Научная статья на тему 'Атомная энергетика и международная политика: новый этап российско-турецких отношений'

Атомная энергетика и международная политика: новый этап российско-турецких отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / "ЯДЕРНЫЙ РЕНЕССАНС" / "NUCLEAR RENAISSANCE" / АЭС В ТУРЦИИ / МАГАТЭ / РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ATOMIC POWER PLANTS IN TURKEY / RUSSIAN-TURKISH RELATIONS / ENERGY SECTOR DIPLOMACY / ENERGY POLICY / INTERNATIONAL RELATIONS / ATOMIC ENERGY SECTOR / INTERNATIONAL ATOMIC ENERGY AGENCY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомина М. Н., Гараев А. А.

Целью данной работы является изучение потенциала развития российско-турецкого сотрудничества в области атомной энергетики. Турция стремится диверсифицировать источники энергоносителей, обращаясь к альтернативным источникам энергии, среди которых самым эффективным является атомная энергия. В статье отражены последние события в развитии мировой атомной энергетики, планы по созданию атомной энергетики в Турции; мнения «за» и «против» строительства АЭС; опасения турецких политологов по поводу возможного изменения статуса страны в системе международных отношений и негативных геополитических последствий обладания ядерными технологиями и нарушения внешнеполитического баланса Турции в связи с передачей подряда на сооружение АЭС российской компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATOMIC ENERGY AND INTERNATIONAL POLICY: THE NEW STAGE OF RUSSIAN-TURKISH RELATIONS

This work's aim is to study the development potential of the Russian-Turkish cooperation in atomic energy sphere. Turkey strives to diversify its energy sources, turning to alternative energy sources, the most efficient of which is atomic energy. The article reflects the latest events in the world atomic power development, the plans of creating atomic energy sector in Turkey; opinion for and against atomic power plants construction; Turkish politologists' fears of the possible change in the country's status in the international relations system and the negative geopolitical consequences of possessing nuclear technologies and disturbance of the Turkey's foreign policy balance connected with contracting the atomic power plant construction out to a Russian company.

Текст научной работы на тему «Атомная энергетика и международная политика: новый этап российско-турецких отношений»

УДК 341

М.Н. ФОМИНА, докторант

Стамбульский государственный университет (г. Стамбул, Турция)

А.А. ГАРАЕВ, докторант

Анкарский государственный университет (г. Анкара, Турция)

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЙ ЭТАП РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

Целью данной работы является изучение потенциала развития российско-турецкого сотрудничества в области атомной энергетики. Турция стремится диверсифицировать источники энергоносителей, обращаясь к альтернативным источникам энергии, среди которых самым эффективным является атомная энергия. В статье отражены последние события в развитии мировой атомной энергетики, планы по созданию атомной энергетики в Турции; мнения "за" и "против" строительства АЭС; опасения турецких политологов по поводу возможного изменения статуса страны в системе международных отношений и негативных геополитических последствий обладания ядерными технологиями и нарушения внешнеполитического баланса Турции в связи с передачей подряда на сооружение АЭС российской компании.

Сотруцничество в области энергетики является важнейшей составляющей российско-турецких отношений. Целью данной статьи является оценка перспектив российско-турецкого сотрудничества в строительстве первой АЭС Турции.

Энергоресурсы относятся к определяющим факторам социально-экономического роста как развитых, так и развивающихся стран. Международные эксперты отмечают усиление значимости сектора энергетики как в мировой экономике, так и в мировой политике. В международных отношениях появились новые термины: "энергетическая политика", "энергетическая дипломатия", "дипломатия ресурсов" [1, с. 6970]. На геополитическом фоне транзита энергетических ресурсов электроэнергетика играет, казалось бы, второстепенную роль, сопутствующую большой нефтегазовой игре. Однако именно электроэнергетика является одним из определяющих факторов экономического развития, а в будущем по мере истощения мировых запасов углеводородных ресурсов ее роль и значимость будет возрастать.

Принимая во внимание многочисленные мнения о формировании дефицита электроэнергии в Турции начиная с 2010 г., можно предположить, что ее нехватка будет сдерживающим фактором экономического развития страны [2]. В апреле 2006 г. в Стамбуле прошла конференция "Энергетическая арена". По результатам конференции был сделан вывод, что зависимость Турции от импорта энергоносителей, составляющего в настоящее время 72%, к 2020 г. может возрасти (80%). Если поставки нефти осуществляются из различных источников, то в поставках природного газа Турция примерно на 65% зависит от Российской Федерации. Учитывая, что потребность в Турции в электроэнергии будет расти на 6,3-8,4% в год, страна нуждается в дополнительных мощностях, которые должны быть пущены уже в 2010 г. Таким образом, инвестиции в электроэнергетику должны быть привлечены без промедления. С целью диверсификации ресурсов в условиях истощения мировых запасов углеводородов важной задачей является реализация проектов атомной энерге-

тики [2]. По мнению многих специалистов, еще несколько десятилетий нефть, природный газ и уголь будут оставаться основными источниками энергии. Однако они же уверены, что будущее мировой энергетики за атомной энергетической составляющей [3, с. 18].

В настоящее время основную часть энергии (более 80%) на Земле получают за счет сжигания ископаемого топлива. При этом в атмосферу выбрасываются огромные количества углекислого газа, что составляет основную угрозу экологической безопасности. "Если в ближайшем будущем потребуются быстрые и серьезные меры по снижению этих выбросов, то единственным решением будет замена тепловых электростанций атомными", -подчеркнул президент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) Виктор Рогалев в своем выступлении на XII Международной конференции "Экология и развитие общества" (июль 2009 г.) [4, с. 56].

Принципиальная неустранимость выбросов парниковых газов при использовании органических видов топлива и ограниченность их мировых запасов "реанимировали" научные проекты, связанные с ядерной энергетикой. Так возникло явление, называемое "ядерным ренессансом". С переходом к новым ядерным реакторам, имеющим большую степень безопасности и выгодным экономически, некоторые европейские страны, ранее планировавшие вообще отказаться от использования энергии "мирного атома", вынуждены были изменить эти планы [4, с. 55]. Для США, которые, начиная с 1970-х гг., не построили у себя ни одного нового ядерного энергоблока, в плане энергетической безопасности атомная энергетика является одним из приоритетных направлений. На деловой конференции в апреле 2004 г. в Вашингтоне президент Дж. Буш заявил, что для США важно минимизировать зависимость от импортных энергоносителей. Таким образом, США также рассматривает вопрос о развитии сектора атомной энергетики [5, с. 20].

Большой интерес экономистов, энергетиков и политологов мира вызвали выводы, к кото-

рым пришло руководство Всемирной ассоциации операторов атомных станций (ВАО АЭС) на IX Генеральной ассамблее ВАО АЭС в 2005 г. Председатель ВАО АЭС У Кавано считает, что явлению "ядерного ренессанса", сменившего период застоя, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, способствовала возросшая безопасность атомных технологий. Выявились неоспоримые преимущества использования атомной энергии: экологическая чистота, большие запасы сырья и малый расход "топлива" в процессе производства электроэнергии. В ближайшей перспективе только атомные станции могут покрыть мировую потребность в электроэнергии [6, с. 4]. Президент ВАО АЭС О.М. Сараев выделил несколько причин "ядерного ренессанса": атомная энергия доказала свою безупречность в области экологии по сравнению с другими доминирующими источниками энергии; дешевизна, достаточный ресурс и безопасность атомной энергетики подтверждены статистикой и открытостью отрасли; рост цен на органическое топливо и востребованность новых источников энергии; "обслуживание поставок традиционных энергоносителей обходится слишком дорого в плане экономическом, политическом и военном" [6, с. 5].

В последнем ежегодном докладе Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) отмечается, что в мире растет интерес к программам развития атомной энергетики. Более 50 государств выразили заинтересованность в создании собственных объектов атомной энергетики. В конце 2009 г. мировые СМИ сообщали о намерениях Египта, Марокко, Иордании, Турции, Польши, Латвии и многих других стран осуществить строительство у себя первых атомных электростанций. Даже Саудовская Аравия, на территории которой сосредоточено около 40% мировых запасов нефти, разрабатывает планы по развитию атомной энергетики [3, с. 18].

Турция приступила к освоению ядерных технологий на раннем этапе развития "мирного атома". В 1954 г. СССР первым в мире начал производство электроэнергии из ядерной энергии. В 1956 г., вскоре после запуска пер-

вой в мире АЭС, турецкое руководство принимает решение о создании Комиссии по атомной энергии при аппарате премьер-министра Турции. В том же году Комиссия объявляет конкурс на поставку оборудования для исследовательского ядерного реактора. Тендер на поставку и установку реактора "под ключ" выиграла американская компания "American Machine Foundary". Первый турецкий атомный реактор TR-1 был запущен в 1962 г. вблизи Стамбула. По названию близлежащего озера проект был назван Ядерный исследовательско-учебный центр Чекмедже. В 1967 г. подобный ядерный исследовательско-учебный центр был создан и в Анкаре [7]. В период 1960-2000 гг. Турция неоднократно предпринимала попытки по строительству АЭС [8, с. 16-17]. По ряду экономических и политических причин под мощным нажимом противников использования атомной энергии попытки сооружения АЭС не увенчались успехом [9].

На сегодняшний день в Турции существует большое количество противников строительства АЭС, выдвигающих аргументы экономического, экологического и политического характера. Главным экологическим аргументом противников сооружения АЭС выдвигается риск загрязнения окружающей среды. Они утверждают, что риск аварий на АЭС слишком высок, и в качестве примеров приводят аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС Три Мэйл Айлэнд (США). В этой связи на первый план выдвигается пропагандируемый "зеленым" движением отказ от атомной энергетики в глобальном масштабе [10, с. 26]. Главным экономическим аргументом выдвигается возможное снижение доходов от туризма в результате строительства АЭС в районе Аккую-Мерсин в 200 км от г. Анталья (доходы от туризма составляют около 10% бюджета страны) [11, с. 38]. К аргументам политического характера можно отнести опасения турецких политологов по поводу последствий строительства АЭС в Турции, которое, по их мнению, откроет путь к производству атомного оружия, что может негативно сказаться на статусе Турции в системе международных отношений [11, с. 28].

Рассмотрим аргументы сторонников развития атомной энергетики Турции. Последствия чернобыльской аварии негативно отразились на развитии мировой ядерной энергетики в целом. Мировая общественность была настроена против атомной науки и техники, чем существенно затормозила ее развитие [10, с. 26]. Без сомнения, чернобыльская катастрофа привела к тяжелым потерям (ВОЗ пришел к выводу, что облучение, полученное при ликвидации чернобыльской аварии, могло быть причиной приблизительно 4 000 смертей). Но эксперты ВОЗ делают вывод, что "последствия аварии для здоровья представлялись ужасающими по своим масштабам, но... эти последствия оказались не столь значительными, как сначала считали" [12, с. 52-53]. В последние годы человечество привыкло к авариям и катастрофам с числом жертв, измеряемых тысячами жизней, что значительно превышает чернобыльские потери. Восьмого сентября 2005 г. было сделано официальное заявление о том, что "ООН не считает Чернобыль серьезной катастрофой". Человечеству предстоит осознать этот неожиданный для огромного числа людей парадокс: атомная энергетика - действительно наиболее безопасный вид крупномасштабной энергетики [10, с. 26]. Наряду с техническим аспектом аварии, основной причиной аварии явился "человеческий фактор". Конструктивные недоработки в системе аварийной защиты реактора проявились именно из-за человеческого фактора и привели к трагическому развитию событий [13, с. 56]. Авария на Чернобыльской АЭС привела к пересмотру концепции безопасности АЭС. Были проведены работы как по повышению надежности систем и оборудования АЭС, так и по повышению качества работы персонала [14, с. 60]. Уроки, извлеченные из чернобыльской аварии, позволили максимально повысить уровень безопасности АЭС и свести риск аварии к минимуму; привели к более тесному международному сотрудничеству и к "открытости" в работе АЭС.

На сегодняшний день основными противниками возведения объектов атомной энергетики в Турции являются глобальные экологи-

ческие организации: Greenpeace, Bellona, NIRS. Основной аргумент "зеленых" против ядерной энергетики - риск аварии на АЭС. Движение "зеленых" зародилось еще в 70-х гг. XX в. на базе антивоенного движения молодежи и ставило своей задачей защиту окружающей среды от промышленных и бытовых загрязнений. Развитие атомной энергетики идет вразрез с интересами производителей углеводородов, конкурентоспособность которых при переходе на более дешевую атомную электроэнергию понизится. По мнению атомщиков, производители электроэнергии из углеводородного сырья наносят гораздо больший вред окружающей среде и, чтобы "отвести от себя удар", спонсируют "зеленые" организации [15, с. 28]. Еще в начале 1980-х гг. западные нефтегазовые монополии почувствовали опасность для своего бизнеса. Оказав финансовую поддержку "зеленым", им удалось направить протестную энергию молодежи против своего нарождающегося конкурента - атомной энергетики. Движение "зеленых" в Германии, Англии, Франции и в некоторых других европейских странах, Мексике, Бразилии и в ряде африканских стран преобразовались в политические партии. "Зеленые" Германии сумели войти в парламент и правительство, что сказалось на торможении роста атомной энергетики Германии: были приняты правительственные решения об отказе от атомной энергии. Одними из самых известных политиков, работавших в движении "зеленых", являются Й. Фишер и Г. Шредер [15, с. 28]. Однако в современных условиях большинство германских политиков пришли к выводу, что отказ от атомной энергетики не является реалистичным подходом [16]. На сегодняшний день 17 из 19 АЭС в Германии производят более 20% от общего количества электроэнергии в стране [17].

В Турции международная экологическая организация Greenpeace неоднократно устраивала акции протеста. Руководители одной из последних акций выразили протест против планов Минэнерго Турции объявить 2 тендера на строительство АЭС в городах Мерсин и Синоп, а также заявили, что истинной причиной анну-

лирования 4-х предыдущих тендеров на строительство АЭС в Турции был недостаток финансовых ресурсов и дороговизна атомной электроэнергии, а не забота государства об охране окружающей среды [18]. Девятого февраля 2010 г. два представителя Greenpeace проникли на заседание рабочей группы Меджлиса с участием премьер-министра Эрдогана. Акция протеста была направлена против строительства АЭС в городах Синоп и Мерсин. По мнению турецкого премьера, представители "зеленых" не задумываются об экономическом развитии Турции, об ее потребностях в электроэнергии, не вникают в суть вопроса, идут "на поводу" у неких лиц, которые отправили их на заседание. Премьер также выразил озабоченность действиями прессы, которая встает на защиту подобных акций и таким образом создает почву для последующих провокаций [19].

Утверждения противников атомной энергетики в Турции о том, что строительство АЭС отпугнет туристов и конкурирующие иностранные туроператоры будут использовать этот фактор для антирекламы турецких курортов, крайне несостоятельны. Есть много примеров расположения объектов атомной энергетики вблизи курортных зон. Например, в США в штате Флорида расположено 4 АЭС, также 4 АЭС расположено вблизи испанских средиземноморских курортов, а во Франции на реке Руан, устье которой расположено вблизи курортной зоны, расположено 15 АЭС. При этом туристическая индустрия этих стран нисколько не пострадала. Сторонники создания атомной энергетики в Турции считают, что, кроме вышеуказанных доводов, большим тормозом создания отрасли является недостаток разъяснительной работы среди населения. В стране не опубликованы объективные результаты расследования, проведенные после чернобыльской аварии. В связи с этим турецкое общественное мнение предвзято относится к атомной отрасли [11, с. 38].

Некоторые турецкие политологи считают, что овладение ядерными технологиями мирного атома может привести к созданию ядерного оружия. С учетом того, что Турция является уча-

стником Договора "О ядерном разоружении" (1968) и Договора "О нераспространении ядерного оружия" (1983) [11, с. 36], а также с учетом негативного опыта Ирана, можно сказать, что эти опасения небеспочвенны. Однако для стран, которые намерены развивать атомную энергетику и получать энергетический уран, не овладевая при этом "критической" (с точки зрения режима нераспространения ядерного оружия) технологией его обогащения, разработан приемлемый выход. В январе 2006 г. на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Санкт-Петербурге В.В. Путин выступил с инициативой создания системы международных центров по обогащению урана (МЦОУ). Цель создания системы -уменьшить угрозу распространения ядерного оружия путем предоставления третьим странам возможности получать обогащенный топливный уран для АЭС без их доступа к "критическим" технологиям его производства. Государство, пожелавшее построить у себя АЭС, сможет обратиться в МЦОУ с заявкой на поставку уранового топлива, которое будет производиться либо из урановой руды страны-заказчика, либо из руды сторонних государств. Это открывает всем странам доступ к мирному атому, не допуская распространения ядерных технологий и материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия [20, с. 112-113]. Следовательно Турция, развивающая свою атомную энергетику, может стать участником проекта.

В начале 2000-х гг. возрастающее потребление электроэнергии в Турции заставило задуматься об альтернативной и более дешевой атомной энергии [11, с. 26]. Статистические данные по атомной энергетике в мире свидетельствуют о том, что все развитые страны имеют свою атомную энергетику (табл. 1). Общий объем электроэнергии, производимой всеми работающими в мире АЭС, составляет около 16% мировой выработки электроэнергии [20, с. 109].

Долгосрочные перспективы развития атомной энергетики зависят от наличия урановых резервов. Самыми крупными запасами урана

располагают Австралия (24% мировых запасов), Казахстан (17%), Канада (11%), ЮАР (9%), США (7%), Бразилия (6%), Намибия (5%), Россия (5%) [20, с.109]. По оценкам специалистов, Турция обладает значительными резервами урана и тория (нового потенциального сырья для ядерных реакторов) [11, с. 26].

Европейским лидером в атомной энергетике является Франция. Перед современным турецким обществом встали проблемы, схожие с теми,

Таблица 1

Распределение ядерных энергоблоков по странам мира [20, с. 109]

Страна Доля, %

США 28,4

Франция 16,1

Япония 14,5

Великобритания 9,6

Россия 8,2

Германия 5,2

Южная Корея 4,4

Канада 3,8

Украина 3,6

Швеция 3,0

Китай 0,8

Прочие страны 2,7

Таблица 2 Распределение ядерных энергоблоков по странам мира [20, с. 109]

Страна Доля, %

Франция 77,0

Бельгия 58,0

Украина 47,0

Швеция 46,0

Болгария 45,0

Южная Корея 43,0

Венгрия 42,0

Швейцария 39,0

Словения 37,0

Япония 35,0

Армения 33,0

Германия 31,0

Финляндия 30,0

Испания 28,0

Великобритания 22,0

США 20,0

Чехия 19,0

Россия 15,0

Румыния 11,0

Бразилия 4,0

Индия 3,7

Китай 1,4

которые решало французское общество после первого Суэцкого нефтяного кризиса, когда Франция почувствовала свою зависимость от ближневосточной нефти. К тому же из-за большого числа угольных котельных начали страдать виноградники. Президент Франции принял решение изменить энергетическую политику страны и начать массовое строительство атомных электростанций. Сейчас во Франции на АЭС вырабатывается около 80% электроэнергии, а фермеры забыли, что такое кислотные дожди [10, с. 27]. Во Франции приоритет атомной энергетики не оспаривается. Профессор Версальского университета А. Маиссо считает: "Если бы в свое время генералом де Голлем не были приняты принципиальные решения, сегодня Франция по своему уровню развития была бы на уровне Италии или Испании. Но Франция, которая не имеет ресурсной базы для развития традиционной энергетики, смогла стать не только энергетически, но и экономически независимой благодаря ядерной энергетике и промышленности" [21, с. 37].

Энергетический сектор является центральным звеном российско-турецкого сотрудничества. Россия была и остается одним из крупнейших поставщиков углеводородных энергоносителей (угля, нефти и газа) на мировой рынок. Турция не имеет углеводородных резервов в достаточном для обеспечения нужд своей экономики количестве и является крупным импортером энергоносителей. Россия и Турция в определенной степени "обречены" на сотрудничество в области энергетики. Однако Турция также озабочена снижением зависимости от внешних энергоносителей. Стремление диверсифицировать поставщиков энергоносителей обусловлено тем, что зависимость от российского газа растет, но, с точки зрения турецкого руководства, необходима не только диверсификация, но и коренные преобразования в обеспечении независимости турецкой энергетики в будущем [22]. В связи с этим Турция вернулась к вопросу строительства АЭС в 2007 г. В сентябре 2007 г. турецким парламентом (меджлисом) был принят Закон № 5710 "О сооружении и эксплуатации АЭС и о продаже элек-

троэнергии" [9]. Планы по сооружению АЭС в г. Синоп натолкнулись на протесты властей региона и его жителей [2]. Местом строительства первой АЭС снова был выбран Аккую (г. Мерсин). В 2008 г. тендер на строительство АЭС был выигран международным косорциу-мом - "Атомстройэкспорт" (Россия), "Интер РАО ЕЭС" (Россия) и "Парк Текник" (Турция) [23]. Строительство АЭС может стать крупнейшей российской инвестицией в турецкую экономику за всю историю двусторонних отношений (ее сумма может составить от 6 до 9 млрд долл. США за 1 энергоблок), которая могла бы быть фактором дальнейшего укрепления и развития как экономических, так и политических отношений [24].

В ноябре 2009 г. турецкое правительство уже 4 раз в истории Турции аннулировало результаты тендера по строительству АЭС [25]. В конце

2009 г. было объявлено о подготовке 2 тендеров на строительство АЭС в Аккую-Мерсин и в г. Синоп, проведение которых намечено на

2010 г [26]. Для успешного завершения сделки обе стороны приложили большие усилия. 2009 г. был отмечен беспрецедентным оживлением российско-турецких контактов на всех уровнях: встреча премьер-министров двух стран в Сочи 16 мая 2009 г., визит в РФ министра иностранных дел А. Давутоглу и министра энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыза 2 июля 2009 г. Финальным аккордом стал рабочий визит премьер-министра РФ В.В. Путина в Анкару 6 августа 2009 г., в ходе которого был подписан ряд документов, в том числе по сотрудничеству в сфере атомной энергетики (энергетическому сотрудничеству посвящено 5 из 12 подписанных документов, а 3 из них посвящены атомной энергетике: Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере атомной энергетики; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об оперативном

оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках). Заявления официальных лиц Турции - в первую очередь министра энергетики Турции Йылдыза - указывают на то, что вариант партнерства турецкого государства с российско-турецким консорциумом рассматривался всерьез [27]. Турецкое руководство не раз подчеркивало, что технический уровень российских технологий не хуже западных аналогов и устраивает турецкую сторону [28].

Что же стало причиной аннулирования в ноябре 2009 г. результатов тендера, выигранного консорциумом с участием "Атомстрой-экспорта"? Российские специалисты по международной энергетике отмечают, что заключение крупных договоров в области атомной энергетики, как правило, всегда сопровождается значительными политическими осложнениями. Международный атомный энергетический рынок требует повышенного внимания со стороны министерства иностранных дел [29, с. 12]. Большую важность представляет задача выработки четкой и последовательной долгосрочной энергетической стратегии России по отношению к Турции. Естественно, что при ее подготовке уместно сконцентрироваться на положительных примерах сотрудничества и извлечь из неудач уроки на будущее. Успешная деятельность крупных российских компаний - "Газэкспорт" (экспорт газа), "Татнефть" (экспорт нефти) и "Лукойл" (экспорт нефти и нефтепродуктов) - на турецком рынке отвечает интересам РФ, поскольку они, по сути, "цементируют" российско-турецкие отношения, создавая благоприятный фон как для заключения новых сделок, так и для решения внешнеполитических задач. Однако при выработке стратегии необходимо учитывать и негативный опыт "Татнефти", когда выигранные российской компанией торги на приватизацию Tupras (НПЗ) и Petkim (НХК) в первом случае были присуждены консорциуму "Shell" (Великобритания) - "Коч" (Турция), а во втором - консорциуму "Socar" (Азербайджан) - "Injaz" (Саудовская Аравия) - "Turcas" (Турция) [24].

Большую роль сыграл политический фактор. Турция не находится в сфере влияния России и проводит политику дифференцирования участников тендеров и победителей [30, с. 102]. Задолго до оглашения результатов тендера российские эксперты отмечали, что вполне реальным представляется вариант, при котором Турция под давлением США, Евросоюза и внутренней оппозиции отменит прошедшие торги и приступит к подготовке новых, что и произошло. Подобные действия обусловлены тем, что в связи возможным "креном" в сторону отношений с Россией, турецкие обозреватели высказывают опасения, что могут возникнуть осложнения в отношениях с США и Европейским союзом. В этой связи подчеркивается необходимость проведения сбалансированной внешней политики с учетом "особых" отношений с Западом, с одной стороны, и важности России как экономического и политического партнера - с другой. Турция - страна, проводящая многостороннюю внешнюю политику, член НАТО, кандидат в члены Евросоюза, член многочисленных региональных объединений и организаций, в составе которых претендует на региональное лидерство. И сближение с Россией в энергетических вопросах может нарушить баланс турецких интересов и вызвать негативную реакцию на Западе [27, 24].

На сегодняшний день реакторы российского производства в основном эксплуатируются в постсоциалистических странах и странах третьего мира. Текущие зарубежные проекты "Атом-стройэкспорта" осуществляются в Китае, Индии и Иране. Турецкий высококонкурентный рынок, на котором представлены практически все известные мировые производители, принципиально важен для российских компаний, для экспортных мощностей российской атомной энергетики [31]. Российско-турецкий консорциум имеет большие шансы на победу в 2010 г. Турецкое правительство всерьез рассматривает вариант передачи подряда без конкурса по прямому контракту [32].

Планы по сооружению атомных электростанций в Турции имеют серьезные шансы на практическое воплощение [31]. Турецкое пра-

вительство не собирается отказываться от развития атомной энергетики [26]. Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе Турция не будет испытывать недостатка в нефтегазовых энергоресурсах, турецкое руководство намерено осуществить программу атомной энергетики. Экономическая выгода атомной энергетики очевидна, современные технологии позволили поднять уровень и культуру безопасности на качественно высокий уровень. Кроме того, экономическая и политическая борьба за доступ к угледовородным ресурсам будет обостряться. Поставки энергоносителей будут требовать все больших экономических и политических усилий, а иногда и военного присутствия. "Мирный атом" уменьшит зависимость Турции от поставок энергоресурсов, станет фактором внутри- и внешнеполитической "разрядки".

Главным препятствием для осуществления крупных российско-турецких энергетических проектов является зависимость Турции от импорта российских углеводородных энергоносителей. Как ни парадоксально, в случае предоставления подряда на строительство АЭС в Турции консорциуму с участием "Атомстройэкс-порта" именно российская компания будет способствовать снижению этой зависимости. Проект несет экономическую выгоду для обеих сторон и в долгосрочной перспективе может привести к стратегическому партнерству двух стран.

Список литературы

1. Ершов Ю.А. Энергетика и дипломатия // Российский внешнеэкономический вестник. - 2006. - N° 6.

2. Стародубцев И.И. Энергетическая стратегия Турции. - URL: http://www.iiems.ru

3. Билей Д. Ставка на мирный атом // Росэнергоатом. - 2009. - № 10.

4. Волок А. Чистое озеро у "берега" ЛАЭС // Росэнергоатом. - 2009 - № 10.

5. Gagarinsky A. Atom For Peace (Мирный атом) // Rosenergoatom. - 2005. - № 3.

6. Кузнецов А. Ядерная энергия - будущее начинается сегодня // Росэнергоатом. - 2005. - № 10.

7. Türk Atom Enerji Kurumu Tarihgesi (История Комитета по атомной энергетике Турции) - URL: http:// www.taek.gov.tr/

8. Sarica E.L., Yilmaz S. Neden Nükleer Enerji (Почему атомная энергия), Dünya Enerji Konseyi Türk Milli Komitesi Bülteni (Бюллетель турецкого национального комитета при мировом энергетическом совете). - Ankara. - 1999. - № 3.

9. Стародубцев И.И. Сооружение АЭС в Турции. -URL: http://www.iiems.ru

10. Кауров Г. А. Чернобыльская авария и общество // Росэнергоатом. - 2006. - № 4.

11. Aliagaoglu Alparslan. Nükleer Enerji ve Tarti§malar I§iginda Türkiye'de Nükleer Enerji Gergegi // Cografi Bilimler Dergisi. - 2003. - . 1.

12. Чернобыль: истинные масштабы аварии (Пресс-Релиз МАГАТЭ) // Росэнергоатом. - 2006. - № 4.

13. Ларько О. РБМК: прошлое, настоящее, будущее (интервью главного конструктора энергетических канальных реакторных установок НИКИЭТ Ю. Черкашова) // Росэнергоатом. - 2006. - . 4.

14. Столупин А. Существенное повышение уровня безопасности - результат долгой и кропотливой работы. (Интервью технического директора концерна "Росэнергоатом" Н.М. Сорокина) // Росэнергоатом. - 2006. - № 4.

15. Кауров Г.А. Кризис "зеленых" и атомная энергия // Росэнергоатом. - 2007. - № 3.

16. Германия: атомная энергетика и высокая политика - URL: www.atominfo.ru

17. Almanya'da Nükleer Tarti§masi. - URL: http:// www.ntvmsnbc.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Enerji Bakanligi Önünde Greenpeace Eylemi (Протест "Гринпис" перед зданием минэнерго Турции) - URL: http://www.nethaber.com

19. Erdogan Eylemcilere Tepki Gösterdi (Эрдоган резко отреагировал на протесты) - URL: http://www.nethaber.com

20. Суходолов А.П., Суходолов Я.А. Развитие мировой ядерной энергетики и создание в Иркутской области международного центра по побогащению урана // Известия ИГЭА. - 2009. - № 2.

21. Шувалов А. Антиядерный PR // Росэнергоатом. -2004. - № 5.

22. Гурьев А.А. Энергетическая безопасность Турции и ее сотрудничество с РФ в области энергетики. -URL: http://www.iiems.ru

23. Кашин В., Денисова А. Турецкий атом // Ведомости. - 2009. - № 27.

24. Стародубцев И.И. Российско-турецкое многоплановое энергетическое сотрудничество. - URL: http:// www.iiems.ru

25. Türkiye Bir Türlü Nükleer Santral Sahibi Olamiyor: Íhale 4'üncü Kez Íptal (Турция 4-й раз в своей истории аннулирует тендер на стротиельство АЭС). - URL: http:// www. nethaber. com

26. Enerji Bakanligi, Akkuyu ve Sinop Nükleer Santralleri igin 2010'da Íkiz Íhale Planliyor (Минэнерго планиурет 2 тендера на строительство АЭС в Мерсине и Синопе в 2010 году) - URL: http://www.nethaber.com

27. Стародубцев И.И. Российско-турецкие многоплановые отношения в области энергетики: перерастет ли сотрудничество в стратегическое партнерство? - URL: http://www.iiems.ru

28. Asli Ayd§nta§ba§. Yildiz: Nükleer, devletlerarasi anla§mayla gergekle§tirilecek (Йылдыз: Атомная программа будет осуществляться по межгосударственному договору) // Milliyet 16.01.2010.

29. Жизнин С.З. Формирование энергетической дипломатии России // Дипломатический вестник. - 1999. - J№ 9.

30. Калугин П.Е. Современное состояние и возможные пути развития россйско-турецкого сотрудничества в области энергетики // Известия ИГЭА. - 2008. - .№ 6.

31. Стародубцев И.И. Турецкая электроэнергетика: потенциальные возможности для России. - URL: http:// www.iiems.ru

32. Metin Munir. Nükleer Santral, Îhalesiz Rusya'nin (Подряд на АЭС отдается России без тендера) // Milliyet. 16.01.2010.

В редакцию материал поступил 15.03.10.

Ключевые слова: атомная энергетика, "ядерный ренессанс", АЭС в Турции, МАГАТЭ, российско-турецкие отношения, энергетическая дипломатия, энергетическая политика, международные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.