ATMEL:
микроконтроллеры для автопрома
AVR-микроконтроллеры корпорации ATMEL присутствуют на рынке более десяти лет и хорошо известны как контроллеры универсального назначения. Они имеют очень хороший набор технических характеристик — высокую производительность, расширенную RISC-систему команд, богатую периферию, широкий диапазон напряжения питания. Новые представители этой серии выполнены по технологии PicoPower, позволяющей в ряде приложений существенно снизить потребляемую мощность. В 2008 году ATMEL представила семейство ATXmega, построенное на хорошо зарекомендовавшем себя AVR-ядре, но дополненное «взрослой» периферией — набором встроенных генераторов, высокоскоростными 12-разрядными АЦП и ЦАП, многоуровневым контроллером прерываний, контроллерами прямого доступа к памяти, а также «системой событий» (Event System), позволяющей сократить время реакции на внешнее воздействие до двух тактов системной частоты.
Между тем, ATMEL также выпускает AVR-микроконтроллеры и для автомобильного применения, причем как 8-разрядные, так и 32-разрядные (AVR32UC3). Основные отличия от стандартной линейки — работа при более высоких температурах, а также наличие специализированных интерфейсов, таких как CAN и LIN.
Николай КОРОЛЕВ
Для применения в автомобильной промышленности АТМЕЬ выпускает высокотемпературные версии контроллеров. На рис. 1 представлена информация о выпускаемых и готовящихся к выпуску «автомобильных» АУИ-контроллерах.
Следует отметить, что это не «отобранные» стандартные кристаллы, а микросхемы с вновь разработанной топологией. Первыми «автомобильными» АУИ-контроллерами с диапа-
зоном рабочих температур -40.. . + 125 °С стали АТту45 и ATmega88. В настоящее время выпускается более 10 типов контроллеров, а вышеназванные — доступны в исполнении до +150 °С. Теперь эти микросхемы можно размещать в автоматических коробках передач и непосредственно на двигателе для обработки информации от датчиков и управления впрыском. Все «автомобильные» АУИ-микроконтроллеры соответствуют стандарту
ISO-TS-16949 и прошли сертификационные испытания по нормам AEC-Q100.
ATMEL выпускает четыре градации «автомобильных» AVR-контроллеров, отличающиеся максимальной рабочей температурой:
• Grade 3: -40...+85 °C, индекс в названии микросхемы — Т;
• Grade 2: -40... + 105 °C, индекс в названии микросхемы — Т1;
• Grade 1: -40. .. + 125 °C, индекс в названии микросхемы — Z;
• Grade 0: -40... + 150 °C, индекс в названии микросхемы — Т2.
Основные параметры микросхем приведены в таблице.
Изготовители современных автомобилей добавляют в свои новые модели различные электронные системы для повышения удобства и безопасности эксплуатации. Каждая такая система управляется микроконтроллером, который принимает и обрабатывает информацию от датчиков и выдает команды на соответствующие двигатели и соленоиды. Эти периферийные контроллеры связаны с центральным компьютером посредством бортовой сети. Наиболее распространенной бортовой сетью является CAN (Controller Area Network). На самом деле, в автомобиле приходится использовать две сети, первую для обслуживания ответственных узлов, таких как антиблокировочная система или подушки безопасности, и вторую для работы с сервис-
Flash
128К
64К
32К
16К
8К
4К
2К
Аппаратный LIN
/
Тіпу327 Меда328Р
Tiny 167 Меда168
Тіпу85 Tiny84 Тіпу861 Тіпу87 Меда88
Tiny45 Tiny44 Tiny 461 Тіпу47 Меда48
ТІпу25 Тіпу24 Тіпу261
8 14 20
Программный LIN
CAN & LIN Hardwarc^N Меда64С1 Меда64М1
CAN
90CAN128
90CAN64
Сертифицировано для автопрома
В процессе сертификации
32
44
64
Корпус
В разработке
Рис. 1. «Автомобильные» AVR-контроллеры
Рис. 2. Структурная схема LIN-трансивера ATA6662
Регулятор
напряжения
Сторожевой
таймер
Выходной
драйвер
На
трансивер ^ контроллер АТА6662/63/64
АТА6623/25
АТА6622/24/26
АТА6823/33/34
Интерфейс с датчиками
Рис. 3. Сводная диаграмма периферийных LIN-микросхем
Таблица. Основные параметры AVR-контроллеров для применения в автомобильной промышленности
Название Статус Flash, кбайт EEPROM, байт SRAM, байт Число вх./вых. Интерфейс LIN Интерфейс UART/USART Интерфейс USI Интерфейс SPI Таймеры, 8-бит Таймеры, 12/16-бит Каналы ШИМ Число входов АЦП Макс. частота, МГц Тип корпуса Температурный диапазон, °C
ATtiny24 P ї28 ї28 ї2 S USI ї6 MLF20/SOId4 -40...+ ї25
ATtiny25 P ї28 ї28 S USI ї6 MLF20/SOIC8 -40...+ ї25
ATtiny44 256 256 ї2 S USI ї6 MLF20/SOICM -40.+ ї25
ATtiny45 P 256 256 S USI ї6 MLF20/SOIC8 -40.+ ї25
ATtiny84 P 5ї2 5ї2 ї2 S USI ї6 MLF20/SOIC8 -40.+ ї25
ATtiny85 P 5ї2 5ї2 S USI ї6 MLF20/SOIC8 -40.+ ї25
ATmega48 P 256 5ї2 23 S ї+USART ї6 TQFP/MLF32 -40...+ ї25
ATmega88 P 5ї2 їк 23 S ї+USART ї6 TQFP/MLF32 -40.+ ї50
ATmega^P P ї6 5ї2 їк 32 S ї+USART ї6 TQFP/MLF44 -40.+ ї25
ATmega^ P ї6 5ї2 їк 23 S ї+USART ї6 TQFP/MLF32 -40.+ ї50
ATmega324P P 32 їк 2к 32 S ї+USART ї6 TQFP/MLF44 -40.+ ї25
ATmega328P 32 їк 2к 23 - ї+USART ї6 TQFP/MLF32 -40.+ ї25
ATmega644P P 64 2K 4к 32 S ї+USART ї6 TQFP/MLF44 -40.+ ї25
ATmega16M1 ї6 їк 2к 32 H 6+4 її ї6 TQFP/QFN32 -40.+ ї50
ATmega32d 32 їк 2к 32 H її ї6 TQFP/QFN32 -40.+ ї50
ATmega32M1 32 їк 2к 32 H 6+4 її ї6 TQFP/QFN32 -40.+ ї50
ATmega64d 64 2K 4к 32 H її ї6 TQFP/QFN32 -40...+ ї50
ATmega64M1 64 2к 4к 32 H 6+4 її ї6 TQFP/QFN32 -40.+ ї50
ATmega^P ї6 5ї2 їк 54 - ї+USI ї6 TQFP/QFN64 -40.+ ї25
AT90CAN32 P 32 їк 2к 53 S 6+2 ї6 TQFP/MLF64 -40.+ ї25
AT90CAN64 P 64 2к 4к 53 S 6+2 ї6 TQFP/MLF64 -40.+ ї25
AT90CAM28 P ї28 4к 4к 53 S 6+2 ї6 TQFP/MLF64 -40.+ ї25
ными системами — климат-контролем или освещением в салоне. Использование высокоскоростной шины CAN, поддерживающей режим multi-master, во втором случае не является оптимальным решением. Здесь находит применение шина LIN (Local Interconnect Network).
Микроконтроллеры с шиной CAN ATMEL выпускает практически во всех сериях — AT89, AT90, AT91, также запланирован выпуск CAN-контроллера в серии AVR32. Первые AVR-микроконтроллеры с шиной CAN — это AT90CAN128. Они имеют на кристалле Flash-память объемом 128 кбайт, оперативную память 4 кбайта, а также богатый набор цифровой и аналоговой периферии. Внешняя шина адреса/данных позволяет подключать к контроллеру дополнительные устройства, а также увеличивать объем оперативной памяти. Позднее ATMEL выпустила еще два контроллера, имеющие такой же корпус, но меньший объем памяти.
LIN — дешевая низкоскоростная шина (скорость 20 кбит/с), использующая для межсоединений однопроводную линию связи. Микроконтроллеры с шиной LIN появились в линейке продукции ATMEL сравнительно недавно. Это объясняется тем, что обмен по шине LIN в AVR-микроконтроллерах можно организовать, используя интерфейс UART или USI и внешний LIN-трансивер ATA6660 или ATA6662. Структурная схема представлена на рис. 2.
В современном автомобиле многие устройства могут управляться по интерфейсу LIN. Ниже — неполный перечень:
• прием данных от датчиков;
• фары;
• стеклоочистители;
• люк;
• дверные модули;
• климат-контроль;
• электрорегулировка кресла;
• заряд аккумулятора и т. д.
Стратегия ATMEL в области применения LIN-интерфейса — выпуск микросхем повышенной степени интеграции, причем как со стороны Master-устройства, так и со стороны Slave-устройств. На рис. 3 в графическом виде показана тенденция к увеличению степени интеграции периферийных LIN-микросхем.
Из диаграммы видно, что старшие микросхемы — ATA6823/33/34, системные базовые кристаллы (LIN System Basic Chip, SBC) включают даже драйвер для прямого управления внешними полевыми транзисторами.
На основе кристалла SBC, микросхемы ATA6624 и кристалла AVR-микроконтроллера ATmega88/168 ATMEL выпустила микросхему класса «система-в-корпусе» (System-In-Package, SIP) — ATA6612/6613. Эта микросхема упакована в корпус QFN48 и представляет собой компактное законченное однокристальное решение для создания типового LIN-узла.
Регулятор
напряжения
LIN-
трансивер
Сторожевой
таймер
Микро-
контроллер
LIN&mC SiP АТА6612/13
Интерфейс с датчиками
Рис. 4. Структурная схема ATA6612/13
Motor
Рис. 5. Функциональная схема модуля управления двигателем на ATmega32M1
Flash,
кбайт
512
256
Серия UC3A
83 Mips при 66 МГц 2,0 мВт/МГц 144/100QFP
шшш
UC3A0256
UC3A1256
UC3A0128
Серия UC3B
76 Mips при 60 МГц 1,3 мВт/МГц 64/48 QFP/QFN
UC3B0256 UC3B1256
ЧИЯ £!
UC3B0128 UC3B1128
UC3A1128
64 UC3B064 UC3B164
Сертифицировано для автопрома
Г отовится к сертификации
В производстве
Рис. 6. Контроллеры AVR32 для автомобильных приложений
Структурная схема ATA6612/13 представлена на рис. 4.
В 2008 году ATMEL выпустила новую группу контроллеров для автомобильного применения — ATmega32M1/ATmega32d. Эти контроллеры наряду с интерфейсом CAN имеют аппаратный LIN-интерфейс, что позволяет использовать их в системах управления моторами по интерфейсу CAN и LIN. Микросхема ATmega32M1 интерес-
на тем, что содержит многоканальный ШИМ-контроллер с тремя парами комплементарных выходов, а это позволяет непосредственно управлять трехканальным драйвером трехфазного бесколлекторного двигателя постоянного тока, например АТА6834. На рис. 5 показана схема построения системы управления бесколлекторным двигателем постоянного тока на основе ATmega32M1 и АТА6834.
Общие технические характеристики AT mega32M1/AT mega32C1:
• аппаратный LIN/UART-контроллер с подстройкой частоты;
• аппаратный контроллер CAN;
• интерфейс SPI Master/Slave;
• 8-разрядный таймер-счетчик;
• 16-разрядный таймер-счетчик;
• 10-разрядный АЦП, 120 ksps 11 одиночных входов/3 дифференциальных входа;
• 10-разрядный ЦАП;
• термодатчик;
• четыре аналоговых компаратора;
• корпус QFN32 и QFP32;
• диапазон рабочих температур -40.. . + 150 °C. Специальные технические характеристики ATmega32M1:
• 12-разрядный ШИМ-контроллер;
• ФАПЧ-умножитель до 64 МГц;
• шесть комплементарных ШИМ-выходов;
• защита от сквозного тока;
• синхронизация с ADC;
• быстрый аварийный останов.
Типовые применения ATmega32M1 включают практически все автомобильные системы с электромоторами — вентиляторы охлаждения двигателя, вентилятор кондиционера, бензонасосы, масляные насосы, управление положением сидений, управление стеклоподъемниками и люком.
Не остаются в стороне от автомобильных приложений и 32-разрядные AVR-микроконтроллеры. Один из уже выпускаемых контроллеров, AT32UC3A0512 — прошел сертификацию для автоприменений, и целая линейка AVR32-контроллеров готовится к проведению сертификации. На рис. 6 представлена информация о выпускаемых и готовящихся к выпуску «автомобильных» контроллерах AVR32 семейств UC3A и UC3B.
Таким образом, корпорация ATMEL предлагает весьма широкий выбор электронных компонентов для использования в экстремальных условиях, в частности, в автомобильных применениях. На смену выпускающимся в течение долгого времени 4-разрядным микроконтроллерам MARC4 приходят более скоростные и высокоинтегрированные 8- и 32-разрядные кристаллы и модули. Наращивание номенклатуры «автомобильных» контроллеров подтверждает серьезность намерений ATMEL расширить свои позиции на мировом рынке автомобильной электроники. ■
Литература
1. Материалы семинара ATMEL в Лас-Вегасе, апрель 2008 года.
2. Описания микросхем и примеры их использования, www.atmel.com
3. Королев Н., Шабынин А. Архитектура AVR: развитие вширь и вглубь. Часть 1 // Компоненты и технологии. 2007. № 2.
4. Русскоязычные материалы по теме: www.argussoft.ru/atmel,www.argussoft.ru/as-tools