Научная статья на тему 'Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания'

Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1670
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ НАУКА / АТОМИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ / ГИПОТЕЗА ОБ АТОМАХ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АТОМИСТИКИ ДЕМОКРИТА / УЧЕНИЕ ОБ АТОМНОМ СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА / DIDACTIC PART OF DEMOKRIT’S ATOMISTIC / AN ANTIQUE SCIENCE / ATOMISTIC MODELING IN NATURAL AND THE HUMANITIES / A HYPOTHESIS ABOUT ATOMS / THE DOCTRINE ABOUT A NUCLEAR STRUCTURE OF SUBSTANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Рассмотрена основная задача исследовательской программы основоположника атомистики в античности древнегреческого философа Демокрита (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), предложившего ключевую для становления и развития физической и химической наук гипотезу об атомном строении вещества. Выделен ряд доступных источников информации о творческих достижениях античного ученого. Указано на интегративную роль демокритовской атомистической аналогии в моделировании физико-химических и языковых явлений, способствующую созданию и развитию современной единой и целостной духовной культуры человечества. Отмечено инвариантное методологическое значение атомистического учения Демокрита для развития современной дидактики химии и физики, преподаваемых в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Atomistic research program of Demokrit and its value for didactics of chemistry, physics and linguistics

The primary goal of research program the founder the atomism in antiquity Ancient Greek philosopher Demokrit (apprx. 460– apprx. 370 BC) offered key for formation and development of physical and chemical sciences a hypothesis about nuclear substance structures is considered. Accessible information on creative achievements of the antique scientist is allocated. It is specified on integrative role of the atomism in modelling of physical, chemical and language phenomena promoting creation and development of modern uniform spiritual culture of mankind. Invariant methodological value of the atomism for development of modern didactics of chemistry and physics teaching in average general educational and the higher professional schools is noted.

Текст научной работы на тему «Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания»

УДК 530(091); 378.14

М. Ф. Каримов (к.ф.-м.н., проф.)

Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания

Бирская государственная социально-педагогическая академия, кафедра общетехнических дисципллин 452453, г. Бирск, ул. Интернациональная 10; тел/факс (3414) 40455, e-mail: karimov MF@ramblar. ru

M. F. Karimov

The Atomistic research program of Demokrit and its value for didactics of chemistry, physics and linguistics

Birsk State Socially Pedogogical Academy 10, Internatsyonalnaya Str, 452453, Birsk, Russia; ph./fax (3414) 40455, e-mail: karimov MF@ramblar.ru

Рассмотрена основная задача исследовательской программы основоположника атомистики в античности древнегреческого философа Демокрита (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), предложившего ключевую для становления и развития физической и химической наук гипотезу об атомном строении вещества. Выделен ряд доступных источников информации о творческих достижениях античного ученого. Указано на ин-тегративную роль демокритовской атомистической аналогии в моделировании физико-химических и языковых явлений, способствующую созданию и развитию современной единой и целостной духовной культуры человечества. Отмечено инвариантное методологическое значение атомистического учения Демокрита для развития современной дидактики химии и физики, преподаваемых в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

Ключевые слова: античная наука; атомистическое моделирование в естественных и гуманитарных науках; гипотеза об атомах; дидактическая составляющая атомистики Демокрита; учение об атомном строении вещества.

The primary goal of research program the founder the atomism in antiquity Ancient Greek philosopher Demokrit (apprx. 460— apprx. 370 BC) offered key for formation and development of physical and chemical sciences a hypothesis about nuclear substance structures is considered. Accessible information on creative achievements of the antique scientist is allocated. It is specified on integrative role of the atomism in modelling of physical, chemical and language phenomena promoting creation and development of modern uniform spiritual culture of mankind. Invariant methodological value of the atomism for development of modern didactics of chemistry and physics teaching in average general educational and the higher professional schools is noted.

Key words: an antique science; atomistic modelling in natural and the humanities; a hypothesis about atoms; didactic part of Demokrit's atomistic; the doctrine about a nuclear structure of substance.

Физика и химия как теоретические и экспериментальные науки возникли, становились основными естественнонаучными дисциплинами и успешно развиваются при попытке и уточнении ответа на фундаментальный познавательный вопрос естествознания о разнообразии вещей и происхождении изменений в материальном мире.

Одним из первых ученых, четко выдев-ливших данный фундаментальный вопрос античной и современной физики и будущей науки химии, предложившим гипотезу об атомном строении вещества для его разрешения,

Дата поступления 11.07.12

был древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), родившийся в городе Абдеры во Фракии, изучавший философские представления мудрецов Южной Европы, Малой и Средней Азии, Северной Африки и Индии, считавший обычные людские дела незначительными и смешными на фоне осуществления великого мирового порядка 1.

Основной научно-познавательной задачей собственной исследовательской программы, поставленной и частично решенной Демокритом, было создание учения, которое смогло бы преодолеть противоречия рационального познания действительности, зафиксированные Парменидом (ок. 520 — ок. 450 до н.э.) и Зено-

ном Элейским (ок. 490 — ок. 430 до н.э.), и обеспечивало бы соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью дискурсивного мышления с помощью логики.

Создатель до сих пор актуальной, объясняющей физико-химические свойства отдельных объектов и материального мира в целом, качественной системно-структурно-функциональной модели природной действительности — первой атомистической теории Демокрит сформулировал в античные времена ядро основной концепции современного естествознания, состоящее в том, что все происходящее в природе представляет собой движение атомов — мельчайших неделимых частиц, различающихся по форме и величине, месту и расположению, находящихся в пустом пространстве в вечном движении, соединение и разъединение которых приводит к возникновению или гибели материальных тел или отдельных частей Вселенной.

Для дидактики химии и физики, преподаваемых в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах, важными являются достоверные сведения об атомистике Демокрита, обладающей определенной универсальностью по отношению и к естественно-математическим и к социально-гуманитарным дисциплинам.

Отметим, что материалистическая философия атомизма Демокрита, размышляющего обо всем, привела к возникновению и созданию античного учения о языке.

К сожалению, атомистическое учение Демокрита в оригинале, как и другие сочинения древнегреческого ученого, не сохранилось и не дошло до наших дней, в основном из-за деструктивной деятельности Платона (ок. 428 — ок. 348 до н.э.), и может быть восстановлено лишь по маленьким фрагментам его произведений «Малый Мирострой», «О природе», «О цветах», «О различных формах», «Об изменении формы», «О благозвузных и неблагозвучных буквах», «О ритмах и гармонии», «Именослов», «О речениях» и «О песнопении», изложенных в виде цитат и переложений у античных и средневековых авторов 2.

Для учителей и преподавателей химии, физики и концепций современного естествознания в дидактическом и историческом отношении при изложении старшеклассникам и студентам основ учения об атомном строении вещества важным является утверждение древнеримского ритора Луция Лактанция (ок. 250 —

ок. 325): «Демокрит говорит, что они (атомы) так малы, что нет ни одного столь тонкого железного лезвия, которое могло бы их рассечь и разделить, поэтому он назвал их «атомами» 3.

Ряд комментированных фрагментов де-мокритовского учения об атомном строении вещества представлен в сочинении «Физика» 4 древнегреческого ученого Аристотеля (384— 322 до н.э.).

Обобщая комментарии Аристотеля относительно учения Демокрита об атомах, греческий философ-неоплатоник поздней античности Симпликий (ок.490—560) писал: «Сторонники Демокрита, принимая, что атомы имеют одну и ту же субстанцию, видели в «полном» однородное вещество» 5.

Данное демокритовское положение античной науки выделяет современным старшеклассникам и студентам исходный исторический ориентир и облегчает им освоение ими таких фундаментальных понятий химической науки, как «простое вещество» и «химический элемент».

Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384—322 до н.э.), создавший науку логику, в своем труде «Метафизика», посвященном конструктивной критике учения Платона об идеях, выделил одно из фундаментальных положений демокритовского учения об атомистике с помошью утверждения о том, что «И так же, кто признает основную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимая разреженное и плотное за основания (агсЬаО свойств [вещей], так и Лев-кипп и Демокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. А этих отличий они указывают три: очертания, порядок и положение. Ибо сущее, говорят они, различается лишь «строем», «соприкосновением» и «поворотом»; из них «строй» — это очертания, «соприкосновение» — порядок, «поворот» — положение; а именно: А отличается от N очертаниями, АЫ от ЫА порядком, Ъ от N — положением» 6.

Из данного тезиса демокритовской атомистики, выделенного Аристотелем, следуют важные для развития естественно-математических и социально-гуманитарных наук от античности до современности методологические положения:

1. Полученное посредством демокритовс-кой абстракции представление о пустоте (вакууме) приводит к идее бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно двигаются неделимые, совершенно плотные,

непроницаемые, невоспринимаемые чувствами, невидимые человеческим глазом маленькие самостоятельные частицы вещества — атомы самой разнообразной формы — шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые или выпуклые.

2. Наблюдаемое в окружающем людей пространстве возникновение и уничтожение объектов материального мира, например, веществ, объясняется Демокритом сложением и разделением атомов, а изменение составляющих мира, согласно ему, обусловлено изменением формы, порядка или положения (поворота) атомов, их образующих посредством сцепления.

3. Демокритская атомистическая модель образования целого и изменения его свойств обладает универсальностью потому, что всякая вещь — это сцепление атомов, разнообразных по форме и различных по размерам, и она складывается из атомов точно так же, как слово складывается из букв, и наподобие того, как изменение одной буквы способно превратить одно слово в другое, совершенно отличное по смыслу, так и незначительного изменения в составе и расположении атомов достаточно для образования совершенно иной вещи.

Созданная Демокритом атомистическая модель для описания и объяснения физико-химических и языковых явлений, как показывает наш дидактический опыт, накопленный в течение последних тридцати лет в ряде средних и высших учебных заведений Уральского

7

региона , одинаково познавательна и интересна как «естественникам», так и гуманитариям,

ориентированным к познанию и преобразованию природной, технической и социальной действительности.

Одну из возможностей сближения есте-«-> «->8 ственнонаучной и гуманитарной культур и

формирования единой и целостной духовной культуры человечества в современном мире демонстрирует табл. 1, составленная на материале творческой деятельности Демокрита студентами химико-биологического и филологического факультетов Бирской государственной социально-педагогической академии на рубеже двадцатого и двадцать первого веков.

Как показывает педагогический опыт, настоящие и будущие химики, физики, математики, информатики и филологи удивляются, тому, как античный ученый Демокрит смог найти с помощью абстрагирования на уровне атомистического моделирования действительности единые начала у естествознания и языкознания, которые, к сожалению, в настоящее время функционируют и развиваются порой как диаметрально противоположные научные

9

дисциплины 9.

Современные студенты — естественники и гуманитарии относительно легко, следуя античному ученому Демокриту, приходят к выводу о том, что имеющаяся у филологов дискретная формула строения языка в виде буква — слог — слово — предложение становится у физиков и химиков моделью для иллюстрации того, как из атомов образуются простые тела, а из простых — сложные.

Источник различия Химическая модель Языковая модель

Форма Квантовомеханическое представление химического элемента позволяет вывести последовательность формирования электронных конфигураций атомов по мере увеличения электрического заряда их ядер. Несколько десятков букв - «атомов», имеющих различные формы, достаточно для образования коротких или длинных слов, необходимых для построения последовательности предложений повествовательного, вопросительного или побудительного типа.

Порядок Теория химического строения А.М.Бутлерова дает объяснение явлению изомерии, заключающегося в существовании соединений, имеющих один и тот же состав, но отличающихся структурой и свойствами. Изменяя способ сочетания одних и тех же букв, слов и предложений, можно создавать прозаические, трагедийные и комедийные произведения описательного, объяснительного или предсказательного характера, относящиеся к различным сферам духовной культуры человечества

Положение В зависимости от положения атома вещества в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева оно относится к классу диэлектриков, металлов или полупроводников. Преобразование одних букв - «атомов» в другие, напрмер, посредством поворота на девяносто градусов, позволяет минимизировать количество элементов графики при создании алфавита языка, отражающего объекты, процессы и явления мира.

Таблица 1

Современные результаты атомистического моделирования по Демокриту

Наиболее творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные будущие исследователи и преобразователи действительности после глубокого освоения творческого наследия античного ученого по косвенным источникам информаци смогли заключить о том, что миросозерцание Демокрита, основанное на признании реальности лишь атомов и пустого пространства, с точки зрения которого все чувственно воспринимаемые качества вещи относятся к субъективной сфере человека или к области «закона», приводит к ложности мифологического представления о «природной» связи между именем и вещью на основе четырех доводов: многозначность имени (омонимы); многоименность вещи (синонимы); факты переименования, например, имен собственных; наличие вещей, не имеющих имен.

Изложенные выше сведения относительно изучения и использования атомистики Демокрита студентами высшего учебного заведения свидетельствует об эффектиности демонстрации атомистической аналогии в моделировании физико-химических и языковых явлений в процессе обязательных и внеаудиторных занятий с учащейся молодежью для создания и развития единой и целостной духовной культуры современного человнческого общества.

На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала об атомистической исследовательской программы Демокрита и ее значения для развития дидактики химии, физики и языкознания можно сформулировать нижеследующие выводы:

Фундаментальное учение физики и химии об атомном строении вещества, впервые разработанное на гипотетическом уровне древнегреческим ученым Демокритом в античности, несмотря на объективные и субъективные препятствия, получило такое успешное развитие, что ни одно современное теоретическое или экспериментальное исследование естествознания не проектируется и не реализуется без учета положений данной достоверной концепции о материальном мире.

Преподавание химии и физики с учетом творческих достижений древнегреческого со-

здателя атомистики Демокрита имеет дидактическую эффективность, выраженную в повышении познавательного интереса старшеклассников и студентов к изучению естественно-математических дисциплин в системе непрерывного образования молодежи.

Демокритовская атомистическая аналогия в моделировании физико-химических и языковых явлений, представленная в широком кругу научной, технической и педагогической общественности, способствует сближению естественнонаучной и гуманитарной культур и формированию единой и целостной духовной культуры человечества в современном мире.

Литература

1. Лурье С. Я. / Демокрит.— М.: Журнально-га-зетное объединение, 1937.— 148 с.

2. Diels H. Demokritos. A. Leben und lehre. B. Fragmente. Echte schritten in thrasylis tetralogienausgabe. I.II. Ethische schritten. II-VI. Physikalische schritten. VII-IX. Mathematische schritten. X.XI. Philologische schritten. XII.XIII. Technische schritten. Echte tragmente aus unrestimmten schritten. Sprache des demokrates. Zweitelhattes. Unechte tragmente. II. Sonstige folschungen. C. Imitation // Die tragmente der vorsokratiker (griechisch und deutsch). Band II. — Berlin: Weidmannsche buchhandlung, 1903.— S.10.

3. Lactantii L. C. Diuinarum institutionum. Liber VII. De ira Dei. Liber I. De opiticio Dei. Liber I. Epitome in libros suos, liber acephalos. Carmen de Phoenice, Resurrectione Dominica, Passione Domini.— Lugduni: Apud Ioan Tornaesium & Gulielmum Gazeium, 1548.— 787 p.

4. Аристотель. Физика.— М.: Комкнига, 2010.— 236 с.

5. Simplicii. // Commentaria in Aristotelem g raeca. Volumen IX. Simplicii in physicorum libros quattuor priore.— Berolini: Typis et impensis G.Reimeri, 1882.- P.1.

6. Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т.1.- М.: Мысль, 1976.- С.63.

7. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2009.- №9.- Спецвыпуск №3.- С.82.

8. Каримов М. Ф. // Социально-гуманитарные знания.- 2010.- №9.- С.65.

9. Snow Ch.P. The two cultures and the scientitic revolution.- New York: Cambridge University Press, 1959.- 58 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.