Атлетическая агонистика как элемент древнегреческой олимпийской религии
Марина Александровна Богданова
Доктор философских наук
Кафедра истории зарубежной и отечественной философии, Южный федеральный университет, профессор
mabogdanova@sfedu. ru
Аннотация: Проводится культурфилософское исследование религиозного характера атлетических агонов в древнегреческом обществе. Опираясь на исторические источники, философские тексты, современные авторитетные исследования показано, что атлетические агоны составляли важную часть обрядов богопочитания, что было связанно с особенностями греческой олимпийской религии, которую можно охарактеризовать как антропоморфизм. В представлениях греков о богах отразилась повседневная жизнь и идеалы потомственной греческой аристократии, которая включала в себя различные виды агонов, в том числе и атлетических. В статье проводится мысль, что именно в гомеровские времена олимпийские игры с включением атлетических состязаний в наибольшей степени воплощали в себе культ Зевса и выступали частью богослужебной практики. В постгомеровские времена наблюдается ослабление сакрального значения олимпийских игр, усиление их зрелищной стороны и «спортизация» атлетических состязаний
Ключевые слова: олимпийская религия, олимпийские игры, антропоморфизм, агон, атлетический агон, спортизация атлетических состязаний.
Athletic agonistics as an element of ancient Greek Olympic religion
Marina A. Bogdanova
PhD in Philosophy. Associate of Professor Southern Federal University
mabogdanova@sfedu.ru
Abstract: This cultural and philosophical study is investigating the religious nature of athletic agons in ancient Greek society. Relying on historical sources, philosophical texts, and modern authoritative studies, it is shown that athletic agones formed an important part of the rites of worship, which was associated with the peculiarities of the Greek Olympic religion, which can be characterized as anthropomorphism. The Greeks' ideas about the gods reflected the daily life and ideals of the hereditary Greek aristocracy, which included various types of agonies, including athletic ones. The article suggests that it was in Homeric times that the Olympic Games with their athletic competitions most embodied the cult of Zeus and were part of the liturgical practice. In post-Homeric times, there has been a weakening of the sacred significance of the Olympic Games, the strengthening of their spectacular side and the "sportization" of athletic competitions. Keywords: Olympic religion, Olympic Games, anthropomorphism, agon, athletic agon, sportization of athletic competitions.
© М.А. Богданова (Ростов-на-Дону). mabogdanova@sfedu.ru. Южный федеральный университет. Южный Полюс 8 (1/2) (2022) DOI: 10.18522/2415-8682-2022-8-44-50
Введение. Целью данной статьи является исследование древнегреческой атлетической агонистики не с точки зрения спортивной техники и организации олимпийского праздника, хотя такой исследовательский ракурс представляется вполне заслуживающим внимание, особенно в контексте проходящих в этом году очередных зимних Олимпийских игр в Пекине, а с точки зрения уточнения ее места в системе религии древних греков.
Для достижения этой цели представляется необходимым, во-первых, указать на своеобразие олимпийской религии, во-вторых, раскрыть содержание феноменов «агон», «атлетический агон» в греческой культуре вообще, и в олимпийской религии в частности, и наконец, в-третьих определить место и значение атлетической агонистики в олимпийской религии.
Методами исследования выступают анализ исторических источников, философских текстов, метод культурно-исторической аналогии и сравнения. Использование данных методов позволяет не только лучше понять важнейший феномен греческой культуры, ставшей колыбелью европейской цивилизации, но и более объективно оценвать олимпийские игры современности, превратившиеся в заметное явление.
Своеобразие олимпийской религии. Как и у других древних народов, религия греков, которую называют олимпийской, имела множество богов и богинь и развивалась из первоначального натурализма к пантеистическому политеизму и антропоморфизму, оставляя в своей орбите прежние языческие верования, культы и мистерии.
Эволюция греческой олимпийской религии проходила через отрицание хтонических богов с одновременным сохранением их некоторых атрибутов и функций в образах богов нового поколения. Олимпийские боги - боги нового поколения, родившиеся в результате победы света, гармонии и порядка над хаосом, тьмой и бесформенностью, ведут свой отчет от Зевса - «отца богов и людей». Их рождение совершалось через титаническую борьбу и сопротивление старого новому, и память о таком сопротивлении сохранялась в антагонизме уже между богами нового поколения, спорящих по поводу жен, имущества, власти и пр.
Одним из важнейших источников наших представлений об олимпийской религии являются сочинения Гомера и Гесиода, которые назвали богов по именам, установили «зону влияния» каждого из них, описали богослужения и культовые практики, т.е. как отмечал С. Трубецкой, они «являются нам органами мифологического сознания греков» [1]. В труде «Теогония» Гесиод дает грандиозную картину происхождения богов и мира.
Не знавших раздвоения мира на материю и идею, тело и дух, небо и землю, греки эпохи архаики мыслили своих богов по аналогии с собой. Резкого отличия богов от людей в олимпийской религии вы не найдете - это антропоморфизм в чистом виде. В олимпийских богах почти ничего не было сверхчеловеческого: у них есть тело, пусть и исполинское, они нуждались во сне и отдыхе, пище и увеселениях, их жизнь состоит из того, из чего состоит жизнь людей. Они завистливы, лживы, коварны. Это даже не боги, а скорее типы человеческих характеров. На вершине Олимпа мы видим те же радости, и то же отчаяние, интриги и злобу, что и в домах простых смертных. Богам не чужды войны и пиры, болезни и страдания, не чужды им и состязания. По сути в представлениях греков о богах отразилась повседневная жизнь и идеалы потомственной греческой аристократии.
Таким образом, бог грека это не безличная, неопределённая, непостижимая сущность, разлитая в природе и космосе, а вполне себе определенное, зримое, разумно-сознательное существо, обитающее неподалеку на горе Олимп, всего в нескольких метрах от земли. Представления о богах как доступных чувственному созерцанию отразилось в пластических произведениях искусствах.
Содержание феноменов «агон», «атлетический агон». Первые случаи употребления слова «агон» мы находим у Гомера в «Илиаде» и «Одиссеи». В данных произведениях мы можем найти подробные описания состязательных игр, проводимых
греками. Например, в 23-ей песне «Илиады» рассказывается об устроенных Ахиллом поминальных играх в честь своего друга Патрокла, погибшего в бою против троянцев. Поминальные игры, включавшие состязания колесниц, борьбу, метание диска, бег, кулачный бой, стрельбу из лука, и в впоследствии составившие соревновательную программу в Олимпии в классическую эпоху, проводились ради обретения славы и достижения бессмертия.
Основательный материал посвященный атлетической агонистике можно найти в трудах Платона, Аристотеля, Ксенофана, Пиндара, Вакхилида, Симонида Кеосского, Павсания и др.
Якоб Буркхардт в работе «История греческой культуры» через понятия «агональный», «агональность», «агональный человек», «агональный дух» определяет своеобразие и уникальность греческой культуры и национального характера, заключающихся в стремлении к состязанию, борьбе. Этот мотив был подхвачен и другими исследователями [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13], в своих трудах подчеркивающих значимость состязаний в жизни греческого общества.
«Археологические находки ... показывают, замечает Ю.В. Андреев, что почти маниакальный «спортивный» азарт или, выражаясь более изящно, агональный дух сопутствовал грекам повсюду.» [2, с. 187]. Даже, оказавшись в дали от родины, они не отказывали себе в удовольствии проводить состязания. «Для этих солдат, надолго оторванных от родины и уже почти потерявших надежду на возвращение, агон оставался последним напоминанием об их принадлежности к всеэллинскому культурному сообществу и последней попыткой не потерять себя, не раствориться без следа в безбрежном варварском море» [2, с. 188].
От греческого слова «агон» - состязание, произошло слово «агонизм», прочно утвердившейся в ряде европейских языков, которым обозначают соперничество между политиками, учеными, философами, деятелями искусства. Понятием «агонистика» называют специально разработанную систему проведения соревнований по установленным правилам для публичной демонстрации физических возможностей человека, а понятие «агональность» заключает в себе стремление к первенству.
Данные понятия имели как сакральный, так и профанный смысл, а мера того и другого определялась мировоззренческими основаниями культуры античности в разные периоды.
Перенесение агонального духа из атлетических в другие сферы общества, стало по мысли А.И. Зайцева [9] мощным стимулом развития и «культурного переворота» в Древней Греции.
Место и значение атлетической агонистики в олимпийской религии. Греки не знали аскетизма2, а потому почитали своих богов радостно и сдержанно, чествовали их жертвоприношениями, искупительными обрядами, торжественными процессиями и состязательными играми. «Соревновательному духу свободных ассоциаций - этим своеобразным «мужским клубом» - соответствовал специфический вид богопочитания, столь распространенный в Элладе, а именно «агон» - общественное состязание между свободными гражданами, всегда имеющее сакральный смысл. Считалось, что победителем такого состязания мог оказаться только наиболее достойный человек, вследствие чего именно он выражал собой воплощеного бога в той области, в которой он соревновался с другими. Поэтому победителя агона широко прославляли по всей Элладе и им воздвигались
2 Аскетизм [Греч. аак^ац от аокею - упражнять], в языческой Греции слово «аскетизм» обозначало упражнения тела (Геродот, Фукидид), упражнения ума и воли (софисты), религиозный смысл стал прослеживаться у пифагорейцев, но особенно в поздней античности - у Филона Александрийского. И далее, это понятие закрепилось именного за религиозными практиками самоотречения, включающими разнообразные упражнения, ради духовного совершенства.
даже статуи, словно богам или героям» [8].
Следует добавить, что помимо символических наград, они получали и вполне вещественные «бонусы»: освобождение от налогов, кормление счет города, богатые подарки и деньги. Кстати, античная традиция обожествления олимпиоников существует и в наше вполне безрелигиозное время: имена победителей олимпийских игр остаются на вечно в спортивной истории, в честь них играет национальный гимн и поднимается флаг, за победу на играх спортсменам полагаются приличные призовые3 и почетные должности4. Но игры не были только частью культа, напротив, они составляли привычный элемент их повседневной жизни, входили в систему воспитания, были необходимой частью подготовки к войне.
Здесь следует отметить, что состязания в ритуальных целях не были исключительно греческим изобретением, обряды инициации, поминальные тризны, жертвоприношения, сопровождающиеся организацией игр, можно встретить у древних ацтеков, этрусков5, славян. Это был способ, с одной стороны, поддержать воинственный дух, с другой -канализировать избыточную агрессивность в легальные социальные русла. «Антропоморфизм греческой религии, по всей видимости, заставлял греков верить, что богам доставляет наслаждение все то, чем наслаждаются люди и что ласкает их чувства. От богов происходят добро и зло, поэтому их необходимо расположить к себе. Их благорасположение можно снискать поведением им приятным, а отвратить - неприятным. Приписывая богам, человеческие качества и страсти, они относились к ним так же, как мы относимся к могущественным людям, ища у них покровительства и защиты. Для приобретения дружбы с ними или отвращения гнева богов греки прибегали к таким же средствам, к каким часто прибегаем мы - они их одаривали. Они верили, что богам доставляет удовольствие все то, что доставляет удовольствие людям, в том числе и всякая собственность. Они любят зрелища и будут не против понаблюдать за поединками людей, полюбоваться их сильными и гибкими телами, смелостью и отвагой, поскольку им известны и понятны жажда борьбы, сладость победы и горечь поражения» [14, с. 45]. Почетным принимать участие в Олимпийских Играх считали многие деятели науки, философии, искусства: Гиппократ, Софокл. Еврипид, Эмпедокл, Пифагор, Сократ, Платон. Например, Пифагор считается олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон -олимпийским чемпионом в панкратионе. Многие из философов и литераторов уснащали свои тексты «спортивными» метафорами и эпитетами.
Современный спортивный язык не знает разницы между словами «олимпийские игры» и «олимпиада»; в древней Греции эти слова наделялись разным значением. Олимпиадой греки называли промежуток между олимпийским играми, а поскольку игры проводились раз в четыре года, то их год был равен четырем годам. Это еще раз доказывает значимость олимпийских игр для греческого мира, измеряющего время олимпийскими играми. Свое летоисчисление греки ведут с первой олимпиады 776 г. до н.э., например, 490 г. до н.э., когда произошло марафонское сражение между греками и персами, записан как 3-ий год 72-ой Олимпиады.
Данный феномен лишний раз доказывает, что греческая система отчета времени, также, как
3 В России спортсменам - победителям и призерам Олимпиады традиционно выплачивают денежные средства. Накануне Олимпийских игр в Пекине -2022 премьер-министр М. Мишустин объявил о решении поощрения спортсменов: 1 место — 4 мл. рублей 2 место — 2,5 мл. рублей 3 место — 1,7 мл. рублей. В некоторых странах спортивные власти остаются приверженцами прежних кубертеновских олимпийских традиций и призовые не выплачивают: Норвегия, Великобритания, Новая Зеландия.
4 Среди олимпийских чемпионов есть сенаторы, мэры, губернаторы, конгрессмены.
5 Кровавые бои гладиаторов в Римской империи многие специалисты связывают с этрусской традицией.
и другие системы летоисчисления6, в качестве точки отсчета брала какое-либо наиболее значимое событие в религиозно-мировоззренческом плане.
Именно в гомеровские времена олимпийские игры, с непременным включением атлетических состязаний, в наибольшей степени воплощали в себе культ Зевса и выступали частью богослужебной практики. В постгомеровские времена наблюдается ослабление сакрального значения олимпийских игр, усиление их зрелищной стороны и «спортизации» атлетических состязаний за счет увеличения «боевых» видов спорта7. Складывающаяся система профессионального атлетизма, по сути дела, профессиональный спорт, каким мы имеем его сейчас, изменила этос агонистики. Победа в состязаниях рассматривалась теперь атлетами в качестве социального лифта, посредством которого можно было поправить свое материальное положение или даже добиться признания в обществе. Следствием чего все более частым и привычным становятся случаи коррупции, подкупов и, «договорных» поединков. Выводы:
1. Греческая олимпийская религия - это религия анторопоморфическая, для которой характерно понимание бога (богов) как определенное, разумно-сознательное существо, обладающее качествами, характеристиками и потребностями человека. Состязание в рамках олимпийской религии мыслилось, с одной стороны, как продолжение титанической борьбы за утверждение нового космического порядка, с другой - как элемент образа жизни. По сути в представлениях греков о богах отразилась повседневная жизнь и идеалы потомственной греческой аристократии.
2. Исходя из исторических источников и современных авторитетных исследований, в агональности заключается своеобразие и уникальность греческой культуры и национального характера, выражающиеся в стремлении к состязанию, борьбе. Греческая агональность - это феномен, который изменялся с течением времени, приобретая новые смыслы и значения, соответствующие новым вызовам политической, экономической и социальной жизни. Перенесение агонального духа из «спортивной» в другие сферы общества, стало мощным стимулом культурного развития в Древней Греции.
3. Свое высшее выражение атлетическая агональность приобрела в олимпийских играх, являющихся частью богослужебного культа. На Олимпийских играх, устраиваемых раз в четыре года, греки, во-первых, прославляли своих богов, а, во-вторых, через систему состязания выявляли самого лучшего и достойного, того, кто угоден Зевсу. Будучи общегреческим праздником, олимпийские игры объединяли греческий мир и способствовали формированию чувства национальной общности эллинов перед лицом негреческого окружения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трубецкой С.Н. Метафизика в древней Греции [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/philosna/document/HASH54f81002d6c70aae0665f1?ed=1 (Дата обращения: 10.04.2022)
2. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб. 1999. 400 с.
6 Летоисчисление на Руси до реформы Петра I велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от хиджры -переселение пророка Мухаммеда, а вместе с ним и всех мусульман, из Мекки в Медину.
7 Например, панкратион, как самый «боевой» вид состязания появился через почти 150 лет после первой олимпиады - 648 г. до н.э.
3. Бахтин Н.М. Спорт и зрелище // Бахтин Н.М. Философия как живой опыт. Избранные статьи. М. 2008. С. 203-207.
4. Богданова М.А. Институт спорта: социокультурная динамика. Ростов-на-Дону. 2013. 296 с.
5. Визитей Н.Н. Спорт и идея олимпизма (философско-культурологический анализ проблемы) // Наука и спорт: современные тенденции. 2013. № 1. С.57-68.
6. Гаспаров М. Поэзия Пиндара. // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М. 1980. С. 360382.
7. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону, 1987. 176 с.
8. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Zelinsk/_RelEll_01.php/ (Дата обращения: 10.04.2022)
9. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л. 1985. 208 с.
10. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Том 2. М. 1997. 336 с.
11. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М. 1972. 312 с.
12. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М. 1994. 416 с.
13. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М. 2004. 539 с.
14. Богданова М.А. Парадигма смысловых регулятивов олимпийского движения в античной Греции // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 4447.
REFERENCES
1. Trubeckoj, S.N. Metafizika v drevnej Grecii. [Electronic resource]. URL: /https://iphlib.ru/library/collection/philosna/document/HASH54f81002d6c70aae0665f1?ed=1 (Accessed: 10.04.2022). (In Russian)
2. Andreev YU.V. Cena svobody i garmonii. Neskol'ko shtrihov k portretu grecheskoj civilizacii. SPb. 1999. 400 p. (In Russian)
3. Bahtin N.M. Sport i zrelishche // Bahtin N.M. Filosofiya kak zhivoj opyt. Izbrannye stat'i. M. 2008. P. 203-207. (In Russian)
4. Bogdanova M.A. Institut sporta: sociokul'turnaya dinamika: monografiya. Rostov-on-Don. 2013. 296 p. (In Russian)
5. Vizitej N.N. Sport i ideya olimpizma (filosofsko-kul'turologicheskij analiz problemy) / Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2013. № 1. P. 57-68. (In Russian)
6. Gasparov M. Poeziya Pindara. In: Pindar. Vakkhilid. Ody. Fragmenty. M. 1980. 503 p. (In Russian)
7. Drach G.V. Problema cheloveka v rannegrecheskoj filosofii. Rostov-on-Don, 1987. 176 p. (In Russian)
8. Zelinskij F.F. Religiya ellinizma. [Electronic resource] URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Zelinsk/_RelEll_01.php/ (Accessed: 10.04.2022). (In Russian)
9. Zajcev A.I. Kul'turnyj perevorot v Drevnej Grecii VIII-V vv. do n.e. L. 1985. 208 p. (In Russian)
10. Jeger V. Pajdejya. Vospitanie antichnogo greka (epoha velikih vospitatelej i vospitatel'nyh sistem). Vol. 2. M. 1997. 336 p. (In Russian)
11. Kessidi F. Ot mifa k logosu. M. 1972. 312 p. (In Russian)
12. Nicshe F. Filosofiya v tragicheskuyu epohu. M. 1994. 416 p. (In Russian)
13. Hejzinga J. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya. M. 2004. 539 p. (In Russian)
14. Bogdanova M.A. Paradigma smyslovyh regulyativov olimpijskogo dvizheniya v antichnoj Grecii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 356. Р. 44-47. (1п Russian)