Научная статья на тему 'Атрибутика, общие правила и штатный персонал казённого Омского межевого (землемерного) училища Министерства юстиции в контексте складывания специального образования в Сибири (1911-1916 гг. )'

Атрибутика, общие правила и штатный персонал казённого Омского межевого (землемерного) училища Министерства юстиции в контексте складывания специального образования в Сибири (1911-1916 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКОЕ КАЗЁННОЕ ЗЕМЛЕМЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ / И.Д. ЧУЛКОВ / ОБЩИЕ ПРАВИЛА / УНИФОРМА И АТРИБУТИКА / ИСТОЧНИКИ / OMSK STATE-OWNED SURVEYING SCHOOL / I.D. CULKOV / GENERAL RULES / UNIFORMS AND ATTRIBUTES / SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Милищенко Олег Анатольевич, Цыплёнкова Ирина Васильевна

В статье ставится вопрос о системном изучении истории Омского казённого землемерного (межевого) училища. Это училище внесло немалый вклад в подготовку землемеров, таксаторов и техников-геодезистов для Сибири и стало первой ступенью в развитии специального образования, вплоть до организации Омского землемерного института и землеустроительного факультета Сибирской сельскохозяйственной академии. Авторы рассматривают ряд первоисточников по атрибутике, штатному персоналу и общим правилам этого училища в контексте истории землемерных училищ в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attributes, General Rules and the Staff of Omsk Surveying School of the Ministry of Justice in the Context of Establishment of Special Education in Siberia (1911-1916.)

The article deals with the question the systematic study of Omsk state-owned surveying (geodetic) school history. That school has made a considerable contribution to the training of surveyors, taxing-masters and technicians-surveyors for Siberia and the one was also the first step in the development of special education, including the organization of Omsk Institute of Surveying and Land Management faculty at Siberian Academy of Agriculture. The authors considered a number of different sources on the attributes, staff members and the general rules of Omsk state-owned surveying school in the context of such schools history in Russia.

Текст научной работы на тему «Атрибутика, общие правила и штатный персонал казённого Омского межевого (землемерного) училища Министерства юстиции в контексте складывания специального образования в Сибири (1911-1916 гг. )»

Милищенко О.А., Цыплёнкова И.В. Атрибутика, общие правила и штатный персонал казённого Омского межевого (землемерного) училища Министерства юстиции в контексте складывания специального образования в Сибири (1911-1916 гг.) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль -сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/377-00127. - ISSN 2413-4066

УДК 377.1(09)(571.13)

Милищенко Олег Анатольевич

Заведующий Народным музеем истории Омского ГАУ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск oa.milischenko@omgau.org

Цыплёнкова Ирина Васильевна

Специалист по учебно-методической работе I категории управления методической работы, образовательных инноваций, дополнительного образования и профессионального обучения, старший преподаватель кафедры кадастра и оценки недвижимости ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск iv.tsyplenkova@omgau.org

Атрибутика, общие правила и штатный персонал казённого Омского межевого (землемерного) училища Министерства юстиции в контексте складывания специального образования в Сибири (1911-1916 гг.)

Аннотация. В статье ставится вопрос о системном изучении истории Омского казённого землемерного (межевого) училища. Это училище внесло немалый вклад в подготовку землемеров, таксаторов и техников-геодезистов для Сибири и стало первой ступенью в развитии специального образования, вплоть до организации Омского землемерного института и землеустроительного факультета Сибирской сельскохозяйственной академии. Авторы рассматривают ряд первоисточников по атрибутике, штатному персоналу и общим правилам этого училища в контексте истории землемерных училищ в России.

Ключевые слова: Омское казённое землемерное училище, И.Д. Чулков, общие правила, униформа и атрибутика, источники.

Наравне с казённой Омской низшей школой молочного хозяйства и скотоводства I разряда (1903 г.) и казённым Омским средним сельскохозяйственным училищем I разряда (ОССХУ) (1912 г.) Омское казённое землемерное (межевое) училище Министерства юстиции сыграло свою значимую роль в становлении Сибирского сельскохозяйственного института, 100-летие со дня основания которого на базе ОССХУ будет отмечаться в феврале 2018 г. В 2016 г. отмечается 100-летний юбилей со дня основания самого межевого училища, которое, претерпев ряд преобразований до Омского земельного института (1920-1921 гг.), в апреле 1922 г. вошло на правах землеустроительного факультета со всем своим штатом и имуществом в структуру Сибирской сельскохозяйственной академии (Сибаки).

В статье ставится вопрос о системном исследовании истории Омского землемерного института, поскольку до сих пор нет полных обобщённых данных об этом учебном заведении. В Историческом архиве Омской области за № Р-487 на хранении находится совмещённый фонд документов Омского казённого землемерного училища Министерства юстиции и Омского землеустроительно-межевого техникума Сибирского Комитета профессионально-технического образования (60 ед. хр.), охватывающий период с 1915 по 1920 гг. В полном объёме в печатном виде эти документы никогда не публиковались, электронные копии также отсутствуют [1]. Весьма незначительные сведения были опубликованы на материалах А.П. Толочко и О.В. Ищенко в Омских краеведческих сборниках.

В основе методологии исследования истории Омского казенного землемерного училища лежит принцип историзма. Работа проводится в рамках системного подхода, который включает в себя анализ на стыке, собственно, истории, генеалогии, права и исторической географии. При рассмотрении вопроса применены также методы сравнительно-исторического анализа, просопографии и фалеристики.

На первом этапе авторы рассматривают опубликованные источники, а именно «Памятные книжки Акмолинской области» за 1912 - 1916 гг. Акмолинского областного статистического комитета, отпечатанные в крепости в литографии Военно-топографическго отдела, начальником которой был генерал-майор Никифор Дамианович Павлов - один из преподавателей Омского землемерного училища. В приложениях «Адрес-календарях» этих источников можно проследить изменения в штатном составе училища по персонам, адреса штатных сотрудников и местопребывание училища [3 - 7]. Некоторые сведения по этому вопросу авторы приводят из справочного издания «Весь Омск. Справочник-указатель на 1913 год», где кратко описываются правила и распорядок Омского казенного землемерного училища [8].

Таким образом, осуществляется некоторая связь с материалами фонда № Р-487. Недостающие материалы компенсируют исследования отечественных краеведов, базирующихся на источниках по истории и атрибутике аналогичных учебных заведений в европейской части Российской империи и опубликованных как электронные ресурсы [9 - 14]. В рамках просопографического метода авторы привлекают источники по истории высших учебных заведений, готовивших инженеров и преподавателей межевого дела [15 -18].

Высшее образование по межевому делу в России ведёт своё начало с 1779 г. При Екатерине II Указом № 439 от 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внимание на плохое обучение землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии: «дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих ... до тридцати пяти человек ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению». Этот Указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г. послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина. В 1819 г. Константиновская землемерная школа решением Государственного совета от 10 декабря (полн. собр. законов Российской империи, № 28024) переименована в Константиновское землемерное училище.

Средний технический персонал для межевания стали готовить только с середины 1830-х гг. параллельно с организацией Министерства государственных имуществ (26 декабря 1837 г.) и Губернских статистических комитетов и отделов (столов) (20 декабря 1834 г.) [19], и существовавшими уже школами топографов, берущими начало от основания в 1810 г. Московского учебного заведения для колонновожатых (МУЗК), готовившего, в том числе, и геодезистов, и получившее официальный статус в 1816 г.

В августе 1840 г. в Горы-Горецком имении Могилёвской губернии по Указу Николая I (1836 г.) была открыта земледельческая школа, получившая в 1848 г. статус Земледельческого института - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное

заведение «с правом университета». Для подготовки штатных землемеров и проведения землеустроительных работ в связи с отменой крепостного права и проведения земельной реформы в 1858 г. в Горках были открыты «Классы частных землемеров и таксаторов». Эти классы сыграли большую роль в развитии землеустроительного образования, но в 1909 году они были преобразованы в землемерно-агрономическое училище, которое произвело 10 выпусков техников «землемеров-агрономов» [15].

В Российской империи в последней трети XIX в. было организовано ещё не менее пяти землемерных училищ, например, Оренбургское (1877 г.), Псковское (1874 г.), Курское (1876 г.) и др. Однако, межевые работы в Сибири и Степном Крае (Казахстан) до открытия землемерного училища в Омске проводились специалистами из европейской части империи [13, 14, 18]. Эта тема требует отдельного рассмотрения.

Л. Ковалева в статье «Землемеры» [17] отмечает, что в начале двадцатого века землемеры были «штучным товаром», поэтому их не хватало для реализации масштабных поземельно-правовых реформ. Требования к инженерам и техникам были высокие: они должны были иметь разностороннюю практическую подготовку и общее образование. Земледельческие училища и сельскохозяйственные школы, где имелись межевые классы или отделения, выпускали их в ограниченном количестве. Л. Ковалёва приводит «Свидетельство об окончании землеустроительного училища» Александра Николаевича Савельева, южноказахстанского землемера, которое сохранилось в областном архиве г. Чимкента, где перечислены более десятка специальных предметов: землеустройство, мелиорация, дорожное дело, основы земледелия, лесная таксация и т. д. (рис. 1) [17].

Рисунок 1. Землемеры начала ХХ века

Землемерные училища Российской империи находились на содержании казны в ведении Министерства юстиции. Целью этих училищ была подготовка межевых техников-землемеров. С самого начала учреждения училищ (1840 г.) к поступлению в них допускались лица мужского пола, достигшие возраста 15 лет и с образованием не ниже пяти классов реального училища. Обучаться в землемерном училище могли представители всех сословий в возрасте от 15 до 24 лет (как исключение с 14 лет), которые перед выпускными экзаменами обязаны были предоставить свидетельство о политической благонадежности и отношение к воинской повинности. Курс обучения до 1909 г. составлял два-три года, а после закрытия школ межевых топографов был продлён до трёх-четырёх лет.

Регулярные занятия в землемерных училищах начинались с 15 сентября, а заканчивались 1 июля. Учащиеся изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, черчение, тригонометрию, физику, геодезию, топографию, накладку и иллюминовку планов, законоведение, межевые законы и делопроизводство. Вместе со специальными предметами учащиеся обучались и общеобразовательным предметам «христианские беседы», пение, история, гимнастика и пр. В новом «Положении о землемерных училищах», принятом в 1909 г., в число предметов были включены космография, сельскохозяйственная и лесная таксация.

Помимо теоретических занятий ежегодно с мая месяца учащиеся проходили обязательную практику по межеванию и геодезии. Как правило, они на лето выезжали за город в специальные лагеря. Практическим занятиям придавалось большое значение со стороны руководства. Учащиеся за время практики получали навыки в работе, что позволяло им по окончании устраиваться на съёмочные работы в землеустроительные комиссии.

С 1913 г. курс обучения в 4 классе предусматривал, прежде всего, углубленное изучение земельного законодательства и разрешения земельных споров, а также предметов по «коренным улучшениям земельных угодий и таксационных исследований». Прошедшие курс обучения учащиеся имели право поступления на государственную службу с чином XIV класса по «Табели о рангах» (редакция 1884 г.) коллежским асессором. В соответствии с этим чином обращение к ним определялось как «Ваше благородие». Выпускники на частной службе имели звание «частного землемера» [10, 14].

Обучение в училищах поначалу велось по «Положению о землемерных училищах от 1874 г.», а после 1909 г. в соответствии с новой редакцией. Задачи училищ до 1909 г. определялись следующим образом: «Землемерные училища имеют целью образование межевых техников, которые могли бы быть назначаемы на должность уездных землемеров». Затем задачи были сформулированы более конкретно и в соответствии с проводившимися поземельно-правовыми реформами: «Обучение техников для произведения межевых и землемерных работ, и связанных с ними работ по коренным улучшениям земельных угодий и таксационных (оценочных) исследований» [14].

Учащиеся казённых землемерных училищ носили форму единого образца: брюки, гимнастёрка (китель), двубортный бушлат (сюртук), фуражка, двубортная шинель (полупальто), поясной ремень, сапоги или ботинки (рис. 2) [9 -14].

Рисунок 2. Демисезонная униформа учащегося казенного землемерного училища

Министерства юстиции

В петлицах сюртука и шинели учащиеся и инженеры носили знак (эмблему) Межевого ведомства Министерства юстиции: перекрещённые аршин (мерная линейка и теодолит), буссоль, а по 2/3 круга мерная цепь из круглых звеньев (рис. 3) [10 - 14]. Такой же знак они имели на выпуклых металлических пуговицах обмундирования, а также на металлической пряжке пояса и в форме кокарды на околыше форменной фуражки

Рисунок 3. Эмблема на петлицах, пуговицах и кокарде учащихся казенных землемерных

училищ Министерства юстиции

В ряде училищ, например в Симбирском, студенты носили на сюртуке и шинели контрпогоны (наплечники) со знаком на подобие фуражечного знака, что носили студенты Межевого Константиновского института в Москве, только линейка и буссоль смещены вниз, а межевой столб окружен венком (рис. 4 - 6) [9 - 14, 16].

Рисунок 4. Знак Межевого ведомства Министерства юстиции

Знак изображает на переднем плане корону Российской империи, увенчивающую колонну с надписью «Законъ каждый при своем». На заднем плане знака изображены землеустроительные инструменты: теодолит и мерная линейка. Обрамляет знак замкнутая металлическая цепь. Знак являлся как Должностным знаком чиновника Межевого ведомства, так и украшал головные уборы и погоны студентов Межевого учебного заведения. В то время Межевое ведомство входило в состав Министерства внутренних дел Российской империи. От этого на знаке и «Столп Закона», - отмечает автор заметки «Памятник землемеру в Уфе - памятник спортивному картографу!!!» [16]. Таким образом, «Столп Закона» ассоциировался у студентов, инженеров и преподавателей по ведомству с межевым столбом, межевым знаком.

Рисунок 6. Учащийся Псковского казенного землемерного училища (1874 г.)

Омское казенное землемерное училище, открытое в 1911 г., с самого начала располагалось в трёхэтажном доходном доме омского предпринимателя А.В. Печокаса, 1910 г. постройки, на углу улиц Надеждинская и Тобольская (сегодня: Чапаева и Фрунзе, д. 14) (иначе - Дом «Копикуза», Кузнецких угольных копей, ул. Тобольская, 14). В 1915 г. училищу был передан также д. 41 по ул. Тобольской (рис. 7) [8, с. 46].

Рисунок 7. Доходный дом А.В. Печокаса (1910 г.) (архив Народного музея истории Омского ГА У)

Землемерное училище готовило техников для производства межевых и землемерных работ. Принадлежность училища Министерству юстиции «по управлению межевой частью» давала возможность, «по поверочному экзамену», дальнейшего продолжения образования в Константиновском Межевом институте в Москве. После отбывания воинской повинности лицам, окончившим курс училища, предоставлялись права первого разряда.

Перед началом приёмных экзаменов производился медицинский осмотр поступающих. Абитуриентов, страдавших хроническими болезнями, со слабым зрением и имеющих иные физические недостатки, препятствовавших межевой службе, в училище не принимали. Вступительные экзамены для поступающих проводились с 25 августа в объеме программы курса городских училищ, а срок обучения в училище составлял четыре года. Испытания всем поступающим производилось «в объеме программы курса городских училищ (по Положению 31 мая 1872 года), опубликованной в сборнике «Программы городских училищ по положению 31 мая 1872 г.», составленном И. К. Ган в г. Вильно и имевшемся в каждом городском училище, а также в магазинной продаже.

Как уже было отмечено выше, абитуриенты обязаны были предоставить:

- свидетельство от местного Губернатора о политической благонадежности, выданное не далее, как за три месяца до приемных экзаменов (для казаков от Наказного Атамана);

- свидетельство о приписке к призывному участку по отбыванию воинской повинности для лиц, возраст которых к 1 сентября года поступления будет более 17 лет;

- аттестат или свидетельство из того учебного заведения, в котором кандидат окончил курс или учился;

- одну фотографическую карточку, засвидетельствованную полицией.

Ученики гимназий, коммерческих и реальных училищ льготами при приеме в землемерное училище не пользовались. Прием прошений и документов абитуриентов проводился до 20 августа, при этом прием абитуриентов производился только в 1-й класс. Особые требования предъявлялись при поступлении в училище к русскому языку. Число принимаемых в 1-й класс зависело от размера помещения и колебалось от 30 до 35 человек. Не смотря на то, что обучение было платное, часть учеников освобождалась от платы и вместо содержания на пансионе получали от казны стипендию в размере 15 рублей в месяц, что позволяло получать образование выходцам из небогатых семей. Другие назывались «своекоштными», т. е. самооплачивающимися, платившими за право обучения не менее 1]0 рублей в полугодие (до 1 октября и до 1 февраля). Некоторые учебники и письменные принадлежности училище выдавало ученикам по специальной книжке в пользование. Особо следует подчеркнуть, что ученики были обязаны носить «Высочайше утвержденную форму одежды», которую все поступившие должны были приобрести к 1-му ноября учебного года.

При училище имелись также межевые классы (краткосрочные курсы). Окончившие училище, получали звание землемера-таксатора, а при поступлении на гражданскую службу пользовались правами лиц, окончивших курс среднего учебного заведения, и могли, при желании, «поступать на службу землемерами при губернских чертежных или при землеустроительных комиссиях» [2].

Что касается штатного персонала Омского казенного землемерного училища, то по сведениям, представленным в приложении к «Памятным книжкам Акмолинской области» за 1912-1916 гг., с данными предоставленными по первое декабря каждого предшествующего года можно получить ниже следующую информацию.

По данным на декабрь 1911 г. директором Омского землемерного училища был межевой инженер коллежский советник (соответствовал чину полковника, VI класс по «Табели») Иван Дмитриевич Чулков (с 1916 г. - статский советник, чин между полковником и генерал-майором, V класс по «Табели»), проживавший в квартире при училище (с 1914 г.) (рис. 8).

Рисунок 8. Иван Дмитриевич Чулков (архив Народного музея истории Омского ГА У)

Преподавателем служил коллежский советник, а с 1915 г. ещё и межевой инженер Мечеслав Карлович Рыбацкий, проживавший по адресу: ул. Блохинская, 22, с 1914 г. - при училище, с 1915 г. - на углу ул. Константиновской и Главноуправленческой, с 1916 г. - в Солдатском переулке, 21.

Врачом в училище был приходящий доктор коллежский советник Юлиан Израилевич Ласков, проживавший по ул. Банная,19, а письмоводителем - коллежский регистратор (XIV класса по «Табели») Яков Гурьевич Шихалеев, проживавший в квартире при училище [3, с. 64].

На 1 декабря 1912 г. штатный персонал Омского казенного землемерного училища состоял: из директора училища и преподавателя геодезии и тригонометрии И. Д. Чулкова; преподавателя истории (с 1915 г. - надворного советника, VII класса по «Табели») Василия Михайловича Петрова, с 1914 г. проживавшего в квартире при учительской семинарии; преподавателя русского языка - коллежского советника Сергея Ильича Кондаурова,

проживавшего по ул. Думская, 21, с 1914 г. - по ул. Семинарская, 12; преподавателя рисования - Александра Петровича Колчина; преподавателя физики - Константина Наумовича Саввона (квартира в здании Омского сельхозучилища, с 1915 г. - ул. Надеждинская, 32): преподавателя алгебры и геометрии - М.К. Рыбацкого; преподавателя почвоведения и растениеводства -Карла Карловича Зиринга (с 1915 г. коллежского асессора, VIII класса по «Табели») (он же заведовал с 1902 г. Омской молочной лабораторией), проживал в квартире при Молочной ферме/школе, с 1914 г. - ул. Воздвиженская, 66; законоучителя, протоиерея отца Александра (в миру Александра Соловьёва, ул. Губернская, 8); преподавателя, (армейского) капитана Николая Павловича Попова (ул. Крестовоздвиженская, 21); преподавателя, титулярного советника (IX класса по «Табели».), а с 1914 г. - коллежский асессор (понижение) Аркадия Васильевича Милюкова (свой дом по ул. Тобольской, с 1914 г. - новый лом на углу ул. Тобольской и Екатерининской); преподавателя, статского советника Николая Николаевича Диго (ул. Блохинская 10); преподавателя Александра Петровича Колчина (квартира при училище); лаборанта (с 1914 г. - преподавателя) Николая Михайловича Здравосмыслова (Николаевский просп., дом Вяткина) и нового врача (с 1916 г. - лекаря) Константина Илларионовича Маклаковского / Маккавейского (угол ул. Банной и Капцевича, д. Карченюк, с 1914 г. - ул. Екатерининская, 39) [4, с. 98] и [8, с. 46].

На 1 декабря 1913 г. в училище служили, кроме выше перечисленных, новый законоучитель, протоиерей Иоанн Капитонович Туторский (дом на Базарной площади, с

1915 г. - рядом с городской аптекой), преподаватель, коллежский асессор (с 1915 г. -межевой инженер) Николай Николаевич Наумов (ул. Екатерининская, 77, с 1915 г. - ул. Екатерининская, 15), преподаватель Михаил Дмитриевич Глебов (ул. Степная, дом Ляховича), подполковник Аполлон Аполлонович Подкорытов (квартира при Омском кадетском корпусе) [5, с. 73].

На 1 декабря 1914 г. в училище, кроме вышеперечисленных служили преподавателями губернский секретарь (ХП класса по «Табели») Николай Петрович Петров (ул. Тобольская, 26), Перикл Христофорович / Христианович Пападопуло (ул. Воздвиженская, 66), учёный агроном, статский советник Иван Львович Усанович (ул. Базарная, 1), учёный агроном, управляющий Омским Гражданским опытным полем Пётр Андреевич Деев (квартира при опытном поле), учёный агроном Николай Григорьевич Овчинников (ул. Часовитинская, 41, с

1916 г. тел. 10-53), учёный лесовод тайный титулярный советник Павел Петрович Астреин (ул. Блохинская, 69), подполковник, военный инженер Николай Дмитриевич Дурново (квартира при отделе квартирного довольствия войск, тел. 188), штабс-капитан Александр Никандрович Сомов (квартира при здании Омского кадетского корпуса, тел. 59). На место прежнего письмоводителя заступил надворный советник (VII кл.) Герман Александрович Протопопов (с 1915-1916 гг. угол ул. Артиллерийской, 13 и Путинцева, 13) [6, с. 45].

На 1 декабря 1915 г. в штат училища вошёл законоучитель, ксендз, магистр богословия Хризогон Никандрович Пржемоцкий (ул. Костёльная, дом рядом с польским костёлом). Также поступили на службу, кроме выше упомянутых, преподаватели: помощник пристава, поверенный Пётр Иванович Кортусов (ул. Губернаторсая, 17, тел. 926), инженер-строитель Дмитрий Алексеевич Адамович (Казённый дом, 114), инженер-строитель Павел Андреевич Парамонов (квартира в здании Омского кадетского корпуса), коллежский секретарь (Х класса по «Табели») Сергей Владимирович Георгиев (ул. Капцевича, 49), учёный лесовод Григорий Михайлович Назаренко (ул. Губернаторская, 1, тел. 50), архитектор, художник Казимир Станиславович Дунаевский (квартира при Окружной управе по квартирному довольствию войск), генерал-майор Григорий Васильевич Григорьев (ул. Томская, 5, тел. 632) [7, с. 71-72].

Кроме того, известно, что одно время, совмещая работу в землемерном училище со службой в ОССХУ, Омской ветеринарно-фельдшерской школе и первой Омской мужской гимназии, здесь преподавал математику и хоровое пение певец и хормейстер - любитель

Яков Васильевич Шебалин (1878 - 1932) - отец известного советского композитора Виссариона Яковлевича Шебалина [20, с. 11].

В 1920 г. межевой инженер, тогда уже штатный профессор, И.Д. Чулков стал преподавать сначала в Омском землемерном (межевом) техникуме, затем в Омском землеустроительном институте (1921 г.) и, наконец, на землеустроительном факультете Сибирской сельскохозяйственной академии [21, с. 118] и [22, с. 193].

Сюда же перешёл на службу в 1918 г. (в открытый Сибирский институт сельского хозяйства (СИСХ)) упомянутый выше профессор, геодезист, Н.Д. Павлов, также причастный, как преподаватель, картограф, попечитель к истории Омского казенного землемерного училища [23, с. 81-82] и [22, с. 15, 190]. Однако это уже отдельная тема для исследования.

Необходимо отметить, что недостаток архивных источников по истории Омского казённого землемерного (межевого) училища, особенно за 1911, 1916-1918 гг., а также незначительное число посвящённых ему научных работ и публикаций, ставит вопрос о комплексном исследовании этого учебного заведения. В первую очередь необходим сбор персональной информации (анкеты, фотографии, формулярные и послужные списки) из личных дел преподавателей и учащихся училища.

Из представленных выше материалов следует, что за весь период своего существования училище не имело своего помещения и арендовало частный доходный дом. Время открытия училища совпало с проводившейся в Российской империи столыпинской поземельно-правовой реформы.

Постепенное пополнение штата училища высококлассными специалистами и такие довольно высокие классные чины ряда служащих училища были обусловлены их проживанием в г. Омске - административном центре Степного Края, где были сконцентрированы высшее чиновничество, войсковые штабы, государственные учреждения по ведомствам государственных имуществ, медицинскому и просвещения, а также различные казённые склады, специальные службы, переселенческие отряды и т. д., служащими которых были одновременно указанные выше персоны.

Заметно, что в 1914-1916 гг. в штате училища не только увеличивается количество служащих с высшим гражданским специальным образованием (включая таксаторов, агрономов и лесоводов), но и идет пополнение военнослужащими: инженерами, строителями, возможно, геодезистами и топографами, чей опыт пригодился в училище за нехваткой гражданских служащих.

Сбор и публикация материалов по истории Омского казенного землемерного училища позволяет напомнить и сохранить имена и дело тех педагогов, организаторов и подвижников специального образования, которые по причине государственной политической цензуры, а также, как следствие, из конъюнктурного интереса отечественных историков 1920-1970-х гг., так незаслуженно были выведены за рамки объекта и предмета исследования.

Ссылки на источники:

1. ИсАОО. - Ф. Р-487. - Оп. 1. [Опись дел постоянного хранения, 1915-1920]. - Ед. хр. 60: (Омское землемерное училище, г. Омск) Омский землеустроительно-межевой техникум Сибирского Комитета профессионально-технического образования, г. Омск. Крайние даты документов 1915-1920/ URL: http://www.iaoo.ru/af/index.php?act=fund&fund=200075728&highlight= (дата обращения: 24 августа 2016).

2. Омское землемерное училище [Электронный ресурс]/ URL: http://kraeved.omsklib.rU/index.php/articles/people/298-omskoe-zemlemernoe-uchilishche# (дата обращения: 24 августа 2016).

3. Памятная книжка города Омска и Акмолинской области на 1912 год [Электронный ресурс]/ Сост. В.С. Недашковский. - Омск: Изд-е Акмолинск. обл. стат. комитета.

Акмолинск. обл. тип-я, 1913. - 444 с./ URL: http://book-old.ru/BookLibrary/96001-Pam-kn-Akmolinskoy-obl/1912.-Pamyatnaya-knizhka-i-adres-kalendar-Akmolinskoy-oblasti-na-1912-god.html (дата обращения: 24 августа 2016).

4. Памятная книжка города Омска и Акмолинской области на 1913 год [Электронный ресурс]/ Сост. В.С. Недашковский. - Омск: Изд-е Акмолинск. обл. стат. комитета. Акмолинск. обл. тип-я, 1913. - 532 с./ URL: http://book-old.ru/BookLibrary/96001-Pam-kn-Akmolinskoy-obl/1913.-Pamyatnaya-knizhka-goroda-Omska-i-Akmolinskoy-oblasti-na-1913-god.html (дата обращения: 24 августа 2016).

5. Памятная книжка Акмолинской области на 1914 год [Электронный ресурс]/ Сост. В.С. Недашковский. - Омск: Изд-е Акмолинск. обл. стат. комитета. Обл. тип-я, 1914. - 287 с./ URL: http://book-old.ru/BookLibrary/96001-Pam-kn-Akmolinskoy-obl/1914.-Pamyatnaya-knizhka-Akmolinskoy-oblasti-na-1914-god.html (дата обращения: 24 августа 2016).

6. Памятная книжка Акмолинской области на 1915 год [Электронный ресурс]. - Омск: Изд-е Акмолинск. обл. стат. комитета, 1915. - 158 с./ URL: http://book-old.ru/BookLibrary/96001-Pam-kn-Akmolinskoy-obl/1915.-Pamyatnaya-knizhka-Akmolinskoy-oblasti-na-1915-god.html (дата обращения: 24 августа 2016).

7. Памятная книжка Акмолинской области на 1916 [Электронный ресурс]/ Сост. М.Н.Соболев. - Омск: Изд-е Акмолинск. обл. стат. комитета. Обл. тип-я, 1916. - 240 с./ URL: http://book-old.ru/BookLibrary/96001-Pam-kn-Akmolinskoy-obl/1916.-Pamyatnaya-knizhka-Akmolinskoy-oblasti-na-1916-god.html (дата обращения: 24 августа 2016).

8. Омское землемерное училище [Электронный ресурс]// Весь Омск: Справочник-указатель на 1913 год. 1 часть. Правительственные учреждения. - Омск: Издание газеты «Омский Вестник». Типография «Иртыш», 1913 - С. 1-84/ URL:http://www.omskcity.ru/spravochnaya/spravochnik/305-ves-omsk-part-one.html (дата обращения: 24 августа 2016).

9. Петличные знаки учебных заведений РИ на фото. 19-12-2010 [Электронный ресурс]// Форум «Униформистика»/ URL: http://vedsimvol.mybb.ru/viewtopic.php?id=1061 (дата обращения: 24 августа 2016).

10. Симбирское землемерное училище. 21 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]/ URL: http://blog.trud.ru/journalshowcomments.php?jpostid=303498742&journalid=3236492&go=next& categ=0 (дата обращения: 24 августа 2016).

11. Знак Межевого ведомства Министерства Юстиции, определение. Jun 4 2015 [Электронный ресурс]/ URL: http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=1090037&st=0& (дата обращения: 24 августа 2016).

12. Студент Симбирского Землемерного Училища. Форма. Нашивки. 4 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]/ URL: http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=340744 (дата обращения: 24 августа 2016).

13. Псковское землемерное училище. 1 мая 2014 г. [Электронный ресурс]/ URL: http://blog.trud.ru/journalshowcomments.php?categ=0&go=next&journalid=3236492&jpostid=322 6524370 (дата обращения: 24 августа 2016).;

14. Ласочко Л. С. Из истории Курского землемерного училища [Электронный ресурс]/ Л.С. Ласочко/ URL: http://5-edu.ru/pravo/4284/index.html?page=16#461101 (дата обращения: 24 августа 2016).

15. Факультеты - юбиляры. Подготовка землеустроительных кадров России и Беларуси. 14.06.2015 [Электронный ресурс]/ URL:/http://h.120-bal.ru/pravo/16950/index.html (дата обращения: 24 августа 2016).

16. Памятник землемеру в Уфе - памятник спортивному картографу!!! [Электронный ресурс]// Федерация спортивного ориентирования. Башкортостан/ URL:http://fsorb.ru/info/pamyatnik-zemlemeru-v-

ufe?b_start:int=345&month:int=5&year:int=2015&orig_query=b_start%3Aint%3D345%26am p%3B (дата обращения: 24 августа 2016).

17. Ковалёва Л. Землемеры. Землемеры начала ХХ века. 22 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]/ Л. Ковалёва// Южный Казахстан/ URL: http://www.yujanka.kz/news/detail/1740(дата обращения: 24 августа 2016).

18. Зарождение землеустроительного образования и его развитие в дореволюционный период (до 1917 г.) [Электронный ресурс]/ URL: http://studopedia.su/10_131777_period-do--g.html (дата обращения: 24 августа 2016).

19. Волков Л.В. Министерство государственных имуществ [Электронный ресурс]/ Л.В. Волков// Международная Историческая Ассоциация/ URL: http://www.imha.ru/1144524127-ministerstvo-gosudarstvennykh-imushhestv.html; Губернские и областные статистические комитеты [Электронный ресурс]/ URL: http://www.snor.ru/?an=about_gub (дата обращения: 24 августа 2016).

20. Виссарион Яковлевич Шебалин. Литературное наследие [Текст]/ Сост. А.М. Шебалина; под ред. В.В. Протопопова. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1975. - 280 с.

21. Иван Дмитриевич Чулков [Текст]// Червоненко В.Н Учёные Омского сельскохозяйственного института (1918-1994 гг.). Профессоры. Доценты, руководители ВУЗа, деканы, заведующие кафедрами/ В.Н. Червоненко / Под ред. Н.М. Крючкова/ОмСХИ. - Омск, 1994. - С. 118

22.Червоненко В.Н. Очерки истории Омского сельскохозяйственного института. 19181993. [Текст] / В.Н. Червоненко / Под ред. Г.П. Сапрыгина / Омский сельскохозяйственный институт. - Омск, 1994. - 320 с.

23. Никифор Дамианович Павлов [Текст]// Червоненко В.Н Учёные Омского сельскохозяйственного института (1918-1994 гг.). Профессоры. Доценты, руководители ВУЗа, деканы, заведующие кафедрами/ В.Н. Червоненко/ Под ред. Н.М. Крючкова/ОмСХИ. -Омск, 1994. - С. 81-82

Oleg Milishenko

The head of the People's Museum of the History of Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin

FSBEIHE Omsk SAU, Omsk Irina Tsyplenkova

Specialist of The Department of Educational Innovation at the Management of methodical work, educational innovation, extracurricular education and professional training at Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin, Senior Lecturer FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Attributes, General Rules and the Staff of Omsk Surveying School of the Ministry of Justice in the Context of Establishment of Special Education in Siberia (1911-1916.)

Abstract: The article deals with the question the systematic study of Omsk state-owned surveying (geodetic) school history. That school has made a considerable contribution to the training of surveyors, taxing-masters and technicians-surveyors for Siberia and the one was also the first step in the development of special education, including the organization of Omsk Institute of Surveying and Land Management faculty at Siberian Academy of Agriculture.

The authors considered a number of different sources on the attributes, staff members and the general rules of Omsk state-owned surveying school in the context of such schools history in Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Omsk state-owned surveying school, I.D. Culkov, general rules, uniforms and attributes, sources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.