Научная статья на тему 'АТРИБУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ КАРТИНЫ XVII ВЕКА ЖАНРА КАПРИЧЧИО ИЗ БСИИ ASG'

АТРИБУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ КАРТИНЫ XVII ВЕКА ЖАНРА КАПРИЧЧИО ИЗ БСИИ ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лот и его дочери / Вивиано Кодацци / Никколо Кодацци / каприччио / Рафаэль Санти / руины / архитектурные постройки / портик / колонны / ордер / фриз / антаблемент / фрагмент / стаффаж / мастерская / ученик / Lot and his daughters / Viviano Codazzi / Niccolo Codazzi / Capriccio / Raphael Santi / ruins / architectural buildings / portico / columns / order / frieze / entablature / fragment / staff / workshop / pupil

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анастасия Голубева

Статья является атрибутационным исследованием работы Никколо Кодацци (1642 – 1693) и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» из Большого собрания изящных искусств ASG. Кодацци работал в жанре каприччио. На картине из собрания ASG он исполнил пейзаж с архитектурными постройками, а фигуры персонажей написал художник, обучавшийся в его мастерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is an attribution study of Niccolo Codazzi’s (1642-1693) work «Flight of Lot and his Daughters» from the Grand Assembly of Fine Arts ASG. Codazzi worked in the Capriccio genre. In this painting in ASG’s collection, he executed a landscape with architectural buildings, and the figures of characters were painted by an artist who studied in his workshop.

Текст научной работы на тему «АТРИБУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ КАРТИНЫ XVII ВЕКА ЖАНРА КАПРИЧЧИО ИЗ БСИИ ASG»

АТРИБУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ КАРТИНЫ XVII ВЕКА ЖАНРА КАПРИЧЧИО ИЗ БСИИ ASG

Анастасия Голубева Работа выполнена под научным руководством к.п.н., доцента Алины Булгаковой

АННОТАЦИЯ: статья является атрибутационным исследованием работы Никколо Кодацци (1642 - 1693) и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» из Большого собрания изящных искусств ASG. Кодацци работал в жанре каприччио. На картине из собрания ASG он исполнил пейзаж с архитектурными постройками, а фигуры персонажей написал художник, обучавшийся в его мастерской.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Лот и его дочери, Вивиано Кодацци, Никколо Кодацци, каприччио, Рафаэль Санти, руины, архитектурные постройки, портик, колонны, ордер, фриз, антаблемент, фрагмент, стаффаж, мастерская, ученик.

ABSTRACT: the article is an attribution study of Niccolo Codazzi's (1642-1693) work «Flight of Lot and his Daughters» from the Grand Assembly of Fine Arts ASG. Codazzi worked in the Capriccio genre. In this painting in ASG's collection, he executed a landscape with architectural buildings, and the figures of characters were painted by an artist who studied in his workshop.

KEYWORDS: Lot and his daughters, Viviano Codazzi, Niccolo Codazzi, Capriccio, Raphael Santi, ruins, architectural buildings, portico, columns, order, frieze, entablature, fragment, staff, workshop, pupil.

В декабре 2021 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось произведением «Бегство Лота и его дочерей». Картина была приобретена во Франции на аукционе Artenchëres. Согласно заключению экспертного кабинета Эрика Тюркена, работа выполнена художником итальянской школы XVII века.

Данная композиция относится к жанру каприччио. Каприччио (итал. сарпссю, букв. - «каприз») -жанр пейзажной живописи, пользовавшийся наибольшей популярностью в XVII - XVIII веках. Его характерной особенностью является присутствие в картинах архитектурных фантазий. Развитие этого жанра было связано с тем, что в тот период в Риме и его окрестностях великолепные дворцы античных

& £

Кодацци, Никколо и мастерская Бегство Лота и его дочерей Около 1680 года

о Холст, масло. 127,5*114 см

^ БСИИ ASG, инв. № 01-5034

тж

Еж

ш

№ I

И N N

1а. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

правителей превратились в разрушенные образцы римской архитектуры, что вдохновляло мастеров живописи дорисовывать недостающие элементы сооружений и переставлять некоторые памятники местами для создания гармоничной композиции. Архитектурные сооружения составляли основу композиции в полотнах жанра каприччио, а для оживления сюжета художники часто использовали стаффаж - фигуры людей и животных на фоне пейзажа. Нередко пейзаж на полотнах жанра каприччио изображали одни живописцы, а стаффаж - художники, специализировавшиеся на изображении людей.

В рамках данного жанра существовало два направления. Одно из них представляют художники, изображавшие античную архитектуру не в руиниро-ванном виде. Живописцы предполагали, каким, по их мнению, был внешний вид построек до разрушения, и воспроизводили эти фантазии в своих произведениях. Ярким представителем данного течения был итальянец французского происхождения Гас-пар Дюге (1613/1615 - 1675).

Ко второму направлению относятся художники, которые писали сохранившиеся античные руины в том виде, в котором они дошли до них, не улучшая их и не дополняя уже несуществующими элементами. Приверженцами данного направления были Алессандро Салуччи (1590 - 1655) и Вивиано Кодацци (1604 - 1670). Причем Салуччи проявлял больше творческой свободы в своих произведениях, чем Кодацци, который вносил лишь минимальные изменения в трактовку античных руин.

Вивиано Кодацци работал исключительно в жанре каприччио, выбирая для своих композиций средний формат. Художник обучался в Риме, а затем переехал в Неаполь, где работал в бывшем монастырском комплексе, а ныне музее Чер-тоза-ди-Сан-Мартино. После переезда в Рим он сотрудничал с голландскими и фламандскими художниками. У Кодацци было несколько учеников, в том числе Асканио Лучано (1621 - 1706) и Андреа ди Микеле в Неаполе, его сын Никколо Кодацци (1642 - 1693), Висенте Гинер (1636 - 1681) и До-менико Роберти.

Кодацци, Вивиано (пейзаж) Лаури, Филиппо (фигуры) Месть Гекубы Полиместору Начало 1660-х годов Холст, масло. 100*113 см

Проходила на аукционе Dorotheum, 20 октября 2015 года, Вена, лот 96

Одним из наиболее талантливых учеников Вивиано Кодацци был его сын - Никколо. Он так же, как и отец, работал в жанре каприччио. Художник родился в Генуе и был первенцем Вивиано Кодацци и Кандиды Миранды. Никколо работал в мастерской отца. Его ранние композиции трудно отличить от полотен Вивиано Кодацци. С 1675 года живописец работал в Риме в Палаццо Альтьери.

«I

Кодацци, Никколо или Кодацци, Вивиано Каприччио с фигурами Между 1630 и 1693 годами Холст, масло. 95*129,5 см

Особняк Нешнел Траст - Вайн, Хэмпшир, Англия

Кодацци, Вивиано

Римские руины

Artgate Fondazione Сапр!о [1]

Вскоре Никколо Кодацци переехал во Францию, что, вероятно, было связано с жёсткой конкуренцией среди художников Рима. Он был первым в Экс-ан-Провансе, где сотрудничал с Николя Пинсоном. Позже (1681 - 1682 годы) он перебрался в Париж, поступив в Королевскую академию живописи и скульптуры при поддержке Шарля Лебрена. Здесь он получил заказ от Людовика XIV на создание четырёх архитектурных пейзажей для покоев королевы в Версале. Кодацци работал над этим заказом вместе с Рене-Антуа-ном Уассом (1645 - 1710).

После окончания Академии живописец вернулся в Италию, работая в Риме и Неаполе. В 1684 году он перебрался в Геную, где сотрудничал с такими художниками, как Грегорио де Феррари (1647 -1726) и братьями Пиола. Вместе с Паоло Джеро-ламо Пиолой (1666 - 1724) Кодацци оформил Палаццо Россо.

Кодацци, Никколо (пейзаж)

Гарджуло, Доменико (фигуры)

Извержение Везувия с архитектурной постройкой и

фигурами

Между 1660 и 1693 годами Холст, масло. 73*97,5 см Аукционный дом Blindarte, Италия

ш

¡P* Подражая отцу, Никколо Кодацци писал, преи-

мущественно, каприччио среднего размера. Его работы пользовались большой популярностью среди римских коллекционеров. Никколо также работал в жанре квадратуры (приём декоративной росписи стен, создающий иллюзию продолжения архитек-g туры в воображаемом пространстве), а также как Si оформитель праздников. си

го

Часто в пейзажах Кодацци фигуры людей исполняли другие художники, специализировавшиеся на стаффаже. Чаще всего живописец работал с Ви-сенте Гинером. Он также сотрудничал с Теодором Хельмбрекером (1633 -1696), Питером ван Блу-меном (1657 - 1720), Якобом де Хойшем (1656 -1701), Филиппо Лаури (1623 - 1694), Адрианом ван дер Кабелем (1631 - 1705) и Паоло Джероламо Пиолой.

Кодацци Младший не был столь щедро одарён живописным талантом, как его отец. Панорамные композиции Вивиано Кодацции помимо того, что обладают высокими художественными достоинствами, отличаются интеллектуальной глубиной осмысления античной культуры. При этом картины Никколо Кодацци демонстрируют прекрасное владение перспективой и обладают хорошо проработанным колористическим решением. С помощью светотеневой моделировки художник задавал ритмику своим произведениям. Есть свидетельства, что крупный венецианский мастер Пьетро Лонги (1701 - 1785) прозвал Кодацци «маленьким Караваджо» [2].

На полотне из Большого собрания изящных искусств ASG изображён сюжет о Лоте и его дочерях. Библия повествует о городах Содоме и Гоморре, жители которых вызвали гнев Господа развратом и множеством других тяжких грехов. В это время в Содоме жил Лот, племянник Авраама, с его дочерьми и женой. Бог послал на Землю двух ангелов, и они сказали Лоту: «...велико стало возмущение народа его пред Господом, и послал нас Господь истребить его» (Бытие 19:13). Ангелы взяли Лота и его семью и вывели из города, наказав им бежать в горы и не оглядываться. Тогда Бог «пролил серу и огонь на Содом и Гоморру, и на всю равнину, и на всех жителей городов, и на то, что росло на земле» (Бытие 19:24-25). Лот и его дочери оказались спасены, а жена, шедшая за ними, пренебрегла предостережением ангелов, обернулась и превратилась в соляной столб.

На картине из собрания ASG мы видим убегающих от сгорающего города Лота и его дочерей. Поодаль от них - жена Лота, уже обернувшаяся в соляной столб. Данные персонажи были скопированы художником с фрески Рафаэля Санти «Бегство Лота из Содома», находящейся в Апостолическом дворце Ватикана. Живописец изменил лишь цвета одежд героев, а также по-другому интерпретировал фигуру жены Лота, написав её на отдалении от мужа и дочерей.

В данной композиции фигуры библейских персонажей воспринимаются, скорее, как стаффаж.

Рафаэль Санти

Фреска «Бегство Лота из Содома» 1517 - 1519 годы Апостолический дворец, Ватикан

Г*

: )

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением Лота, его дочерей и жены БСИИ ASG, инв. № 01-5034

Доминирующее положение занимает архитектурная постройка, изображенная в правой части. Она представляет собой руинированный античный портик, который своим масштабом довлеет над фигурами героев произведения. Художник изобразил лишь часть портика с колоннами и аркой. Однако этого архитектурного фрагмента достаточно для того, чтобы утверждать, что написан он Никколо Кодацци.

т ►

I

И

N

N &

£

Г\| Г\|

о

Г\|

Iтмг "

Кодацци, Никколо

Портик храма у городских ворот

Холст, масло. 65*48,5 см

Работа проходила на аукционе 13 апреля 2011 года [3]

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением античного портика в правой части

БСИИ ASG, инв. № 01-5034

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Портик храма у городских ворот» с изображением розеток по фризу антаблемента в правой части Работа проходила на аукционе 13 апреля 2011 года

ЩТч г /1

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением розеток по фризу антаблемента в правой части БСИИ ASG, инв. № 01-5034

Портик с картины из собрания ASG изображён в правой части практически по диагонали, что свойственно многим постройкам в исполнении Кодац-ци. Он имеет высокий антаблемент с выступающим карнизом. Художник пишет карниз с множеством характерных сколов, а фриз украшает розетками. Близкие круглые розетки присутствуют у Никколо Кодацци на фризе архитектурной постройки в работе «Портик храма у городских ворот».

У правой кромки картины собрания ASG изображены две каннелированные колонны дорического ордера. Характер изображения каннелюр, игра светотени по ним, а также рисунок трещин идентичны тем, что представлены на полотнах Никколо Кодац-ци. В качестве примера приведём «Классические руины со сценой гадания по руке» из Национального фонда Великобритании.

Г\| Г\|

о

Г\|

Кодацци, Никколо

Классические руины со сценой гадания по руке Между 1670 и 1699 годами Холст, масло. 71*104 см Национальный фонд Великобритании

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением трещины на колонне в правой части

БСИИ ASG, инв. № 015034

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Классические руины со сценой гадания по руке» с изображением трещины на колонне в правой части Национальный фонд Великобритании

В композиции «Бегство Лота и его дочерей» из Большого собрания изящных искусств ASG портик увенчан женской скульптурой. Аналогичные ей женские статуи украшают мост, по которому едут два всадника, на картине Кодацци с аукционных торгов. Причём, у одной из скульптур голова не сохранилась.

Кодацци, Никколо

Всадники на мосту

Холст, масло. 32,5*47 см

Работа проходила на аукционе 18 марта 2021

года [4]

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением женской скульптура на портике в верхней части БСИИ ASG, инв. № 01-5034

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Всадники на мосту» с изображением статуй в левой части Работа проходила на аукционе 18 марта 2021 года

WV.

Ц nq -

, U 4

щ м

i \ъ

Кодацци, Никколо Архитектурное каприччио Холст, масло. 169*239 см

Работа проходила на аукционе 9 декабря 2021 года [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

И N N

la. is

fN fN О fN

Ещё одним архитектурным элементом, свойственным живописи Кодацци, является выступающая колонна с частью антаблемента, которая, как правило, изображалась отдельно стоящей у кромки холста. Иногда художник писал её в виде затенённого силуэта, как в работе из собрания ASG. Ту же колонну с антаблементом Кодацци написал в работе «Архитектурное каприччио». В обоих случаях колонны расположены в левой части.

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением колонны и части антаблемента в левой части БСИИ ASG, инв. № 015034

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Архитектурное каприччио» с изображением колонны и части антаблемента в левой части Работа проходила на аукционе 9 декабря 2021 года

Кодацци, Никколо Каприччио

Холст, масло, 37,5*65 см

Работа проходила на аукционе 28 января 2011 года [6]

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Каприччио» с

изображением руин в нижней части

Работа проходила на аукционе 28 января 2011 года

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением руин в нижней части БСИИ ASG, инв. № 01-5034

На картине «Бегство Лота и его дочерей» Кодац-ци изображает и руины портика - фрагменты колонн, их основания, части антаблемента, живописно лежащие на земле. Подобные нагромождения руин встречаются во многих каприччио художника. По характеру расположения и составу архитектурных фрагментов работе из собрания ASG ближе всего руины с полотна «Каприччио», проданного с аукциона 28 января 2011 года.

В результате сравнительного анализа фрагментов работ Никколо Кодацци с картиной Большого собрания изящных искусств ASG мы пришли к выводу, что пейзаж с архитектурными постройками в ней был выполнен именно этим мастером. Французские эксперты атрибутировали работу «Бегство Лота и его дочерей» 1680-ми годами. В этот период Никколо Кодацци работал в Генуе, сотрудничая с несколькими художниками, писавшими фигуры в его произведениях. Сам же он отвечал исключительно за архитектурную составляющую композиций. Фигуры Лота и его дочерей в картине из собрания ASG исполнены другой рукой и не принадлежат авторству Кодацци. Живописец творил в тандеме с талантливыми художниками, перечисленными нами выше. Вряд ли кто-то из них стал бы так откровенно копировать работу великого Рафаэля, не дав собственного прочтения ветхозаветного сюжета. Именно поэтому мы полагаем, что фигуры персонажей на картине из собрания ASG написаны художником, обучавшимся в мастерской Кодацци. В этом случае копийность образов можно оправдать отсутствием творческой самостоятельности, свойственной как раз ученическим работам. Полотно нуждается в реставрационном вмешательстве (удаление загрязнений, укрепление красочного слоя), в результате которого можно будет точнее проанализировать особенности почерков художников, создавших его.

i

И N N

la. §з

Г\| Г\|

о

Г\|

Ссылки:

1. Artgate Fondazione Cariplo - Codazzi Viviano (ambito di), Rovine romane [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// commons.wikimedia.org/wiki/Category:Viviano_Codazzi#/media/File:Artgate_Fondazione_Cariplo_-_Codazzi_Viviano_ (ambito_di),_Rovine_romane.jpg - Дата доступа: 18.08.2022.

2. Niccolo Codazzi [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Niccol%C3%B2_Codazzi - Дата доступа: 18.08.2022.

3. Niccolo Codazzi (Italian, 1642 - 1693) Ein Tempelportikus an einem Stadttor [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/ein-tempelportikus-an-einem-stadttor-5zP_wUYW2Uu00WM9gZ4hRQ2 - Дата доступа: 19.08.2022.

4. Niccolo Codazzi (Italian, 1642 - 1693) Crossing a bridge in front of ancient architecture [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/crossing-a-bridge-in-front-of-ancient-d4nNXOb_ w3ZlHQrzYLfknA2 - Дата доступа: 19.08.2022.

5. Niccolo Codazzi (Italian, 1642 - 1693) ARCHITEKTURCAPRICCIO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/architekturcapriccio-zY_ApPYy4XQOHp_nBXuXKw2 - Дата доступа: 19.08.2022.

6. Niccolo Codazzi (Italian, 1642 - 1693) Capriccio [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/ niccol%C3%B2-codazzi/capriccio-nkqp0Nu4GtQh79ZvecVr1g2 - Дата доступа: 19.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.