 19th century. There is an explanation why a portrayed civilian person has, a parade general dress uniform and distinctions of Hanoverian Royal Guelphic Order.

KEYWORDS: attribution, Hanoverian Royal Guelphic Order, English painting school, parade dress uniform, red full-dress uniform, sewn star, knight's cross, knight of the order.

С 2004 ГОДА ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ БОЛЬШОЕ СОБРАНИЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG ПОПОЛНЯЕТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ. ПОМИМО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ В КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОНА НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ 1,5 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ ХРАНЕНИЯ. 4 ИЮНЯ 2023 ГОДА В БСИИ ASG ПОСТУПИЛ ПОРТРЕТ ИНОСТРАННОГО ВОЕННОГО. ФРЕДЕРИК И ПОЛИН ШАНУ (ФР. CABINET D'EXPERTISE CHANOIT), ЭКСПЕРТЫ БОЛЕЕ ЧЕМ 40 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ АУКЦИОНОВ ОТНЕСЛИ КАРТИНУ К ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЕ XIX ВЕКА. ПО ИХ МНЕНИЮ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЫЛО СОЗДАНО В ЭПОХУ РЕСТАВРАЦИИ БУРБОНОВ (С 1815 ПО 1830 ГОД).

На камерном портрете изображен мужчина средних лет в красном парадном мундире сухопутных войск английской армии. Клапан черного воротника, черные лацканы и борт мундира украшены золотыми вышитыми петлицами в виде двойных волнистых линий. На груди портретируемого - Королевский Гвельфский орден Ганновера (1815 - 1866): золотой рыцарский крест на голубой широкой ленте, а слева серебристого цвета звезда. Справа на плече - золотой аксельбант.

Английская школа XIX века Рыцарь Королевского Гвельфского ордена

Ганновера 1815-1830 годы Холст, масло. 30 х 22,5 см БСИИ ASG, инв. № 02-5074

Изучение истории английского обмундирования начала XIX века затруднено отсутствием четких регламентов, описывающих форму во всех ее деталях и определяющих порядок ее ношения. Те или иные предметы обмундирования вводились общими приказами по армии (General orders), однако эти приказы никогда не содержали полного описания всей формы и почти никогда не имели иллюстраций. Первый настоящий регламент обмундирования английских генералов и офицеров штаба был издан лишь в 1821 году, а первый регламент обмундирования фельдмаршалов - в 1831 [1].

В 1799 году в английской армии был принят мундир фрачного покроя (coatee). Для генералов он был двубортный, при этом борта расходились кверху. Мундир строился из алого сукна, имел красный стоячий воротник со скошенными передними углами и простые темно-синие обшлага. На воротник спереди нашивали клапаны темно-синего сукна на всю ширину воротника. Подкладка бортов мундира была темно-синей; при полной форме борта отворачивались, образуя лацканы. Подкладка фалд была белой. Пуговицы на мундире были плоские, позолоченные [1].

Петлицы в виде двойных волнистых линий стали образцом шитья для мундиров английских генералов еще в 1767 году. Примером могут послужить «Портрет неизвестного генерал-лейтенанта», приписываемый Джону Зоф-фани, 1770 года из Музея национальной армии в Лондоне, а также парадный мундир королевской морской пехоты генерал-майора Артура Тукера Коллинза из Национального морского музея Лондона 1782 года. Количество петлиц является знаком отличия английских генералов. У генерал-лейтенантов петлицы на бортах были сгруппированы в три ряда (парадный мундир генерал-лейтенантов Музей национальной армии, Лондон; частной коллекции), у генерал-майора - в два. Их размещение выполнялось через равные промежутки, при этом общее количество пуговиц и петлиц не уточнялось.

На полотне из БСИИ ASG мужчина изображен в мундире генерал-майора. У мундира фрачного покроя конца XVIII - начала XIX века имелись золотые эполеты. По некоторым данным именно в 1811 году они были заменены на золотые аксельбанты. Например, на картине из лондонского Музея национальной армии «Портрет генерал-лейтенан-

Оборотная сторона картины

«Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера»

1815-1830 годы

Холст, масло. 30 х 22,5 см

БСИИ ASG, инв. № 02-5074

та Роберта Браунригга» 1810 года создания на мундире воинского служащего мы видим генеральский эполет, когда на «Портрете генерал-майора Уильяма Понсонби» 1815 года на форменной парадной верхней одежде изображен аксельбант.

Точное установление военного чина портретируемого из БСИИ ASG затруднено тем, что на произведении не написаны торс и руки. На них более отчетливо были бы видны остальные части мундира и его характерные

особенности. Это можно объяснить тем, что у картины утрачен оригинальный размер. Доказательством могут послужить фотографии оборотной стороны полотна, где отчетливо видно, что данный образец имеет галерейный тип натяжки холста. Работы по натяжке холста проведены грубо и непрофессионально, без применения модульного подрамника. Некоторые части краев холста имеют неровную форму, что подтверждает теорию об утрате авторской живописи.

Парадный мундир королевской морской пехоты Генерал-майора Артура Тукера Коллинза 1782 год

Изготовлен из красной шерсти с синими манжетами и лацканами Парадный мундир генерап-майора

Национальный морской музей, Лондон 1799 год

Музей национальной армии, Лондон

Парадный мундир генерал-лейтенанта сэра Уильяма Клинтона

Музей национальной армии, Лондон

Парадный мундир генерал-лейтенанта 1811-1825 годы Частная коллекция

Парадный мундир генерал-лейтенанта сэра Роджера Хейла Шиффа

Возможно, что живописное произведение относилось не к камерному портрету, а полупарадной разновидности жанра. Существует множество картин с изображением английских военных, одетых в красные мундиры конца XVIII - первой половины XIX веков. В зависимости от своих боевых заслуг, титула или материального благосостояния заказчик имел возможность обратиться к именитым живописцам. Поручить изготовить свой портрет не в миниатюре на бумаге, а на холсте средних размеров в поясном виде или даже крупногабаритном полотне в полный рост. Ниже представлена серия портретной живописи 1770-1841 годов, где запечатлены английские генералы, полковники и майоры в парадных мундирах. Однако форменная верхняя одежда военнослужащих, начиная приблизительно с 1830-х годов, претерпевает ряд изменений: воз-

вращается эполет, меняется шитье, исчезает черный борт и черный воротник. В качестве примера приведены произведения из лондонского Музея национальной армии: «Портрет генерал-майора Джона Уоллеса» 1835 года, «Портрет генерал-майора Хоптауна Стратфор-

да Скотта» 1840 года, «Портрет майора Генри Уолтера Беллью» 1841 года. Соответственно полотно «Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера» из БСИИ ASG написано до видоизменения армейской униформы старого образца 1830-х годов.

Приписывается Джону Зоффани

Портрет неизвестного генерал-

лейтенанта

1770 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Неизвестный художник

Портрет полковника

Генри Имлака

1800 год

Дерево, масло.

Музей национальной армии,

Лондон

Мартин Арчер Ши

Портрет Фрэнсиса Родон Гастингса,

графа Мойра

1804 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

I ' V- ч ¡1 .

Г;Г!|

Р

Томас Лоуренс

Портрет генерал-лейтенанта Джона

Мура

1805 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Неизвестный художник Портрет бригадного генерала Хью Лайла Кармайкла 1809 год Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Томас Лоуренс Портрет генерал-лейтенанта Роберта Браунригга 1810 год Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Неизвестный художник Портрет генерал-майора Уильяма Понсонби 1815 год Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Неизвестный художник

Портрет генерал-майора Дэвида

Охтерлони

1816 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Джозеф Пелинк

Портрет генерал-лейтенанта

Карла Августа фон Альтена

1818 года

Холст, масло.

Музей Боманна, Целле

Адель Варийя

Гравер Чарльз Тернер

Портрет генерал-лейтенанта Уильяма

Торнтона

1818 года

Холст, масло.

Библиотека Брауновского университета, Провиденс

Приписывается сэру Мартину Арчеру Ши Портрет генерал-майора Томаса Манро 1819 год Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Матиас Керн Портрет генерал-майора Чарльза Филипа Белсона 1827 год

Слоновая кость, акварель. Музей национальной армии, Лондон

Приписывается Ноэлю Нортону Картеру

Портрет генерал-майора

Джаспера Николлса

1827 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

В манере Уильяма Смелли Уотсона

Портрет генерал-майора Джона

Уоллеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1835 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Стивен Каттерсон Смит Младший Портрет генерал-майора Хоптауна Стратфорда Скотта 1840 год Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Неизвестный художник

Портрет майора Генри Уолтера

Беллью

1841 год

Холст, масло.

Музей национальной армии, Лондон

Начиная с 1815 года, когда впервые военнослужащие английского штаба были награждены Королевским Гвельфским орденом Ганновера за выдающуюся службу, на портретах рыцарей ордена появляются знаки отличия почётной государственной награды. Как, например, на картинах Джозефа Пелинка «Портрет генерал-лейтенанта Карла Августа фон Альтена» 1818 года, Эндрю Мортона «Капитан Томас Ашер» 1820 года из Национального морского музея в Лондоне и неизвестного автора «Генерал-лейтенант сэр Чарльз Балкли Эджертон» из Музея королевских ирландских стрелков в Арме.

У портретируемого из БСИИ ASG изображен Королевский Гвельфский орден Ган-

новера для гражданских лиц 1 класса. Рыцарский крест имеет форму мальтийского креста, внешние концы которого завершают шарики. В углах лучей - противостоящие друг другу львы с поднятой лапой [2]. Чаще всего крест изготавливали из золота или позолоченного серебра. Вписанная в центр восьмиконечного креста плоская окружность покрывалась эмалью белых, красных, зеленых, синих и голубых цветов. В центре круга изображена белая скачущая лошадь, края окружности увенчаны зеленым лавром. Крепление креста состоит из двух перекрещенных золотых мечей и королевской короны. Такой орден вручали за героические военные подвиги.

?

Я;- * ' \

и, г г

«¡¿^^ а

^ 1

"V X 41

Эндрю Мортон Капитан Томас Ашер 1820 год Холст, масло. Национальный морской музей, Лондон

Неизвестный автор Генерал-лейтенант сэр Чарльз Балкли Эджертон До 1846 года

Музея королевских ирландских стрелков, Арма

Большой крест и звезды Большого креста Королевского Гвельфского ордена Ганновера [2]

Золотой рыцарский крест на голубой широкой ленте у портретируемого из БСИИ ASG не имеет перекрещенных мечей под короной и обрамления центрального медальона лавровой ветвью. Такой орден не вручали за военные заслуги. Четырёхконечная с раз-

двоенными концами звезда на левом плече имеет серебристый цвет и очертаниями напоминает награду из серебра. Однако на самом деле является шитой звездой командорского креста для награждения гражданских лиц.

Фрагмент картины «Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера» с Королевским Гвельфским орденом

Ганновера для гражданских лиц 1 класса и шитой звездой командорского креста для награждения гражданских лиц.

1815-1830 годы

Холст, масло. 30 х 22,5 см

БСИИ ASG, инв. № 02-5074

Рыцарские кресты 1 класса Королевского Гвельфского ордена Ганновера для награждения военных и гражданских лиц [2]

Рыцарские кресты 1 класса Королевского Гвельфского ордена Ганновера для награждения военных и гражданских лиц [2]

Шитые звезды командорского креста Королевского Гвельфского ордена Ганновера для награждения военных и гражданских лиц [2]

Английская школа XIX века Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера 1815-1830 годы Холст, масло. 30 х 22,5 см БСИИ ASG, инв. № 02-5074

Неизвестный художник Портрет полковника Генри Имлака 1800 год Дерево, масло.

Музей национальной армии, Лондон

У изображенного на полотне из БСИИ ASG представлен Королевский Гвельфский орден Ганновера гражданских лиц. Соответственно он не состоял на службе у британской или ганноверской армии. «Рыцарь Королевского Гвельфского ордена Ганновера» из БСИИ ASG являлся гражданским лицом, имеющим правительственную, государственную или иную высокую должность, так как все награжденные получали личное дворянство и допуск ко двору [2]. За верную службу перед отечеством, военными штабами Ганновера и Великобритании он был удостоен генеральского мундира и почётной государственной награды Королевского Гвельфского ордена Ганновера для гражданских лиц в период 1815-1830 годов. Такое произведение можно назвать редким по наличию отличительных знаков у портретируемого. Пример картины, где изображен служащий, не относящийся к военным, одна-

ко удостоенный права носить униформу генерал-лейтенанта - «Портрет полковника Генри Имлака» 1800 года из собрания Музея национальной армии в Лондоне. Полковник Генри Имлак (1760-1830) был генеральным военным аудитором Бенгалии. Он занимал должность генерального военного аудитора с 1811 года до своей смерти в 1830 году.

Мы считаем, что полотно из БСИИ ASG относится к английской школе живописи XIX века, так как чаще всего такие портреты заказывали у отечественных художников. Парадные и даже полупарадные портреты генералов английской армии писали соотечественники-живописцы. Приглашенные авторы из зарубежных стран могли взять за свою услугу солидный гонорар. Мы допускаем, что художник мог быть родом из Ганновера, однако по большей части среди представленных выше портретов фигурируют английские художники.

Источники:

1. С. Л. Плотников. Обмундирование генералов и офицеров штаба английской армии, 1799-1815.

2. И. Пелинский. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 112 (декабрь 2013), с. 124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.