Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 3 (42)
А. В. Бауло
Институт археологии и этнографии СО РАН просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090
E-mail: [email protected]
АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА
Статья посвящена описанию редкого культового атрибута северной группы селькупов — приклада известного шамана И. С. Безруких. Он относится к категории кось-ба, коссы (приношение духам) и выполнен в виде сшитых лент ткани, низок бисера и железных фигурок животных. Приклад представляет совокупность разновременных вещей, объединенных в одно целое в 1970-х гг. Особый интерес вызывает белая лента, на которую нашиты фигуры лося и мамонта. Изображения мамонта в изобразительном искусстве народов севера Западной Сибири единичны. Приведены основные представления селькупов о мамонте из публикаций Е.Д. Прокофьевой и Г. И. Пелих; использованы неопубликованные материалы экспедиций к селькупам 1970 и 1979 гг. Автором высказано предположение относительно двух нашитых на ленту изображений животных: представлено превращение лося после его смерти в мамонта либо сцена столкновения лося и мамонта. Железные фигуры, входящие в состав приклада, относятся к категории мырак (дух, заключенный в железный предмет). Публикуемый атрибут селькупского шамана демонстрирует крайне редкий сюжет включения подземного существа — мамонта — в религиозно-обрядовую практику небольшого северного народа.
Ключевые слова: шаман, мамонт, лось, религия, культ, народы Северо-Западной Сибири.
DOI: 10.20874/2071-0437-2018-42-3-128-132
Летом 2017 г. в г. Салехарде мне удалось ознакомиться с предметами одной частной коллекции. Кроме медных колокольчиков XIX в., известных медных блях с кентавром, железной сабли мне показали достаточно необычный атрибут культа северных селькупов. По словам хозяина коллекции, эту вещь он купил в 1990-х гг. у одного из родственников известного шамана И.С. Безруких, который проживал в д. Фарково Туруханского района Красноярского края [Селькупская мифология, 1998, с. 24]. Ряд шаманских предметов, принадлежащих семье Безруких, был приобретен в 1978 г. для Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИИФФ СО АН СССР (ныне ИАЭТ СО РАН) этнографами Г.И. Пелих и И.Н. Гемуевым; в фондах музея сохранились карточки с информацией, записанной ими от В.М. и И.В. Безруких в 1970 и 1978 гг. Описание шаманских атрибутов нескольких поколений шаманов Безруких выполнено Е.Д. Прокофьевой [1949а, с. 342-363] и Г.И. Пелих [1980, с. 20-34].
Публикуемый приклад представляет собой сшитые между собой в «голове» куски и ленты ткани (белого, черного, синего, зеленого, зеленого с белыми цветами, красного в клетку), прикрепленные к ним низки бисера и железные фигурки, обвязанные шнурками. Общая длина приклада 80 см (рис. 1). Скорее всего, его можно отнести к категории кось-ба, коссы — приношение, подарок духам [Селькупская мифология, 1998, с. 54].
Наибольший интерес вызывают две ленты. На ленту красного в клетку цвета нашиты три птичьих клюва (дикой утки?) и семь кусочков кожи (часть подобных кусочков, видимо, утеряна). При этом клювы пришиты хлопчатобумажными нитками, а кусочки кожи — сухожильными нитями. На широкую белую ленту нашиты фигуры двух животных, относительно горизонта расположенные по-разному (головой вверх и вниз). Большая фигура (длиной 21 см), скорее всего, изображает мамонта с длинным бивнем (рис. 2); меньшая фигура (длина 19 см) напоминает лося с вытянутой мордой (рис. 3). Бивень мамонта и пасть лося соединены.
Сквозь ленту зеленого цвета продет кожаный ремешок, посредством которого привязана большая железная фигура птицы с выгнутой шеей (длина фигуры 15,5 см). К этому же ремешку привязаны плоское железное кольцо, медный перстень, ожерелье голубых бус, снизка бисера синего, прозрачного, белого, желтого, зеленого цвета; за узкую полоску синей ткани железная фигурка птицы (длиной 11 см) с выгнутой шеей и хвостом в виде длинного заостренного стержня (кончики крыльев и лап птицы, бока и хвост украшены насечками).
Рис. 1. Приклад шамана И.С. Безруких. Fig 1. Attribute of the shaman I.S. Bezrukih.
Рис. 2. Изображение мамонта на шаманском прикладе.
Fig 2. Image of a mammoth on the shamanic attribute.
Рис. 3. Изображение лося на шаманском прикладе. Fig. 3. Image of an elk on the shamanic attribute. 12 9
А.В. Бауло
К куску ткани черного цвета пришиты узкие полоски ткани: две светлого и четыре черного цвета. Одной светлой полоской обвязана стилизованная двухголовая фигурка птицы (длина 8 см), второй светлой полоской и одной черной полоской ткани обвязаны две фигурки животных (длиной 9,5 и 8,5 см): их отличают выгнутые шеи и хвосты, небольшие головки с ушками; лапки подогнуты под туловища.
Приклад представляет собой совокупность разновременных вещей, объединенных в одно целое предположительно в 1970-х гг. (ориентируюсь на самую позднюю деталь — голубое ожерелье); к наиболее ранним вещам относятся железные фигурки и медный перстень, нижняя временная граница которых может доходить до второй половины — конца XIX в. Нашитые фигуры животных (мамонта и лося) могли быть выполнены в 1950-1960-х гг.
Тема мамонта в мифологии и изобразительном искусстве народов Севера Западной Сибири имеет достаточно ограниченный круг источников и публикаций. Наиболее полный и известный цикл статей, посвященных этому феномену, был опубликован в 1949 г. в сборнике Музея антропологии и этнографии; характерно, что статья Е.Д. Прокофьевой «Мамонт по представлениям селькупов» занимает меньше одной печатной страницы [1949Ь, с. 159]. Согласно ее материалам, в основном собранным у представителей северной группы селькупов, мамонт охранял вход в подземный мир, в «землю покойников»: его называли «покойников землю охраняющий мамонт». В ряде случаев образ подземного мамонта сливался с образом медведя (мамонт-медведь), поскольку последний был главным духом подземного мира. Известен был также образ мамонта-щуки — гигантской рыбы, покрытой выросшим от старости мхом, которая могла даже «съесть» человека. Мамонты-щуки обычно жили в так называемых чертовых озерах (позыль-то). Духом-помощником мамонта считалась выдра; шаманы нередко называли выдру мамонтом [Там же].
В статье, посвященной костюму селькупского шамана, Е.Д. Прокофьевой приведен схематичный рисунок шаманского нагрудника М. Безруких, внизу которого «имеется изображение мамонта кошар»1. Селькупы верили, что мамонт живет в «подземном мире» и является могучим покровителем шамана [Прокофьева, 1949а, с. 358].
Краткие сведения о мамонтах собраны у северных селькупов Г.И. Пелих. Один из ее информаторов, Н.И. Чекурмин (д. Фарково), рассказывал: «На небе есть такой, как мамонт. Зверь такой, а не человек. Как медведь ревет. Это туча черная идет. Там есть у него и стрелы, и всякое. Я одна большой видел, одна маленький» [ТЭЭ, 1970, т. 8, л. 41].
Капага — подземное чудовище смешанной породы, «щука-мамонт»; он в земле живет, «землю поднимает» [Селькупская мифология, 1998, с. 33, 34]. Железное изображение калаги закреплено кожаным шнурком на лицевой стороне лопатки к бубну2, которая была получена от А.И. Чекурмина (бассейн р. Таз, Чертово озеро; экспедиция ИИФФ СО АН СССР 1979 г., участники Г.И. Пелих, И.Н. Гемуев, А.В. Бауло). Рисунок лопатки опубликован [Там же, с. 34].
На шаманском прикладе И.С. Безруких изображение мамонта выполнено из куска ткани темной окраски, в этом плане важно замечание Г.И. Пелих о том, что в селькупской шаманской символике большое значение имеет цвет предмета-приклада тому или иному духу. «Черной краской — это черт, который в земле живет» [Пелих, 1980, с. 16].
Нарымские селькупы различали два вида мамонтов: сурп-козар 'зверь-мамонт' и квопи-ко-зар 'рыба-мамонт'. Первый походил на лося, который, дожив до старости, превращался в мамонта, при этом вместо рогов у него вырастали клыки; сурп-козар был способен жить как на суше, так и под водой. Кволи-козар своим видом напоминал огромных размеров щуку. Селькупы, проживавшие в бассейне р. Парабели, считали мамонта своим предком [Иванов, 1949, с. 136]. Полагали, что мамонта, живущего под землей, можно добыть, выстрелив стрелой-томаром в очаг. Добыв таким способом мамонта, кормили им черта [Мифология селькупов, 2004, с. 151, 154]. Таким образом, относительно двух нашитых на ленту изображений можно высказать предположение, что здесь либо представлено превращение лося после его смерти в мамонта, либо это некое столкновение лося и мамонта.
Железные фигуры, которые присутствуют на большинстве известных шаманских костюмов селькупов, скорее всего, относятся к категории мырак: это дух, заключенный в какой-либо железный предмет [Селькупская мифология, 1998, с. 69]. Известно, например, что железная фигурка лебедя приносилась в жертву духу при заболевании члена семьи или при другом каком-либо несчастье с
К сожалению, по рисунку непонятно, как выглядело это изображение.
Хранится в фондах МИКНС, № 1232 осн.ф.
целью умилостивления духа [Иванов, 1970, с. 123]. По словам одного из информаторов Г.И. Пелих, Д.П. Кусамина (д. Фарково): «Мырак — у каждого свой мырак, глухарь может быть. У меня лебедь и орел. Орел с не гнутой шеей, лебедь с гнутой шеей» [ТЭЭ, 1970, т. 9, л. 38].
К сожалению, мы не владеем информацией о том, какую роль играли изображения мамонта, лося, птиц и животных в верованиях И.С. Безруких, однако в любом случае перед нами — уникальный культовый атрибут селькупского шамана, демонстрирующий крайне редкий сюжет включения подземного существа — мамонта — в религиозно-обрядовую практику небольшого северного народа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Иванов С.В. Мамонт в искусстве народов Сибири // СМАЭ. М.; Л., 1949. Т. 11. С. 133-153. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — пер. пол. XX вв. Л.: Наука, 1970. 296 с. Мифология селькупов / Н.А. Тучкова, А.И. Кузнецова, О.А. Казакевич, А.А. Ким-Малони, С.В. Глушков, А.В. Байдак Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 382 с.
Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. С. 5-70
Прокофьева Е.Д. Мамонт по представлениям селькупов // СМАЭ. М; Л., 1949а. Т. 11. С. 159. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // СМАЭ. М., Л., 1949Ь. Т. 11. С. 335-375.
Селькупская мифология / Сост. Г.И. Пелих. Томск: Изд-во ТГУ, 1998. 79 с.
Источники
ТЭЭ — Тетради Томской этнографической экспедиции 1970 г.
A.V. Baulo
Institute of Archaeology and Ethnography of Siberian Branch RAS prosp. Akad. Lavrentieva, 17, Novosibirsk, 630090, Russian Federation
E-mail: [email protected]
A SELKUP SHAMAN'S ATTRIBUTE WITH A MAMMOTH IMAGE
The article describes an attribute of a Selkup shaman — a trimmed garment, which is kept in a private collection in Salekhard (the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). The shamanic garment was purchased from the relatives of I.S. Bezrukikh, a famous shaman, who had lived in the village of Farkovo, Turukhansk district, Krasnoyarsk Territory. The trimming on the garment is made of fabric pieces, bead strings and some iron figures tied with laces. The total length of the trimming is 80 cm. Three bird beaks (possibly of wild ducks) and seven pieces of skin are sewn on a red ribbon. Figures of two animals — a mammoth with a long tusk and a moose with an elongated muzzle — are sewn on a white ribbon. The mammoth tusk and the moose mouth are connected. The trimming is made of things produced at different times and combined in one unit presumably in the 1970s. The iron figures and a copper ring are the earliest items, which can be dated the second half or the end of the 19th century. The animal figures (a mammoth and a moose) sewn on a ribbon must have been produced in the 1950s or 1960s. The article describes main Selkup beliefs related to mammoths using data from publications by E.D. Prokofieva and G.I. Pelikh, as well as from unpublished materials reporting the 1970 and 1979 expeditions to the Selkups. According to E.D. Prokofieva, a mammoth was believed to protect the entrance to the underground world, to the «land of the dead». Sometimes the image of an underground mammoth would merge with that of a bear (a mammoth-bear), or even with a pike (a mammoth-pike). The Narym Selkups distinguished two kinds of mammoths: sourp-kozar (a beast mammoth) and kvoli-kozar (a fish mammoth). The former looked like a moose, who would turn into a mammoth as soon as it got old, with tusks starting to grow instead of its horns in the process of transformation. The latter resembled a huge pike. As far as the two images sewn on a ribbon are concerned, they are supposed to depict either the transformation of a moose into a mammoth after its death, or a kind of confrontation between a moose and a mammoth. Iron figures that are present on most of the known Selkup shamanic costumes most likely belong to the category of myrak, a spirit enclosed in an iron object. It is known that an iron figure of a swan used to be sacrificed to the spirit when a family member was ill or when some other misfortunes had occurred, with the purpose of conciliating the spirit. Unfortunately, we lack information about the role played by the images of a mammoth, a moose, birds and other animals in the beliefs of I.S. Bezrukikh. In any case, the investigated artefact is a unique cult attribute of a Selkup shaman, which demonstrates an extremely rare plot of including an underground creature — the mammoth — into the religious ritual practices of a small northern people.
Key words: shaman, mammoth, moose, religion, cult, peoples of North-West Siberia.
DOI: 10.20874/2071-0437-2018-42-3-128-132
13 1
А.В. Bayno
REFERENCES
Ivanov S.V. (1949). Mammoth in the art of Siberian peoples. Sbornik Muzeia antropologii i etnografii, 11, 133-153.
Ivanov S.V. (1970). Sculpture of peoples of the Siberian North in the XIX — first half of the XX century, Leningrad: Nauka, 296 p.
Pelikh G.I. (1980). Materials on Selkup shamanism. Etnografiia SevernoiAzii, Novosibirsk: Nauka, 5-70.
Pelikh G.I. (1998). Selkup mythology, Tomsk: Izd-vo TGU, 79 p.
Prokof'yeva E.D. (1949a). Mammoth within the Selkup beliefs. Sbornik Muzeia antropologii I etnografii, 11, p. 159.
Prokof'yeva E.D. (1949b). The costume of a Selkup (Ostyak Samoyed) shaman. Sbornik Muzeia antropologii i etnografii, 11, 335-375.
Tuchkova N.A., Kuznetsova A.I., Kazakevich O.A., Kim-Maloni A.A., Glushkov S.V., Baydak A.V. (2004). Selkup mythology, Tomsk: Izd-vo TGU, 382 р.