Научная статья на тему 'Астрономическая площадка археологического памятника Мецамор и проблемы интерпретации'

Астрономическая площадка археологического памятника Мецамор и проблемы интерпретации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ / МЕЦАМОР / ОБСЕРВАТОРИЯ / ТАРОНИК / СИРИУС / АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА / ПЛЕЯДЫ / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ARMENIAN HIGHLAND / METSAMOR / OBSERVATORY / TARONIK / SIRIUS / ASTRONOMICAL SITE / PLEADS / PETROGLYPHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипосян А.С., Геворгян Л.П.

Наиболее известной и исследованной площадкой для наблюдения за звёздами на Армянском нагорье III-I тыс. до н.э. является археологический памятник Мецамор. Археологический комплекс находится в Араратской долине, 35 км юго-западнее Еревана, в окрестностях села Тароник, на берегу одноименной реки. Астрономический комплекс стоял примерно в 200 м западнее основного Мецаморского холма. Уже первое исследование этих скал из пемзы (застывшая лавовая пена) в 1966 году показало, что это комплекс сооружений, с глубокой древности игравших роль наблюдательных площадок. По мнению астрофизика, академика НАН Республики Армения Э. Парсамян, по всей вероятности, древние жители Мецамора наблюдали за Сириусом. На основе расчётов сферической астрономии она вычислила, что в Мецаморе XXVIII-XXVI вв. до н.э. Сириус можно было наблюдать рано утром в день летного солнцестояния, в лучах восходящего солнца. Не исключено, что жители Мецамора раннебронзового периода, как и древние египтяне могли связывать первое появление Сириуса с началом Нового года. Если эти предположения верны, то астрономические площадки Мецамора свидетельствуют о том, что древние жители Армянского нагорья были достаточно знакомы со звездным небом и могли использовать периодическое появление светил для определения времени, проведения определённых обрядов и начала земледельческих работ.The most famous and investigated site for observing stars in the Armenian Highlands III-I millennium BC is an archaeological site of Metsamor. This archaeological complex is located in the Ararat Valley, 35 km south-west of Yerevan, near the village of Taronik, on the banks of the river of the same name. The astronomical complex was located about 200 m west of the main Metsamor hill. The very first study of these pumice rocks (frozen lava foam) in 1966 showed that this is a complex of structures, that have played the role of observation sites since ancient times. According to astrophysicist, academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia E. Parsamyan, in all likelihood, the ancient inhabitants of Metsamor watched Sirius. Basing on calculations of spherical astronomy, she calculated, that in Metsamor in XXVIII-XXVI cc. BC. Sirius could be observed early in the morning on the day of the solstice in the rays of the rising sun. It is possible, that the inhabitants of Metsamor of the early Bronze Age, like ancient Egyptians, could associate the first appearance of Sirius with the beginning of the New Year. If these assumptions are true, astronomical sites of Metsamor indicate, that the ancient inhabitants of the Armenian Highlands were quite familiar with the starry sky and could use the periodic appearance of the stars to determine time, conduct certain rituals and begin agricultural work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Астрономическая площадка археологического памятника Мецамор и проблемы интерпретации»

УДК 902/904

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА МЕЦАМОР И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

А.С. Пилипосян*, Л.П. Геворгян**

*рШро8уап@уаЬоо,еош, **glp6l@mail.ru

Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства просвещения, науки, культуры и спорта Республики Армения, Ереван, Республика Армения

Аннотация. Наиболее известной и исследованной площадкой для наблюдения за звёздами на Армянском нагорье III—I тыс. до н.э. является археологический памятник Мецамор. Археологический комплекс находится в Араратской долине, 35 км юго-западнее Еревана, в окрестностях села Тароник, на берегу одноименной реки.

Астрономический комплекс стоял примерно в 200 м западнее основного Ме-цаморского холма. Уже первое исследование этих скал из пемзы (застывшая лавовая пена) в 1966 году показало, что это комплекс сооружений, с глубокой древности игравших роль наблюдательных площадок. По мнению астрофизика, академика НАН Республики Армения Э. Парсамян, по всей вероятности, древние жители Ме-цамора наблюдали за Сириусом. На основе расчётов сферической астрономии она вычислила, что в Мецаморе XXVIII—XXVI вв. до н.э. Сириус можно было наблюдать рано утром в день летного солнцестояния, в лучах восходящего солнца. Не исключено, что жители Мецамора раннебронзового периода, как и древние египтяне могли связывать первое появление Сириуса с началом Нового года.

Если эти предположения верны, то астрономические площадки Мецамора свидетельствуют о том, что древние жители Армянского нагорья были достаточно знакомы со звездным небом и могли использовать периодическое появление светил для определения времени, проведения определённых обрядов и начала земледельческих работ.

Ключевые слова: Армянское нагорье, Мецамор, обсерватория, Тароник, Сириус, астрономическая площадка, Плеяды, наскальные изображения.

Для цитирования: Пилипосян А.С., Геворгян Л.П. Астрономическая площадка археологического памятника Мецамор и проблемы интерпретации. Наследие и современность. 2020;3(1):73-83.

Ещё в ХУШ-ХГХ вв. исследователи древней истории и культуры, в том числе и астрономии, Эдуард Вальтер Моундер, Питер Карл Людвиг Шварц, Камиль Николас Фламарион утверждали, что территории Малой Азии, Армянского нагорья, Долины Плодородного Полумесяца и Междуречья являлись теми частями Древнего Ближнего Востока, где, наряду с другими знаниями, сформировались первые представления о мире, небесных светилах, зодиаке и календаре [1, с. 152].

Американский астроном-любитель Уильям Тайлер Олкотт (1873-1936) предполагал, что древние люди, которые наблюдали за группами звёзд и давали им названия, жили, вероятно, между з60-420 северной широты [2, с. 8-10]. Дальнейшие исследования подтвердили, что в рассматриваемом регионе древние наблюдатели сыграли важную роль в определении различных созвездий среди бесконечности звёздного неба, формировании их названий и истоков современной астрономии.

73

Постепенное развитие тысячелетиями накопленных знаний привело к формированию в раннесредневековой Армении устойчивой и развитой астрономии, одним из первых исследователей которой был армянский летописец VII в., географ и астроном Анания Ширакаци. Один из самых значимых его трудов под названием «География», который был написан на грабаре (древнеармянском языке), содержит подробную информацию об исторической географии Армении.

А. Ширакаци является также автором состоящего из 48 глав «Трактата о календаре и космографии», в котором анализируются некоторые проблемы астрономии, науки об атмосфере и физической географии. Он сравнил структуру мира с яйцом (земля - желток, атмосфера - белок , а небосвод - скорлупа). А. Ширакаци уже в VII в. считал, что Млечный Путь состоит из тысяч звёзд, а Луна - матовое тело, которое отражает солнечный свет [3]. Он высказал также предположение о шарообразности Земли.

Таким образом, можно заключить, что, начиная с древних времён и до раннего средневековья у наших предков окончательно сформировались представления о мире, небосводе и звёздах.

Итак, попытаемся обобщить и систематизировать те древние источники, на основе которых сформировалась и развивалась древняя астрономия. Их можно разделить на следующие четыре группы.

1. Наскальные изображения.

2. Предполагаемые астрономические рисунки и композиции, сохранившиеся на древних артефактах.

3. Археологические объекты, предположительно связанные с астрономией.

4. Средневековые рукописи армянских летописцев об астрономии.

Данная статья посвящена, в основном, источникам, которые указаны в третьей группе, но для более полного обсуждения проблемы кратко обратимся к первым двум.

Наскальные изображения. На склонах некоторых высокогорных районов Армянского нагорья (Гегама, Варденис, Вайоц Дзор, Сюник, Ван, Бюракни и др.) и на вершинах гор Арагац, Ара, Ухтасар, Аждахак и др. сохранилось более 30.000 разнообразных наскальных изображений различной датировки (рис. 1) [4-8].

4 5 6

Рис. 1. Наскальные изображения на территории Армении (1, 2) и в странах Европы (3-6) с наиболее вероятным астрономическим подтекстом

Основная часть наскальных изображений располагается на высоте от 2500 до 3300 м над уровнем моря. Таковые особенно многочисленны в Гегамских горах, которые находятся на западном побережье озера Севан. Они занимают площадь 150-180 км2 и хронологически охватывают эпохи от неолита до бронзы, время, которое характеризуется полным переходом к земледельческо-скотоводческому хозяйству. Тем не менее, точное время создания каждого из них пока неизвестно, поскольку эти памятники сохранились вне археологического (историко-культурного) контекста. По мнению специалистов, основную их часть можно датировать между VIII-II тыс. до н.э.

Наскальное изображение с наиболее вероятным астрономическим подтекстом находится на южном берегу озера Севан, недалеко от города Мартуни в Варденисских горах, в местечке Севсар (рис. 1, фото 1, 2), на высоте 2410 м над уровнем моря. Это огромные каменные плиты, на которых выгравированы кольца. По предположениям некоторых исследователей, это изображения созвездий. Историк армянской астрономии Б. Туманян связывал изображения колец с зодиакальными созвездиями Льва, Стрельца и Скорпиона [9, с. 107-108; 10, с. 172-173]. Армянские исследователи, сопоставив древние рисунки с реальной картой неба в наши дни, рассчитали возраст этих наскальных изображений. Они пришли к выводу, что композиции были созданы приблизительно в XXVII-XXV вв. до н.э., то есть в эпоху ранней бронзы, в период последней фазы оседлой, раннеземледельческой Ку-ро-араксской культуры на территории Армянского нагорья.

Петроглифы с подобными изображениями, датируемые от неолита до бронзового века (УШ-11 тыс. до н.э.), найдены также в древних поселениях Европы: Лаксе-дас-Родас, Кова-да-Брукса (Испания), Валь-Камоника (Италия). Они интерпретируются как изображения древних лабиринтов (рис. 1, фото 3-6), хотя и их возможная астральная сущность и значение не полностью отрицаются [11, с. 31-34; 12, с. 86-90, рис. VIII и IX].

Мотивы на древних артефактах. С древними астрономическими представлениями вообще и со звёздами, их положением и расположением на небосводе, в частности, связаны также сохранившиеся мотивы и рисунки на некоторых артефактах (печати, украшения, бронзовые пояса, металлическая утварь, керамика и др.) эпох бронзы и железа. В частности, речь идёт о датируемых I тыс. до н.э. древне-ближневосточных печатях. Часть таковых была обнаружена на Армянском нагорье, в археологических комплексах, датируемых временем Ванского царства (Урарту).

Первая печать была обнаружена в 1970 г. во время раскопок древнего Армавира (столица древней Армении) [13, с. 39, рис. 2]. Печать сохранилась частично (рис. 2). Вероятно, изначально она имела коническую форму, а в верхней части - приспособление с отверстием для подвешивания. Поверхность и основание фрагмента печати покрыты выгравированными композициями мифо-ритуального характера. На основании печати изображён крылатый диск (солярный символ), а под ним - схематическая фигурка лежащего жертвенного животного, по всей вероятности, козла. На фрагментарно сохранившейся боковой части выгравированы в упрощённой графической форме изображения священного дерева, астральных знаков, козла и крылатого существа, а между ними - антропоморфной фигуры, вероятно, жреца, с накидкой на плечах и ритуальным плутом в руках. Анализ формы и изображений дает возможность провести прямые аналогии между данной печатью и урартской глиптикой, в частности материалами из Кармир-блура и Топрах-кале [14, с. 110-111, рис. 4].

Рис. 2. Астрономический мотив на печати из Армавира

Следующая найденная призмовидная печать также происходит из Армавира [15, с. 35-36; 16, с. 67, табл. 65, рис. 5; 17]. На поверхности её граней и основания изображены древа жизни, крылатые мифические существа, рисунки светил и планет: звёздного скопления Плеяды и полумесяца (рис. 3). Тот факт, что изображения этих небесных тел часто встречаются на урартских и новоассирийских печатях, дает основание полагать, что они играли большую роль во время проведения обрядов на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э (рис. 4). При этом, совместное изображение молодой луны и 6 или 7 звезд Плеяд в композициях, представляющих обряды, даёт возможность предположить, что они были выгравированы в то время, когда эти небесные тела на небосклоне появлялись одновременно. Это означает, что автохтонное население Армянского нагорья, проживающее здесь в железном веке, уже в начале I тыс. до н.э. могло «считывать» информацию со звёздного неба и использовать её во время земледельческих, хозяйственных работ и обрядов.

Рис. 3. Призмовидная печать с астрономическим мотивом из Армавира

Рис. 4. Печать из Вана (Западная Армения)

Площадки для наблюдения за звёздами. Наиболее известной и исследованной площадкой для наблюдения за звёздами на Армянском нагорье III—I тыс. до н. э. является археологический памятник Мецамор. Археологический комплекс находится в Араратской долине, 35 км юго-западнее г. Еревана, в окрестностях села Тароник, на берегу одноимённой реки. В 1963 г. группой армянских геологов здесь был обнаружен огромный металлургический комплекс, датируемый Ш-1 тыс. до н.э. С 1965 г. и до наших дней на территории Ме-цамора периодически ведутся раскопки. Культурный слой раскопа датируется периодом бронзы и железа, а в городских кварталах встречаются также позднеантичные захоронения I—III вв. н.э.

77

Материал раскопок свидетельствует о том, что в период бронзы (IV-II тыс. до н.э.) Мецамор был крупным поселением, которое занимало территорию в 10,5 га, имело окружённую циклопической стеной цитадель, некрополь и отдельную площадку - «обсерваторию» для наблюдения за звёздами [18, с. 22; 19, с. 48; 20, с. 24-26].

Астрономический комплекс находился примерно в 200 м западнее основного Мецаморского холма. Уже первое исследование этих пемзовых (застывшая лавовая пена) скал в 1966 году показало, что это комплекс сооружений, который с глубокой древности играл роль наблюдательных площадок [21, с. 92-100]. Мецаморский Малый холм состоит из группы скал, на которых хорошо сохранились три площадки (рис. 5 и 6). По описанию астрофизика, академика НАН Республики Армения Эльмы Суре-новны Парсамян, первая площадка имеет треугольную форму с направленным на юг выступающим острым концом. Биссектриса этого угла совпадает с меридианом с точностью до 20. На восточной стороне треугольника находится высеченная на скале трапециевидная композиция размером 0,55 х 0,40 м, внутри которой видны четырежды повторяющиеся изображения звёзд. По направлению к юго-востоку трапеция сужается. Видимо, это не случайно, так как при случайном выборе места для изображения геометрических знаков наиболее удобной была бы середина поверхности площадки, а не её край. Из этого следует, что нанесение знаков на восточной стороне преследовало определённую цель. Сам тот факт, что трапеция с изображением звёзд находится на восточной стороне, наводит на мысль о ее связи с восходом какой-либо звезды и Солнца. Если мысленно продолжить высоту трапеции до горизонта, сопоставить это направление с восходом определённых светил и провести некоторые расчёты, то, по мнению Э. Парсамян, можно прийти к выводу, что древние жители Мецамора наблюдали, по всей вероятности, за Сириусом [22, с. 141-144]. Поверхность этой скалы во многих местах испещрена геометрическими знаками, которые повторяются и на двух других площадках.

Вторая площадка находится выше первой на 2,5 м. Она также имеет приблизительно треугольную форму и ориентирована вдоль меридиана.

Третья площадка отличается от первых двух. К ней с севера на юг ведут высеченные на склоне холма семь ступеней, которые также располагаются приблизительно в плоскости меридиана. Ступени сужаются по направлению к вершине. На последней ступени был обнаружен высеченный знак, символизирующий «север - юг - восток», то есть ориентир, дающий возможность проводить астрономические наблюдения. Таким образом, третья площадка представляет особый интерес. Если бы ступени были направлены не с севера на юг, а наоборот, то трудно было бы утверждать, что площадка имеет какую-либо связь с астрономическими наблюдениями. Если бы лестница была ориентирована с востока на запад, речь могла бы идти только о культовом сооружении. Таковое имеется на склоне Большого Мецаморского холма, и оно действительно ориентировано с востока на запад.

Расположение лестницы и площадок в Мецаморе оптимально для ведения астрономических наблюдений, так как открыт весь южный горизонт с востока на запад. Поэтому, исходя из расположения приблизительно в меридиональной плоскости третьей площадки, а также ориентира последней ступени, можно прийти к выводу, что направление ступеней было выбрано не случайно. А так как ступени расположены в меридиане не совсем точно, то дополнительно был вырублен ориентир [23].

I

Рис. 5. Схема астрономической площадки в Мецаморе

Рис. 6. Современный вид астрономической площадки в Мецаморе

Астрофизик Э. Парсамян на основе расчётов сферической астрономии вычислила, что в Мецаморе ХХУШ-ХХУ! вв. до н.э. Сириус можно было наблюдать в день летнего солнцестояния рано утром, в лучах восходящего солнца. Не исключено, что жители Мецамора ран-небронзового периода, как и древние египтяне, первое появление Сириуса связывали с началом Нового года.

Если эти предположения верны, то астрономические площадки Мецамора свидетельствуют о том, что древние жители Армянского нагорья были достаточно знакомы со звёздным небом и могли использовать периодическое появление светил для летоисчисления, проведения определённых обрядов и начала земледельческих работ.

Литература

1. Фламарион К. История неба. СПб, 1873.

2. Олькотт У.Т. Легенды звездного мира, СПб, 1914.

3. Анания Ширакаци. Космография и календарь. Ереван, 194° (на арм. яз.).

4. Туманян Б.Е., Петросян С.Б. Наскальные образы астрономического характера. Ученые записки ЕрГУ, 197°, № 1.

5. Караханян Г., Сафьян П. Наскальные изображения Сюника. Ереван, 197° (на арм. яз.).

6. Мартиросян А., Исраелян А. Наскальные изображения Гегамских гор. Ереван, 1971 (на арм. яз.).

7. Ваганян Г., Петросян С. «Каредаран» - банк наскальных изображений (петроглифов). Центр «ПОИСК», АрмНИИНТИ, Ы2Р-93. РГАСНГИ, 1993.

8. Мартиросян А. Первобытные иероглифы Армении и их урарто-армянские двойники. Вестник общественных наук. Ереван, 1971.

9. Туманян Б. Астрономические наскальные рисунки Армении // Природа. 1972, № 3.

10. Тохатян К.С. Наскальные изображения Великой Армении: Астрономические рисунки и строения // Сборник материалов Международного семинара-тренинга по историко-культурному наследию стран СНГ. Алматы, 2011.

11. http: //www.panarmenian.net/rus/details/207495/

12. Aparicio Casado B., Peña Santos A. de la. Laxe das Rodas (Santiago de Louro, Muros, A Coruña) // Guía de petróglifos de Galicia (ed. by F. V. Belmonte). Pontevedra, 2011.

13. Rey Castiñeiras J., Eiroa García J. J. Arte de la edad del bronce: los grabados rupestres de Cova da Bruxa y Laxe das Rodas (Muros, A Coruña): actuación aqueológica y revisión intrepretativa // An Murcia. 2009-2010. № 25-26. file:///C:/Users/Ashot/Downloads/Dialnet-ArteDeLaEdadDelBronce-3990220.pdf;

http: //www.muros.es/es/petroglifos.htm;

14. https: //chrontime.com/ object-petroglify-val-kamoniki

15. Тирацян Г.А. Раскопки Армавира (1970) // Вестник общественных наук. Ереван, 1972, № 2.

16. Тирацян Г.А. Урартский Армавир (По данным археологических раскопок) // Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Л., 1978.

17. Карапетян И., Енгибарян Н. Урартские погребальные урны Аргиштихини-ли // X Научная сессия, посвящённая археологическим исследованиям в Армении в 1993-1995 гг. Тезисы докладов. Ереван, 1996 (на арм. яз.).

18. Пилипосян А.С. Печати Армянского нагорья в системе древневосточной глиптики. Ереван, 1998 (на арм. яз., резюме на рус.).

19. Karapetyan, N. Yengibaryan. A New Urartian Urn Burial from Argishtikhinili. 2011.

20. https://doi.org/10.1515/za.2010.014

21. Parsamian E. Archaeoastronomy in Armenia // Astronomical Heritage in the National Culture, Archaeoastronomical Meeting Dedicated to Anania Shirakatsi s 1400th Birthday Anniversary (ed. by H. H. Harutyunian, A. M. Mickaelian, E. S. Parsamian). Yerevan, 2014 (in Armenian).

22. Mickaelian A. Armenian Astronomical Heritage // Astronomical Heritage in the National Culture, Archaeoastronomical Meeting Dedicated to Anania Shirakatsi s 1400th Birthday Anniversary (ed. by H. H. Harutyunian, A. M. Mickaelian, E. S. Parsamian). Yerevan, 2014 (in Armenian).

23. Парсамян Э.С. Древняя Астрономия в Армении // В Мире Науки. Ереван, 2018, № 2 (на арм. яз.).

24. Parsamian E.S. On Astronomical Meaning of the Small Hill of Metsamor // BAO. Commun. 1985. Vol. 57.

25. Парсамян Э.С. Археоастрономия в Армении // Историко-астрономические исследования: Минувшее, Современность, Прогнозы (под ред. А. А. Гурштейна). М., 1988.

26. Парсамян Э.С. Об астрономическом значении Малого Мецаморского холма. Ереван, 1985. http://byurakan.asj-oa.am/350/1/1985-57(92).pdf

ASTRONOMIC SITE OF THE ARCHAEOLOGICAL MONUMENT METSAMOR AND PROBLEMS OF ITS INTERPRETATION

А. Piliposyan, L. Gevorgyan

piliposyan@yahoo.com, glp61@mail.ru

Agency for safeguarding of historical environment and historical-cultural museum-preserves

of the Ministry for Education, Science, Culture and Sport of the Republic of Armenia Yerevan, Republic of Armenia

Abstract. The most famous and investigated site for observing stars in the Armenian Highlands III-I millennium BC is an archaeological site of Metsamor. This archaeological complex is located in the Ararat Valley, 35 km south-west of Yerevan, near the village of Taronik, on the banks of the river of the same name.

The astronomical complex was located about 200 m west of the main Metsamor hill. The very first study of these pumice rocks (frozen lava foam) in 1966 showed that this is a complex of structures, that have played the role of observation sites since ancient times. According to astrophysicist, academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia E. Parsamyan, in all likelihood, the ancient inhabitants of Metsamor watched Sirius. Basing on calculations of spherical astronomy, she calculated, that in Metsamor in XXVIII—XXVI cc. BC. Sirius could be observed early in the morning on the day of the solstice in the rays of the rising sun. It is possible, that the inhabitants of Metsamor of the early Bronze Age, like ancient Egyptians, could associate the first appearance of Sirius with the beginning of the New Year.

If these assumptions are true, astronomical sites of Metsamor indicate, that the ancient inhabitants of the Armenian Highlands were quite familiar with the starry sky and could use the periodic appearance of the stars to determine time, conduct certain rituals and begin agricultural work.

Keywords: Armenian Highland, Metsamor, observatory, Taronik, Sirius, astronomical site, Pleads, petroglyphs.

For citation: Piliposyan A., Gevorgyan L. Astronomic site of the archaeological monument Metsamor and problems of its interpretation. Heritage and Modern Times. 2020:3(1)^3-83.

References

1. Flamarion K. Istoriya neba. SPb, 1873.

2. OVkott U.T. Legendyv zvezdnogo mira, SPb, 1914.

3. Ananiya Shirakaci. Kosmografiya i kalendarv. Erevan, 1940 (na arm. yaz.).

4. Tumanyan B.E., Petrosyan S.B. Naskalvnyve obrazyv astronomicheskogo xarak-tera. Uchenyve zapiski ErGU, 1970, № 1.

5. Karaxanyan G., Saf^yan P. Naskalvnyve izobrazheniya Syunika. Erevan, 1970 (na arm. yaz.).

6. Martirosyan A., Israelyan A. Naskalvnyve izobrazheniya Gegamskix gor. Erevan, 1971 (na arm. yaz.).

7. Vaganyan G., Petrosyan S. «Karedaran» - bank naskalvnyvx izobrazhenij (petro-glifov). Centr «POISK», ArmNIINTI, N2P-93. RGASNGI, 1993.

8. Martirosyan A. Pervobyvtnyve ieroglifyv Armenii i ix urarto-armyanskie dvojniki. Vestnik obshhestvennyvx nauk. Erevan, 1971.

9. Tumanyan B. Astronomicheskie naskalvnyve risunki Armenii // Priroda. 1972, №3.

10. Toxatyan K.S. Naskalvnyve izobrazheniya Velikoj Armenii: Astronomicheskie risunki i stroeniya // Sbornik materialov Mezhdunarodnogo seminara-treninga po istoriko-kuTturnomu naslediyu stran SNG. Almatyv, 2011.

11. http://www.panarmenian.net/rus/details/207495/

12. Aparicio Casado B., Peña Santos A. de la. Laxe das Rodas (Santiago de Louro, Muros, A Coruña) // Guía de petróglifos de Galicia (ed. by F. V. Belmonte). Pontevedra, 2011.

13. Rey Castiñeiras J., Eiroa García J. J. Arte de la edad del bronce: los grabados rupestres de Cova da Bruxa y Laxe das Rodas (Muros, A Coruña): actuación aqueológica y revisión intrepretativa // An Murcia. 2009-2010. № 25-26. file:///C:/Users/Ashot/Downloads/Dialnet-ArteDeLaEdadDelBronce-3990220.pdf;

http: //www.muros.es/es/petroglifos .htm;

14. https://chrontime.com/object-petroglify-val-kamoniki

15. Tiraczyan GA. Raskopki Armavira (1970) // Vestnik obshhestvennyvx nauk. Erevan, 1972, № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tiraczyan GA. Urartskij Armavir (Po dannyvm arxeologicheskix raskopok) // KuTtura Vostoka: Drevnostv i rannee srednevekov^e. L., 1978.

17. Karapetyan I., Engibaryan N. Urartskie pogrebalvnyve urnyv Argishtixinili // X Nauchnaya sessiya, posvyashhyonnaya arxeologicheskim issledovaniyam v Armenii v 19931995 gg. Tezisyv dokladov. Erevan, 1996 (na arm. yaz.).

18. Piliposyan A.S. Pechati Armyanskogo nagorvya v sisteme drevnevostochnoj gliptiki. Erevan, 1998 (na arm. yaz., rezyume na rus.).

19. Karapetyan, N. Yengibaryan. A New Urartian Urn Burial from Argishtikhinili. 2011.

20. https://doi.org/10.1515/za.2010.014

21. Parsamian E. Archaeoastronomy in Armenia // Astronomical Heritage in the National Culture, Archaeoastronomical Meeting Dedicated to Anania Shirakatsi s 1400th Birthday Anniversary (ed. by H. H. Harutyunian, A. M. Mickaelian, E. S. Parsamian). Yerevan, 2014 (in Armenian).

22. Mickaelian A. Armenian Astronomical Heritage // Astronomical Heritage in the National Culture, Archaeoastronomical Meeting Dedicated to Anania Shirakatsi s 1400th Birthday Anniversary (ed. by H. H. Harutyunian, A. M. Mickaelian, E. S. Parsamian). Yerevan, 2014 (in Armenian).

23. Parsamyan E\S. Drevnyaya Astronomiya v Armenii // V Mire Nauki. Erevan, 2018, № 2 (na arm. yaz.).

24. Parsamian E.S. On Astronomical Meaning of the Small Hill of Metsamor // BAO. Commun. 1985. Vol. 57.

25. Parsamyan E\S. Arxeoastronomiya v Armenii // Istoriko-astronomicheskie is-sledovaniya: Minuvshee, Sovremennostv, Prognozyv (pod red. A. A. Gurshtejna). M., 1988.

26. Parsamyan E\S. Ob astronomicheskom znachenii Malogo Meczamorskogo xol-ma. Erevan, 1985. http://byurakan.asj-oa.am/350/1/1985-57(92).pdf

Сведения об авторах

Пилипосян Ашот Суренович, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства просвещения, науки, культуры и спорта Республики Армения, Ереван, Республика Армения. E-mail:piliposyan@yahoo.com

Геворгян Лианна Погетовна, профессор МАДЕНМ, заместитель директора по фондовой работе Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства просвещения, науки, культуры и спорта Республики Армения, Ереван, Республика Армения Е-таП^1р61@таП.ги

Authors of the publication

Ashot Piliposyan, Doctor of History, Professor, Vice director for science of the Agency for safeguarding of historical environment and historical-cultural museum-preserves within the Ministry for education, science, culture and sports of the Republic of Armenia, Yerevan, Republic of Armenia. E-mail:piliposyan@yahoo.com

Lianna Gevorgyan, professor of MADENM, vice director for funds of the Agency for safeguarding of historical environment and historical-cultural museum-preserves within the Ministry for education, science, culture and sports of the Republic of Armenia, Yerevan, Republic of Armenia. E-mail:glp61@mail.ru

Дата поступления 14.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.